СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕМКИЙ ЦЕНТР»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Одобрено методическим советом МОУ ДОД «Эколого-биологический центр» протокол № _1____ от 27. 08. 2021г. |
СОГЛАСОВАНО Директор МОУ « Мирновская школа» ______Н В Якушик «____»___________2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ ДОД «Эколого-биологический центр» _____Шпилева Е.Ю. Приказ от № 2021г.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Теоретические основы биологии»
Направленность: естественнонаучная
Срок реализации программы:1 год
Тип программы: общеразвивающая
Вид программы: модифицированная,
Уровень: углубленный
Возраст обучающихся: 14-16 лет
Составитель: Бондаренко Оксана Вячеславовна, педагог дополнительного образования;
Джанкойский район, 2021
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Теоретические основы биологии» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в области образования:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф (с изменениями на 24 марта 2021 года).
- Концепцией развития дополнительного образования детей, от 4 сентября 2014 г. № 1726р. - Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» - Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07декабря 2018г.№ 3.
- Законом Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» от 6 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10 сентября 2019 года).
- Приказом Министерства образования и науки РФ от09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 № 09-3242).
-Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Приказ Минтруда и социальной защиты от 05. 05.2018 № 298 н.
- Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г №28 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.3648.20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
-Методическими рекомендациями для педагогов дополнительного образования детей «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в системе дополнительного образования детей Республики Крым» ГБОУ ДПО РК КРИППО, 2021г.
-Уставом Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр» Джанкойского района Республики Крым и другими локальными актами учреждения.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Теоретические основы биологии» модифицированная, разработана на основе программ
1. Семенцова В.Н. Программы элективных курсов для учащихся общеобразовательных школ. СПб, СМИО Пресс, 2006г. Утверждена РЭС Санкт-Петербурга и допущена к использованию в общеобразовательных учреждениях;
2. И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов . Программы элективных курсов. Биология. 10-11 класс. Профильное обучение. Сборник 2. – М.: Дрофа, 2006;
Направленность (профиль) программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Теоретические основы биологии» реализуется в рамках естественнонаучной направленности. Программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у обучающихся умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств
Актуальность программы
Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) реализует задачу государства по охвату детей 14 –16- летнего возраста дополнительным образованием.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что она ориентирована на интерес и пожелания учащихся, учитывает их возрастные потребности, стимулирует социальную и гражданскую активность, ответственность за будущее планеты.
Программа предусматривает:
использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;
дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к единому государственному экзамену с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом уровне.
Отличительной особенностью данной программы является ее адаптированность к условиям образовательного процесса. Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные части А. Задания части В и С по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам выполнения различных вариантов контрольно- измерительных материалов проводятся индивидуальные консультации..
Педагогическая целесообразность программы «Теоретические основы биологии» состоит в том, что еѐ содержание направлено на углубленное изучение биологии и подготовки обучающихся к единому государственному экзамену
Адресат программы и возрастные особенности – данная программа рассчитана на обучающихся 14-16 лет. Условия набора детей в творческое объединение: принимаются все желающие без предварительной подготовки.
Отмечается повышение самостоятельности, рост чувства ответственности за свои поступки, расширение интересов, появление планов на будущее.
Правильно организованная интересная познавательная и практическая деятельность становятся ведущими факторами в формировании положительных черт характера учащихся, когнитивных способностей.
Объем и срок освоения программы – 1 год обучения, в объеме 72 часа , 2 раза в неделю по 1часу
Уровень программы – углубленный
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса - наполняемость группы -17человек. Занятия проводятся на базе школьного кабинета биологии.
Формы организации образовательной деятельности: коллективные, которые используются при изучении теоретических сведений и приобретения практических навыков. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными детьми, обладающими низким или высоким уровнем развития. Использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий; применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам по биологии и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания контрольно-измерительных материалов.
Виды занятий: учебные занятия, практические работы, тренинги, выполнение самостоятельной работы.
Режим занятий - 2 занятия в неделю по 1 часу, продолжительность академического часа - 45 мин, общее количество часов за год-72часа
Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для углубленного изучения биологии
Для реализации этой цели предполагается решение следующих образовательных, развивающих и воспитательных задач:
Образовательные:
Повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.
Развивающие:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах;
Воспитательные:
Воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
1.2. Воспитательный потенциал программы
Воспитательная работа в рамках программы «Теоретические основы биологии» направлена на воспитание потребности постоянного духовно-нравственного самосовершенствования; позитивное отношение к нравственным общечеловеческим ценностям; осуществление практических действий по подготовке обучающих к сдаче контрольно-измерительных материалов. Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы обучающиеся привлекаются к участию в различных мероприятиях: олимпиады, неделя биологии, форумы, праздники биологические и экологические В результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий уровень сплочённости коллектива, повышение интереса к творческим занятиям.
1.3. Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
Стартовый уровень
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Аудиторные часы | Форма аттестации/ контроля | |||||||
Теория | Практика | ||||||||||
Биология – наука о живой природе. Методы научного познания. (2 часа) | |||||||||||
1 | История развития биологии. Методы изучения биологии. Среды обитания | 2 | 1 | 1 | Проверка знаний в виде теста | ||||||
Цитология – наука о клетке (4 часа) | |||||||||||
2 | Цитология - как наука. | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
3 | Признаки и свойства живого: | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
4 | Клеточная теория | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
5 | Основные уровни организации живой природы | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
Клетка как биологическая система. (10 часов) | |||||||||||
6 | Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
7 | Химическая организация клетки | 2 | 1 | 1 | Фронтальный опрос, тестирование | ||||||
8 | Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
9 | Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. | 2 | 1 | 1 | Фронтальный опрос, тестирование | ||||||
10 | Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
11 | Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
12 | Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос, тестирование | ||||||
13 | Проверка знаний в виде заданий ЕГЭ и ОГЭ
| 1 |
| 1 | Проверка знаний в виде теста | ||||||
Ткани (5 часов) | |||||||||||
14 | Ткани растений | 2 | 1 | 1 | Фронтальный опрос, тестирование | ||||||
15 | Ткани животных | 2 | 1 | 1 | Фронтальный опрос, тестирование | ||||||
16 | Проверка знаний обучающих | 1 |
| 1 | Проверка знаний (тестирование) | ||||||
Органы размножения организма (2часа) | |||||||||||
17 | Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. | 2 | 1 | 1 |
Фронтальный опрос, тестирование | ||||||
Организм как биологическая система (12 часов) | |||||||||||
18 | Вирусы – неклеточные формы жизни . | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
19 | Виды бесполого размножения организмов Виды бесполого размножения организмов | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
20 | Особенности полового размножения. Онтогенез | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
21 | Эмбриональное развитие организма | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
22 | Генетика – наука о наследовании признаков. Законы Г. Менделя Решение задач. | 2 | 1 | 1 | Фронтальный опрос, решение задач | ||||||
23 | Сцепленное наследование. Работы Т. Моргана. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. Решение задач по генетике |
1 |
1 |
| Фронтальный опрос, решение задач | ||||||
24 | Наследование генов сцепленных с полом. Решение задач по генетике. | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
25 | Закономерности изменчивости. | 2 | 2 |
| Фронтальный опрос, тестирование | ||||||
26 | Методы изучения наследственности человека. Наследственные болезни и их профилактика. Селекция, ее методы и перспективы развития. Биотехнология. | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
27 | Проверка знаний и умений обучающихся | 1 |
| 1 | Проверка знаний | ||||||
Система и многообразие организмов. ( 8 часов ) | |||||||||||
28 | Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
29 | Царство бактерий | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
30 | Царство грибов и лишайников | 2 | 2 |
| Фронтальный опрос, тестирование | ||||||
31 | Царство растений | 4 | 3 | 1 | Фронтальный опрос, тестирование | ||||||
Характеристика мира животных (12 часов) | |||||||||||
32 | Главные признаки подцарства одноклеточных и многоклеточных животных | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
33 | Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
34 | Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. | 9 | 9 |
| Фронтальный опрос | ||||||
35 | Проверка знаний | 1 |
| 1 | Проверка знаний | ||||||
Организм человека и его здоровье. (17 часов) | |||||||||||
36 | Предмет изучения анатомии, физиологии и гигиены человека. Ткани. | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
37 | Опорно-двигательная система, ее строение и функционирование | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
38 | Нервная система | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
39 | Гуморальная система | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
40 | Пищеварительная система | 2 | 2 |
| Фронтальный опрос | ||||||
41 | Строение и работа дыхательной системы | 2 | 2 |
| Фронтальный опрос | ||||||
42 | Мочевыделительная система и кожа | 1 | 1 |
| Фронтальный опрос | ||||||
43 | Кровь и кровообращение | 2 | 2 |
| Фронтальный опрос | ||||||
44 | Органы чувств | 2 | 2 |
| Фронтальный опрос | ||||||
45 | Высшая нервная деятельность | 3 | 3 |
| Фронтальный опрос | ||||||
46 | Проверка знаний | 1 |
| 1 | Проверка знаний | ||||||
| Всего | 72 | 59 | 13 |
|
Содержание учебного плана
Тема 1. Биология – наука о живой природе. Методы научного познания.(2 часа)
Теория (1 час)
История развития биологии. Методы изучения биологии. Среды обитания
Практика (1час)
Проверка знаний в виде заданий ОГЭ и ЕГЭ. Входящее тестирование.
Тема 2. Цитология – наука о клетке (4 часа)
Практика (4 часа)
Цитология - как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль цитологии в жизни и практической деятельности человека.
Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие.
Клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке
Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
Тема 3. Клетка как биологическая система (10 часов)
Теория (7 часов)
Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотной клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток.
Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Матричный характер реакций биосинтеза. Гены, генетический код и его свойства.
Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Определение набора хромосом в соматических и половых клетках. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз - деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов.
Практика (3 часа)
Химическая организация клетки.
Биосинтез белка и нуклеиновых кислот (решение задач).
Проверка знаний обучающихся
Тема 4. Ткани (5 часов)
Теория (2 часа)
Виды тканей, отличие растительной ткани от животной. Особенности строения и функции тканей.
Практика (3 часа)
Ткани растений
Ткани животных
Проверка знаний в виде тестов
Тема 5. Органы размножения организмов. (2 часа)
Теория (1 час)
Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях.
Практика (1 час)
Проверка знаний в виде тестов
Тема 6. Организм как биологическая система. ( 12 часов)
Теория (10 часов)
Вирусы – неклеточные формы жизни. Заболевание СПИД. Меры профилактики. Размножение организмов (половое и бесполое). Оплодотворение и его виды. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушения развития организма. Генетика как наука, ее методы. Законы Г. Менделя, Т. Моргана. Наследование признаков, сцепленных с полом. Методы изучения наследственности человека. Взаимодействие генов. Виды наследственной изменчивости, ее причины. Мутагены. Селекция , ее задачи, методы и практическое значение. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты клонирования.
Практика (2 часа)
Решение генетических задач
Проверка знаний в виде тестов
Тема 7. Система и многообразие организмов. (8 часов)
Теория (7 часов)
Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.
Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями
Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.
Царство растений. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность. Распознавание (на рисунках) органов растений.
Многообразие растений.
Практика (1 час)
Распознавание (на рисунках) органов растений.
6.Характеристика мира животных (12 часов)
Теория (11 часов)
Главные признаки подцарства одноклеточных и многоклеточных животных.
Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих.
Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных классов хордовых. Поведение животных. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.
Практика (1 час)
Проверка знаний в виде тестов
Тема 5. Организм человека и его здоровье. (17 часов)
Теория (16 часов)
Предмет изучения анатомии, физиологии и гигиены человека. Ткани. Опорно-двигательная система, ее строение и функционирование. Первая помощь при повреждении скелета. Строение и работа дыхательной системы. Газообмен в легких и тканях. Первая помощь утопленнику. Заболевания органов дыхания. Мочевыделительная система и кожа. Их строение, работа и гигиена.
Кровь и кровообращение. Эндокринная, пищеварительная, нервная системы, органы чувств. Строение, функционирование и профилактика заболеваний. Высшая нервная деятельность. Особенности психики человека. Рефлекторная теория поведения. Врожденные и приобретенные формы поведения. Природа и значение сна. Виды памяти и способы ее укрепления. Значение речи, сознания, мышления. Половая система человека.
Практика (1 час)
Проверка знаний в виде тестов
1.5. Планируемые результаты
Личностные:
у обучающихся будут сформированы:
-умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
-реализация установок здорового образа жизни;
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
-умение отстаивать свою точку зрения;
- понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-экологическая культура на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
-проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания
Метапредметные:
регулятивные
обучающиеся научатся:
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
обучающиеся получат возможность научиться:
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию, оформлять её в виде рефератов, докладов;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Познавательные
обучающиеся научатся:
Выделять существенных признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
определять источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
составлять тезисы, планы, структурировать учебный материал, давать определения понятиям;
проводить наблюдения, ставить опыты и объяснять полученные результаты;
обучающиеся получат возможность научиться:
• сравнению биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявлению изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
Коммуникативные
обучающиеся научатся:
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Предметные:
обучающиеся научатся:
• выделять существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
обучающиеся получат возможность научиться:
• приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
• выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Данная программа реализуется в течение одного учебного года (углубленный уровень): 36 недель: (I полугодие составляет 17 недель и II полугодие – 19 недель), рассчитана на 72часа. Периодичность занятий: 2 занятие в неделю по 1часу (один академический час – 45 мин.). Количество обучающихся в группе – 17человек
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1год обучения | с 01 сентября | 31 мая | 36 | 36 | 72 | 2 раза в неделю по 1 часу |
Продолжительность каникул | осенние: 30.10.2021 – 07.11.2021 зимние: 31.12.2021 – 09.01.2022 весенние:19.03.2022 – 27.03.2022 |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: занятие проводится в кабинете № 20 биология; в кабинете находится 24 посадочных места, рабочий стол педагога, стулья ученические и педагога, компьютерный стол, классная доска с магнитной поверхностью, шкафы для хранения оборудования, учебных пособий – 2шт, мультимедийная доска , проектор, гербарии, раздаточный материал, микроскопы, рециркулятор бактерицидный для обеззараживания воздуха.
Методическое обеспечение:
-Интернет-ресурсы,
-наглядные пособия,
-информационно-коммуникативные средства,
дидактические пособия,
раздаточный материал,
учебные пособия, книги
Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа, опрос);
- наглядные (показ, просмотр презентаций, видеороликов)
- практические (решение задач, тестирование)
Формы занятий: коллективные и индивидуальные учебные занятия.
2.3. . Формы проверки ожидаемых результатов (аттестация)
•Входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и
творческих способностей ребенка, проводится в форме фронтального опроса, собеседования
•Текущий контроль проводится при изучении нескольких тем: тестирования, проверки знаний в виде тестов
•Итоговая аттестация – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения обучающимися программы
Кадровое обеспечение Занятия проводит педагог дополнительного образования детей.
Оценочные материалы составляют тесты по предмету
(Приложение № 1).
Лист диагностики уровня сформированности практических и теоретических навыков (Приложение № 2).
2.4. Список литературы
1. Биология в схемах и таблицах. А.Ю. Ионцева, А.В.Торгалов.М: ЭКСМО.2013г
2. Трудные задания части С ЕГЭ( ГИА) по биологии.Е.В.Спиприна.Ульяновск УИПКПРО 2014г.
3. Биология. Подготовка к ЕГЭ.Ю.А.Садовниченко.М:Эксмо.2014г
4. Анастасова Л.А. Способы решенгия задач по биохимии и молекулярной биологии. «Биология в школе» №8 2002.
5. Беркинблит М.Б. Почти 200 задач по генетике и биохимии . М.:Мирос.1992
6.Галеева Н.Л. Развивающие и диагностические задания в курсе общей биологии. М.:Просвещение. 2002.
Приложение№ 1
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Тестовые задания
Углубленный уровень
1 год обучения
ВХОДНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Пояснительная записка
Цель: оценка уровня первичной теоретической и практической подготовки учащихся по предмету «Теоретические знания по биологии»
Задача данного тестирования – выявление знаний в виде тестов Оценка творческого потенциала, а также социально-психологических и личностных качеств (коммуникативности, уровня самооценки, аккуратности, усидчивости и др.)
Продолжительность тестирования – 45 мин.
Структура тестирования. Данное тестирование является письменным. В нем проверяются минимальные знания материала
Тестирование позволяет определить степень владения необходимыми знаниями и умениями для изучения предлагаемой дисциплины
ТЕСТ 1
ФИО _____________________________________________________________
Группа ___________________________________________________________
Дата _____________________________________________________________
Балл _____________________________________________________________
Инструкция по выполнению работы
Тестовая работа состоит из двух частей, включающих в себя 14 заданий
.На выполнение тестовой работы по биологии отводится 45 мин
Ответы к заданиям 1–10 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданиям 11–12 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый. К заданиям 13–14 следует дать развёрнутый ответ.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий 1–10 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа. |
1 |
Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте, а также теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией, называется:
гипотеза
наблюдение
эксперимент
теория
|
Ответ
2 |
Наследственный аппарат клетки расположен в
ядре
рибосоме
вакуоли
аппарате Гольджи
|
Ответ
3 |
Грибница гриба-трутовика представляет опасность для древесных растений, так как она разрушает
корневые волоски
мякоть листа
древесину стебля
верхушечные почки
|
Ответ
4 |
На рисунке изображена схема строения цветка. Какой буквой обозначена часть цветка, участвующая в половом размножении растений?
А 2) Б 3) В 4) Г
Ответ
5 |
Какую функцию выполняет орган, обозначенный на рисунке стрелкой?
1) переваривание пищи
2) газообмен
3) освобождение организма от вредных продуктов обмена веществ
4) подъем и погружение
|
Ответ
6 |
Что общего у человекообразной обезьяны и человека?
1) пятипалая конечность
2) замкнутая кровеносная система
3) общий план строения
4) дифференцированная нервная система
|
Ответ
7 |
Какая кость обозначена на рисунке стрелкой?
к лючица
лопатка
воронья кость
плечевая кость
|
Ответ
8 |
У пострадавшего наблюдается кровотечение: темно-красная кровь вытекает из раны равномерной, непрерывной и не пульсирующей струёй. Кровь вытекает медленно и в большом количестве. Назовите вид кровотечения
капиллярное
артериальное
кровотечение, связанное с повреждением крупных вен
небольшое венозное
|
Ответ
9 |
. Расширение ареала зайца-русака – пример:
биологического прогресса
ароморфоза
дегенерации
биологического регресса
|
Ответ
10 |
Находки ископаемых остатков археоптерикса свидетельствуют о родстве:
земноводных и пресмыкающихся
пресмыкающихся и птиц
пресмыкающихся и млекопитающих
птиц и млекопитающих
|
Ответ
11 |
Выберите три верных ответа. Как оказать первую помощь при обморожении?
наложить теплоизолирующую повязку
обеспечить неподвижность конечности
дать пострадавшему горячее питьё
уложить пострадавшего в прохладно месте
положить холодный компресс
обработать обмороженный участок раствором соды
Ответ:
|
|
|
12 |
Вставьте в текст пропущенные слова. Последовательность цифр запишите в таблицу.
Строение органов дыхания
Воздухоносные пути начинаются____(А). Слизистую оболочку дыхательных путей выстилает _____(Б). Вход в гортань при глотании закрывает ____(В). Лёгкие образованы____(Г).
Щитовидный хрящ
Бронхи
Носовая полость
Надгортанник
Альвеолы
Мерцательный эпителий
Ответ:
А | Б | В | Г |
| | | |
ЧАСТЬ 2
Сахарный диабет.
Сахарный диабет – заболевание довольно распространенное. Заболевание может быть в любом возрасте. Однако чаще всего он выявляется у детей от 6 до 12 лет, т.е. в период наиболее быстрого роста. Обычно диабет обнаруживают у детей после различных острых инфекционных заболеваний (корь, ветряная оспа, свинка). Психическая травма или даже физическая травма могут стать причиной заболевания. Нередко его развитию способствует переедание, в особенности богатой углеводами пищи (мучные продукты, сахар, сладости). Главным в лечении сахарного диабета является физиологическая диета и достаточное количество инсулина. При неправильном лечении больного сахарным диабетом, а также при некоторых его тяжелых формах развиваются осложнения. Они выражаются чаще всего заболеванием глаз, сердечно-сосудистой системы. Хронический недостаток инсулина приводит к замедлению физического и полового развития.
13 |
Используя содержание текста «Сахарный диабет», ответьте на следующие вопросы.
1.Что может стать причиной заболевания сахарным диабетом?
2. Что является главным в лечении сахарного диабета?
3. Заболевание каких органов организма человека происходит при течении тяжёлой формы сахарного диабета?
14 |
Пользуясь таблицей №1 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы
Составные вещества | Вдыхаемый воздух | Выдыхаемый воздух |
Кислород | 21% | 16,3% |
Азот | 78% | 78% |
Углекислый газ | 0,03% | 4% |
Концентрация каких веществ изменилась?
Обмен газов в лёгких между кровью и воздухом, происходит с помощью какого процесса и в чём его сущность
Тест 2
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: проверить качество знаний и умений учащихся по теме «Клетка как биологическая система.
Задачей данного контроля: является контроль усвоения учащимися материала по теме, с помощью заданий в виде заданий ОГЭ и ЕГЭ.
Продолжительность – 45 мин.
Структура: по теме: Клетка как биологическая система.
Задания части А
А1. Основным свойством плазматической мембраны является
1) сократимость 2) непроницаемость 3) абсолютная возбудимость
4) избирательная проницаемость
А2. Какой из организмов НЕ имеет клеточного строения?
1) амёба обыкновенная 2) вирус птичьего гриппа 3) дрожжи 4) эритроцит
А3. Создателями клеточной теории являются
1) Р. Гук и А. Левенгук
2) Н.И. Вавилов и И.В. Мичурин
3) М. Шлейден и Т. Шванн
4) Т.Х. Морган и Г. Фриз
А4. Какую функцию выполняют лейкопласты?
1) накопление крахмала 2) обеспечение окраски плодов, цветков
3) участие в водном обмене 4) фотосинтез
А5. В рибосомах происходит синтез молекул
1) белков 2) углеводов 3) нуклеиновых кислот 4) липидов
А6. Какие клетки участвуют в процессе свёртывания крови у человека?
1) лейкоциты 2) лимфоциты 3) тромбоциты 4) эритроциты
А7. Выберите признак, характерный для прокариотических клеток.
1) в клетке отсутствуют рибосомы
2) в клетке отсутствует развитая система мембран
3) имеют линейные молекулы ДНК, связанные с белками
4) генетический материал заключён в ядре
А8. Какое вещество входит в состав клеточной стенки грибов?
1) крахмал 2) муреин 3) хитин 4) целлюлоза
А9. Какой органоид клетки изображен на рисунке?
1) клеточный центр 2) митохондрия 3) рибосома 4) аппарат Гольджи
А10. В какой среде обитают паразитические бактерии?
1) водной 2) наземно-воздушной 3) почвенной 4) организменной
А11. Неклеточной формой жизни является
1) бактерия 2) циста амебы 3) сине-зеленая водоросль 4) вирус
А12. Основным положением «клеточной теории» является утверждение
1) все клетки содержат одинаковый набор органоидов
2) клеточное строение всех живущих организмов — свидетельство самозарождения клеток из бесструктурного межклеточного вещества
3) все живые организмы состоят из клеток, клетка структурная и функциональная единица живого
4) клетки животных, растений и грибов одинаковы по строению и химическому составу
А13. Хлоропласты имеются в клетках
1) зелёной плесени 2) хламидомонады 3) древесины стебля сосны 4) корня лука
А14. Ядро имеется у
1) вируса иммунодефицита человека 2) азотфиксирующих бактерий
3) малярийного плазмодия 4) кишечной палочки
А15. Кто первый обнаружил клетки в срезе пробки и впервые применил термин «клетка»?
1) Роберт Гук 2) Антони ван Левенгук
3) Маттиас Шлейден и Томас Шванн 4) Рудольф Вирхов
А16. Какая из клеточных структур есть у всех живых организмов, кроме вирусов?
1) клеточная мембрана 2) вакуоль 3) хлоропласт 4) ядро
А17. Чем представлен генетический материал вирусов?
1) нуклеиновой кислотой 2) капсидом 3) нуклеоидом 4) хромосомой
А18. Первым использовал микроскоп для исследования биологических объектов и ввел в науку термин клетка
1) Матиас Шлейден 2) Роберт Гук 3) Теодор Шванн 4) Антони ван Левенгук
А19. Организмы, клетки которых имеют обособленное ядро, называются
1) вирусами 2) бактериями 3) прокариотами 4) эукариотами
А20. Положением клеточной теории, принадлежащим Р. Вирхову, является утверждение
1) многоклеточный организм развивается из одной исходной клетки
2) клетки всех организмов имеют сходный химический состав и общий план строения
3) новая клетка возникает в результате деления материнской клетки
4) все организмы состоят из одинаковых структурных единиц — клеток
А21. Прокариотами являются
1) животные и грибы 2) высшие растения и зеленые водоросли
3) бактерии и сине-зеленые водоросли 4) вирусы и простейшие
А22. Укажите положение клеточной теории
1) одноклеточный организм развивается из нескольких исходных клеток
2) клетки растений и животных одинаковы по строению и химическому составу
3) каждая клетка организма способна к мейозу
4) клетки всех организмов сходны между собой по строению и химическому составу
А23. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?
1) клеточный 2) органно-тканевой 3) организменный 4) популяционно-видовой
А24. Характерным признаком бактерий является
1) отсутствие ядра 2) отсутствие цитоплазмы
3) наличие цитоплазмы 4) наличие ядра
А25. Линейные молекулы ДНК, связанные с белками, организованные в хромосомы, имеются у
1) вирусов 2) бактерий 3) синезелёных водорослей 4) грибов
А26. Клетки каких организмов НЕ имеют клеточной стенки?
1) бактерий 2) грибов 3) растений 4) животных
А27. Предметом изучения, какой науки является объект, изображённый на рисунке?
1) палеонтология 2) систематика 3) цитология 4) экология
А28. К эукариотам относятся
1) вирусы 2) бактерии 3) дрожжи 4) бактериофаги
А29. Функцией хлоропластов в растительной клетке является
1) синтез белка
2) образование органических веществ из неорганических с использованием энергии света
3) транспорт веществ
4) образование неорганических веществ из органических в процессе дыхания
А30. Основной функцией митохондрий является
1) синтез белка 2) образование лизосом 3) синтез АТФ 4) фотосинтез
А31. Организмы, состоящие из одной клетки и не имеющие оформленного ядра, относят к царству
1) растений 2) животных 3) вирусов 4) бактерий
А32. В состав, какой ткани входит изображенная на рисунке клетка?
1) соединительной 2) нервной 3) эпителиальной 4) мышечной
Задания части В
В1. Установите соответствие между половыми клетками человека и их строением: к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ
А) имеют хвостик 1) сперматозоиды
Б) большой объём цитоплазмы 2) яйцеклетки
В) запас питательных веществ
Г) больше по размерам
Д) подвижны
Е) имеют акросому
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами в таблицу.
Ответ :
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
В2.Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки, для которого она характерна.
ПРИЗНАК ОРГАНОИД
А) накапливает воду 1) вакуоль
Б) содержит кольцевую ДНК 2) хлоропласт
В) обеспечивает синтез органических веществ
Г) содержит клеточный сок
Д) поглощает энергию солнечного света
Е) синтезирует молекулы АТФ
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами в таблицу.
Ответ :
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
В3. Установите соответствие между характеристикой органоида клетки и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОИД КЛЕТКИ
А) система канальцев, пронизывающих цитоплазму 1. комплекс Гольджи Б) хорошо развит(а) в секреторных клетках 2. ЭПС
В) на мембранах могут размещаться рибосомы
Г) участвует в формировании лизосом
Д) обеспечивает перемещение органических веществ в клетке
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами в таблицу.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Тест 3
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: проверить качество знаний и умений учащихся по теме «Клетка как биологическая система.
Задачей данного контроля: является контроль усвоения учащимися материала по теме, с помощью заданий в виде заданий ОГЭ и ЕГЭ.
Продолжительность – 45 мин.
Структура: по теме: Ткани
1.Какой тип ткани изображён на рисунке?
2. Какой орган человека в своём строении не содержит гладкую мышечную ткань? | ||||||||||||
| ||||||||||||
|
.Какая ткань изображена на рисунке?
4.На рисунке под каким номером изображён реснитчатый эпителий? | ||||||||||||
|
5. Вставьте в текст «Животные ткани» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ЖИВОТНЫЕ ТКАНИ У взрослого человека более 200 различных типов клеток, которые объединяют в __________ (А) группы. К самым разнообразным по строению относят __________ (Б) ткани. Их главной особенностью является хорошо развитое __________ (В). У крови и __________ (Г) межклеточное вещество называют плазмой. В животном организме ткани выполняют разнообразные функции. |
|
| ||||||||||||||||||
6. Соединительную ткань от эпителиальной можно отличить по | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
7. Какая ткань в организме человека выстилает стенку желудка изнутри? | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
8.Какая ткань образует поверхностный слой кожи человека? | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
9. Какую ткань относят к животным? | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
10. Прочность и упругость организму растения обеспечивает | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
11.Установите соответствие между характеристикой и видом растительной ткани, к которому её относят: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Начало формы Конец формы |
| |
| 12 Вставьте в текст «Мышечные ткани человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА Волокна скелетных мышц под микроскопом __________ (А). Их длина составляет __________ (Б). Волокна сердечной мышечной ткани, в отличие от поперечнополосатой, имеют контактные участки. Совокупность клеток, образующих ткань мышц внутренних органов, называют __________ (В) мышечной тканью. Для всех типов мышечных тканей характерные свойства – возбудимость и __________ (Г). |
|
|
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ № 4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: проверить качество знаний и умений учащихся по теме «Организм как биологическая система.
Задачей данного контроля: является контроль усвоения учащимися материала по теме «Организм как биологическая система.»
Продолжительность – 45 мин.
Структура: по теме: «Организм как биологическая система.
Часть 1. (Задания А1-А36)
При выполнении заданий этой части следует выбрать один верный ответ из четырёх.
Какой способ размножения является половым?
Вегетативное размножение
Генеративное размножение
Почкование
Прививка
У каких организмов отсутствует мейоз?
Бактерии
Грибы
Растения
Животные
Гаметы животных отличаются от соматических клеток
Наличием жгутиков
Малой продолжительностью жизни
Вдвое меньшим числом хромосом
Отсутствием митохондрий
Каковы цитологические основы полового размножения организмов?
Способность ДНК к репликации
Процесс формирования спор
Накопление энергии молекулой АТФ
Матричный синтез и-РНК
Зигота отличается от гаметы
Наличием клеточного центра
Наличием ядра
Набором хромосом
Наличием митохондрий
Спермотозоид в отличии от яйцеклетки не имеет
Запаса питательных веществ
Клеточной оболочки
Обособленного ядра
Митохондрий
К какому способу размножения относится партеногенез?
Половому
Вегетативному
Почкованию
Бесполому
Наружным зародышевым листком у хордовых животных образованы
Скелет
Желудок
Нервная трубка
Сердце
Эмбриональный период у земноводных заканчивается
Рассасыванием хвоста
Заменой наружных жабр внутренними
Выходом личинки из яйца
Появлением передних конечностей
Какой тип постэмбрионального развития характерен для большинства млекопитающих?
Полное превращение
Прямое
Непрямое
Неполное превращение
Какие гены не имеют парных аллельных генов в организме?
Рецессивные
Доминантные
Сцепленные с Y-хромосомой
Сцепленные с аутосомами
Основным методом, использующимся в исследовании закономерностей наследственности, является
Биохимический
Гибридологический
Исторический
Сравнительный
Дигибридное скрещивание- это
Скрещивание двух гибридов первого поколения
Скрещивание, в котором получаются потомки с двумя вариантами проявления признака
Скрещивание, в результате которого получаются два однояйцевых близнеца
Скрещивание организмов, отличающихся друг от друга по двум парам признаков
Организм, в генотипе которого содержатся разные аллели одного гена, называют
Рецессивным
Доминантным
Гетерозиготным
Гомозиготным
Пол человека, в клетках которого содержится X- и Y- хромосомы, называют
Гетерогаметными
Гетерозиготными
Гомогаметными
Гомозиготными
Потомству не передаются мутации
Генные
Хромосомные
Соматические
Геномные
Совокупность генов, которую организм получает от родителей, называют
Генофондом
Наследственностью
Фенотипом
Генотипом
В клетке пара аллельных генов расположена в хромосомах
Негомологичных
Отцовских
Материнских
Гомологичных
Укажите генотип человека, если по фенотипу он светловолосый и голубоглазый
ААВВ
АаВв
аавв
Аавв
Закономерности наследственности и изменчивости организмов изучает наука
Цитология
Селекция
Эволюция
Генетика
Влияние одного гена на развитие многих признаков свидетельствует
О влиянии генов на формирование признаков
О целостности генотипа
Об автономности генов
О высокой активности генов
Какие гаметы образуются у особи с генотипом Аавв?
Ав, вв
Ав, ав
Аа, АА
Аа,вв
Наличие в гамете одного гена из каждой пары аллелей- это цитологическая основа
Хромосомной теории наследственности
Закона сцепленного наследования
Закона независимого наследования
Гипотезы чистоты гамет
Как обозначаются генотипы особей при дигибридном скрещивании
ВвВв х АаАа
АаВв х АаВв
АаАА х ВвВв
Аааа х ВвВв
Сколько пар альтернативных признаков изучают при моногибридном скрещивании
Одну
Две
Три
Четыре
В результате какого процесса формируется генотип потомства
Онтогенеза
Овогенеза
Сперматогенеза
Оплодотворения
Какова вероятность рождения высоких детей у гетерозиготных родителей с низким ростом ( низкорослость доминирует над высоким ростом)?
0 %
25 %
50 %
75 %
Определите генотипы родителей, имеющих карие глаза, если в их потомстве три кареглазых и один голубоглазый ребёнок (А- карие глаза доминируют над голубыми).
аа х АА
АА х Аа
АА х АА
Аа х Аа
При моногибридном скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной рецессивной в их потомстве происходит расщепление признаков по фенотипу в соотношении
3:1
9:3:3:1
1:1
1:2:1
У организмов с одинаковым генотипом под влиянием условий среды возникает изменчивость
Комбинативная
Генотипическая
Наследственная
Модификационная
Границы, в пределах которых изменяется масса цыплят в зависимости от условий содержания и рациона питания, называются
Продуктивностью
Нормой реакции
Саморегуляцией
Колебанием численности
Изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК- это мутация
Генная
Геномная
Хромосомная
Аутосомная
Полиплоидия- одна из форм изменчивости
Модификационной
Мутационной
Комбинативной
Соотносительной
Какая болезнь человека- результат генной мутации
Синдром приобретённого иммунодефицита
Грипп
Серповидноклеточная анемия
Гепатит
Явление гетерозиса связано с
Новой комбинацией генов
Изменчивостью генов
Модификационной изменчивостью
Хромосомными перестройками
Чистая линия растений- это потомство
Гетерозиготных форм
Одной самоопыляющейся особи
Межсортового гибрида
Двух гетерозиготных линий
Часть 2 (Задание В1- В8 )
Задания с выбором нескольких правильных ответов ( 1В-3В)
Чем зигота отличается от гаметы ?
А) содержит двойной набор хромосом
Б) содержит одинарный набор хромосом
В) образуется в результате оплодотворения
Г) образуется путём мейоза
Д) является первой клеткой нового организма
Е) это специализированная клетка, участвующая в половом размножении
2. Какие факторы влияют на развитие зародыша человека?
А) его внешнее строение
Б) генетическая информация в зиготе
В)взаимодействие частей зародыша
Г) наличие трёх зародышевых листков
Д) воздействие внешних факторов
Е) наличие ворсинок в оболочке плода
3. Укажите все причины, которые могут вызвать мутации
А) рентгеновское излучение
Б) близкородственное скрещивание
В) искусственный отбор
Г) вирусы
Д) химические вещества
Е) естественный отбор
Задания на соответствие (В4-В6 )
4.Установите соответствие между признаком изменчивости и её видом
Признак изменчивости Вид изменчивости
А) обусловлена появлением нового 1)мутационная
сочетания нуклеотидов в гене 2)комбинативная
Б) обусловлена изменением генов и хромосом
В) у потомков появляются новые аллельные гены
Г) основой служит независимое расхождение гомологичных хромосом
Д) у особей изменяется количество или структура ДНК
Е) обусловлена конъюгацией и перекрёстом хромосом
5.Установите соответствие между особенностями питания организма и группой организмов.
Особенности питания Группа организмов
А) захватывают пищу путём фотосинтеза 1) Автотрофы
Б) используют энергию, освобождающуюся 2) Гетеротрофы
при окислении неорганических веществ.
В) синтезируют органические вещества из неорга-
нических на свету.
Г) используют энергию солнечного света.
Д) используют энергию, заключённую в пище.
6 Установите соответствие между характеристикой мутации и её типом.
Характеристика мутации Типы мутаций
А) включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК. 1) хромосомные
Б) кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной 2) генные
клетке . 3) геномные
В) нарушение последовательности аминокислот в молекуле
белка.
Г)поворот участка хромосом на 1800
Д) уменьшение числа хромосом в соматической клетке
Е) обмен участками негомологичных хромосом
Задание на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
( В7-В8 )
7. Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина.
А) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки
Б) проникновение ДНК вируса в клетку
В) синтез вирусных белков
Г) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки- хозяина
Д) формирование новых вирусов
8) Установите последовательность развития папоротников, начиная со взрослого
организма.
А) развитие на нижней стороне заростка мужских и женских гамет.
Б) образование на нижней стороне листа папоротника спорангиев со спорами.
В) передвижение сперматозоидов к яйцеклетке с помощью воды, оплодотворение.
Г) прорастание споры и развитие из неё маленькой зелёной пластинки- заростка.
Д) развитие из зиготы зародыша, который превращается во взрослое растение
папоротника.
Часть 3 ( Задание С1-С6 )
Привести развёрнутый ответ.
По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы.7
Какие признаки характерны для вирусов?
Объясните, в чём заключается сходство и различие мутационной и комбинативной изменчивости.
Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ.
Они дышат, питаются, растут, размножаются.
При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
Они растут только в первые годы жизни.
Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.
Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчины . Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, соотношение генотипов и фенотипов.
Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит независимое наследование двух пар признаков. Объясните это явление поведением хромосом в мейозе при образовании гамет и при оплодотворении
Тест 5
(итоговая аттестация)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Продолжительность итоговой аттестации – 45 мин.
Цель: проверить качество знаний и умений учащихся полученных за год
Задачей данного контроля: является контроль усвоения учащимися теоретического материала и уровня развития навыков решения вопросов контрольно- измерительных материалов
ТЕСТ 5
ФИО _____________________________________________________________
Группа ___________________________________________________________
Дата _____________________________________________________________
Балл _____________________________________________________________
Задание 1 № 21105
В изображённом на рисунке опыте экспериментатор поместил кристалл соли в каплю воды с живыми амёбами. Через некоторое время все простейшие стали двигаться в одном направлении.
Какое ОБЩЕЕ свойство живого на примере амёбы иллюстрирует данный опыт?
Ответ:
Задание 2 № 21107
Плесневые грибы человек использует при
1) выпечке хлеба
2) силосовании кормов
3) получении сыров
4) приготовлении столового вина
Ответ:
Задание 3 № 21108
У яблони, в отличие от сосны,
1) тело составляют органы и ткани
2) оплодотворение происходит при наличии воды
3) зародыш является частью семени
4) осуществляется двойное оплодотворение
Ответ:
Задание 4 № 21110
Что из перечисленного отличает шимпанзе от человека?
1) строение кисти
2) постоянная температура тела
3) общий план строения
4) забота о потомстве
Ответ:
Задания 5 № 21114
Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале человека?
1) участвуют в образовании водорастворимых витаминов
2) повышают скорость продвижения пищи во время переваривания
3) нейтрализуют поступающие с пищей вредные вещества
4) увеличивают поверхность соприкосновения стенки кишечника с пищей
Ответ:
Задание 6 № 21115
Где расположены рецепторы, позволяющие изображённому на рисунке гимнасту выполнять данные упражнения?
1) полукружные каналы
2) гипоталамус
3) сетчатка
4) улитка
Ответ:
Задание 7 № 21117
Если кровь из раны вытекает пульсирующей струёй и имеет ярко-алый цвет, то кровотечение у пострадавшего
1) венозное, и достаточно наложить тугую повязку
2) артериальное, и достаточно наложить тугую повязку
3) артериальное, и необходимо наложить жгут
4) венозное, и необходимо наложить жгут
Ответ:
Задание 8 № 21118
Какова роль разрушителей в экологических сообществах?
1) обеспечивают производителей минеральным питанием
2) синтезируют глюкозу из неорганических веществ
3) поедают растительные организмы
4) служат дополнительным источником энергии для агроценозов
Ответ:
Задание 9 № 21119
На рисунке изображён отпечаток археоптерикса. Многие учёные считают его ископаемой переходной формой между древними
1) птицами и млекопитающими
2) пресмыкающимися и птицами
3) пресмыкающимися и млекопитающими
4) земноводными и птицами
Ответ:
Задание 10 № 21120
Между структурами клетки и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.
Структура клетки | Процесс |
Цитоплазматическая мембрана | Транспорт веществ |
… | Синтез белков |
Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) лизосома
2) вакуоль
3) рибосома
4) клеточный центр
Ответ:
Задание 11 № 21121
Верны ли следующие суждения о цепях питания?
А. При переходе с одного трофического уровня на другой количество энергии увеличивается.
Б. Цепи питания могут начинаться с органических остатков.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Задание 12 № 21123
Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) пользование общественным туалетом
2) поцелуй в щёку больного СПИДом
3) нахождение за одной партой с больным СПИДом
4) пользование чужой зубной щёткой
5) прокалывание ушей
6) нанесение татуировки
Ответ:
Задание 13 № 21127
Установите соответствие между признаками и классами животных, для которых эти признаки характерны: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ |
| КЛАССЫ |
А) У части представителей в развитии имеется стадия куколки. Б) Подавляющее большинство представителей — хищники. В) Тело состоит из головы, груди и брюшка. Г) Способны поглощать только жидкую пищу. Д) Имеют четыре пары ходильных ног. Е) На голове могут располагаться простые и сложные глаза. |
| 1) Насекомые 2) Паукообразные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Ответ:
Задание 14 № 21129
Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ
В природе существует два способа размножения: __________(А) и __________(Б). Первый способ связан с __________(В), происходящим в результате слияния мужских и женских _________(Г). Биологическим значением второго способа является сохранение всей наследственной информации материнского организма у потомков.
Перечень слов:
1) клонирование
2) митоз
3) половое
4) почкование
5) бесполое
6) оплодотворение
7) спора
8) гамета
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
Ответ:
Задание 15 № 21130
Рассмотрите фотографию кошки серо-белого окраса. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению кошки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма головы, форма глаз.
А. Окрас шерсти
Б. Форма ушей
В. Форма головы
Г. Форма глаз
Д. Определите, соответствует ли данная особь стандартам породы американский кёрл.
Породу отличает многообразие окрасов короткошёрстных и длинношёрстных кошек. Для породы характерна клиновидная форма головы и большие миндалевидные глаза. Главная особенность породы — широкие у основания и плавно закрученные назад уши. У каждой особи своя степень закрученности уха.
1) соответствует
2) не соответствует
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Ответ:
25
Задание 16 № 21131
Рассмотрите рисунок с изображением стопы человека. Как называют нарушение формы стопы, изображённое на рисунке под цифрой 2?
Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
26
Задание 17 № 21133
Пользуясь таблицей 1 «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи
организма человека (в %)
Составные вещества | Плазма крови | Первичная моча | Вторичная моча |
Белки, жиры, гликоген | 7–9 | Отсутствуют | Отсутствуют |
Глюкоза | 0,1 | 0,1 | Отсутствует |
Натрий (в составе солей) | 0,3 | 0,3 | 0,4 |
Хлор (в составе солей) | 0,37 | 0,37 | 0,7 |
Калий (в составе солей) | 0,02 | 0,02 | 0,15 |
Мочевина | 0,03 | 0,03 | 2,0 |
Мочевая кислота | 0,004 | 0,004 | 0,05 |
1) Концентрация какого вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
2) Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?
Задание 18 № 21134
В понедельник девятиклассник Василий в школьной столовой выбрал на обед следующие блюда: борщ из свежей капусты с картофелем, два мясных биточка с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусок ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Какова энергетическая ценность этого школьного обеда?
2) Какое ещё количество углеводов должно быть в пищевом рационе Василия в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 14 лет?
3) Каковы функции углеводов в организме подростка? Укажите одну из таких функций.
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Возраст, лет | Белки, г/кг | Жиры, г/кг | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7–10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11–15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16 | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Блюда | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая ценность, ккал |
Борщ из свежей капусты с картофелем (1 порция) | 1,8 | 4,0 | 11,6 | 92,3 |
Суп молочный с макаронными изделиями (1 порция) | 8,3 | 11.3 | 25,8 | 233,8 |
Мясные биточки (1 штука) | 8,0 | 21,0 | 9,3 | 266,6 |
Котлета мясная рубленная (1 штука) | 9,2 | 9,9 | 6.5 | 155,6 |
Гарнир из отварного риса (1 порция) | 4,8 | 1,2 | 53,0 | 245,2 |
Гарнир из отварных макарон (1 порция) | 5,4 | 4,3 | 38,7 | 218,9 |
Кисель (1 стакан) | 0 | 0 | 19,6 | 80 |
Чай с сахаром – 2 чайные ложки (1 стакан) | 0 | 0 | 14,0 | 68,0 |
Хлеб пшеничный (1 кусок) | 2,0 | 0,6 | 7,2 | 64,2 |
Хлеб ржаной (1 кусок) | 3,9 | 0,4 | 28,2 | 135,7 |
Соответствие количества баллов промежуточная диагностика уровня знаний учащихся
№ | Результативность Тестирования (уровни) | Соответствие количество балов |
1 | Низкий | 0-10 |
2 | Средний | 10-20 |
3 | Высокий | 20-30 |
Результативность текущего, промежуточного контроля и итоговой аттестации
| Результативность образовательного процесса, уровни |
|
|
| Низкий | Средний | Высокий |
Всего (человек / %) |
|
|
|
Приложение № 2
Лист диагностики уровня сформированности практических и теоретических навыков
Учебный год 2021-2022
Кружок « Теоретические основы биологии»
Группа 9-10 классы
№ | ФИ учащегося | Раздел/тема | Критерии | ||||||||
|
|
| Теория | Практика | |||||||
|
|
| высокий | средний | достаточ. | Итоговая аттестац. | высокий | средний | достаточ. | Итоговая аттестац. | |
1 | Муртазаева Альбина |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
2 | Козлов Александр |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
3 | Пинчук Тимур |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
4 | Кангур Николай |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
5 | Исмаилова Лера |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
6 | Нурмамбетова Лемара |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
7 | Трачук Алина |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
8 | Ларькин Максим |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
9 | Малашина Мария |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
10 | Абиева Севиль |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
11 | Вайцель Карина |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
12 | Муждабаева Фериде |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
13 | Конкина Елизавета |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
14 | Решитова Лера |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
15 | Дульгерова Наджие |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
16 | Косых Яна |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
17 | Пантюхова Анна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 3
Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
кружка «Теоретические основы биологии»
№п/п | Причина корректировки | Дата | Согласование с заведующим подразделения (подпись) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Этот план печатается отдельно, поэтому нумерация листов будет другая
Управление образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Эколого-биологический центр»
Джанкойского района Республики Крым
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУДОД «Эколого-биологический центр» _______________ Е.Ю.Шпилёва
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2021-2022 учебный год
учебного объединения « Теоретические основы биологии»
углубленный уровень
1 год обучения
Составитель: Бондаренко Оксана Вячеславовна, педагог дополнительного образования
Джанкойский район, 2021
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол –во часов | Дата план. | Дата факт. | Форма аттестации/контроля |
| |
Биология – наука о живой природе. Методы научного познания. | 2 |
|
|
|
| ||
1 | Биология – наука о живой природе. История развития биологии |
| 03.09 |
|
|
| |
2 | Методы изучения биологии. Среды обитания |
| 06.09 |
|
|
| |
Цитология – наука о клетке | 4 |
|
|
|
| ||
3 | Цитология - как наука, Роль цитологии в жизни и практической деятельности человека. |
| 10.09 |
|
|
| |
4 | Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие. |
| 13.09 |
|
|
| |
5 | Клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке |
| 17.09 |
|
|
| |
6 | Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. |
| 20.09 |
|
|
| |
Клетка как биологическая система. | 10 |
|
|
|
| ||
7 | Клеточная теория. Строение клетки. |
| 24.09 |
|
|
| |
8 | Многообразие клеток (клетки грибов, растений и животных). |
| 27.09 |
|
|
| |
9 | Химический состав клетки. |
| 01.10 |
|
|
| |
10 | Химический состав клетки. |
| 04.10 |
|
|
| |
11 | Энергетический обмен в клетке. |
| 08.10 |
|
|
| |
12 | Фотосинтез и хемосинтез. |
| 11.10 |
|
|
| |
13 | Пластический обмен. Биосинтез белков. |
| 15.10 |
|
|
| |
14 | Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции |
| 18.10 |
|
|
| |
15 | Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. |
| 22.10 |
|
|
| |
16 | Проверка знаний обучающихся ( текущий контроль) |
| 25.10 |
|
|
| |
Ткани | 5 |
|
|
|
| ||
17 | Ткани растений |
| 29.10 |
|
|
| |
18 | Ткани растений |
| 01.11 |
|
|
| |
19 | Ткани животных |
| 05.11 |
|
|
| |
20 | Ткани животных |
| 08.11 |
|
|
| |
21 | Проверка знаний ( текущий контроль) |
| 12.11 |
|
|
| |
Органы размножения организмов. | 2 |
|
|
|
| ||
22 | Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. |
| 15.11 |
|
|
| |
23 | Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека |
| 19.11 |
|
| ||
Организм как биологическая система. | 12 |
|
|
| |||
24 | Вирусы – неклеточные формы жизни. |
| 22.11 |
|
| ||
25 | Виды бесполого размножения организмов. |
| 26.11 |
|
| ||
26 | Особенности полового размножения. Онтогенез. |
| 29.11 |
|
| ||
27 | Эмбриональное развитие организма |
| 03.12 |
|
| ||
28 | Генетика – наука о наследовании признаков. Моногибридное скрещивание. Решение задач. |
| 06.12 |
|
| ||
29 | Дигибридное скрещивание. Решение задач. |
| 10.12 |
|
| ||
30 | Сцепленное наследование. Работы Т. Моргана. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. Решение задач по генетике. |
| 13.12 |
|
| ||
31 | Наследование генов сцепленных с полом. Решение задач по генетике. |
| 17.12 |
|
| ||
32 | Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. |
| 20.12 |
|
| ||
33 | Наследственная изменчивость. |
| 24.12 |
|
| ||
34 | Методы изучения наследственности человека. Наследственные болезни и их профилактика. Селекция, ее методы и перспективы развития. Биотехнология. |
| 27.12 |
|
| ||
35 | Проверка ( промежуточный контроль) |
| 29.12 |
|
| ||
Система и многообразие организмов. | 8 |
|
|
| |||
36 | Систематика. Основные систематические (таксономические) категории. |
| 30.12 |
|
| ||
37 | Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. |
| 10.01 |
|
| ||
38 | Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. |
| 14.01 |
|
| ||
39 | Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников. |
| 17.01 |
|
| ||
40 | Царство растений. Особенности строения органов растений. Распознавание (на рисунках) органов растений. |
| 21.01 |
|
| ||
41 | Разнообразие растений. Низшие растения |
| 24.01 |
|
| ||
42 | Разнообразие растений. Высшие растения. Голосеменные |
| 28.01 |
|
| ||
43 | Разнообразие растений. Высшие растения. Покрытосеменные или цветковые |
| 31.01 |
|
| ||
Характеристика мира животных | 12 |
|
|
| |||
44 | Главные признаки подцарства одноклеточных и многоклеточных животных. |
| 04.02 |
|
| ||
45 | Одноклеточные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. |
| 07.02 |
|
| ||
46 | Беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Кишечнополостные. |
| 11.02 |
|
| ||
47 | Моллюски их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. |
| 14.02 |
|
| ||
48 | Черви их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. |
| 18.02 |
|
| ||
49 | Членистоногие их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. |
| 21.02 |
|
| ||
50 | Позвоночные животные их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Рыбы |
| 25.02 |
|
| ||
51 | Земноводные их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. |
| 28.02 |
|
| ||
52 | Пресмыкающиеся их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. |
| 04.03 |
|
| ||
53 | Птицы их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. |
| 07.03 |
|
| ||
54 | Млекопитающие их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. |
| 11.03 |
|
| ||
55 | Проверка знаний обучающихся Текущий контроль) |
| 14.03 |
|
| ||
Организм человека и его здоровье. | 17 |
|
|
| |||
56 | Предмет изучения анатомии, физиологии и гигиены человека. Ткани. |
| 21.03 |
|
| ||
57 | Опорно-двигательная система человека , ее строение и функционирование. Первая помощь при повреждении скелета. |
| 25.03 |
|
| ||
58 | Нервная система человека |
| 28.03 |
|
| ||
58 | Гуморальная система |
| 01.04 |
|
| ||
60 61 | Пищеварительная система. Обмен веществ. Витамины | 2 | 04.04 08.04 |
|
| ||
62 | Дыхательная система. . Газообмен в легких и тканях. Первая помощь утопленнику. Заболевания органов дыхания |
| 11.04 |
|
| ||
63 | Первая помощь утопленнику. Заболевания органов дыхания |
| 15.04 |
|
| ||
64 | Мочевыделительная система и кожа. Их строение, работа и гигиена. |
| 18.04 |
|
| ||
65 | Кровь и кровообращение. |
| 22.04 |
|
| ||
66 | Первая помощь при кровотечении |
| 25.04 |
|
| ||
67-68 | Органы чувств. Строение, функционирование и профилактика заболеваний | 2 | 29.04 06.05 |
|
| ||
69 | Высшая нервная деятельность. Особенности психики человека |
| 13.05 |
|
| ||
70 | Рефлекторная теория поведения. Врожденные и приобретенные формы поведения. |
| 16.05 |
|
| ||
71 | Виды памяти и способы ее укрепления. Речь |
| 20.05 |
|
| ||
72 | Проверка знаний (итоговая аттестация) |
| 23.05 |
|
|
Электронная тетрадь по биологии 11...
Биология 7 класс. Позвоночные животные
Биология. Сложные вопросы. Ботаника
Биология 6 класс
Электронная тетрадь по биологии 10...
Лабораторные работы и опыты по биологии
Общая биология 10 класс ФГОС
Электронная тетрадь по биологии 6 класс...
© 2021, Бондаренко Оксана Вячеславовна 365 0
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы