СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Достойные внимания знаки препинания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: узнать, как появились и для чего нужны знаки препинания. Актуальностью данной работы является умение расставлять знаки препинания в письменных текстах. Это является показателем грамотности человека.

Просмотр содержимого документа
«"Достойные внимания знаки препинания"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 31 с углубленным изучением отдельных предметов"







Исследовательская работа

по русскому языку





Достойные внимания знаки препинания









Работу выполнила:

Проснева Елена,

учащаяся 5 Д класса


Научный руководитель:

Комиссарова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы









Нижнекамск

2018









Актуальность
Умение расставлять знаки препинания в письменных текстах является одним из показателей грамотности человека. Следовательно, каждый обучающийся должен овладеть этой темой. Данная тема является актуальной.

Цель:
Узнать, как появились и для чего нужны знаки препинания.
Задача
Познакомить с историей возникновения знаков препинания.
Гипотеза
Я предположила, что знаки препинания несут в себе смысловую нагрузку и очень нужны в русском языке.


Введение

История возникновения знаков препинания

Пушкин: «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».

Пунктуация появилась намного позднее, чем запись слов с помощью знаков алфавита. До конца XV века текст писался даже без промежутков между словами. Раньше всех была введена точка (в XV веке), затем — запятая (в XVI веке). После них появилась точка с запятой, которая употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.

С возникновением книгопечатания появилась необходимость упорядочить знаки препинания. В книгах XVI века уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак (чуть позднее появился и восклицательный знак). К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире первым начал применять русский писатель Н. Карамзин. Правда, называл он его «черта», а языковед А. Барсов, ученик М. Ломоносова, — «молчанкой». Другие знаки препинания тоже не сразу получили привычные для нас имена: точка с запятой называлась «полуточием», восклицательный знак — «удивительным» знаком, кавычки — «пресекательным» или «отменительным» знаком, знак переноса— «единительным» знаком (или «единитным»), скобки — «вместительным» знаком (который «слово или целый разум в речь вмещает»).
Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка , запятая, точка с запятой , многоточие , двоеточие , вопросительный знак , восклицательный знак , тире, скобки и кавычки.

Древнейшим знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации.

Это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось „учением о силе точек“ или „о точечном разуме“.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“. Такое объяснение, на наш взгляд, представляется правомерным.

Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать -остановить , «задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) — из немецкого и тире (черта) — из французского.


Основная часть

Классификация знаков препинания

  • Завершения

. ! ?

На улице льет дождь.


  • Разделения

, ; :

Внизу, в овраге, шумел ручей.


  • Выделения

, «»

Ребята, помогите убрать мусор.


Знаки завершения используются:

1.Для отделения каждого предложения от последующего в тексте;

2.Для оформления отдельного предложения как законченного.

     Дождик прошел по садовой дорожке. (А.Яшин)

Что вам всем нужно для счастья? (Р.Рождественский)

Как воздух чист! Как ясен небосклон! (Е.Баратынский)

Разделительные знаки препинания

служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами, ставятся между подлежащим и сказуемым при пропуске связки

  Стали гости  пить, есть, веселиться.

Дважды два – четыре.

Выделительные знаки препинания

 служат для обозначения границ тех смысловых отрезков, которые осложняют простое

предложение (обращений, вводных слов)

За кого же нам, батюшка, посвататься?       

К счастью, обошлось без потерь.



Заключение

О пользе знаков препинания

«Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили — в Космосе, на Земле или даже в его собственной квартире. Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, а всё время кого-нибудь цитировал — так он разучился мыслить и дошёл до точки».

Результаты анкетирования

Знание знаков препинания – 100%

История происхождения знаков – 6%

Затруднения при постановке знаков – более 50%

Наибольшие затруднения постановки знаков препинания у обучающихся вызывают:

-запятая в сложных предложениях; при однородных членах предложения; при обращениях;

-знаки препинания при прямой речи.

Выводы:

1. Знаки препинания играют очень важную роль в нашей речи. Один неправильно поставленный знак может даже лишить человека жизни (Казнить нельзя помиловать).

2. Знаки препинания помогают пишущему выразить свою мысль, а читающему – понять ее, то есть служат целям общения между людьми.

3. Без знаков препинания нам было бы трудно понять друг друга.

4. Умение верно поставить знак – искусство, которому мы учимся на уроках русского языка.

5. Грамотный человек – это не только тот, кто в словах не допускает ошибок, но и тот, кто может правильно поставить тот или иной знак препинания.





Список использованной литературы

1.Волина В. В. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 1995.

2.Волина В. В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.

3.Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1986.

4.Румянцева А.А., Пунктуация. М, «Планета», 2010

5.Шклярова Т. В. Справочник для начальных классов. – М.: ТЕРРА, 1993.

6.Интернет-ресурсы

http://www.znaki-pr.ru/texts/history_of_punctuation_marks.html

http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/proekt-znaki-prepinaniya-noty-pri-chtenii-dlya-5-klassa

http://wiki.nios.ru/index.php/Проект "Знаки препинания -путеводные знаки для постижения содержания".





























Приложение

Анкета
1.Сколько знаков препинания в русском
языке?
2.Знаете ли вы историю знаков препинания?
3.Часто ли вы пропускаете знаки препинания?