СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа школьного коллектива «Солнет»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа школьного коллектива «Солнет»»


Пояснительная записка.


Направленность программы

Программа направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка. Предполагаемая рабочая программа ориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привития начальных навыков в искусстве танца.

Актуальность программы

В настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья, получение общего эстетического, морального и физического развития. Занятия танцем подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность; формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотные манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

Рабочая программа рассчитана на детей с 7 до 18 лет и составлена в соответствии с нормами, установленными следующей законодательной базой:

  • Конституцией Российской Федерации;

  • Конвенцией о правах ребенка;

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Концепцией развития дополнительного образования от 4.09.2014г. № 1726-р;

  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН;

  • Письмом Минобрнауки России «О направлении информации» от 18.11.2015г. № 09-324.


Цели программы:

  • формирование условий для разностороннего развития индивидуальных особенностей личности обучающихся посредством изучения различных направлений в хореографии;

  • развитие творческих способностей школьников в процессе музыкально-ритмической деятельности;

  • формирование духовно богатой, гуманистически ориентированной, развитой, творческой личности средствами танцевального искусства;

  • воспитание чувство коллективизма, способности к продуктивному творческому общению.

Задачи программы:

Образовательные:

  • обучить основным танцевальным направлениям данной программы;

  • обучить технике выполнения классического и современного экзерсиса;

  • обучить практическому применению теоретических знаний.

Развивающие:

  • способствовать развитию умственной и физической работоспособности;

  • сформировать приемы сценической выразительности и актёрского мастерства;

  • способствовать развитию интереса к миру танца.

Воспитательные:

  • воспитать культуру личности обучающегося средствами хореографического искусства;

  • сформировать танцевальную культуру подрастающего поколения;

  • социально ориентировать учащихся, помочь их становлению в обществе; формировать творческую личность;

  • воспитать гражданскую позицию и чувство патриотизма;

  • воспитать ответственность и добросовестное отношение к начатому делу.

Сроки реализации программы дополнительного образования пять лет.


Этапы реализации программы

Вводный этап

Обучающиеся получат первоначальные знания о направлениях в хореографии; познакомятся с правилами поведения в танцевальном коллективе, структурой проведения занятий; смогут выполнять разминку под музыку; овладеют навыками выполнения классического экзерсиса у станка; смогут выполнять простейшие акробатические элементы, и упражнения для развития эмоциональности и актерского мастерства, а так же овладеют специальной терминологией.

Основной этап

В дальнейшем происходит совершенствование всего комплекса профессиональных знаний и навыков, полученных за данный период обучения. Дети научатся свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей, применяя ранее изученные упражнения, в различных комбинациях, рисунках и танцах. У обучающихся начнет формироваться индивидуальный стиль, развиваться профессиональная память.

Занятия на основном этапе предполагают развитие более сложных движений, комбинаций, рисунков и композиций. Обучающиеся смогут свободно различать движения и упражнения разных направлений в хореографии и технически правильно их выполнять. Овладеют методическими знаниями и более сложной терминологией. Сформируются начальные теоретические и технические навыки использования приемов актерского мастерства и сценической выразительности на практике.

Завершающий этап

На завершающем этапе происходит совершенствование всех практических и теоретических знаний, полученных за весь период обучения. Обучающиеся овладеют профессиональными навыками постановочной и концертной деятельности. Смогут достойно переносить физические нагрузки, выполняя сложную танцевальную лексику. Овладеют приемами адаптации в современном обществе.

После завершения образовательной программы обучающиеся смогут выйти на профессиональный этап работы: участие в конкурсах и фестивалях областного, регионального, всероссийского и международного уровней.

Продолжительность одного занятия - 45 минут, между занятиями 15-минутные перерывы. С целью охраны здоровья детей проводятся паузы в форме релаксаций, упражнений на расслабление мышц, упражнения на восстановление дыхания.


Ожидаемые результаты и способы их проверки

За период обучения обучающиеся получают определенный объем знаний и умений.

1 год обучения

Знать:

  • основные термины классического экзерсиса;

  • основные термины экзерсиса танца джаз – модерн;

  • точки плана класса, их расположение;

  • правила постановки корпуса;

  • позиции рук, ног, головы в классическом танце;

  • позиции рук, ног в танце джаз-модерн;

  • комплекс выполнения акробатических упражнений;

  • правила поведения на занятиях.

Уметь:

  • выполнять по заданию педагога упражнения по актерскому мастерству;

  • различать музыкальные темпы, соединяя их с элементами упражнений;

  • выполнять танцевальные шаги по инструкции педагога;

Иметь навыки:

  • выполнения партерной гимнастики.

2 год обучения

Знать:

  • основы постановочной и концертной деятельности;

  • различные направления в хореографии.

Уметь:

  • выполнять классический экзерсис у танцевального станка;

  • уметь выполнять упражнения на изоляцию в танце джаз-модерн;

  • уметь выполнять батман тондю модерн на середине зала;

  • применять на практике правила постановки корпуса рук, ног и головы в хореографии;

  • выполнять основные ориентиры (рисунки) по инструкции педагога;

  • выполнять комплекс акробатических упражнений;

  • применять актерское мастерство и сценическое перевоплощение, и выразительность в хореографических композициях;

  • использовать специальную хореографическую терминологию на занятиях.

Иметь навыки:

  • выразительности и техники выполнения движений в хореографических композициях;

Иметь представление:

  • о постановке хореографической композиции.

3 год обучения

Знать:

  • последовательность исполнения классического экзерсиса у станка;

  • навыки выполнения вращений в продвижении, на середине зала;

  • навыки артистичности, эмоциональности и выразительности;

  • основные термины танца джаз- модерн.

Уметь:

  • выполнять батман тондю жете на середине;

  • выполнять экзерсис у станка танца джаз- модерн;

  • выполнять вращения на середине зала;

  • выполнять вращения в продвижении;

  • выполнять движения в соответствии с динамическими оттенками;

  • выполнять навыки креативного мышления в работе над хореографическими образами;

  • выполнять упражнения на смену уровней.

Иметь навыки:

  • организации постановочной и концертной деятельности.

4 год обучения

Знать:

  • правила культуры поведения на сценической площадке;

  • навыки технического выполнения основных упражнений на середине зала.

Уметь:

  • исполнять прыжковые комбинации в продвижении;

  • применять наработанные данные: гибкость, пластичность, музыкальность;

  • применять навыки самоконтроля и проверки знаний в своей работе;

  • выполнять три пор де бра танца джаз-модерн.

Иметь навыки:

  • коммуникативного общения и ведения здорового образа жизни.

5 год обучения

Знать:

  • правила бережного отношения к концертным костюмам и атрибутике.

Уметь:

  • выполнять сложные акробатические упражнении, как в паре, группе, так и сольно;

  • проявлять интерес и фантазию в создании хореографических композиций;

  • выполнять самостоятельно задания на импровизацию;

  • выполнять изученные стили хореографии в постановках.

Иметь навыки:

  • выдержки, активности и лидерства в коллективе;

  • профессионального мастерства в выполнении хореографических

постановок.

Формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы.

Основной формой отслеживания результатов реализации программы является – педагогическое наблюдение.

На основе данной технологии планируются, разрабатываются и проводятся конкретные занятия по следующим формам:

  • участие в открытых занятиях;

  • концерт;

  • беседа;

  • соревнование;

  • участие в мероприятиях;

  • участие в конкурсах и фестивалях.



Тематическое планирование 1 года обучения.

п\п

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие: правила техники безопасности;

правила поведения в классе; знакомство с коллективом, структурой занятия.

2


2

Понятие о динамике, ритме, музыкальном размере. Образные упражнения.

2

4

3

Основы классического танца: постановка корпуса, позиции рук, ног, положение головы.

1

2

4

Основы классического танца: поклон; I пор де бра; demi plié; releve; классический экзерсис лицом к станку.

1

2

5

Основы классического танца: battement tendue из 1 позиции; battement tendue jete из 1 позиции; прыжки соте.

1

2

6

Основы современных направлений в хореографии.

1


7

Джаз-модерн: позиции рук и ног; подготовка к растяжке.

1

3

8

Упражнения на развитие гибкости позвоночника:

березка; стойка на лопатках; растяжка.

1

3

9

Партерная гимнастика; упражнения на развитие гибкости.

1

2

10

Этюды – импровизации на самостоятельное создание различных образов, развивающие творческую активность учащихся.


2

11

Актерское мастерство: упражнения для сплочения коллектива; упражнения на развитие

эмоциональности, раскрепощенности.


3

12

Строевые упражнения: виды перестроений: круг, колонна, линия; способы перестроений;

Танцевальные шаги.

1

3

13

Музыкально-подвижные игры;

Музыкально-подвижные игры по ритмике.


2

14

Креативная гимнастика;

Импровизация под музыкальное сопровождение.


2

15

Постановочная деятельность: разучивание танцевальных связок; построение рисунков;

1

4

16

Постановочная деятельность: работа над танцевальными образами; работа над манерой исполнения постановки.

1

4

17

Постановочная и репетиционная работа.


4

18

Отработка танца.


4

19

Просмотр видео – материала: просмотр своих номеров (работа над ошибками);


2

20

Просмотр видео – материала: просмотр классических постановок.


2

21

Просмотр видео – материала: просмотр постановок современной хореографии.


2

Итого

66


Тематическое планирование 2 года обучения.

п\п

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие: правила техники безопасности;

правила поведения в классе.

1


2

Связь музыки и движения. Строение музыкальной и танцевальной речи.

1

2

3

Основы классического танца: II, III пор де бра;

1

4

4

Основы классического танца: разучивание классического экзерсиса у танцевального станка.

1

4

5

Основы современных направлений в хореографии: экзерсис на середине; пор де бра; кроссовые упражнения.

1

5

6

Березка; стойка на лопатках;

1

2

7

Упражнения на развитие гибкости позвоночника; растяжка.

1

2

8

Партерная гимнастика; упражнения на развитие гибкости.

1

3

9

Этюды – импровизации на самостоятельное создание различных образов, развивающие творческую активность учащихся.


3

10

Актерское мастерство: упражнения на развитие

эмоциональности, раскрепощенности.


2

11

Строевые упражнения: виды перестроений: круг, колонна, линия; способы перестроений;

Танцевальные шаги.


2

12

Музыкально-подвижные игры;

Музыкально-подвижные игры по ритмике.


3

13

Креативная гимнастика;

Импровизация под музыкальное сопровождение.


3

14

Постановочная деятельность: разучивание танцевальных связок; построение рисунков;


5

15

Постановочная деятельность: работа над танцевальными образами; работа над манерой исполнения постановки.


5

16

Постановочная и репетиционная работа.


5

17

Отработка танца.


4

18

Просмотр видео – материала: просмотр своих номеров (работа над ошибками);


2

19

Просмотр видео – материала: просмотр классических постановок.


2

20

Просмотр видео – материала: просмотр постановок современной хореографии.


2

Итого

68



Тематическое планирование 3 года обучения.

п\п

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие: правила техники безопасности;

правила поведения в классе.

1


2

Работа над постановкой корпуса, рук и головы.

1

2

3

Основы классического танца: усложненный поклон; IV, V, VI пор де бра.

2

7

4

Основы классического танца: разучивание классического экзерсиса у танцевального станка; разучивание прыжковых комбинаций.

2

7

5

Основы современных направлений в хореографии: экзерсис на середине; пор де бра; кроссовые упражнения.

2

10

6

Demi-plie; grand-plie по I и II позициям лицом к станку.

1

5

7

Растяжка у станка. Перегибы корпуса назад и в сторону.

1

7

8

Партерная гимнастика; упражнения на развитие гибкости.

1

5

9

Этюды – импровизации на самостоятельное создание различных образов, развивающие творческую активность учащихся.


5

10

Актерское мастерство: упражнения на развитие

эмоциональности, раскрепощенности.


3

11

Вращения на месте и по диагонали.


3

12

Музыкально-подвижные игры;

Музыкально-подвижные игры по ритмике.


3

13

Креативная гимнастика;

Импровизация под музыкальное сопровождение.


3

14

Постановочная деятельность: разучивание танцевальных связок; построение рисунков;


5

15

Постановочная деятельность: работа над танцевальными образами; работа над манерой исполнения постановки.


5

16

Постановочная и репетиционная работа.


10

17

Отработка танца.


5

18

Просмотр видео – материала: просмотр своих номеров (работа над ошибками);


2

19

Просмотр видео – материала: просмотр классических постановок.


2

20

Просмотр видео – материала: просмотр постановок современной хореографии.


2

Итого

102


Тематическое планирование 4 года обучения.

п\п

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие: правила техники безопасности;

правила поведения в классе.

1


2

Разминка по кругу: шаг с носка, шаг на полупальцах и на пятках, галопы.


4

3

Разминка на середине: наклоны головы вперёд, назад и в стороны, повороты головы вправо-влево, круговые движения, подъём плеч вверх-вниз.


4

4

Основы классического танца: усложненный поклон; усложнение классического экзерсиса на середине зала.

2

7

5

Позы классического танца.

4

10

6

Основы классического танца: разучивание арабесков; разучивание прыжковых комбинаций.

2

5

7

Упражнения, сидя на полу: укрепление мышц спины, постановка осанки, вытянутость ног в колене и в стопе, растяжение ахиллово сухожилия.

1

8

8

Упражнения, лёжа на спине: укрепление мышц брюшного пресса, выворотности бёдер.

1

8

9

Джаз-модерн: усложнение экзерсиса на середине зала; прыжковые комбинации.

1

10

10

Актерское мастерство: упражнения на развитие

эмоциональности, раскрепощенности.


4

11

Контактная импровизация в паре. Самостоятельная работа.


5

12

Контактная импровизация в группе. Самостоятельная работа.


5

13

Креативная гимнастика;

Импровизация под музыкальное сопровождение.


4

14

Постановочная деятельность: разучивание танцевальных связок; построение рисунков;


10

15

Постановочная деятельность: работа над танцевальными образами; работа над манерой исполнения постановки.


10

16

Постановочная и репетиционная работа.


15

17

Отработка танца.


9

18

Просмотр видео – материала: просмотр своих номеров (работа над ошибками);


2

19

Просмотр видео – материала: просмотр классических постановок.


2

20

Просмотр видео – материала: просмотр постановок современной хореографии.


2

Итого

136


Тематическое планирование 5 года обучения.

п\п

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие: правила техники безопасности;

правила поведения в классе.

1


2

Разминка по кругу: шаг с носка, шаг на полупальцах и на пятках, галопы.


2

3

Передвижение в пространстве. Движения по диагонали.


4

4

Комбинации дорожек по диагонали .


6

5

Березка; стойка на руках; упражнения на развитие гибкости позвоночника.

1

5

6

Основы классического танца: разучивание арабесков; разучивание прыжковых комбинаций.

1

5

7

Основы классического танца: усложненный поклон; усложнение классического экзерсиса на середине зала.

1

5

8

Упражнения, лёжа на спине: укрепление мышц брюшного пресса, выворотности бёдер.

1

5

9

Джаз-модерн: усложнение экзерсиса на середине зала; прыжковые комбинации.

1

5

10

Актерское мастерство: упражнения на развитие

эмоциональности, раскрепощенности.


6

11

Разучивание трюковых элементов в паре.


8

12

Контактная импровизация в группе. Самостоятельная работа.


5

13

Упражнения в группе по трое, четверо; задания на импровизацию с воображаемым предметом.


5

14

Постановочная деятельность: разучивание танцевальных связок; построение рисунков;


15

15

Постановочная деятельность: работа над танцевальными образами; работа над манерой исполнения постановки.


15

16

Постановочная и репетиционная работа.


20

17

Отработка танца.


13

18

Просмотр видео – материала: просмотр своих номеров (работа над ошибками);


2

19

Просмотр видео – материала: просмотр классических постановок.


2

20

Просмотр видео – материала: просмотр постановок современной хореографии.


2

Итого

136



Методическое обеспечение программы


В программе представлены различные разделы, которые объединяет постановочная и концертная деятельность, которая позволяет делать занятия более привлекательными, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей.

Основные методы работы с обучающимися:

  • словесный (устное изложение материала);

  • репродуктивный (практическое изучение материала по образцу педагога);

  • иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов).

Методы обучения по источнику знаний:

  • объяснительно-наглядный;

  • словесный метод;

  • практический метод.

Материально-техническое обеспечение:

Для успешной реализации программы школой обеспечены условия, необходимые для реализации программы в течение всего периода:

  • помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН;

  • танцевальный станок;

  • зеркальная стена;

  • техника для музыкального сопровождения.

Методическое обеспечение программы содержит необходимые

информационные ресурсы для ведения качественного образовательного

процесса и представлено в виде фоно- и видео - медиатеки, тематической литературы, методических разработок занятий, фотоальбомов. Методическое обеспечение программы регулярно пополняется.

  • аудио материалы с фонограммами;

  • DVD материалы с записями выступлений творческого объединения;

  • DVD и видео материалы с записями выступлений известных хореографических коллективов;


Список используемой литературы

Литература, используемая педагогом

  1. Бочаров А.И., Лопухов А.В., Ширлев А.В. Основы характерного танца. – М., 2006

  2. Ваганова А.Я., Основы классического танца. – СПб., 2003

  3. Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов-на-Дону 2005

  4. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.

  5. Интегрированные занятия с детьми 6-8 лет: Книга для педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов/Под ред. Т.С.Комаровой. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

  6. Лифиц И.В. Ритмика. – М., 1992

  7. Танцы для детей. – М., 1982

  8. Танцы – начальный курс. – М., 2001

  9. Тарасов Н. Классический танец. – СПб., 2005

  10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.

  11. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет - журнал "Эйдос".

  12. Беликова А.Н., Пуртова Т.В., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2003

  13. Конорова Е. Ритмика. – М., 1997

  14. Пасотинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985

  15. Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004

  16. Школа танцев для юных. – СПб., 2003


Литература, рекомендуемая для детей и родителей

  1. Базарова Н., Мэй В. «Азбука классического танца» М. 1964 г.

  2. Ткаченко Т. «Работа с танцевальными коллективами» М., 1958 г.

  3. Костровицкая В. «Школа классического танца» М. 1964

  4. Браиловская Л.В., Володина О.В., Цыганкова Р.В. Танцуют все. – Ростов-на-Дону 2007

  5. Танцы для детей. – М., 1982

  6. Танцы – начальный курс. – М., 2001

  7. Тарасов Н. Классический танец. – СПб., 2005

  8. Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004

  9. Шукшина З. Ритмика. – М., 1976

  10. Школа танцев для юных. – СПб., 2003