Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№24 «Колосок» г. Назарово Красноярского края
Дополнительная общеобразовательная программа
«Волшебная Бумага»
Направленность программы: художественная
Срок реализации 1 год.
Возраст обучающихся от 6 до 7 лет
Авторы: воспитатель
Тартынская М.Г
Назарово 2022-2023г.
Пояснительная записка
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой: разорванная, бумажные салфетки и с нетрадиционным материалом: древесные опилки, стружка от карандашей, крупы, пластилин, листья гербария, яичная скорлупа, остатки пряжи, ткань, вата, тесто. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Программа актуальна, так как предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Аппликация выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.
При разработке рабочей программы учитывались следующие принципы:
• Гуманизации;
• Дифференциации.
• Принцип непрерывности и системности образования.
Формы и методы обучения.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; презентации, игры, конкурсы. А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ педагогом и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)
Данная программа адресована детям 6 – 7 лет. Она реализуется на базе МБДОУ «Детский сад №24 «Колосок».
Общая продолжительность обучения составляет 33 часа в год.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся - 1 раз в неделю во второй половине дня.
Продолжительность 30 минут.
Занятия организуются в соответствии с нормами СанПиНа.
Срок реализации программы –1 год.
Содержание рассчитано на детей 7-го года жизни.
Цель и задачи программы:
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель данной программы:
— развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоциональногоотношения к действительности.
Воспитательные:
- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками,терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимостьк чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом ивоспитанниками;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Содержание программы:
Развивается художественно-эстетическое развитие, ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; фольклора. Реализует самостоятельную творческую деятельность детей (изобразительной, конструктивно-модельной). Развивается любовь к родному краю, искусству, традициям.
Технические средства образования:
• Компьютер;
• Наглядные пособия: плакаты, таблицы, муляжи, модули.
• Альбомы, цветная бумага, клей, клеенка, пластилин, карандаши, гуашь, кисть, стаканчики, салфетки.
Дидактические принципы реализации программы:
Принцип культуросообразности: построение содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
Принцип сезонности: построения содержания программы с учётом природных и климатических особенностей местности в данный момент времени;
Принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному»;
Принцип цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением;
Принцип развивающего характера художественного образования;
Принцип природосообразности: постановка задач художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных способностей;
Принцип интереса: построение содержания программы с опорой на интересы отдельных детей и группы в целом.
Принципы содержания программы:
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
4. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
5. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
6. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети — дети, дети — родители, дети — педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
Общие принципы содержания и технологии программы:
Содержание программы ориентировано на знакомство детей с особенностями, свойствами и возможностями использования теста, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения.
Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, поделок и работ детей, педагога, родителей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.
Программа может быть использована в системе дошкольного образования
Для реализации программы используются следующие формы работы с детьми:
- занятия;
- выставки;
- совместное творчество детей и родителей.
Учебно–тематический план дополнительной образовательной программы
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма контроля |
1 | Вводное занятие | 1 | |
2 | Аппликация из стружки от карандашей. | 1(октябрь) 1(апрель) | Выставка работ |
3 | Аппликация из пластилина | 1 | Выставка работ |
4 | Аппликация из теста | 1 | Выставка работ |
5 | Аппликация из осенних листьев | 1 | Выставка работ |
6 | Аппликация из ваты | 1 | Выставка работ |
7 | Аппликация из ткани | 1(ноябрь) 1 (апрель) | Выставка работ |
8 | Аппликация из шерстяной нити | 1(декабрь) 1(январь) | Выставка работ |
9 | Аппликация из салфеток | 1(ноябрь) 1(февраль) 1(март) 1(май) | Выставка работ |
10 | Объемная аппликация из бумаги | 1(сентябрь) 1(ноябрь) 1(декабрь) | Выставка работ |
11 | Аппликация из манной крупы | 1(декабрь) 1(апрель) | Выставка работ |
12 | Аппликация из ячневой крупы | 1 | Выставка работ |
13 | Аппликация в технике «квиллинг» | 1(февраль) 1(май) | Выставка работ |
14 | Аппликация в смешанной технике | 1 | Выставка работ |
15 | Аппликация из шариков пластилина | 1(октябрь) 1(март) | Выставка работ |
16 | Аппликация в технике обрывания бумаги | 1(сентябрь) 1(март) | Выставка работ |
17 | Аппликация из яичной скорлупы | 1(декабрь) 1(февраль) 1(март) | Выставка работ |
18 | Аппликация из сухих иголок от ели | 1 | Выставка работ |
19 | Коллективная аппликация в смешанной технике | 1 | Выставка работ |
| Итого: | 33 | |
Календарно – тематическое планирование
Месяц | Темы занятий | Цели |
Сентябрь | Вводное | Изучение правил техники безопасности работы. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Изучение волшебные свойства бумаги. |
| «Осеннее дерево» | Обрывание бумаги. Учить детей техники обрывания бумаги; закрепить представления о свойствах бумаги. Альбомные листы, цветная бумага, клей, щетина, цветные карандаши. |
| «Букет из листьев» | Объёмная аппликация. Учить детей создавать объёмные листья; закреплять умение вырезать из бумаги, сложенной в несколько раз; развивать чувство композиции; учить самостоятельно придумывать композицию; воспитывать желание делать приятное близким. Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина. |
Октябрь | «Бабочка-красавица» | Аппликация из стружки от карандашей. Учить детей наклеивать древесную стружку от карандашей; создавать образ бабочки; развивать цветовое восприятие. Листы картона, клей, кисть-щетина, строгалка и цветные карандаши. |
«Я поймал рыбку» | Шарики из пластилина Учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете рыбки; развивать мелкую моторику. Листы картона, трафареты рыбки, клей, щетина, пластилин. |
«Листопад» | Аппликация из осенних листьев Учить детей аккуратно приклеивать засушенные листья к картону; создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). Засушенные осенние листья, картон, клей, щетина. |
«Зайчик-листопадничек» | Аппликация ватой. Учить детей наклеиванию ватой; воспитывать бережное отношение к животным; развивать интерес к окружающему. Листы картона, вата, клей, щетина, кисть, гуашь |
Ноябрь | «Кошечка». | Учить детей трафаретному вырезыванию из ткани; наклеиванию ткани на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и любовь к животным. Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, ткань, цветная бумага. |
«Ветка рябины» | Аппликация из скатанных салфеток. Учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их; развивать чувство композиции; закреплять умение вырезать детали из бумаги, сложенной в несколько раз. Альбомные листы, цветная бумага, ножницы, салфетки, клей, щетина, гуашь, кисти. |
«Лучший друг человека» | Аппликация из ткани. Учить детей трафаретному вырезыванию из ткани; наклеиванию ткани на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и любовь к животным. Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, ткань, цветная бумага. |
«Букет для мамы» | Объёмная аппликация Учить детей создавать объёмные цветы; закреплять умение вырезать из бумаги, сложенной в несколько раз; развивать чувство композиции; учить самостоятельно придумывать композицию; воспитывать желание делать приятное близким. Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина. |
Декабрь | «Зимний пейзаж» | Учить детей аппликации манной крупой; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе. Листы картона, клей, кисть-щетина, манка. |
«Рыжая плутовка» | Размазывание пластилином Учить детей равномерно размазывать кусочек пластилина по трафарету; развивать умение выразительно передавать образ лисицы; закреплять умение добавлять что-то своё в работу. Листы картона, цветная бумага, ножницы, пластилин, клей, щетина. |
«Ёлочка - пушистая иголочка» | Аппликация из шерстяной нити Учить детей аппликации из шерстяной нити, разрезанной на мелкие части; развивать фантазию и воображение; воспитывать аккуратность. Листы картона, клей, кисть-щетина, шерстяные нитки, салфетки, пластилин. |
«Новогодняя открытка» | Объёмная аппликация продолжать учить детей делать объёмную аппликацию; развивать чувство композиции; воспитывать желание делать приятное близким. Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина. |
Январь | «Черепаха» | Учить детей аппликации из яичной скорлупы; учить выразительно передавать образ черепахи в работе; воспитывать эстетическое восприятие природы. Листы картона, клей, кисть-щетина, яичная скорлупа, трафарет черепахи, гуашь, кисти. |
«Мишка на севере» | Аппликация из шерстяной нити Продолжать учить детей наклеивать шерстяную нить на картон; расширять знания детей об окружающем мире. Листы картона, клей, щетина, шерстяная нить. |
«Мои игрушки» | Аппликация из теста Учить детей создавать аппликацию из теста; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и бережное отношение к своим игрушкам. Листы картона, клей, кисть-щетина, кисти, гуашь, солёное тесто. |
Февраль | «Царь зверей» | Продолжать учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете; воспитывать аккуратность в работе с клеем и салфеткой. Листы картона, клей, кисть-щетина, салфетка, трафарет льва. |
«Петя-петушок» | Размазывание пластилином, аппликация крупой и шерстяной нитью Учить детей равномерно размазывать кусочек пластилина по трафарету; развивать умение выразительно передавать образ петушка; учить сочетать в работе несколько видов аппликации. Листы картона, пластилин, крупа, шерстяная нить, клей, щетина. |
«Фрукты, которые я люблю» | Аппликация из яичной скорлупы Учить детей аппликации из яичной скорлупы; воспитывать эстетическое восприятие природы; развивать чувство композиции и колорита. Листы картона, клей, кисть-щетина, яичная скорлупа, кисти, гуашь. |
«Полет к звездам» | Создание композиции в технике квиллинг. Развитие мелкой моторики, формирование конструктивных навыков, развитие усидчивости. |
Март | «8 марта» | Аппликация из скатанных салфеток Продолжать учить детей аппликации из скатанных салфеток; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с клеем; воспитывать желание делать подарки близким. Листы картона, клей, кисть-щетина, салфетки, кисти, гуашь. |
«Паук в паутине» | Обрывание бумаги Учить детей техники обрывания бумаги; закрепить представления о свойствах бумаги; вызывать интерес к насекомым. Альбомные листы, цветная бумага, клей, щетина, цветные карандаши. |
«Цыплёнок» | Шарики из пластилина Учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете цыплёнка; развивать мелкую моторику. Листы картона, пластилин, трафарет цыплёнка. |
«Мухомор - красавец» | Аппликация из яичной скорлупы Продолжать учить детей наклеивать яичные скорлупки на картон; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность. Листы картона, яичная скорлупа, клей, щетина, кисти, гуашь. |
Апрель | «Космос» | Аппликация манкой Учить детей аппликации манной крупой; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе. Листы картона, клей, кисть-щетина, манка, кисти, гуашь. |
«Встреча колобка с медведем» | Аппликация из ткани Закреплять умение детей вырезать силуэты животных по трафарету из ткани; развивать умение выразительно передавать образ героев сказки; закреплять умение добавлять что-то своё в работу. Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина. |
«Цветы в вазе» | Аппликация из стружки от карандашей Учить детей наклеивать древесную стружку от карандашей; самостоятельно придумывать образы цветов; развивать цветовосприятие Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, цветная бумага, стружка от карандашей. |
«Ёжик - ни головы, ни ножек» | Размазывание пластилином и выкладывание сухих иголок от ели Учить детей равномерно размазывать кусочек пластилина по трафарету; развивать умение выразительно передавать образ ёжика с помощью еловых иголок; закреплять умение добавлять что-то своё в работу Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина, пластилин, еловые иголки. |
Май | «Весёлая овечка» | Аппликация из салфеток Закрепить умение детей скатывать шарики из салфеток; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к животным. Листы картона, клей, кисть-щетина, салфетки. |
«Одуванчик» | Аппликация манкой Продолжать учить детей аппликации манной крупой; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе Листы картона, цветная бумага, ножницы, манная крупа, клей, щетина, гуашь, кисти. |
«Кот-трусишка» | Создание композиции в технике квиллинг. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать аккуратность в работе. Развивать пространственное воображение. Воспитывать интерес к искусству квиллинга. |
«Дети – цветы жизни» | Итоговое занятие кружка. Коллективная работа. |
Планируемые результаты работы:
К концу года дети должны уметь:
- вырезать из бумаги одинаковые фигуры из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения –из бумаги, сложенной пополам;
- использовать в работе приёмы обрывной аппликации;
- раскладывать вырезанные детали на бумаге, а затем их наклеивать тщательно смазав клеем;
- правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник, вырезать круги из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
- подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;
- аккуратно использовать материалы.
Литература к программе
Интернет сайты «Дошколенок», «Воспитатель», «Все для воспитателя»;
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»;
Т. Г. Казакова «Занятия по изобразительной деятельности»;
Л. И. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;
Малышева А. Н, Н. В. Ермалаева Аппликация в детском саду. - Академия Развития, 2007;
Ю.Ю. Чудина «Квиллинг для всей семьи: от простого к сложному».-2013.