
Структура программы учебного предмета
1. Титульный лист ……………………………………………………1
2. Пояснительная записка ……………………………………..........3
процессе.
2.1. Направленность программы…………………………………….3
2.2. Новизна программы……………………………………………....3
2.3. Цель и задачи программы………………………………………..4
2.4. Отличительные особенности данной программы…………….4
2.5. Условия реализации…………………………………………….....4
2.6. Сроки реализации программы………………………………..…4
2.7. Формы и режим занятий……………………………………….....5
2.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности…………………………………………………………6
2.9. Формы подведения итогов реализации программы…….........7
3. Учебно-тематический план……………………………………..…8
4. Содержание программы………………………………………….10
5. Методическое обеспечение ………………………………………..13
6. Список рекомендованной литературы…………………………13
Приложения………………………………………………………..........14
2. Пояснительная записка.
Программа предназначена для реализации в творческом объединении «Музыкальная школа» Центра дополнительного образования детей МБОУ гимназии «УВК №1».
«Музыкальная литература» - предмет, в процессе которого происходит формирование музыкального мышления обучающихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.
Занятия «Музыкальной литературой» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.
Изучение «Музыкальной литературы» начинается с четвертого года обучения в музыкальной школе. Предмет теснейшим образом взаимодействует с учебной дисциплиной «Сольфеджио» и занятиями на индивидуальных музыкальных инструментах, изучение которых начинается с первого года обучения. Благодаря полученным теоретическим и слуховым навыкам, приобретению опыта игры на музыкальном инструменте обучающиеся на уроках «Музыкальной литературы» постепенно овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве.
2.1. Направленность программы.
Программа имеет художественную направленность на развитие музыкальной культуры ребенка, на воспитание средствами музыки, оказывающими воздействие на формирование личности ребенка, его мировоззрения, нравственные и этические идеалы.
В основе данной программы – развитие слушательского интереса, информирования слухового внимания, а также усвоение информативных и понятийных знаний, умений и навыков эстетического восприятия музыки.
Содержание основано на «Примерной программе по дисциплине «Музыкальная литература» для ДМШ и музыкальных отделений Школ Искусств» – МК РФ, М., 2004., Примерной программе по «Музыкальной литературе» для ДМШ и музыкальных отделений Школ Искусств. – МК РФ, М., 2002, Программе для ДМШ и ДШИ по предмету «Музыкальная литература» (сост. А. И. Лагутин, Э. С. Смирнова)». – М., 1982, собственных профессиональных возможностях, педагогическом опыте, на интересах и потребностях обучающихся.
Уровень освоения программы: общекультурный.
2.2. Новизна программы «Музыкальная литература» детерминирована спецификой обучения в творческом объединении «Музыкальная школа» Центра дополнительного образования детей МБОУ гимназии «УВК№1». Специфика обучения заключается в содержательной взаимосвязи основного и дополнительного образования. В силу данной специфики, обучающиеся, постигающие дисциплины общеобразовательной и музыкальной направленности, в рамках одного учебного заведения, значительно легче осмысливают историко-художественный контекст конкретных музыкальных произведений и явлений. Наличие у обучающихся данной практики в свою очередь обуславливает эффективное формирование личностного опыта, что и создает необходимую базу для достижения высоких личностных результатов, исполняя тем самым требования ФГОС.
Новизна программы также обусловлена применением на занятиях технологии дискурса, направленной на формирования способности человека к осмыслению сказанного, осмыслению «неявных смысловых пластов» (Р. Барт) или «никогда-не-сказанного» (М. Фуко).
Актуальность программы заключается в единстве содержательных, операционных и мотивационных компонентов обучающей деятельности, что и позволяет развить у детей не только музыкально-творческие знания, умения и навыки, но и способствует достижению метапредметных результатов обучения, которые по своей природе являются личностными результатами для каждого ученика.
Педагогическая целесообразность программы состоит в модульном распределении программного материала, который предполагает автономное, одновременное или не последовательное изучение некоторых разделов и тем учебного материала. Образовательные модули адаптированы для реализации индивидуального подхода в образовательном процессе и обусловлены тесной взаимосвязью всего содержания дисциплины.
2.3. Цель и задачи программы.
Цель курса:
естестественное вхождение обучающихся в «Музыкальное поле» Мира и радостное творческое бытие в нем, обеспечение условий для получения высоких, эффективных личностных результатов обучения через осознание подлинного значения искусства, как формы «отражения» духовности, формирование коммуникативных, исследовательских, общекультурных, общеучебных умений и навыков.
Задачи курса:
- формирование интереса и постижение сути музыкальной культуры, достижение понимания учебного материала посредством изучения личностных потребностей, интересов, запросов учащихся в контексте предмета;
- развитие потребности «жить и одаривать искусством» через создание ситуаций для реализации практических навыков (диссеминация уровня подготовки детей);
- воспитание средствами музыки, оказывающими воздействие на формирование личности ребенка, его мировоззрения, нравственных и этических идеалов, патриотических чувств.
2.4. Отличительные особенности данной программы от уже существующих.
Тесное взаимодействие с учебно-воспитательным процессом МБОУ гимназии «УВК №1».
2.5. Условия реализации программы.
Программа предназначена для обучающихся музыкальной школы 4 – 7 года обучения по семилетнему сроку обучения. Примерный возраст детей 10 – 13 лет;
В начале освоения курса «Музыкальная литература» обучающиеся имеют теоретические, слуховые, исполнительские навыки, полученные на уроках «Сольфеджио» и занятиях на индивидуальном музыкальном инструменте;
Количество обучающихся в группе - 6-12 человек, преимущественно одной возрастной категории.
2.6. Сроки реализации программы.
Срок реализации – 4 года.
2.7. Формы и режим занятий.
Формы организации занятий: групповые.
Тип занятий: теоретические, практические, тренировочные, контрольные.
Рекомендуется коллективное посещение концертов – лекций, что дает возможность услышать профессиональное исполнение, соприкоснуться с «живой» музыкой. Возможно исполнение произведений, выученных в инструментальном классе, если они соответствуют теме урока.
Режим занятий: один учебный час в неделю при 36-недельной продолжительности учебного года (1 учебный час – 45 минут).
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы обучения:
традиционные
- словесный (объяснение, рассказ, беседа – передача готовой информации);
- наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
- практический (упражнения воспроизводящие и творческие – учение через деятельность);
- репродуктивный (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности);
- частично-поисковый (самостоятельное решение учебной проблемы частично, не полностью);
- проблемный (выдвижение проблемы, самостоятельное движение к знаниям);
- метод игровой мотивации;
- научный метод;
- концентрический метод усвоения теоретических знаний;
- метод развивающего обучения;
Специфические:
- метод эмпатии;
- метод образного видения;
- метод символического видения;
- метод "Если бы...";
- метод образной картины;
- метод случайных ассоциаций;
- метод агглютинации;
- метод рецензий;
- метод ошибок;
- метод сравнения;
- “Мозговой штурм”;
- методы рефлексии (как вид контроля);
- методы самооценки (как вид контроля).
формы проведения занятий:
- рассказ, беседа;
- викторина;
- дискуссия, обсуждение;
- концерт;
- творческая встреча;
- экскурсия;
- экзамен.
2.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- основные исторические периоды развития русской и зарубежной музыки (направления, стили, жанры);
- особенности национальных традиций и композиторских школ, фольклорные истоки музыки;
- особенности взаимодействия музыкального искусства с другими областями культурной деятельности человека (литература, история, живопись, религия и т.д.);
- творческие биографии, характеристики творческого наследия крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- программный минимум произведений симфонического, оперного, камерно-вокального, камерно-инструментального и других жанров музыкального искусства (слуховые представления и нотный текст).
уметь:
- в письменной или устной форме излагать свои мысли о жизни и творчестве композиторов или делать общий исторический обзор;
- выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения;
- ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений, стилей, жанров;
- определять на слух фрагменты изученных произведений;
- демонстрировать практические умения посредством участия в подготовке и проведении концертов, концертов-лекций, «музыкальных гостиных»;
- формулировать, аргументированно отстаивать свою художественную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
Виды контроля.
Проверку успеваемости следует рассматривать как одно из средств управления учебной деятельностью обучающихся. Объектом контроля на уроках музыкальной литературы должны быть: уровень качества теоретических знаний и практических умений и навыков обучающихся, способы их учебной деятельности, степень музыкального развития, успехи.
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Начальный или входной контроль (сентябрь) |
В начале учебного года | Определение уровня развития детей, их творческие способности | Беседа, тестирование, анкетирование |
Текущий контроль (в течение всего учебного года) |
В течение всего учебного года | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности обучающихся в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. | - Устный индивидуальный или фронтальный опрос; - письменный опрос; - тестирование; - комбинированный опрос; - самоконтроль (самостоятельная работа). |
Промежуточный или рубежный контроль ( по изучаемым темам, разделам ) |
По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, четверти, полугодия. | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения. | - Творческая работа; - контрольное занятие; - самостоятельная работа; - тестирование; - викторина. |
Итоговый контроль (май) |
В конце учебного года или курса обучения. | Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. | - Концерт-лекция; - творческая работа (доклад, реферат, эссе); - контрольное занятие; - экзамен; - тестирование; - викторина; - решение кроссвордов. |
2.9. Формы подведения итогов реализации программы.
Разработаны основные требования к организации контрольных занятий и итогового зачета по курсу всей программы, примерное содержание контрольных тестов, образцы опорных конспектов, музыкальные викторины, олимпиадные задания, составлена фонотека на флэш-носителе из произведений, вынесенных на итоговый экзамен.
Оцениваемые показатели обучающихся по программе:
- участие в подготовке и проведении концерта-лекции;
- выполнение экзаменационных тестов;
- определение автора и название прослушанных на экзамене произведений;
- различные виды творческой работы;
- участие и победа в конкурсе творческих работ;
- участие и победа в предметной олимпиаде,
- выполнение заданий музыкальной викторины.
3. Учебно-тематический план
I год обучения
№ | Название темы | Количество часов | Теория | Практика |
Знакомство с небольшими произведениями различных жанров и форм на примере народной и классической музыки |
Тема 1. | Музыка как один из видов искусства. Содержание музыкальных произведений. | 2 | 1 | 1 |
Тема 2. | Средства музыкальной выразительности. | 8 | 4 | 4 |
Тема 3. | Знакомство с певческими голосами. | 2 | 1 | 1 |
Тема 4. | Знакомств с музыкальными инструментами. Инструменты симфонического оркестра. | 8 | 3 | 5 |
Тема 5. | Музыкальные формы. | 8 | 4 | 4 |
Тема 6. | Программно-изобразительная музыка. | 3 | 1 | 2 |
Тема 7. | Музыка в театре. Опера. Балет. | 5 | 2 | 3 |
| ИТОГО: | 36 | 16 | 20 |
II год обучения
№ | Название темы | Количество часов | Теория | Практика |
Творчество классиков европейской музыки |
Тема 1. | Общая характеристика зарубежной музыкальной культуры XVII-XVIII вв. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 2. | И.С.Бах. Жизненный и творческий путь. Произведения для органа. Инвенции. Сюиты. «ХТК». | 5 | 3 | 2 |
Тема 3. | Классицизм в музыке. Венская классическая школа. | 2 | 1 | 1 |
Тема 4. | Й. Гайдн. Жизненный и творческий путь. Симфоническое и клавирное творчество. | 4 | 3 | 1 |
Тема 5. | В.А. Моцарт. Жизненный и творческий путь. Соната Ля мажор. Симфония № 40 соль минор. Опера «Свадьба Фигаро». | 5 | 3 | 2 |
Тема 6. | Л.В. Бетховен. Жизненный и творческий путь. Соната №8 «Патетическая». Симфония №5. Увертюра «Эгмонт». | 5 | 3 | 2 |
Тема 7. | Романтизм в музыке. Композиторы-романтики. | 2 | 1 | 1 |
Тема 8. | Ф. Шуберт. Жизненный и творческий путь. Песни. Произведения для фортепиано. Симфония №8. | 4 | 3 | 1 |
Тема 9. | Ф. Шопен. Жизненный и творческий путь. Фортепианное творчество. | 4 | 3 | 1 |
Тема 10. | Творческий облик Р. Шумана. «Карнавал» | 2 | 1 | 1 |
Тема 11. | Импрессионизм в живописи, поэзии и музыке. Творческий портрет К. Дебюсси. Ноктюрны. | 2 | 1 | 1 |
| ИТОГО: | 36 | 22,5 | 13,5 |
III год обучения
№ | Название темы | Количество часов | Теория | Практика |
Творчество русских композиторов-классиков |
Тема 1. | Русское народное творчество: колядки, веснянки, былины, исторические песни, лирические и колыбельные песни, плясовые и хороводные песни. | 2 | 1 | 1 |
Тема 2. | Музыкальное искусство России в первой половине XIX века. Архитектура, живопись, литература первой половины XIX века. Творчество А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева. | 2 | 1 | 1 |
Тема 3. | М.И. Глинка. Жизненный и творческий путь. Опера «Иван Сусанин». Произведения для оркестра: «Камаринская», «Вальс-фантазия». Романсы и песни. | 9 | 6 | 3 |
Тема 4. | А.С. Даргомыжский. Жизненный и творческий путь. Опера «Русалка». Романсы и песни. | 3 | 2 | 1 |
Тема 5. | Русская музыкальная культура 2-й половины XIX века. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 6. | А.П. Бородин. Жизненный и творческий путь. Романсы. Опера «Князь Игорь». Симфония №2 «Богатырская». | 5 | 3 | 2 |
Тема 7. | М.П. Мусоргский. Жизненный и творческий путь. Песни. Цикл «Картинки с выставки». Опера «Борис Годунов». | 6 | 3 | 3 |
Тема 8. | Н.А. Римский-Корсаков. Жизненный и творческий путь. Симфоническая сюита «Шехеразада». Опера «Снегурочка». Фрагменты из опер «Садко», «Сказка о царе Салтане». Романсы. | 8 | 5 | 3 |
| ИТОГО: | 36 | 21,5 | 14,5 |
IV год обучения
№ | Название темы | Количество часов | Теория | Практика |
Творчество русских композиторов-классиков XIX- XX веков |
Тема 1. | П.И. Чайковский. Жизненный и творческий путь. Опера «Евгений Онегин». Симфония №1 «Зимние грезы». Романсы. | 8 | 4 | 4 |
Тема 2. | Русская музыкальная культура конца XIX – начала XX века. | 2 | 1 | 1 |
Тема 3. | Творческий облик А.Н. Скрябина. | 2 | 1 | 1 |
Тема 4. | Творческий облик С.В.Рахманинова. | 2 | 1 | 1 |
Тема 5. | Творческий облик И.Ф. Стравинского. Балет «Петрушка». | 2 | 1 | 1 |
Тема 6. | Отечественная музыкальная культура XX века. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 7. | С.С. Прокофьев. Жизненный и творческий путь. Симфония №7. Кантата «Александр Невский». Балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка». Фортепианная музыка. | 5 | 3 | 2 |
Тема 8. | Д.Д. Шостакович. Жизненный и творческий путь. Симфония №7. Фортепианные произведения. Квинтет соль минор. «Казнь Степана Разина». | 5 | 3 | 2 |
Тема 9. | А.И. Хачатурян. Обзор творчества. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 10. | Г.В. Свиридов. Обзор творчества. | 2 | 1 | 1 |
Тема 11. | Творческий облик Р.К. Щедрина. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 12. | Композиторы последней трети XX века. | 4 | 2 | 2 |
| ИТОГО: | 36 | 19,5 | 16,5 |
4. Содержание программы.
Беседа по технике безопасности и правилах поведения в ЦДОД.
Изучение музыкальной литературы – составная часть процесса музыкального воспитания и обучения. В основании данной программы лежит методика, при которой дети не получают знания в готовом виде, но «добывают» их сами. Задача педагога в создании ситуации общения, взаимодействия (или дискурса), которая была бы обращена или всколыхнула внутренние личностные качества ребенка (эмоциональные, культурологические).
Первый год обучения.
Первый год обучения носит ознакомительный характер. Его основная цель – пробудить в учащихся интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению разнообразных музыкальных знаний. Учебный материал располагается по дидактическому принципу – в порядке возрастания сложности.
Основными формами работы на уроке должны стать:
- прослушивание музыки и работа с нотным текстом;
- характеристика содержания произведений, их жанровых особенностей, структуры и выразительных средств;
- объяснение и усвоение новых понятий, терминов;
- рассказ о создании и исполнении музыкальных произведений и их авторах;
- самостоятельная работа с текстом учебника и дополнительным материалом;
- запоминание и узнавание изученных музыкальных произведений.
Методы работы:
- метод развивающего обучения;
- словесный;
- наглядный (иллюстрации, пособия, хрестоматии)
- метод игровой мотивации;
- научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального опроса);
- концентрический метод изучения теоретических сведений;
- метод эмпатии;
- образного видения;
- символического видения.
В работе с детьми необходимо использовать их наблюдения и знания, помогать им осмысливать предшествующий опыт общения с музыкой. Прослушивание и разбор несложных сочинений вокальной и инструментальной музыки помогут учащимся приобрести знания и освоить способы общения с музыкой, необходимые для дальнейшей учебной работы.
Второй год обучения
Начиная со второго года обучения, программа строится на чередовании отдельных монографических и обзорных тем в соответствии с историко-художественным процессом. Это позволяет выявить характерные особенности отдельных произведений, некоторые черты стиля выдающихся композиторов, устанавливать взаимосвязи между явлениями музыкального творчества. Каждая тема – монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия, разбор отдельных произведений, которые потом прослушиваются в звукозаписи.
Используемые методы работы на занятиях:
- метод развивающего обучения;
- словесный;
- наглядный;
- научный;
- концентрический;
- эмпатии;
- образного и символического видения;
- сравнения;
- метод ошибок;
- случайных ассоциаций.
Задача биографических уроков: в рассказе воссоздать живой облик композитора как человека, художника, гражданина, патриота. Биографический рассказ позволяет увидеть разносторонние связи искусства с жизнью, положение музыкантов в обществе. Он содержит сведения исторического, бытового, художественного и музыкально-теоретического характера. На таких уроках можно использовать музыкальные фрагменты композиторов, произведения живописи, поэзии, обращение к воспоминаниям современников.
Программа второго года обучения включает монографические темы , посвящённые крупнейшим представителям западноевропейской музыки XVIII - XIX веков. Жанровое разнообразие произведений (песни, фортепианные произведения малых форм, сюиты, сонаты, симфонии, увертюры и оперы) способствует расширению и углублению ранее полученных знаний и навыков.
В теме, посвященной творчеству И.С. Баха, обучающиеся знакомятся с полифоническими произведениями, органными сочинениями, которые раскрывают некоторые особенности стиля эпохи барокко. Музыкальный материал, составляющий основу большинства тем, впервые знакомит учащихся с сонатно-симфоническим циклом и сонатной формой. Эти знания, впервые полученные в теме «Й. Гайдн», затем закрепляются при изучении сонат и симфоний В.А.Моцарта, Л.В.Бетховена и Ф.Шуберта. Освоение инструментальных произведений крупной формы (слуховое, теоретическое и исполнительское) следует рассматривать как важный этап музыкального развития школьников.
Цель второго года обучения – дать учащимся представление не только о шедеврах западноевропейской классики XVIII – XIX веков, но и познакомить с различными стилистическими эпохами: барокко, классицизм, романтизм.
Третий год обучения.
Изучение русской классической музыки начинается с третьего года обучения. Программа предусматривает знакомство с творчеством основных представителей русской классики XIX века. Изучение отечественной музыкальной культуры должно быть связано с курсами истории и литературы.
В связи с расширяющимся кругом знаний в разных областях искусства, культуры и науки становится возможным использование в работе с обучающимися, наряду с вышеперечисленными следующих методов:
- образной картины;
- агглютинации;
- рецензий.
Основное внимание в этом разделе уделено опере – ведущему жанру русской классической музыки. Изучение опер должно быть комплексным и включать краткие сведения из истории создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особенностей. Эти сведения в сочетании с разбором отдельных сцен и номеров оперы дадут учащимся достаточно полное представление о сочинении.
Знакомство с симфоническими произведениями М.И.Глинки, А.П.Бородина, Н.А.Римского – Корсакова и П.И.Чайковского, с романсами и песнями М.И.Глинки и А.С.Даргомыжского даст обучающимся представление о богатстве содержания и разнообразии жанров русской классической музыки.
Четвёртый год обучения.
В четвертый год обучения формируются очень важные для современного слушателя умения и навыки: работать с музыкой XX века, уметь слушать, воспринимать новаторские композиционные приемы, распознавать стилистические различия в музыкальных произведениях.
На данном этапе на первый план выступают такие методы работы и контроля, как:
- “Мозговой штурм”;
- рефлексии (метод контроля);
- самооценки(метод контроля);
которые используются в совокупности с методами, указанными в 3 году обучения.
Четвертый год обучения также посвящен изучению отечественной музыки. Рассматривается музыкальная жизнь России в конце XIX – начале XX века на примере творческих биографий С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского.
Курс музыкальной литературы завершается изучением наиболее значительных явлений музыкального творчества советского и постсоветского периодов. При этом общие вопросы могут быть освещены как в самостоятельной беседе, так и оказаться связанными с характеристикой личности и судьбы ведущих композиторов. Включены монографические темы музыкальной культуры XX века (советская музыка): С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И.Хачатурян. Представлен обзор творчества русских композиторов второй половины XX века Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина, а также композиторов русского музыкального авангарда: Э.В. Денисов, С.А. Губайдуллина, А.Г. Шнитке.
5. Методическое обеспечение программы.
Разработка модульной программы для проведения концертов-лекций ( см. Приложение 1);
фонотека на флэш-носителях;
примерные вопросы и задания для подготовки к итоговому экзамену ( см. Приложение 2);
примерные экзаменационные тестовые задания ( см. Приложение 3).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
На уроках музыкальной литературы используется музыкальный центр, компьютер для прослушивания музыкальных произведений, демонстрации слайдов, фильмов, музыкальных передач и т.д., портреты композиторов, музыкальные инструменты, доска.
6. Список рекомендуемой литературы:
Аверьянова И. Отечественная музыкальная литература XX века. Четвёртый год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. – М., 2001.
Брянцева Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. – М., 1999, 2000.
Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература. Для 4-го класса детской музыкальной школы. – М., 1992, 1993.
Козлова Н. Русская музыкальная литература. Третий год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. – М., 2003.
Лагутин А., Владимиров В. Музыкальная литература. Учебник для 4-го класса детских музыкальных школ и школ искусств. – М., 1999, 2000.
Осовицкая З., Казаринова А. Музыкальная литература. Первый год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. – М., 2000.
Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. Для 5-го класса детской музыкальной школы. – М., 2001.
Прохорова И., Скудина Г. Музыкальная литература советского периода. Для 7-го класса детской музыкальной школы. – М., 2001.
Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Для 6-7 классов детской музыкальной школы. – М., 1994.
Хрестоматия по музыкальной литературе для 4 класса детской музыкальной школы. Сост. В. Владимиров, А. Лагутин. – М., 1987.
Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран. Для 5 класса детской музыкальной школы. Сост. И. Прохорова. – М., 1990.
Хрестоматия по музыкальной литературе для 6-7 классов детской музыкальной школы. Сост. Э. Смирнова, А. Самонов. – М., 1993.
Приложение 1
Модульная программа
Тема: «Деятельность композиторских содружеств в Италии, России, Франции с конца XVI до середины XX веков.»
Форма: концерт-лекция
Вид деятельности: познавательный
Направление воспитания: патриотическое, эстетическое, этическое воспитание.
Пояснительная записка.
Программа представляет собой вариант организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации как в одном отдельно взятом классе, так и в одной или нескольких параллелях классов среднего и старшего звена.
Программа рассчитана на 6 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям (или по дням недели) и проведение регулярных внеурочных занятий со школьниками по удобному графику.
В реализации программы могут участвовать педагоги (преподаватели вокала, фортепиано, домры, балалайки, баяна и т.д. и учащиеся музыкальной школы, как исполнители прослушиваемых произведений).
Цель: формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Задачи: познакомить с деятельностью и творческой направленностью композиторских содружеств Италии, России, Франции; научить определять особенности разных национальных музыкальных школ; формировать интерес к русской музыке, расширять музыкальный кругозор, воспитывать культуру поведения в условиях концертного зала.
Учебно-тематический план.
Тема | Часы | Форма |
1. «Флорентийская камерата» | | Лекция, просмотр слайдов на фоне исполнения фрагментов музыкальных произведений |
2. «Могучая кучка» | | Лекция-беседа, исполнение музыкальных произведений |
3. «Шестерка» | | Лекция-беседа, исполнение музыкальных произведений, слуховой анализ (дискуссия). |
Итого: | 6 | |
Содержание тем.
Тема I. История основания и деятельности музыкально-поэтического содружества «Флорентийская камерата». Рождение оперы, как самостоятельного музыкального жанра. Этапы развития оперного искусства в Италии. Знакомство с первыми операми. Истоки и история bel canto.
Тема II. История основания и деятельности Балакиревского кружка («Могучей кучки»). М.А.Балакирев: музыкальный просветитель, идейный вдохновитель и руководитель, пианист-виртуоз и композитор. Знакомство с вокальными произведениями.
Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков: жизнь и творчество. Взаимодействие и разногласия внутри сообщества.
Исполнение, восприятие (аудиторией), обсуждение произведений представленных композиторов.
Тема III. История возникновения французской «Шестерки». Идейная направленность, цели и задачи деятельности композиторского сообщества. Творческие портреты композиторов: Л.Дюрея, Д.Мийо, А.Онеггера, Ж.Орика, Ф.Пуленка, Ж.Тайфера. Аналогия с русской «пятеркой». Знакомство с особенностями музыкального стиля композиторов «шестерки» на примере их сочинений («Альбом Шестерки» для фортепиано соло). Сравнительный анализ специфики музыкального языка национальных школ Италии, России и Франции.
Контроль.
Примерные тестовые вопросы по итогам представленных тем.
К теме I.
1. Камерата – это…
а) музыкальный термин;
б) футбольный клуб;
в) кружок единомышленников;
г) женское имя;
2. Родина оперы...
а) Франция;
б) Италия;
в) Россия;
г) Германия;
3. В каком городе возникло музыкально-поэтическое содружество?
а) Рим;
б) Париж;
в) Москва;
г) Флоренция;
4. Сюжетная основа первых опер…
а) библейские легенды и древнегреческие мифы;
б) бытовые зарисовки;
в) литературные произведения;
г) социально-обличительная тематика;
5. Bel canto – это…
а) прекрасное пение;
б) совершенное владение вокальным искусством;
в) стиль вокального пения;
г) все ответы верны.
К теме II.
1. Идейный вдохновитель и руководитель «Могучей кучки»…
а) М.П.Мусоргский;
б) Н.А.Римский-Корсаков;
в) М.А.Балакирев;
г) Ц.А.Кюи;
2. Основное направление деятельности творческой «пятерки»…
а) создание новых музыкальных жанров;
б) создание национальной музыкальной школы;
в) новаторство в области музыкального языка и гармоний;
г) пропаганда творчества композиторов, членов кружка;
3. Кто из деятелей Балакиревского кружка являлся профессиональным музыкантом?
а) А.П.Бородин;
б) Ц.А.Кюи;
в) Н.А.Римский-Корсаков;
г)М.А.Балакирев;
4. У какого композитора основной темой творчества была сказка?
а) М.П.Мусоргского;
б) Н.А.Римский-Корсаков;
в) М.А.Балакирев;
г) А.П.Бородин;
5. Какая из перечисленных опер написана на пушкинский сюжет?
а) «Борис Годунов»;
б) «Иоланта»;
в) «Князь Игорь»;
г) «Снегурочка».
К теме III.
1. Название дружеского объединения французских композиторов…
а) «Могучая кучка»;
б) «Флорентийская камерата»;
в) «Шестерка»;
г) «Пятерка»;
2. Смысл аналогии с Балакиревским кружком заключается в…
а) пропаганде новых стилей и направлений в музыкальном искусстве;
б) отстаивании национальной специфики музыкального языка;
в) совместном творчестве;
г) концертной деятельности;
3. Национальная особенность французской музыки выражается…
а) в простоте, чистоте и ясности;
б) в приукрашенности, расплывчатости (атональности);
в) подражании иностранным влияниям;
г) отрицании исторически сложившихся норм музыкального искусства;
4. Слуховой анализ. Школьники определяют национальную принадлежность прослушанных ими музыкальных произведений и в ходе дискуссии аргументированно доказывают свою точку зрения.
Литература:
1. Т.В. Попова, Г.С.Скудина «Зарубежная музыка XIX века»;
2. М. Винарова ««Могучая кучка». Пятеро смелых»;
3. Э.Смирнова «Русская музыкальная литература»;
4. «История зарубежной музыки – 6».
Приложение 2
Примерные вопросы и задания для подготовки к итоговому экзамену по музыкальной литературе.
Что является главной основой музыки?
2. Как называется певучая, льющаяся, распевная мелодия?
3. Как называются «стенки» скрипки?
4. На каком инструменте играет Юрий Башмет?
5. Механику какого музыкального инструмента изобрел мастер Кристофори?
6. В какой оркестр входят только духовые и ударные инструменты?
7. Каким голосом поет Ольга в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин»?
8. Каким голосом поет Борис в опере М.П.Мусоргкого «Борис Годунов»?
9. Какой украинский народный танец использовал Н.А.Римский-Корсаков в опере «Майская ночь»?
10.В какой стране была создана единственная в Европе «Академия танца»?
11.Что такое фольклор?
12.Как называется граница между музыкальными построениями?
13.Какая музыкальная форма соответствует формуле: АВАСАДА…?
14.Кто из композиторов написал 48 прелюдий и фуг, объединенных в два тома «Хорошо темперированного клавира»?
15.К какому жанру относится произведение «Щелкунчик» П.И.Чайковского?
16.Кто автор опер: «Скупой рыцарь», «Алеко», «Франческа да Римини»?
17.К какому жанру принадлежит «Любовь к трем апельсинам», «Семен Котко», «Война и мир»?
18.Кто из перечисленных музыкантов был одновременно дирижером, пианистом, композитором?
19.Кто написал балеты «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей»?
20.Кто создал музыку к кинофильму «Александр Невский»?
21.Кто автор музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель»?
22.Кто является автором симфонической сказки «Петя и волк»?
23.Кто автор симфонической поэмы «Прометей»?
24.В произведении какого композитора используется «аккорд Петрушки»?
25.Определите тембр голоса исполнителя оперной арии.
26. Назовите оперные произведения, действующие лица которых являются сказочными персонажами.
27. Партии каких персонажей и в каких операх исполняются контральто?
Приложение 3
Примерные тестовые экзаменационные задания по музыкальной литературе.
1. Главная основа музыки – это…
а) музыкальный звук;
б) музыкальная фраза;
в) мелодия;
г) мотив.
2. Певучая, льющаяся, распевная мелодия называется…
а) предложение;
б) кантилена;
в) речитатив;
г) сюита.
3. Кто автор оперы «Скупой рыцарь», «Алеко», «Франческа да Римини» ?
а) Скрябин;
б) Рахманинов;
в) Лядов;
г) Чайковский.
4. «Стенки» скрипки называют…
а) деками;
б) эфами;
в) грифами;
г) струнодержателями.
5. К какому жанру принадлежат «Любовь к трем апельсинам», «Семен Котко», «Война и мир»?
а) симфония;
б) балет;
в) опера;
г) фортепианная пьеса.
6. На каком инструменте играет Юрий Башмет?
а) скрипка;
б) флейта;
в) виолончель;
г) альт.
7. Кто из перечисленных музыкантов был одновременно дирижером, пианистом, композитором?
а) Хачатурян;
б) Лядов;
в) Шостакович;
г) Рахманинов.
8. Механику какого инструмента изобрел мастер Кристофори?
а) орган;
б) тромбон;
в) фортепиано;
г) челеста.
9. Кто написал балеты «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей»?
а) Шостакович;
б) Скрябин;
в) Свиридов;
г) Прокофьев.
10. В какой оркестр входят только духовые и ударные инструменты?
а) духовой;
б) эстрадный;
в) симфонический;
г) джазовый
11. Кто создал музыку к кинофильму «Александр Невский»?
а) Шостакович;
б) Калинников;
в) Хачатурян;
г) Прокофьев.
12. Каким голосом поет Ольга в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин»?
а) лирико-колоратурным сопрано;
б) драматическим сопрано;
в) меццо-сопрано;
г) контральто.
13. Кто автор музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель»?
а) Хачатурян;
б) Свиридов;
в) Калинников;
г) Скрябин.
14. Каким голосом поет Борис в опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов»?
а) бас;
б) тенор;
в) баритон;
г) драматический баритон.
15. Кто является автором симфонической сказки «Петя и волк»?
а) Шостакович;
б) Хачатурян;
в) Прокофьев;
г) Лядов.
16. Какой украинский народный танец использовал Н.А.Римский-Корсаков в опере «Майская ночь»?
а) хоровод;
б) трепак;
в) гопак;
г) лезгинку.
17. Кто автор симфонической поэмы «Прометей»?
а) Скрябин;
б) Лядов;
в) Шостакович;
г) Калинников.
18. В какой стране была создана единственная в Европе «Академия танца»?
а) Германия;
б) Англия;
в) Италия;
г) Франция.
19. Что такое фольклор?
а) устное народное творчество;
б) музыкальная форма;
в) музыкальный жанр;
г) музыкальный инструмент.
20. Граница между музыкальными построениями называется…
а) периодом;
б) цезурой;
в) фразой;
г) субмотивом.
21. Какая музыкальная форма соответствует формуле А-В-А-С-А-Д-А?
а) куплетная;
б) трехчастная;
в) рондо;
г) сюита.
22. В произведении какого композитора используется «аккорд Петрушки»?
а) Скрябина;
б) Стравинского;
в) Прокофьева;
г) Шостаковича.
23. Кто из композиторов написал 48 прелюдий и фуг, объединенных в два тома «Хорошо темперированного клавира»?
а) Моцарт;
б) Бах;
в) Бетховен;
г) Гайдн.
24. К какому жанру относится произведение «Щелкунчик» П.И.Чайковского?
а) опера;
б) сюита;
в) фортепианная пьеса;
г) балет.
25