Содержание программы
1.Самообслуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
2.Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений. Охрана зеленых насаждений.
3. Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора.
4.Разные трудовые операции. Сбор макулатуры, металлолома, лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.
Планируемые результаты
-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;
-формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия;
- развитие познавательного интереса и любви к труду;
-обучение умению планировать свою работу;
- вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;
-воспитание необходимой культуры труда; выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;
-воспитание уважения к людям труда;
-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;
-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;
-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;
-воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности;
-формирование активной жизненной позиции.
Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.
Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
Учебно- тематический план
№ п/п | Содержание работы. Тематика и форма мероприятий | Практические часы | Дата проведения |
1 | Беседа «Что такое поручение? | 1 ч. | |
2. | Музейное занятие | 1 ч | |
3. | Прогулка в сквер: | 1ч. | |
4. | Акция «Зелёная скорая помощь» | 1ч | |
5. | Акция «Не забудь поздравить бабушку и дедушку | 1ч. | |
6. | Музейное занятие «Деревянных дел мастера» | 1ч | |
7 | «Здоровые привычки» | 1 ч | |
8 | Трудовой десант «Уют | 1 ч. | |
9 | «Мир твоих увлечений | 1 ч | |
10 | Операция «Уют в классной комнате» Беседа «Уроки этикета». | 1 ч. | |
11 | Изготовление кормушек для птиц. Участие в акции «Покормите птиц зимой» | 1ч | |
12 | Беседа «Как не заболеть, когда другие болеют» | 1 ч | |
13 | Акция «Мы творим чудеса» (Учимся делать сюрпризы для родных и близких людей). | 1ч. | |
14 | Мастерская Деда Мороза «Самая сказочная снежинка» | 1 ч. | |
15 | Беседа «Как мы помогаем дома?» Мелкий ремонт одежды. Пришивание вешалки. Разучивание разных видов швов. | 1ч. | |
16 | Поход «За здоровьем к природе» Экскурсия в зимний лес. Подкормка зимующих птиц. | 1 ч. | |
17 | Снежные фигуры у школы. | 1 ч. | |
18 | Беседа «Всякая вещь трудом создана». Как жили наши предки.. | 1 ч. | |
19 | Музейное занятие «Наука археология» | 1 ч. | |
20 | Мастера Вятского края. Посещение выставки в музее. | 1 ч. | |
21 | Изготовление подарков к Дню защитника Отечества» | 1ч. | |
22 | Праздник «Мамин день». Конкурс-выставка рисунков и поделок (подарков для мам, бабушек, сестер). Изготовление открыток и подарков к 8 Марта | 1 ч. | |
23 | КВН «Кто работы не боится, у того она и спорится». | 1ч. | |
24 | Музейное занятие «Памятники природы Кировской области» | 1 ч | |
25 | Беседа «Правила хорошего тона» Игры на сплочение коллектива. | 1 ч. | |
26 | Весенние работы на пришкольном участке. Правила безопасности труда во время работы на школьном участке. Посев рассады цветов. | 1 ч | |
27 | Операции «Послушная метелка» (уборка школьного участка). Акция «Сделай скворечник» | 1 ч. | |
28 | Трудовой десант «Уют» (приборка школьной территории) | 1 ч. | |
29 | Игра на сплочение коллектива «Вместе нам хорошо» | 1 ч. | |
30 | Музейное занятие «Сыны голубой планеты» | 1 ч. | |
31 | Музейное занятие «Эхо памяти и боль сердца» (к Дню Победы) | 1 ч | |
32 | Уход за растениями. Полив, прополка. Уход за цветниками. | 1ч | |
33 | Праздник «Выпускной в начальной школе» | 1 ч. | |
34-35 | «Чему мы научились?». Выставка рисунков, поделок, макетов, вышивок. Подведение итогов. Задания на лето. | 1 ч | |
9