Пояснительная записка.
Направленность программы
Программа направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка. Предполагаемая рабочая программа ориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привития начальных навыков в искусстве танца.
Актуальность программы
В настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья, получение общего эстетического, морального и физического развития. Занятия танцем подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность; формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотные манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.
Рабочая программа рассчитана на детей с 7 до 18 лет и составлена в соответствии с нормами, установленными следующей законодательной базой:
Конституцией Российской Федерации;
Конвенцией о правах ребенка;
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепцией развития дополнительного образования от 4.09.2014г. № 1726-р;
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН;
Письмом Минобрнауки России «О направлении информации» от 18.11.2015г. № 09-324.
Цели программы:
формирование условий для разностороннего развития индивидуальных особенностей личности обучающихся посредством изучения различных направлений в хореографии;
развитие творческих способностей школьников в процессе музыкально-ритмической деятельности;
формирование духовно богатой, гуманистически ориентированной, развитой, творческой личности средствами танцевального искусства;
воспитание чувство коллективизма, способности к продуктивному творческому общению.
Задачи программы:
Образовательные:
обучить основным танцевальным направлениям данной программы;
обучить технике выполнения классического и современного экзерсиса;
обучить практическому применению теоретических знаний.
Развивающие:
способствовать развитию умственной и физической работоспособности;
сформировать приемы сценической выразительности и актёрского мастерства;
способствовать развитию интереса к миру танца.
Воспитательные:
воспитать культуру личности обучающегося средствами хореографического искусства;
сформировать танцевальную культуру подрастающего поколения;
социально ориентировать учащихся, помочь их становлению в обществе; формировать творческую личность;
воспитать гражданскую позицию и чувство патриотизма;
воспитать ответственность и добросовестное отношение к начатому делу.
Сроки реализации программы дополнительного образования пять лет.
Этапы реализации программы
Вводный этап
Обучающиеся получат первоначальные знания о направлениях в хореографии; познакомятся с правилами поведения в танцевальном коллективе, структурой проведения занятий; смогут выполнять разминку под музыку; овладеют навыками выполнения классического экзерсиса у станка; смогут выполнять простейшие акробатические элементы, и упражнения для развития эмоциональности и актерского мастерства, а так же овладеют специальной терминологией.
Основной этап
В дальнейшем происходит совершенствование всего комплекса профессиональных знаний и навыков, полученных за данный период обучения. Дети научатся свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей, применяя ранее изученные упражнения, в различных комбинациях, рисунках и танцах. У обучающихся начнет формироваться индивидуальный стиль, развиваться профессиональная память.
Занятия на основном этапе предполагают развитие более сложных движений, комбинаций, рисунков и композиций. Обучающиеся смогут свободно различать движения и упражнения разных направлений в хореографии и технически правильно их выполнять. Овладеют методическими знаниями и более сложной терминологией. Сформируются начальные теоретические и технические навыки использования приемов актерского мастерства и сценической выразительности на практике.
Завершающий этап
На завершающем этапе происходит совершенствование всех практических и теоретических знаний, полученных за весь период обучения. Обучающиеся овладеют профессиональными навыками постановочной и концертной деятельности. Смогут достойно переносить физические нагрузки, выполняя сложную танцевальную лексику. Овладеют приемами адаптации в современном обществе.
После завершения образовательной программы обучающиеся смогут выйти на профессиональный этап работы: участие в конкурсах и фестивалях областного, регионального, всероссийского и международного уровней.
Продолжительность одного занятия - 45 минут, между занятиями 15-минутные перерывы. С целью охраны здоровья детей проводятся паузы в форме релаксаций, упражнений на расслабление мышц, упражнения на восстановление дыхания.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
За период обучения обучающиеся получают определенный объем знаний и умений.
1 год обучения
Знать:
основные термины классического экзерсиса;
основные термины экзерсиса танца джаз – модерн;
точки плана класса, их расположение;
правила постановки корпуса;
позиции рук, ног, головы в классическом танце;
позиции рук, ног в танце джаз-модерн;
комплекс выполнения акробатических упражнений;
правила поведения на занятиях.
Уметь:
выполнять по заданию педагога упражнения по актерскому мастерству;
различать музыкальные темпы, соединяя их с элементами упражнений;
выполнять танцевальные шаги по инструкции педагога;
Иметь навыки:
2 год обучения
Знать:
основы постановочной и концертной деятельности;
различные направления в хореографии.
Уметь:
выполнять классический экзерсис у танцевального станка;
уметь выполнять упражнения на изоляцию в танце джаз-модерн;
уметь выполнять батман тондю модерн на середине зала;
применять на практике правила постановки корпуса рук, ног и головы в хореографии;
выполнять основные ориентиры (рисунки) по инструкции педагога;
выполнять комплекс акробатических упражнений;
применять актерское мастерство и сценическое перевоплощение, и выразительность в хореографических композициях;
использовать специальную хореографическую терминологию на занятиях.
Иметь навыки:
Иметь представление:
3 год обучения
Знать:
последовательность исполнения классического экзерсиса у станка;
навыки выполнения вращений в продвижении, на середине зала;
навыки артистичности, эмоциональности и выразительности;
основные термины танца джаз- модерн.
Уметь:
выполнять батман тондю жете на середине;
выполнять экзерсис у станка танца джаз- модерн;
выполнять вращения на середине зала;
выполнять вращения в продвижении;
выполнять движения в соответствии с динамическими оттенками;
выполнять навыки креативного мышления в работе над хореографическими образами;
выполнять упражнения на смену уровней.
Иметь навыки:
4 год обучения
Знать:
правила культуры поведения на сценической площадке;
навыки технического выполнения основных упражнений на середине зала.
Уметь:
исполнять прыжковые комбинации в продвижении;
применять наработанные данные: гибкость, пластичность, музыкальность;
применять навыки самоконтроля и проверки знаний в своей работе;
выполнять три пор де бра танца джаз-модерн.
Иметь навыки:
5 год обучения
Знать:
Уметь:
выполнять сложные акробатические упражнении, как в паре, группе, так и сольно;
проявлять интерес и фантазию в создании хореографических композиций;
выполнять самостоятельно задания на импровизацию;
выполнять изученные стили хореографии в постановках.
Иметь навыки:
выдержки, активности и лидерства в коллективе;
профессионального мастерства в выполнении хореографических
постановок.
Формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы.
Основной формой отслеживания результатов реализации программы является – педагогическое наблюдение.
На основе данной технологии планируются, разрабатываются и проводятся конкретные занятия по следующим формам:
участие в открытых занятиях;
концерт;
беседа;
соревнование;
участие в мероприятиях;
участие в конкурсах и фестивалях.
Тематическое планирование 1 года обучения.
№ п\п | Наименование темы | Количество часов |
теория | практика |
1 | Вводное занятие: правила техники безопасности; правила поведения в классе; знакомство с коллективом, структурой занятия. | 2 | |
2 | Понятие о динамике, ритме, музыкальном размере. Образные упражнения. | 2 | 4 |
3 | Основы классического танца: постановка корпуса, позиции рук, ног, положение головы. | 1 | 2 |
4 | Основы классического танца: поклон; I пор де бра; demi plié; releve; классический экзерсис лицом к станку. | 1 | 2 |
5 | Основы классического танца: battement tendue из 1 позиции; battement tendue jete из 1 позиции; прыжки соте. | 1 | 2 |
6 | Основы современных направлений в хореографии. | 1 | |
7 | Джаз-модерн: позиции рук и ног; подготовка к растяжке. | 1 | 3 |
8 | Упражнения на развитие гибкости позвоночника: березка; стойка на лопатках; растяжка. | 1 | 3 |
9 | Партерная гимнастика; упражнения на развитие гибкости. | 1 | 2 |
10 | Этюды – импровизации на самостоятельное создание различных образов, развивающие творческую активность учащихся. | | 2 |
11 | Актерское мастерство: упражнения для сплочения коллектива; упражнения на развитие эмоциональности, раскрепощенности. | | 3 |
12 | Строевые упражнения: виды перестроений: круг, колонна, линия; способы перестроений; Танцевальные шаги. | 1 | 3 |
13 | Музыкально-подвижные игры; Музыкально-подвижные игры по ритмике. | | 2 |
14 | Креативная гимнастика; Импровизация под музыкальное сопровождение. | | 2 |
15 | Постановочная деятельность: разучивание танцевальных связок; построение рисунков; | 1 | 4 |
16 | Постановочная деятельность: работа над танцевальными образами; работа над манерой исполнения постановки. | 1 | 4 |
17 | Постановочная и репетиционная работа. | | 4 |
18 | Отработка танца. | | 4 |
19 | Просмотр видео – материала: просмотр своих номеров (работа над ошибками); | | 2 |
20 | Просмотр видео – материала: просмотр классических постановок. | | 2 |
21 | Просмотр видео – материала: просмотр постановок современной хореографии. | | 2 |
Итого | 66 |
Тематическое планирование 2 года обучения.
№ п\п | Наименование темы | Количество часов |
теория | практика |
1 | Вводное занятие: правила техники безопасности; правила поведения в классе. | 1 | |
2 | Связь музыки и движения. Строение музыкальной и танцевальной речи. | 1 | 2 |
3 | Основы классического танца: II, III пор де бра; | 1 | 4 |
4 | Основы классического танца: разучивание классического экзерсиса у танцевального станка. | 1 | 4 |
5 | Основы современных направлений в хореографии: экзерсис на середине; пор де бра; кроссовые упражнения. | 1 | 5 |
6 | Березка; стойка на лопатках; | 1 | 2 |
7 | Упражнения на развитие гибкости позвоночника; растяжка. | 1 | 2 |
8 | Партерная гимнастика; упражнения на развитие гибкости. | 1 | 3 |
9 | Этюды – импровизации на самостоятельное создание различных образов, развивающие творческую активность учащихся. | | 3 |
10 | Актерское мастерство: упражнения на развитие эмоциональности, раскрепощенности. | | 2 |
11 | Строевые упражнения: виды перестроений: круг, колонна, линия; способы перестроений; Танцевальные шаги. | | 2 |
12 | Музыкально-подвижные игры; Музыкально-подвижные игры по ритмике. | | 3 |
13 | Креативная гимнастика; Импровизация под музыкальное сопровождение. | | 3 |
14 | Постановочная деятельность: разучивание танцевальных связок; построение рисунков; | | 5 |
15 | Постановочная деятельность: работа над танцевальными образами; работа над манерой исполнения постановки. | | 5 |
16 | Постановочная и репетиционная работа. | | 5 |
17 | Отработка танца. | | 4 |
18 | Просмотр видео – материала: просмотр своих номеров (работа над ошибками); | | 2 |
19 | Просмотр видео – материала: просмотр классических постановок. | | 2 |
20 | Просмотр видео – материала: просмотр постановок современной хореографии. | | 2 |
Итого | 68 |
Тематическое планирование 3 года обучения.
№ п\п | Наименование темы | Количество часов |
теория | практика |
1 | Вводное занятие: правила техники безопасности; правила поведения в классе. | 1 | |
2 | Работа над постановкой корпуса, рук и головы. | 1 | 2 |
3 | Основы классического танца: усложненный поклон; IV, V, VI пор де бра. | 2 | 7 |
4 | Основы классического танца: разучивание классического экзерсиса у танцевального станка; разучивание прыжковых комбинаций. | 2 | 7 |
5 | Основы современных направлений в хореографии: экзерсис на середине; пор де бра; кроссовые упражнения. | 2 | 10 |
6 | Demi-plie; grand-plie по I и II позициям лицом к станку. | 1 | 5 |
7 | Растяжка у станка. Перегибы корпуса назад и в сторону. | 1 | 7 |
8 | Партерная гимнастика; упражнения на развитие гибкости. | 1 | 5 |
9 | Этюды – импровизации на самостоятельное создание различных образов, развивающие творческую активность учащихся. | | 5 |
10 | Актерское мастерство: упражнения на развитие эмоциональности, раскрепощенности. | | 3 |
11 | Вращения на месте и по диагонали. | | 3 |
12 | Музыкально-подвижные игры; Музыкально-подвижные игры по ритмике. | | 3 |
13 | Креативная гимнастика; Импровизация под музыкальное сопровождение. | | 3 |
14 | Постановочная деятельность: разучивание танцевальных связок; построение рисунков; | | 5 |
15 | Постановочная деятельность: работа над танцевальными образами; работа над манерой исполнения постановки. | | 5 |
16 | Постановочная и репетиционная работа. | | 10 |
17 | Отработка танца. | | 5 |
18 | Просмотр видео – материала: просмотр своих номеров (работа над ошибками); | | 2 |
19 | Просмотр видео – материала: просмотр классических постановок. | | 2 |
20 | Просмотр видео – материала: просмотр постановок современной хореографии. | | 2 |
Итого | 102 |
Тематическое планирование 4 года обучения.
№ п\п | Наименование темы | Количество часов |
теория | практика |
1 | Вводное занятие: правила техники безопасности; правила поведения в классе. | 1 | |
2 | Разминка по кругу: шаг с носка, шаг на полупальцах и на пятках, галопы. | | 4 |
3 | Разминка на середине: наклоны головы вперёд, назад и в стороны, повороты головы вправо-влево, круговые движения, подъём плеч вверх-вниз. | | 4 |
4 | Основы классического танца: усложненный поклон; усложнение классического экзерсиса на середине зала. | 2 | 7 |
5 | Позы классического танца. | 4 | 10 |
6 | Основы классического танца: разучивание арабесков; разучивание прыжковых комбинаций. | 2 | 5 |
7 | Упражнения, сидя на полу: укрепление мышц спины, постановка осанки, вытянутость ног в колене и в стопе, растяжение ахиллово сухожилия. | 1 | 8 |
8 | Упражнения, лёжа на спине: укрепление мышц брюшного пресса, выворотности бёдер. | 1 | 8 |
9 | Джаз-модерн: усложнение экзерсиса на середине зала; прыжковые комбинации. | 1 | 10 |
10 | Актерское мастерство: упражнения на развитие эмоциональности, раскрепощенности. | | 4 |
11 | Контактная импровизация в паре. Самостоятельная работа. | | 5 |
12 | Контактная импровизация в группе. Самостоятельная работа. | | 5 |
13 | Креативная гимнастика; Импровизация под музыкальное сопровождение. | | 4 |
14 | Постановочная деятельность: разучивание танцевальных связок; построение рисунков; | | 10 |
15 | Постановочная деятельность: работа над танцевальными образами; работа над манерой исполнения постановки. | | 10 |
16 | Постановочная и репетиционная работа. | | 15 |
17 | Отработка танца. | | 9 |
18 | Просмотр видео – материала: просмотр своих номеров (работа над ошибками); | | 2 |
19 | Просмотр видео – материала: просмотр классических постановок. | | 2 |
20 | Просмотр видео – материала: просмотр постановок современной хореографии. | | 2 |
Итого | 136 |
Тематическое планирование 5 года обучения.
№ п\п | Наименование темы | Количество часов |
теория | практика |
1 | Вводное занятие: правила техники безопасности; правила поведения в классе. | 1 | |
2 | Разминка по кругу: шаг с носка, шаг на полупальцах и на пятках, галопы. | | 2 |
3 | Передвижение в пространстве. Движения по диагонали. | | 4 |
4 | Комбинации дорожек по диагонали . | | 6 |
5 | Березка; стойка на руках; упражнения на развитие гибкости позвоночника. | 1 | 5 |
6 | Основы классического танца: разучивание арабесков; разучивание прыжковых комбинаций. | 1 | 5 |
7 | Основы классического танца: усложненный поклон; усложнение классического экзерсиса на середине зала. | 1 | 5 |
8 | Упражнения, лёжа на спине: укрепление мышц брюшного пресса, выворотности бёдер. | 1 | 5 |
9 | Джаз-модерн: усложнение экзерсиса на середине зала; прыжковые комбинации. | 1 | 5 |
10 | Актерское мастерство: упражнения на развитие эмоциональности, раскрепощенности. | | 6 |
11 | Разучивание трюковых элементов в паре. | | 8 |
12 | Контактная импровизация в группе. Самостоятельная работа. | | 5 |
13 | Упражнения в группе по трое, четверо; задания на импровизацию с воображаемым предметом. | | 5 |
14 | Постановочная деятельность: разучивание танцевальных связок; построение рисунков; | | 15 |
15 | Постановочная деятельность: работа над танцевальными образами; работа над манерой исполнения постановки. | | 15 |
16 | Постановочная и репетиционная работа. | | 20 |
17 | Отработка танца. | | 13 |
18 | Просмотр видео – материала: просмотр своих номеров (работа над ошибками); | | 2 |
19 | Просмотр видео – материала: просмотр классических постановок. | | 2 |
20 | Просмотр видео – материала: просмотр постановок современной хореографии. | | 2 |
Итого | 136 |
Методическое обеспечение программы
В программе представлены различные разделы, которые объединяет постановочная и концертная деятельность, которая позволяет делать занятия более привлекательными, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей.
Основные методы работы с обучающимися:
словесный (устное изложение материала);
репродуктивный (практическое изучение материала по образцу педагога);
иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов).
Методы обучения по источнику знаний:
объяснительно-наглядный;
словесный метод;
практический метод.
Материально-техническое обеспечение:
Для успешной реализации программы школой обеспечены условия, необходимые для реализации программы в течение всего периода:
помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН;
танцевальный станок;
зеркальная стена;
техника для музыкального сопровождения.
Методическое обеспечение программы содержит необходимые
информационные ресурсы для ведения качественного образовательного
процесса и представлено в виде фоно- и видео - медиатеки, тематической литературы, методических разработок занятий, фотоальбомов. Методическое обеспечение программы регулярно пополняется.
аудио материалы с фонограммами;
DVD материалы с записями выступлений творческого объединения;
DVD и видео материалы с записями выступлений известных хореографических коллективов;
Список используемой литературы
Литература, используемая педагогом
Бочаров А.И., Лопухов А.В., Ширлев А.В. Основы характерного танца. – М., 2006
Ваганова А.Я., Основы классического танца. – СПб., 2003
Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов-на-Дону 2005
Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.
Интегрированные занятия с детьми 6-8 лет: Книга для педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов/Под ред. Т.С.Комаровой. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
Лифиц И.В. Ритмика. – М., 1992
Танцы для детей. – М., 1982
Танцы – начальный курс. – М., 2001
Тарасов Н. Классический танец. – СПб., 2005
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет - журнал "Эйдос".
Беликова А.Н., Пуртова Т.В., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2003
Конорова Е. Ритмика. – М., 1997
Пасотинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985
Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004
Школа танцев для юных. – СПб., 2003
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
Базарова Н., Мэй В. «Азбука классического танца» М. 1964 г.
Ткаченко Т. «Работа с танцевальными коллективами» М., 1958 г.
Костровицкая В. «Школа классического танца» М. 1964
Браиловская Л.В., Володина О.В., Цыганкова Р.В. Танцуют все. – Ростов-на-Дону 2007
Танцы для детей. – М., 1982
Танцы – начальный курс. – М., 2001
Тарасов Н. Классический танец. – СПб., 2005
Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004
Шукшина З. Ритмика. – М., 1976
Школа танцев для юных. – СПб., 2003