СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная программа "Мир вокруг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа "Мир вокруг"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ИСТОК» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«МИР ВОКРУГ»


возраст детей 9-10 лет

срок реализации: 1 год











Разработала

педагог дополнительного

образования

Муллаянова Елена Фагимовна

















Уфа – 2022г.



I. Пояснительная записка

    1. Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Мир вокруг»

Направленность программы «Мир вокруг» - социально-гуманитарная. Программа ориентирована на воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Срок реализации программы – 1 год. Возраст обучающихся 9-10 лет.

В ходе изучения курса школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Дополнительная общеобразовательная программа «Мир вокруг» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В рамках его реализации благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

1.2. Актуальность программы

Актуальность программы  «Мир вокруг» обусловлена тем, что курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

1.3.Отличительные особенности программы

В основу программы положен личностно – ориентированный подход в обучении. Содержание программы и организация учебного процесса построены с учётом индивидуальных особенностей детей, методики преподавания, личного опыта педагога. Подбор тем обусловлен интересами детей, требованиями социума. В содержание программы включён региональный компонент, прослеживаются межпредметные связи. Исходя из выше перечисленного образовательная программа «Мир вокруг» предполагает непрерывное развитие содержания, введение новых областей знаний и новых педагогических технологий.

Новизна программы состоит в том, что она способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид деятельности: творческой, познавательной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

1.4. Сроки реализации программы

Продолжительность реализации программы  1год, 3 год обучения, базовый уровень, 144 часа.

1.5. Формы обучения

Обучение по программе «Мир вокруг» осуществляется в очной форме. Очная форма обучения предполагает освоение программы при непосредственном посещении занятий. Обучение с использованием традиционных форм организации образовательной деятельности предполагает занятия в кабинете, практикумы, экскурсии, концерты, выставки, акции, конкурсы, игры. При реализации программы может быть использована дистанционная форма обучения (по необходимости). Особенностью дистанционной формы является то, что педагог осуществляет процесс обучения удаленно, через сеть Интернет. Возможно дистанционное обучение как в режиме реального времени (с использованием сервиса видеоконференции), так и в режиме отложенного времени (с использованием форумов, интерфейсов комментирования заданий и т.п.) Во втором случае имеется возможность асинхронного обучения, при котором каждый учащийся работает в своем темпе. Место нахождения участников образовательных отношений свободное, единственным условием является обеспечение каждого компьютером, подключенным к сети Интернет, и доступом к разработанным электронным учебным материалам по курсу.

1.6. Особенности организации образовательного процесса

 Форма занятий – групповая, коллективная. Доминирующими формами обучения является традиционное учебное занятие. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. 

Корректируются индивидуальные задания, применяются различные методы и приёмы как традиционные так и нетрадиционные (инновационные):

а) словесные: рассказ, беседа, диалог, объяснение, дискуссия, постановка проблемных вопросов, анализ и оценка деятельности;

б) наглядные: картины, репродукции, иллюстрации, рисунки, карты, схемы, модели, таблицы, кроссворды, ребусы, викторины, видео – показы;

в) практические: творческие задания, игры, викторины, разминки, тестирование.

1.7. Особенности формирования групп

Коллектив детей, участвующих в реализации программы «Мир вокруг» постоянный, профильный. Набор осуществляется по желанию детей и родителей на основании заявлений без конкурсного отбора. Возраст детей 9-10 лет. Учебный план к программе составлен на основе знаний педагога об особенностях и интересах детей, наполнен интересным содержанием, выбраны необходимые формы, методы и приёмы, которые позволяют достичь определённых успехов в развитии личности каждого ребёнка и в деятельности всего коллектива.

1.8. Режим занятий

Продолжительность занятий согласно СанПиН 2.4.4.3172-14. в учебные дни 2 – 3 академических часа в день, в выходные и каникулярные дни 2 – 4 академических часа, занятия проводятся 2, 3 раза в неделю. Академический час длится 45 минут. После каждого часа занятия перерыв 10 минут. Количество детей в группе 10 – 15 человек согласно Уставу ЦДТ и приказу директора, и может уменьшаться в зависимости от этапов обучения согласно СанПиН 2.4.4.3172-14. Общее количество часов в год – 144 часа, в неделю – 4 часа.










II. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир вокруг»

2.1. Цель программы

Цель программы: формирование творческой личности, обладающей широким кругозором, богатым духовным миром, творческими способностями и способной к успешной социальной адаптации путем приобщения к природе, истории и культуре родного края.

2.2.Задачи программы:

Обучающие:

  • последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;

  • создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;

  • приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности;

  • освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

  • формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;

Развивающие:

  • создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье;

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.

Воспитательные:

  • воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей,

  • формирование ценностного отношения к природе и всем формам жизни;

  • формирование бережного отношения к растениям и животным;

  • воспитание уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

  • выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром.






















III. Учебный план

3.1.Учебный план. Уровень базовый, возраст детей 9-10 лет, 1 год обучения

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Проведение инструктажей безопасной работы

2

1

1

Игра, беседа, тестирование

1.1

Дом, в котором я живу. Поговорим о доме. «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная…». Мой дом-моя крепость. «Что нам стоит дом построить...». «А у нас в квартире газ, а у вас?». Дом-это не только стены. «О кувшинах, выросших на грядке, и не только...». «Своя рубашка ближе к телу»

16

8

8

Кроссворды, конкурсы проекты

1.2

Мир и человек. Вода и человек. Как появляются реки, моря, океаны. Как образуются водопады. Как появились материки. Откуда пришли названия растений. Интересное из жизни растений. Откуда пришли названия животных. Из жизни насекомых.

16

8

8

Тестирование, викторины, КВН, деловые игры, кроссворды, проекты

1.3

Мы в ответе за тех, кого приручили. Почему люди решили приручить животных? Зверье мое. Советы-предупреждения. Откуда берутся брошенные животные? Герои-животные в литературе. Памятники животным-героям. Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги.

14

7

7

Викторины, КВН, проекты

1.4

Птицы наши друзья или враги? Сколько видов птиц мы знаем? Самый редкий вид птиц. Представители птичьего царства, которые живут рядом с нами. Есть ли среди птиц вредители? Охрана птиц. «Птичья» энциклопедия. «Чудо в перьях».

14

7

7

Деловые игры, кроссворды, проекты

1.5

О городах и горожанах. Дом тянется к дому-получается город. Как «растёт» город. Как «живёт» город. «Сначала человек строит город, а потом...». Будущее города-город будущего.

10

5

5

Викторины, деловые игры, проекты

1.6

О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии. О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой. От кочки до оболочки. Под пологом леса. «Всяк кулик своё болото хвалит». Для кого пуста пустыня? О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных. Кто живёт рядом с нами? «И кормилица, и вдохновительница». Там, где ступала нога человека.

18

9

9

Деловые игры, кроссворды, проекты

1.7

В сетях жизни. Соседи по планете. О нитях, сплетающихся в сети. Вместе безопаснее. «И вместе не тесно, и врозь-скучно». «Информатика» для волка. Школа под открытым небом.

12

6

6

КВН, деловые игры, проекты

1.8

Земля-наш общий дом. Как представляли Землю наши предки? Что думают ученые о происхождении Земли? Что говорят о происхождении Земли различные религии. Наша планета земля.

8

4

4

Викторины, деловые игры, проекты

1.9

Общий дом-общие проблемы. Наши общие проблемы. Что происходит с отходами, которые производят люди? Будь достойным жителем Земли. Заповедные места родного края.

8

4

4

Деловые игры, кроссворды, проекты

1.10

Моя родословная. Откуда мы родом. Мои родные. История моего имени. Поисковая работа. А в нашей семье… Моя родословная. История моей семьи.

10

5

5

Проекты, игры

1.11

Мы помним! Мы гордимся! Уфа в годы ВОВ. Ветераны в нашей семье. Экскурсия в парк Победы. Открытка для ветерана. Славный праздник День Победы.

8

4

4

Проекты, игры

1.12

Заключение. Экскурсия в Национальный музей РБ. Праздник «Дом, в котором я живу». Общий дом-общие проблемы.

6

4

2

Проекты

2

Воспитательные занятия

10

-

10

Викторина, беседа

3

Итоговое занятие

2

-

2

Презентация творческих проектов, тестирование

Итого

144

72

72


3.2.Содержание учебного плана

1.Вводное занятие, 2 часа.

Теория 1 час.

Введение в образовательную программу, встреча с детьми и родителями. Знакомство с расписанием.

Ознакомление детей с правилами поведения. Проведение инструктажа по технике безопасности, по правилам дорожного движения. Знакомство с материалами, инструментами, необходимыми для работы в объединении.

Введение в проблематику курса. Рассказ педагога о среде обитания человека, о взаимоотношениях человека с природой, о живом и неживом в природе, об экологии Башкортостана.

Практика 1 час.

Игра, тестирование.

1.1.Дом, в котором я живу (16 часов)

Теория - 8 часов.

Ознакомление с инструктажами, ПДД, с историей ДПИ. Поговорим о доме. «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная…». Мой дом-моя крепость. «Что нам стоит дом построить...». «А у нас в квартире газ, а у вас?». Дом-это не только стены. «О кувшинах, выросших на грядке, и не только...». «Своя рубашка ближе к телу».

Практика - 8 часов.

Рисунок «Дом, в котором я живу». Плакат «Экология-наука о «доме». Создание альбома «История жилища человека». Проект «Строим дом». Листовки об экономии ресурсов (воды, электроэнергии, газа). Сочинение «Традиции нашей семьи». Проект «Домашняя утварь, посуда своими руками». Создание альбома «История одежды».

1.2.Мир и человек (16 часов)

Теория - 8 часов.

Вода и человек. Как появляются реки, моря, океаны. Как образуются водопады. Как появились материки. Откуда пришли названия растений. Интересное из жизни растений. Откуда пришли названия животных. Из жизни насекомых.

Практика – 8 часов.

Плакат «Вода и человек». Изготовление альбома «Откуда пришли названия растений». Изготовление альбома «Интересное из жизни растений». Изготовление альбома «Из жизни насекомых».

1.3.Мы в ответе за тех, кого приручили (14 часов)

Теория - 7 часов.

Почему люди решили приручить животных? Зверье мое. Советы-предупреждения. Откуда берутся брошенные животные? Герои-животные в литературе. Памятники животным-героям. Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги.

Практика - 7 часов.

Написание сочинения «Почему люди решили приручить животных?». Сообщения учащихся. «Зверье мое». Изготовление буклетов. Написание сочинения «Откуда берутся брошенные животные?».

1.4.Птицы наши друзья или враги? (14 часов)

Теория - 7 часов.

Сколько видов птиц мы знаем? Самый редкий вид птиц. Представители птичьего царства, которые живут рядом с нами. Есть ли среди птиц вредители? Охрана птиц. «Птичья» энциклопедия. «Чудо в перьях».

Практика - 7 часов.

Создание альбома «Виды птиц». Лепка из пластилина «Птицы». Чтение и анализ рассказа: В.Бианки «Сова». Чтение и анализ научно-популярной литературы о птицах. Создание классной энциклопедии «Птицы». Работа с экологической литературой.

1.5.О городах и горожанах. (10 часов)

Теория - 5 часов.

Дом тянется к дом-получается город. Как «растёт» город. Как «живёт» город. «Сначала человек строит город, а потом...». Будущее города-город будущего.

Практика - 5 часов.

Виртуальная экскурсия по городам. Мини-сочинение «Как растут города». Создание модели «Как связаны города и села». Анализ литературы о жизни в мегаполисах. Составление прогноза «Уфа в будущем».

1.6.О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии. (18 часов)

Теория - 9 часов.

О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой. От кочки до оболочки. Под пологом леса. «Всяк кулик своё болото хвалит». Для кого пуста пустыня? О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных. Кто живёт рядом с нами?

«И кормилица, и вдохновительница». Там, где ступала нога человека.

Практика - 9 часов.

Анализ экологической литературы. Рассматривание иллюстраций. Выпуск листовок «Береги природу!». Создание альбома «Жизнь леса». Создание альбома «Жизнь болота». Создание альбома «Жизнь пустыни». Рисунок «Тундра». Диспут «Город-экосистема?». Экскурсия. Акция «Сохраним природу!». Дидактическая игра «Хорошо-плохо».

1.7.В сетях жизни. (12 часов)

Теория - 6 часов.

Соседи по планете. О нитях, сплетающихся в сети. Вместе безопаснее. «И вместе не тесно, и врозь-скучно». «Информатика» для волка. Школа под открытым небом.

Практика - 6 часов.

Чтение и обсуждение литературы о живой природе. Чтение и обсуждение детской экологической литературы. Проект «Вместе безопаснее». Дискуссия «Сотрудничество в природе». Конструирование из бросового материала «Любимое животное». Чтение и анализ литературы о жизни животных

1.8.Земля-наш общий дом. (8 часов)

Теория - 4 часа.

Как представляли Землю наши предки? Что думают ученые о происхождении Земли? Что говорят о происхождении Земли различные религии. Наша планета земля.

Практика – 4 часа.

Сообщения учащихся.

1.9.Общий дом-общие проблемы. (8 часов)

Теория - 4 часа.

Наши общие проблемы. Что происходит с отходами, которые производят люди? Будь достойным жителем Земли. Заповедные места родного края.

Практика – 4 часа.

Сообщения учащихся, создание ситуации прогнозирования экологически безграмотной деятельности человека. Акция «Мы против мусора!». Акция «Сбережем планету». Виртуальная экскурсия.

1.10.Моя родословная. (10 часов)

Теория - 5 часов.

Откуда мы родом. Мои родные. История моего имени. Поисковая работа. А в нашей семье… Моя родословная. История моей семьи.

Практика – 5 часов.

Выставка рисунков. Работа с разными источниками информации. Сочинение с иллюстрациями «Моя семья». Составление генеалогического дерева. Подготовка и защита проектов.

1.11.Мы помним! Мы гордимся! (8 часов)

Теория - 4 часов.

Уфа в годы ВОВ. Ветераны в нашей семье. Экскурсия в парк Победы. Открытка для ветерана. Славный праздник День Победы.

Практика – 4 часа.

Виртуальная экскурсия. Изготовление открытки для ветерана. Посещение и поздравление ветеранов.

1.12.Заключение. (6 часов)

Теория - 4 часа.

Экскурсия в Национальный музей РБ. Праздник «Дом, в котором я живу». Общий дом-общие проблемы.

Практика – 2 часа.

Выставка творческих работ учащихся. Сообщения учащихся.

2. Воспитательные беседы, 10 часов.

Воспитательные беседы подбираются в соответствии с потребностями детского коллектива, и планом воспитательной работы ЦДТ и городским планом мероприятий.

3.Итоговое занятие. Презентация проектов. 2 часа.

Практика 2 часа.

Подведение итогов работы за весь учебный год. Беседа, тестирование по вопросам: что нового узнали об окружающем мире, чему научились, какие трудности были в процессе обучения, как их преодолевали, есть ли желание продолжить обучение в данном объединении. Выставка творческих экологических работ учащихся и их семей «Мама, папа, я – экологическая семья». Награждение грамотами за достигнутые успехи. Проведение игр, викторин. Праздник «Тайник Вселенной».

3.3. Планируемые (ожидаемые) результаты

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы;

- осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, краю выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни, жизни своего края;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предположенной учителем литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, таблица, иллюстрация);

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Качественные характеристики выпускника:

Должен знать:

- историю Земли;

- природные зоны и особенности жизни на Земле в разных условиях;

- неживое и живое в природе;

- что такое экология и место человека в мире природы;

- правила работы с красками, пластилином, ножницами.

Должен уметь:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

3.4. Формы аттестации (контроля) или способы определения результативности

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  • вводный, предварительный контроль (сентябрь);

  • текущий контроль (в течение всего учебного года в конце изучения темы или раздела);

  • промежуточный контроль (январь);

  • итоговый (май)

Вводный контроль осуществляется педагогом до того, как начинается изучение дисциплины. Вводный контроль проводится в виде тестового контроля. Результаты вводного контроля оформляются протоколом.

Текущий контроль – проводится по ходу освоения темы или раздела. Формы перечислены календарном учебном графике.

Промежуточный контроль – проводится в виде защиты проекта, КВН, викторины, выставки, мастер-класса.

Итоговая аттестация - проводится 1 раз в год (май), по разработанным диагностическим картам и критериям определяющим: ЗУН, мотивацию, творческую активность, достижения, уровень профессиональной и социальной воспитанности.







IV. Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Материально-техническое обеспечение программы «Мир вокруг»

При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 9–10 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

В основе методики преподавания курса «Мир вокруг» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, парке, музее.

Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:

- Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);

- Наглядные (демонстрация наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся);

- Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).

При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненных педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии.

Информационное обеспечение программы «Мир вокруг»

Печатные пособия:

  • Плакаты по основным темам природоведения, обществоведения, истории, культурологии.

  • Портреты выдающихся людей России.

  • Географические и исторические настенные карты.

  • Атлас географических и исторических карт.

  • Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Компьютерные и информационно- коммуникативные средства:

  • Презентации к занятиям (диск CD).

Технические средства обучения.

  • Мультимедийный проектор

  • Экран

  • Персональный компьютер

Экранно-звуковые пособия.

  • Видеофильмы (в том числе в цифровой форме):

  • Компакт – диск «Мир музыки»

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

  • Портреты писателей и поэтов

  • Репродукции картин

  • Таблички с терминами

  • Наборы иллюстраций

  • Наборы сюжетных картинок

  • Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

  • Термометр медицинский.

  • Лупа.

  • Компас.

Кадровое обеспечение программы «Мир вокруг»

Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования Муллаянова Елена Фагимовна. Образование высшее, БГУ, 2000, географ, преподаватель по специальности «География». Имеет высшую квалификационную категорию, стаж педагогической деятельности 30 лет.



















V.Список литературы

Список нормативно-правовых документов.

  1. Закон РФ «Об образовании» – М.: 2013г.

  2. Закон РБ «Об образовании» - 2013г.

  3. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: 2009 г.

  4. Конвенция ООН «О правах ребёнка», - М., 2005г.

Основной список педагогической литературы

    1. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкастистого – М.: наследие России, 2007- 608с.

    2. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкастистого – М.: наследие России, 2007- 608с.

    3. Педагогика: пед. теории, системы, технологии

    4. Педагогика: пед. теории, системы, технологии

Под ред. С.А. Смирнова М.: Академия, 2008г.

Под ред. С.А. Смирнова М.: Академия, 2008г.

    1. Подлысый И.П. Педагогика – М.: просвещение, 2007г.

    2. Подлысый И.П. Педагогика – М.: просвещение, 2007г.

    3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий 2006 г.

    4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий 2006 г.

    5. Сластёнин В.А. и др. Общая педагогика в 2-х частях М.: Академия, 2008-571с.

    6. Сластёнин В.А. и др. Общая педагогика в 2-х частях М.: Академия, 2008-571с.

    7. Харламов И.Ф. Педагогика – М.: Юрист, 2006 г.

    8. Харламов И.Ф. Педагогика – М.: Юрист, 2006 г.

Литература для педагога

  1. Афанасьева В.И. Экология не знает границ. // Юный натуралист. 1990, №1.

  2. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1985.

  3. Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких. М.: Педагогика ,1982.

  4. Плешаков А.А. Планета загадок. М.: Просвещение 1996.

  5. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево. // НШ. 1997, №4.

  6. Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. 1999, № 5.

  7. Симонова Л.П. «Зеленый дом». // НШ. 1998, № 6.

  8. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа Земли Изд. «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003.

  9. Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель. М.: АСТ «Астрель», 2002.

  10. Тихонова А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. 1991, № 9.

  11. Филатова Л.М. По страницам Красной книги. // НШ. 1991.

  12. Чижевский А.Е. Экология у нас дома. // НШ. 1998, № 6.

  13. Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

Для детей:

  1. Большой атлас природы России: иллюстрированная эн­циклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.

  2. Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.

  3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.

  4. Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассни­ков / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.

  5. Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.

  6. Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.

  7. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // На­чальная школа. - 2001. - № 1.

  8. Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьни­ками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.

  9. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир во­круг нас. – Москва : Просвещение, 2001.

  10. Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2014.

  11. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.

  12. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.

  13. Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.

  14. Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.

  15. Лори Уиддон , Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./ Иллюстрированный атлас Мира. / РОСМЕН, 2008.

  16. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.

  17. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2008.

Пользование интернет ресурсами:

1.http://unnaturalist.ru/

2.http://biodat.ru/db/rb/index.htm

3.http://birds.krasu.ru/

4.http://www.medvejata.ru/lern/

5.http://www.greenplaneta.ru/

6.http://www.ecocoop.ru/

7.http://ecowiki.ru/

8.Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/

9.Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/

10.Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/

11.Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/