Ладья
дополнительная общеобразовательная программа
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Ладья» физкультурно-спортивной направленности разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Закон Кемеровской области «Об образовании» от 5 июля 2013 № 86-03;
Устав МБОУ ДО «ДДТ».
Актуальность и педагогическая целесообразность.
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребенка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль. Но само умение хорошо играть - это уже искусство.
Современные родители, рассматривая сферу интересов и деятельности своих детей, весьма прагматично: в первую очередь выбирают в качестве дополнительного образования занятия иностранными языками, компьютером, музыкой, каким-либо видом спорта (для общего физического развития), а также занятия по более глубокому изучению некоторых школьных предметов. Это, по их мнению, пригодится детям в дальнейшей жизни. Никто не отрицает всех достоинств шахматной игры, но, ввиду её сложности и время ёмкости, в «основной» список дополнительных занятий она не входит.
Тем не менее, всегда набирается несколько групп детей, которым шахматы интересны. Поэтому главной задачей педагога, особенно на первом году обучения, является поддержка и развитие этого интереса.
Новый материал должен занимать небольшую часть урока (большие темы делятся на несколько занятий), оставляя возможность учащимся в удовольствие поиграть тренировочные партии.
Иллюстрации для новой темы готовятся с избытком и различной степени сложности, чтобы по ходу занятия можно было варьировать подачу материала с целью сохранения интереса и внимания учащихся.
Излагать новый материал предпочтительно (по возможности) в форме диалога с группой в виде вопросов-ответов, предложений, предположений. Этим вызывается творческая активность учащихся.
Закреплять изученную тему можно либо давая для решения учебные примеры, либо предлагая практическую работу: каждый ученик должен сыграть по очереди за сильную и слабую сторону.
Контрольные занятия дают лишь приблизительную оценку освоения материала, так как при занятиях шахматами на первый план выходит не знание отдельных правил, понятий и приёмов, а умение применить их в комплексе в разнообразнейших ситуациях на шахматной доске. Поэтому, важную роль играют тематические, тренировочные и итоговые соревнования, где каждый учащийся показывает свои успехи достигнутым в турнире результатом. Ситуация, когда пятнадцать участников соревнования показывают одинаковый результат, практически нереальна, а вот в общеобразовательной школе эти же пятнадцать человек по итогам года вполне могут получить одинаковую оценку.
Домашние задания имеют значение только для учащихся, у которых сформировался стойкий интерес к игре. Остальным дополнительная нагрузка дома часто бывает в тягость, дети чаще всего, рассматривают занятия как приятное времяпровождение и не ставят перед собой высоких целей. Тем не менее, самостоятельная работа, в том числе и с другими шахматными источниками, приветствуется, так как принцип «Тот, кто работает не только на занятиях, но и дома – тот быстрее и лучше научится играть» справедлив всегда.
Поддержка и усиление интереса к шахматным занятиям на протяжении всего курса обучения приводит к положительным результатам в освоении шахматной игры. Кроме чисто шахматной составляющей, занятия включают в себя воспитание у детей духа коллективизма и взаимопомощи, упорства в достижении цели, творческой фантазии, умения стойко переносить неудачи и решают многие другие вопросы современной педагогики в системе дополнительного образования.
Отличительная особенность.
Программа рассчитана на занятия с детьми любого возраста и уровня знакомства с шахматами, благодаря возможности подбора иллюстративного материала различной сложности к одним и тем же темам, а также дифференцированного подхода к отдельным учащимся.
«Стартовый уровень» – ознакомительный, учащиеся знают историю развития шахматного спорта, знакомы с фигурами и их расстановкой, обучены основам игры в шахматы.
«Базовый уровень» – пользуются шахматной терминологией: «шах», «мат», «пат», «объедаловка», «поддавки», «рокировка», «взятие на проходе».
«Продвинутый уровень» – у детей формируется чувство коллективизма, стремление к победе, толерантность, эстетическое восприятие шахматной партии. Имеют представление об истории и происхождении шахмат, знают правила игры и турнирного поведения, умеют записывать партии, знают, как разыгрывать основные дебюты.
Сроки реализации данной программы – 3 года.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 15 лет.
Программа 1-го года обучения общим объемом 144 часа.
Количество детей в группе 10 человек.
Возраст детей: 8-9 лет (возможно зачисление детей старшего возраста).
Режим работы объединения – 2 раза в неделю по 2 часа
Программа 2-го года обучения общим объемом 144 часа.
Количество детей в группе 8-10 человек.
Возраст детей 9-11 лет (возможно нахождение детей старшего возраста).
Режим работы объединения – 2 раза в неделю по 2 часа.
Программа 3-го года обучения общим объемом 144 часа.
Количество детей в группе 8-10 человек.
Возраст детей 11-15 лет.
Режим работы объединения – 2 раза в неделю по 2 часа.
(В работе с детьми преобладают такие формы как: подготовка и участие в соревнованиях областного и всероссийского уровня.)
Методы обучения: словесные, наглядные и практические.
Формы организации обучения – коллективная, групповая, индивидуально - групповая. Форма обучения – очная.
Формы обучения: беседа, практическое занятие при разборе партии, игра для закрепления полученных знаний, объяснительно-иллюстративный разбор партии и других учебных примеров, тренировочные тематические занятия между детьми и педагогам.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие у детей способов умственных действий, самоуправляющих механизмов личности и эстетического восприятия окружающего мира посредством шахматной игры.
Задачи:
обучающие:
познакомить учащихся с шахматной игрой, занимающей заметное место в жизни развитого человеческого общества;
раскрыть учащимся триединую сущность шахмат (шахматы – спорт, наука, искусство);
обучить учащихся правилам и приёмам игры.
развивающие:
развивать логическое мышление и фантазию учащихся;
развивать выдержку и критическое отношение к себе.
воспитательные:
воспитывать дух коллективизма и морально-волевые качества личности учащихся в процессе ведения шахматной борьбы;
воспитывать эстетическое восприятие на примерах классических образцов шахматных партий, композиций и стремления к самовыражению учащихся.
Задачи:
1й год обучения
Познакомить с историей шахмат.
Познакомить с названиями фигур.
Научить пониманию триединой сущности шахмат.
Научить ориентироваться на шахматной доске.
2й год обучения
Научить правилам и принципам игры.
Развить логическое мышление и фантазию.
Обучить правилам и принципам участия в шахматных турнирах.
3й год обучения
Научить самостоятельно анализировать свои ошибки.
Сформировать умения применять теоретические знания на практике.
Научить навыкам одновременной игры.
Сформировать морально-волевые качества.
1.3. Содержание программы
Содержание дополнительной образовательной программы отражено в учебном плане.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ | Темы занятий и виды деятельности | Количество часов |
теория | практика | всего | Форма аттестации |
1 | Введение. Инструктаж по ТБ | 1 | - | 1 | |
2 | Происхождение шахмат, их развитие и распространение в мире | 2 | - | 2 | |
3 | Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы | 8 | 12 | 20 | |
4 | Простейшие схемы достижения матовых ситуаций | 10 | 12 | 22 | |
5 | Тактика | 10 | 12 | 22 | |
6 | Эндшпиль | 8 | 12 | 20 | |
7 | Дебют | 7 | 8 | 15 | |
8 | Конкурсы по решению задач и этюдов | - | 6 | 6 | тесты |
9 | Сеансы одновременной игры | - | 10 | 10 | |
10 | Соревнования (турниры) | - | 10 | 10 | |
11 | Индивидуальные занятия | - | 15 | 15 | соревнование |
12 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | |
Итого: | 47 | 97 | 144 | |
Содержание 1-го года обучения
1.Введение. Инструктаж по ТБ. Информация по организации работы в объединении. Формирование группы. Инструктаж по технике безопасности.
2. Происхождение шахмат, их развитие и распространение в мире. История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Изобретённые в Индии в V—VI веке, шахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры. Арабские преобразования. Шахматы в Юго-Восточной Азии. Появление шахмат на Руси.
3. Знакомство с шахматной доской и фигурами. Игра проходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски – 8х8 клеток. Вертикальные ряды полей (вертикали) обозначаются латинскими буквами от a до h слева направо, горизонтальные ряды (горизонтали) — цифрами от 1 до 8 снизу вверх; каждое поле обозначается сочетанием соответствующих буквы и цифры. У игроков в начале игры имеется по одинаковому набору фигур. Фигуры одного из игроков условно называются «белыми», другого – «чёрными».
4. Начальная расстановка фигур. Игры шахматными фигурами «объедаловка» и «поддавки». Белые фигуры окрашены в светлый цвет, чёрные в тёмный. В каждый комплект фигур входят: король (♔), ферзь (♕), две ладьи (♖), два слона (♗), два коня (♘) и восемь пешек (♙). Белые занимают первую и вторую горизонтали, чёрные – седьмую и восьмую. Пешки расположены на второй и седьмой горизонталях соответственно.
5. Понятие «шах». Три способа защиты от шаха. Понятие «мат», «пат». Король, находящийся на битом поле, называется стоящим под шахом. Сделать ход, после которого король противника оказывается под шахом, значит «объявить шах». Ходы, после которых король, сделавший ход, остаётся или оказывается под шахом, запрещены. Если король игрока находится под шахом и игрок не имеет ни одного хода, позволяющего устранить этот шах, этот игрок называется получившим мат, а его противник поставившим мат. Цель игры и состоит в том, чтобы поставить мат королю противника. Если игрок при своей очереди хода не имеет возможности сделать ни одного хода по правилам, но король игрока не находится под шахом, такая ситуация называется пат.
6. Три стадии шахматной партии и их особенности. Дебют – начальная стадия партии, продолжающаяся первые 10-15 ходов. В дебюте основной задачей игроков является мобилизация собственных сил, подготовка к непосредственному столкновению с противником и начало такого столкновения. Дебютная стадия игры наиболее хорошо изучена в теории, существует объёмная классификация дебютов, наработаны рекомендации по оптимальным действиям в тех или иных вариантах, отсеяно большое количество неудачных дебютных систем.
Миттельшпиль – середина игры. Стадия, начинающаяся после дебюта. Именно в ней обычно происходят основные события шахматной партии. Характеризуется большим количеством фигур на доске, активным маневрированием, атаками и контратаками, соперничеством за ключевые пункты, в первую очередь – за центр. Партия может завершиться уже в этой стадии, обычно такое происходит, когда одна из сторон проводит успешную комбинацию. В противном случае после взятия большего числа фигур партия переходит в эндшпиль.
Эндшпиль — заключительная стадия игры. Характеризуется небольшим количеством фигур на доске. В эндшпиле резко возрастает роль пешек и короля. Часто основной темой игры в эндшпиле становится проведение проходных пешек. Эндшпиль заканчивается либо победой одной из сторон, либо достижением положения, когда победа в принципе невозможна. В последнем случае заключается ничья.
7. Начинаем играть в шахматы. Пробные партии с начинающими.
8. Шахматная композиция и её виды. Различают два основных вида шахматной композиции: задачи и этюды. Шахматный этюд – это искусственная позиция, близко стоящая к окончанию практической партии. В этюде начинают белые (если в условии отдельно не оговорено, что начинают черные), а заданием является или выигрыш, то есть достижение позиции, в которой очевидна победа белых, или достижение ничьей, то есть позиции, в которой очевиден ничейный исход борьбы. Количество ходов заданием не обуславливается. Шахматная задача – это искусственная позиция, в которой некоторое условие (например, дать мат черным) должно быть выполнено в определенное число ходов. Это число ходов отдельно оговаривается в задании (например: «мат в 3 хода»). Поэтому в задачах не важны ни число фигур, ни сила сторон. Для решения задачи необходимо найти замаскированный способ выполнить задание.
9. Виды шахматных игр. В практике шахматных соревнований известно несколько вариантов их проведения. Выбор варианта зависит от конкретных особенностей проводимого мероприятия. Если говорить об их классификации, то можно руководствоваться следующими основными признаками: по системе проведения, по цели проведения, по характеру организации и по игровой разновидности. Рассмотрим: матч-одновременной игры, матч-турнир, круговая, олимпийская, швейцарская системы.
10. Турниры, тренировочные партии. Турниры и тренировочные партии позволяют применить на практике полученный в течение года теоретический материал.
11. Необычные шахматные ходы: «рокировка» и «взятие на проходе». Рокировка – если король и одна из ладей того же цвета не двигались с начала игры, то король и эта ладья могут в один ход одновременно сменить положение (рокироваться). При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка невозможна, если король или соответствующая ладья уже ходили. Рокировка временно невозможна, если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, находится под ударом одной из фигур противника, или если между рокируемыми королём и ладьёй находится какая-либо фигура. Рокировка считается ходом короля, а не ладьи. Рокировку следует начинать с перестановки короля, и только потом ладьи.
Взятие на проходе – когда пешка совершает свой первый ход на две клетки, через поле, находящееся под ударом пешки противника, то ответным ходом она может быть взята этой пешкой противника. Бьющая пешка при этом взятии ходит на поле за ходившей пешкой (то есть так, как будто та сходила не на два, а только на одно поле, пример см. на диаграмме). Взятие на проходе допустимо только непосредственно в ответ на «длинный» ход берущейся пешки, на следующих ходах оно уже не разрешено.
Итоговое занятие. Итоговая аттестация учащихся проходит в форме контрольных соревнований и тестирования учащихся на знание теории.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ | Темы занятий и виды деятельности | Количество часов |
теория | практика | всего | Форма аттестации |
1 | Введение. Организационное занятие | 1 | | 1 | |
2 | Шахматы – спорт, наука, искусство | 2 | 2 | 4 | |
3 | Шахматная литература | 4 | | 4 | |
4 | Тактика игры | 1 | 11 | 12 | |
5 | Стратегия игры | 4 | 20 | 24 | тесты |
6 | Эндшпиль | 2 | 10 | 12 | |
7 | Дебют | 3 | 15 | 18 | |
8 | Шахматные игры | 1 | 23 | 24 | |
9 | Конкурсы по решению задач и этюдов | 1 | 5 | 6 | |
10 | Сеансы одновременной игры | 1 | 10 | 11 | |
11 | Соревнования (турниры) | | 20 | 20 | турниры |
12 | Индивидуальные занятия | | 6 | 6 | |
13 | Итоговое занятие | | 2 | 2 | |
Итого: | 20 | 124 | 144 | |
Содержание 2-го года обучения
Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
Шахматы - спорт, наука, искусство. История развития шахмат, Различные системы проведения шахматных соревнований.
Шахматная литература. Методика работы с шахматной литературой. Навыки самодисциплины и способы самосовершенствования. Шахматная нотация, запись партии. Словарь шахматной композиции.
Тактика игры. О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции. Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение. Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта. Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов.
Стратегия игры. Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.
Эндшпиль. Лишняя пешка – никогда не лишняя. Активный пароль. Атака в эндшпиле. Фигура против пешки. Борьба фигур. Позиционная ничья. Практические занятия. Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.
Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание фигур.
Человек и компьютер. Методы игры человека и алгоритм игры компьютера. Сила и слабость игровых программ. Практические занятия. Тренировочные игры с компьютером с последующим разбором партий.
Конкурсы по решению задач и этюдов. Решение конкурсных задач и этюдов. Определение победителей конкурсов.
Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.
Соревнования, турниры.
Индивидуальные занятия. Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных. Работа с карточками и компьютером, разбор и анализ партий.
Итоговое занятие. Подведение итогов работы, обзор выполнения поставленных задач.
Учебно - тематический план 3-го года обучения
№ | Темы занятий и виды деятельности | Количество часов |
теория | практика | всего | Форма аттестации |
1 | Введение. Организационное занятие | 2 | | 2 | |
2 | История развития шахмат | 4 | | 4 | |
3 | Шахматная литература | 4 | | 4 | |
4 | Тактика игры | | 12 | 12 | |
5 | Стратегия игры | | 24 | 24 | тесты |
6 | Миттельшпиль | 6 | 6 | 12 | |
7 | Дебют | 4 | 14 | 18 | |
8 | Шахматные игры | | 24 | 24 | |
9 | Конкурсы по решению задач и этюдов | | 6 | 6 | |
10 | Сеансы одновременной игры | | 10 | 10 | |
11 | Соревнования (турниры) | | 20 | 20 | турниры |
12 | Индивидуальные занятия | | 6 | 6 | |
13 | Итоговое занятие | | 2 | 2 | |
Итого: | 20 | 124 | 144 | |
Содержание 3-го года обучения
1. Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
2.История развития шахмат. Краткая история шахмат, сильнейшие шахматисты. Классификационная система. Различные системы проведения шахматных соревнований (турниров). Правила проведения турниров. Этика поведения во время партии.
3.Шахматная литература. Методика работы с шахматной литературой. Навыки самодисциплины и способы самосовершенствования. Шахматная нотация, запись партии. Словарь шахматной композиции.
4.Тактика. О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции. Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение. Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта. Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов.
5.Стратегия. Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.
6.Миттельшпильт. Инициатива, главный принцип игры в миттельшпиле разбор партии.
Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание фигур.
Конкурсы по решению задач и этюдов. Решение конкурсных задач и этюдов. Определение победителей конкурсов.
Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.
Соревнования, турниры (по отдельному графику)
Индивидуальные занятия. Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных. Работа с карточками и компьютером, разбор и анализ партий.
Итоговое занятие. Подведение итогов работы, обзор выполнения поставленных задач.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения данной программы учащийся приобретает представления:
- о шахматных терминах: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.
- о названиях шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
Ожидаемые результаты 1 года обучения
учащиеся знают историю шахматной игры;
знают названия фигур;
учащиеся понимают и осознают триединую сущность шахмат (шахматы – спорт, наука, искусство);
умеют ориентироваться на шахматной доске.
Ожидаемые результаты 2 года обучения
знают правила и приёмы игры;
у учащихся развивается логическое мышление и фантазия;
участвуют в шахматных поединках разных уровней (город, регион).
Ожидаемые результаты 3 года обучения
умеют видеть и осознавать свои ошибки;
умеют применять полученные теоретические знания на практике;
владеют навыками сеанса одновременной игры;
воспитывается дух коллективизма и морально-волевые качества личности;
формируется эстетическое восприятие на примерах классических образцов шахматных партий, композиций и стремления к самовыражению учащихся.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Условия реализации программы
Методическое и материально-техническое обеспечение
помещение, соответствующее нормам СЭС, с освещением, столами и стульями;
наборы шахматных досок и фигур;
место в кабинете для динамических пауз;
доска для показа наглядного материала;
компьютер выходом в интернет, проектор, экран.
учебники по шахматам
учебные пособия по принципам шахматной игры
видеозаписи шахматных турниров, интервью со спортсменами.
2.2. Формы аттестации
Способы проверки результативности обучения.
Итоговая и промежуточная аттестация учащихся проходит во время участия их в шахматных турнирах. Разбор партий учащихся не имеет количественных критериев, но может показать уровень усвоения любого раздела программы любым воспитанником, так как демонстрирует общий уровень понимания игры. Полученные результаты позволяют оценивать состояние образовательного процесса и развитие воспитательного процесса, прогнозировать новые достижения.
В конце каждого года учащиеся проходят итоговую аттестацию в виде тестирования, включающего вопросы по всему году обучения.
Формы подведения итогов реализации программы: соревнования в турнирах, городских или областных.
2.3. Оценочные материалы
Уровень усвоения программного материала и развития творческого потенциала каждого ребенка отслеживается посредством соревнований или тестов в течение года.
Для выявления динамики качества усвоения программного материала каждым ребенком предусматриваются следующие формы контроля:
- Стартовый - определение исходных знаний учащихся. Может проводится в виде турниров.
- Текущий - Осуществляется педагогом по результатам выполнения турниров.
- Итоговый - определение объема и качества полученных учащимися знаний. Может проводится в виде игры.
Показатели освоения программного материала определяются по уровням проявления:
высокий уровень – показатель четко выражен;
средний уровень – показатель неустойчивый, выражен не в полной мере;
низкий уровень – показатель не выражен или выражен слабо.
Список литературы
Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. –Воронеж, Изд.ВорГУ, 1977.
Блонский, П.П. Память и мышление / П.П Блонский. – СПб.: Питер, 2001, 288 с.
Брофман, В.В. Об опосредованном решении познавательных задач / В.В.
Брофман // Вопр. психол. – 1993. №5. С. 30-38.
Габбазова, А.Я. Учимся играть в шахматы: Учебное пособие / А.Я. Габбазова. – Ульяновск: УлГТУ, 2002, 96 с.
Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 1-го разряда. – М.: Изд-во Всероссийского шахматного клуба, 1974.
Горенштейн, Р.Я. Книга юного шахматиста: учебное пособие для шахматистов второго – третьего разряда / Р.Я. Горенштейн. – М. АОЗТ «Фердинандт», 1993, 240 с.
Дроздов М., Калёнов А. Ласкеровские компенсации. – М.: CК Гардэ,2000.
Заика, Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников / Е.В. Заика, Н.П. Назарова, И.А. Маренич // Вопросы психологии. 1995. №1. С. 41-45.
Зак, В. Шахматы: Программа для детских спортивных школ по подготовке
шахматистов 4–3 разрядов / В. Зак. – ЦШК СССР, Москва, 1959, 40 с.
Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко – М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961, 562 с.
Злотник, Б.А., Курс-минимум по шахматам / Б.А. Злотник, С.А. Кузьмина –М, 1990, 57 с.
Карпов А. Е. Школьный шахматный учебник / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005.
Костров, В., Мат в 2 хода. 100 шахматных задач. Борьба за поле матования. Часть 1. / В. Костров, П. Рожков. – Санкт-Петербург, 1998, 32 с.
Костров, В. 100 шахматных задач. Мат в 2 хода. Как добраться до короля? / В. Костров, П. Рожков. – Санкт-Петербург, 1998, 32 с.
Костьев, А.Н. Уроки шахмат / А.Н. Костьев – М. ФиС,1984, 208 с.
Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997, 448 с.
Лисицин Г. М. Стратегия и тактика шахматного искусства. – Л.: Лениздат, 1952.
Майзелис, И.Я. Шахматы / И.Я. Майзелис. – М.: Детгиз, 1949, 296 с.138
Подготовка юных шахматистов третьего разряда. Программа /под ред. В.Е. Голенищева. – М. Сов. Россия, 1979, 110 с.
Портиш Л. Шаркози Б. 600 окончаний. – М., 1979.
Рохлин Я.Г. « Юный шахматист. Методическое руководство для внеклассной и внешкольной работы » М., « ФиС », 1977
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., Народное образование, 1998. 256 с.
Сухин, И.Г. Шахматы, первый год, или учусь и учу: Пособие для учителя /И.Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999, 120 с
Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности /Учебное пособие. М. ГЦОЛИФК, 1986, 74 с.
Эстрина Я. Б. Теория и практика шахматной игры – М.: Высшая школа, 1984.
Приложения
Календарный учебный график 1-го года обучения
№ | Месяц | Число/время | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | | Беседа | 2 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | ДДТ | Вводная диагностика |
2 | | Беседа+практика | 2 | Происхождение шахмат | ДДТ | |
3 | | Беседа+практика | 2 | Начальная расстановка фигур | ДДТ | |
4 | | Беседа+практика | 2 | Пешка | ДДТ | |
5 | | Беседа+практика | 2 | Слон | ДДТ | |
6 | | Беседа+практика | 2 | Конь | ДДТ | |
7 | | Беседа+практика | 2 | Ладья | ДДТ | |
8 | | Беседа+практика | 2 | Ферзь | ДДТ | |
9 | Октябрь | | Беседа+практика | 2 | Король | ДДТ | |
10 | | Беседа+практика | 2 | Начальная расстановка фигур | ДДТ | |
11 | | Беседа+практика | 2 | Игры шахматными фигурами | ДДТ | |
12 | | Беседа+практика | 2 | Понятие «шах». | ДДТ | |
13 | | Беседа | 2 | Три способа защиты от шаха. | ДДТ | Тест |
14 | | Беседа+практика | 2 | Понятие «мат». | ДДТ | |
15 | | Беседа+практика | 2 | Понятие «шах» | ДДТ | |
16 | | Беседа+практика | 2 | Мат. Дидактические игры | ДДТ | |
17 | Ноябрь | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» на демонстрационной доске | ДДТ | |
18 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» индивидуально каждым учеником | ДДТ | |
19 | | Беседа+практика | 2 | Показ «Линейного мата» на демонстрационной доске | ДДТ | |
20 | | Беседа+практика | 2 | Отработка «Линейного мата» учениками в парах | ДДТ | |
21 | | Беседа+практика | 2 | Основные дебютные принципы | ДДТ | |
22 | | Беседа+практика | 2 | Типичные дебютные ошибки | ДДТ | |
23 | | Беседа+практика | 2 | Показ «Детского мата» на демонстрационной доске | ДДТ | |
24 | | Беседа+практика | 2 | Показ защиты от «Детского мата» на демонстрационный доске | ДДТ | |
25 | Декабрь | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» с подсказками, на демонстрационной доске | ДДТ | |
26 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» с подсказками, каждым учеником индивидуально | ДДТ | |
27 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» с подсказками, на демонстрационной доске | ДДТ | |
28 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» с подсказками, каждым учеником индивидуально | ДДТ | |
29 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» с подсказками, на демонстрационной доске | ДДТ | |
30 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» с подсказками, каждым учеником индивидуально | ДДТ | |
31 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» на демонстрационной доске | ДДТ | |
32 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» каждым учеником индивидуально | ДДТ | |
33 | Январь | | Беседа+практика | 2 | Игра на «Линейный мат» на демонстрационной доске | ДДТ | |
34 | | Беседа+практика | 2 | Отработка «Линейный мат» учениками в парах | ДДТ | |
35 | | Беседа+практика | 2 | Игровая практика | ДДТ | |
36 | | Беседа+практика | 2 | Игровая практика | ДДТ | |
37 | | Беседа+практика | 2 | Игровая практика | ДДТ | |
38 | | Беседа+практика | 2 | Игровая практика | ДДТ | |
39 | | Беседа+практика | 2 | Игровая практика | ДДТ | |
40 | | Беседа+практика | 2 | Игровая практика | ДДТ | |
41 | Февраль | | Беседа+практика | 2 | Игровая практика | ДДТ | |
42 | | Беседа+практика | 2 | Игровая практика | ДДТ | |
43 | Февраль | | Беседа+практика | 2 | Сеанс одновременной игры | ДДТ | |
44 | | Беседа+практика | 2 | Сеанс одновременной игры | ДДТ | |
45 | | Беседа+практика | 2 | Сеанс одновременной игры | ДДТ | |
46 | | Беседа+практика | 2 | Сеанс одновременной игры | ДДТ | |
47 | | Беседа | 2 | Сеанс одновременной игры | ДДТ | |
48 | | Беседа+практика | 2 | Сеанс одновременной игры | ДДТ | |
49 | Март | | Беседа+практика | 2 | Сеанс одновременной игры | ДДТ | |
50 | | Беседа+практика | 2 | Тренировочный турнир | ДДТ | |
51 | | Беседа+практика | 2 | Тренировочный турнир | ДДТ | |
52 | | Беседа+практика | 2 | Тренировочный турнир | ДДТ | |
53 | | Беседа+практика | 2 | Разбор приема «Двойной удар» на демонстрационной доске | ДДТ | |
54 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий на «Двойной удар» индивидуально каждым учеником | ДДТ | |
55 | | Беседа+практика | 2 | Разбор приема «Вилка» на демонстрационной доске | ДДТ | |
56 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий на «Связка» индивидуально каждым учеником | ДДТ | |
57 | Апрель | | Беседа+практика | 2 | Показ «Мат двумя ладьями» на демонстрационной доске | ДДТ | |
58 | | Беседа+практика | 2 | Отработка «Мат двумя ладьями» детьми в парах | ДДТ | |
59 | | Беседа+практика | 2 | Отработка «Мат двумя ладьями» детьми в парах | ДДТ | |
60 | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры) | ДДТ | |
61 | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры) | ДДТ | |
62 | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры) | ДДТ | |
63 | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры) | ДДТ | |
64 | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры) | ДДТ | |
65 | Май | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры) | ДДТ | |
66 | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры) | ДДТ | |
67 | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры) | ДДТ | |
68 | | Беседа+практика | 2 | Индивидуальные занятия | ДДТ | |
69 | | Беседа+практика | 2 | Индивидуальные занятия | ДДТ | |
70 | | Беседа+практика | 2 | Индивидуальные занятия | ДДТ | |
71 | | Беседа+практика | 2 | Индивидуальные занятия | ДДТ | |
72 | | Игра | 2 | Итоговое занятие | ДДТ | Тест, практика |
итого | | 144 | | | |
Календарный учебный график 2-го года обучения
№ | Месяц | Число/время | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | | Беседа | 2 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | ДДТ | Вводная диагностика |
2 | | Беседа+практика | 2 | Из истории шахмат | ДДТ | |
3 | | Беседа+практика | 2 | Происхождение шахмат. Игра Чатуранга. | ДДТ | |
4 | | Беседа+практика | 2 | Оценка позиции. | ДДТ | |
5 | | Беседа+практика | 2 | Шахматные дебюты. | ДДТ | |
6 | | Беседа+практика | 2 | Двойной удар, пешкой, или пешечная вилка. | ДДТ | |
7 | | Беседа+практика | 2 | Нападение пешки на две фигуры. | ДДТ | |
8 | | Беседа+практика | 2 | Дидактические игры. Расставь сам пешечную вилку. | ДДТ | |
9 | Октябрь | | Беседа+практика | 2 | Нападение коня на две фигуры. | ДДТ | |
10 | | Беседа+практика | 2 | Вилка с шахом. Нападение коня. | ДДТ | |
11 | | Беседа+практика | 2 | Кто найдет больше коневых вилок. | ДДТ | |
12 | | Беседа+практика | 2 | Понятие «шах». | ДДТ | |
13 | | Беседа | 2 | Три способа защиты от шаха. | ДДТ | Тест |
14 | | Беседа+практика | 2 | Понятие «мат». | ДДТ | |
15 | | Беседа+практика | 2 | Понятие «шах». | ДДТ | |
16 | | Беседа+практика | 2 | Мат. Дидактические игры. | ДДТ | |
17 | Ноябрь | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» на демонстрационный доске. | ДДТ | |
18 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» индивидуально каждым учеником. | ДДТ | |
19 | | Беседа+практика | 2 | Показ «Линейного мата» на демонстрационный доске. | ДДТ | |
20 | | Беседа+практика | 2 | Отработка «Линейного мата» учениками в парах. | ДДТ | |
21 | | Беседа+практика | 2 | Основы эндшпиля. | ДДТ | |
22 | | Беседа+практика | 2 | Типичные ошибки эндшпиля. | ДДТ | |
23 | | Беседа+практика | 2 | Показ «Детского мата» на демонстрационной доске. | ДДТ | |
24 | | Беседа+практика | 2 | Показ защиты от «Детского мата» на демонстрационной доске | ДДТ | |
25 | Декабрь | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» с подсказками, на демонстрационной доске | ДДТ | |
26 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» с подсказками, каждым учеником индивидуально | ДДТ | |
27 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» с подсказками, на демонстрационной доске | ДДТ | |
28 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» с подсказками, каждым учеником индивидуально | ДДТ | |
29 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» с подсказками, на демонстрационной доске | ДДТ | |
30 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» с подсказками, каждым учеником индивидуально | ДДТ | |
31 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» на демонстрационной доске | ДДТ | |
32 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» каждым учеником индивидуально | ДДТ | |
33 | Январь | | Беседа+практика | 2 | Игра на «Линейный мат» на демонстрационной доске | ДДТ | |
34 | | Беседа+практика | 2 | Отработка «Линейный мат» учениками в парах | ДДТ | |
35 | | Беседа+практика | 2 | Партия четырех коней. | ДДТ | |
36 | | Беседа+практика | 2 | Французская защита. | ДДТ | |
37 | | Беседа+практика | 2 | Испанская партия. | ДДТ | |
38 | | Беседа+практика | 2 | Игровая практика | ДДТ | |
39 | | Беседа+практика | 2 | Игровая практика | ДДТ | |
40 | | Беседа+практика | 2 | Игровая практика | ДДТ | |
41 | Февраль | | Беседа+практика | 2 | Игровая практика | ДДТ | |
42 | | Беседа+практика | 2 | Игровая практика | ДДТ | |
43 | Февраль | | Беседа+практика | 2 | Сеанс одновременной игры | ДДТ | |
44 | | Беседа+практика | 2 | Сеанс одновременной игры | ДДТ | |
45 | | Беседа+практика | 2 | Сеанс одновременной игры | ДДТ | |
46 | | Беседа+практика | 2 | Сеанс одновременной игры | ДДТ | |
47 | | Беседа | 2 | Сеанс одновременной игры | ДДТ | |
48 | | Беседа+практика | 2 | Сеанс одновременной игры | ДДТ | |
49 | Март | | Беседа+практика | 2 | Сеанс одновременной игры | ДДТ | |
50 | | Беседа+практика | 2 | Тренировочный турнир | ДДТ | |
51 | | Беседа+практика | 2 | Тренировочный турнир | ДДТ | |
52 | | Беседа+практика | 2 | Тренировочный турнир | ДДТ | |
53 | | Беседа+практика | 2 | Разбор приема «Двойной удар» на демонстрационной доске | ДДТ | |
54 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий на «Двойной удар» индивидуально каждым учеником | ДДТ | |
55 | | Беседа+практика | 2 | Разбор приема «Вилка» на демонстрационной доске | ДДТ | |
56 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Связка» индивидуально каждым учеником. | ДДТ | |
57 | Апрель | | Беседа+практика | 2 | Показ «Мат двумя ладьями» на демонстрационной доске | ДДТ | |
58 | | Беседа+практика | 2 | Отработка «Мат двумя ладьями» детьми в парах. | ДДТ | |
59 | | Беседа+практика | 2 | Отработка «Мат двумя ладьями» детьми в парах. | ДДТ | |
60 | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры) | ДДТ | |
61 | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры) | ДДТ | |
62 | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры) | ДДТ | |
63 | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры) | ДДТ | |
64 | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры) | ДДТ | |
65 | Май | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры) | ДДТ | |
66 | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры) | ДДТ | |
67 | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры) | ДДТ | |
68 | | Беседа+практика | 2 | Индивидуальные занятия | ДДТ | |
69 | | Беседа+практика | 2 | Индивидуальные занятия | ДДТ | |
70 | | Беседа+практика | 2 | Индивидуальные занятия | ДДТ | элементов |
71 | | Беседа+практика | 2 | Индивидуальные занятия | ДДТ | |
72 | | Игра | 2 | Итоговое занятие | ДДТ | Тест,практика |
итого | | 144 | | | |
Календарный учебный график 3-го года обучения
№ | Месяц | Число/время | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | | Беседа | 2 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | ДДТ | Вводная диагностика |
2 | | Беседа+практика | 2 | Происхождение шахмат. Легенды. | ДДТ | |
3 | | Беседа+практика | 2 | Шахматные чемпионы. | ДДТ | |
4 | | Беседа+практика | 2 | Шахматная нотация. | ДДТ | |
5 | | Беседа+практика | 2 | Запись начального положения. | ДДТ | |
6 | | Беседа+практика | 2 | Вежливые слоны. | ДДТ | |
7 | | Беседа+практика | 2 | Слабость крайней горизонтали. | ДДТ | |
8 | | Беседа+практика | 2 | Матовые комбинации. | ДДТ | |
9 | Октябрь | | Беседа+практика | 2 | Король и пешка против короля. | ДДТ | |
10 | | Беседа+практика | 2 | Начальная расстановка фигур | ДДТ | |
11 | | Беседа+практика | 2 | Открытый и двойной удар. | ДДТ | |
12 | | Беседа+практика | 2 | Шахматный этюд. | ДДТ | |
13 | | Беседа | 2 | Три способа защиты от шаха. | ДДТ | Тест |
14 | | Беседа+практика | 2 | Понятие «мат». | ДДТ | |
15 | | Беседа+практика | 2 | Понятие «шах». | ДДТ | |
16 | | Беседа+практика | 2 | Мат. Дидактические игры. | ДДТ | |
17 | Ноябрь | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» на демонстрационной доске. | ДДТ | |
18 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» индивидуально каждым учеником | ДДТ | |
19 | | Беседа+практика | 2 | Показ «Линейного мата» на демонстрационной доске. | ДДТ | |
20 | | Беседа+практика | 2 | Отработка «Линейного мата» учениками в парах. | ДДТ | |
21 | | Беседа+практика | 2 | Основные принципы миттельшпильта. | ДДТ | |
22 | | Беседа+практика | 2 | Типичные дебютные ошибки. | ДДТ | |
23 | | Беседа+практика | 2 | Показ «Детского мата» на демонстрационной доске. | ДДТ | |
24 | | Беседа+практика | 2 | Показ защиты от «Детского мата» на демонстрационной доске. | ДДТ | |
25 | Декабрь | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» с подсказками, на демонстрационной доске. | ДДТ | |
26 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» с подсказками, каждым учеником индивидуально. | ДДТ | |
27 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» с подсказками, на демонстрационной доске | ДДТ | |
28 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» с подсказками, каждым учеником индивидуально. | ДДТ | |
29 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» с подсказками, на демонстрационной доске. | ДДТ | |
30 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» с подсказками, каждым учеником индивидуально. | ДДТ | |
31 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» на демонстрационной доске. | ДДТ | |
32 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий «Мат в один ход» каждым учеником индивидуально. | ДДТ | |
33 | Январь | | Беседа+практика | 2 | Игра на «Линейный мат» на демонстрационной доске. | ДДТ | |
34 | | Беседа+практика | 2 | Отработка «Линейный мат» учениками в парах. | ДДТ | |
35 | | Беседа+практика | 2 | Игровая практика. | ДДТ | |
36 | | Беседа+практика | 2 | Игровая практика. | ДДТ | |
37 | | Беседа+практика | 2 | Игровая практика. | ДДТ | |
38 | | Беседа+практика | 2 | Игровая практика. | ДДТ | |
39 | | Беседа+практика | 2 | Игровая практика. | ДДТ | |
40 | | Беседа+практика | 2 | Игровая практика. | ДДТ | |
41 | Февраль | | Беседа+практика | 2 | Игровая практика. | ДДТ | |
42 | | Беседа+практика | 2 | Игровая практика. | ДДТ | |
43 | Февраль | | Беседа+практика | 2 | Сеанс одновременной игры. | ДДТ | |
44 | | Беседа+практика | 2 | Сеанс одновременной игры. | ДДТ | |
45 | | Беседа+практика | 2 | Сеанс одновременной игры. | ДДТ | |
46 | | Беседа+практика | 2 | Сеанс одновременной игры. | ДДТ | |
47 | | Беседа | 2 | Сеанс одновременной игры. | ДДТ | |
48 | | Беседа+практика | 2 | Сеанс одновременной игры. | ДДТ | |
49 | Март | | Беседа+практика | 2 | Сеанс одновременной игры. | ДДТ | |
50 | | Беседа+практика | 2 | Тренировочный турнир. | ДДТ | |
51 | | Беседа+практика | 2 | Тренировочный турнир. | ДДТ | |
52 | | Беседа+практика | 2 | Тренировочный турнир. | ДДТ | |
53 | | Беседа+практика | 2 | Разбор приема «Двойной удар» на демонстрационной доске. | ДДТ | |
54 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий на «Двойной удар» индивидуально каждым учеником. | ДДТ | |
55 | | Беседа+практика | 2 | Разбор приема «Вилка» на демонстрационной доске. | ДДТ | |
56 | | Беседа+практика | 2 | Решение заданий на «Связка» индивидуально каждым учеником. | ДДТ | |
57 | Апрель | | Беседа+практика | 2 | Показ «Мат двумя ладьями» на демонстрационной доске. | ДДТ | |
58 | | Беседа+практика | 2 | Отработка «Мат двумя ладьями» детьми в парах. | ДДТ | |
59 | | Беседа+практика | 2 | Отработка «Мат двумя ладьями» детьми в парах. | ДДТ | |
60 | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры). | ДДТ | |
61 | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры). | ДДТ | |
62 | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры). | ДДТ | |
63 | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры). | ДДТ | |
64 | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры). | ДДТ | |
65 | Май | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры). | ДДТ | |
66 | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры). | ДДТ | |
67 | | Беседа+практика | 2 | Соревнования (турниры). | ДДТ | |
68 | | Беседа+практика | 2 | Индивидуальные занятия. | ДДТ | |
69 | | Беседа+практика | 2 | Индивидуальные занятия. | ДДТ | |
70 | | Беседа+практика | 2 | Индивидуальные занятия. | ДДТ | элементов |
71 | | Беседа+практика | 2 | Индивидуальные занятия. | ДДТ | |
72 | | Игра | 2 | Итоговое занятие. | ДДТ | Тест,практика |
итого | | 144 | | | |
Итоговая аттестация 1-3 года обучения
Ф.И.О. | 11 | 22 | 33 | 44 | 55 | 66 | очки | место |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| |
1-3 место – высокий уровень
4-5 место – средний уровень
6-8 место – низкий уровень
Шахматная задача - это позиция на доске, в которой белым или черным нужно найти определенное решение, зачастую, поставить мат сопернику. Это отличный способ попрактиковаться находить решения в сложных позициях, некоторые из которых могут встретиться как в игре с реальным соперником, так и при игре в шахматы с компьютером. В некоторых задачах может быть несколько решений.
Дидактические игры и задания по шахматам
“Игра на уничтожение” – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
“Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
“Лабиринт”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая их.
“Перехитри часовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
“Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
“Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
“Захват контрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
“Защита контрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
“Атака неприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
“Двойной удар”. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
“Взятие”. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
“Защита”. Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
“Выиграй фигуру”. Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
“Ограничение подвижности”. Это разновидность “игры на уничтожение”, но с “заминированными” полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.