ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ВИДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ,
ФОРМЫ РАБОТЫ
(доклад руководителя ЩМО воспитателей; Бояркина Лилия Александров)
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социокультурной среды, окружающей его. Слово «досуг» происходит от древнего слова «просуг» - возможность, и чаще всего воспринимается как синоним понятий «свободное, незанятое время». Социально-педагогический смысл досуговой деятельности раскрывается в педагогических исследованиях: он многомерен и вбирает в себя время препровождения ребёнка с использованием ресурсов таких масштабных феноменов, как спорт, туризм, прикладное творчество, техническое моделирование, рисование, и игровую, танцевальную, театральную деятельность и, прежде всего, разнообразное общение. Досуг – возможность человека, а в нашем случае обучающихся, заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Куда же направлен свободный выбор? На общественную деятельность, художественное и техническое творчество, активный и пассивный отдых, развлечения, физкультуру и спорт, игры. При идеальном сочетании эти занятия и составляют содержание свободного времени. Деятельность и поведение обучающегося в свободное время наиболее полно раскрывает сущность его личности. В содержательном плане структура досуга включает общение; спортивно-оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; пассивно-продуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, посещение дискотек и т.п.); интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятия в кружках. посещение факультативов и т.д.); художественное, техническое, естественное творчество; любительскую деятельность прикладного характера (шитьё, вязание, фотодело т.д.); общественно-активную деятельность (деятельность в рамках общественных движений, объединений, организаций, благотворительную деятельность, взаимопомощь) и т.д. Направлениями досуговой деятельности является клубная деятельность, кружковая деятельность, игровая деятельность и студийная работа. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Досуг выступает как фактор становления и развития личности усвоения ею культурных и духовных ценностей. Этот процесс называется социализацией, а культурно-досуговые, а также общеобразовательные учреждения являются институтами социализации. Несомненно качеством творческой личности является доминирование досуговых и учебных интересов, свойственных ребёнку на протяжении всей жизни. Досуг – основная детерминанта творчества обучающихся. Творческая личность отличается не присутствием каких- то особых, уникальных качеств, а преимущественным развитием тех, которые необходимы для продуктивной и созидательной деятельности. Свободное время наших обучающихся, как правило занято самой разнообразной деятельностью. В одних случаях эта деятельность организуется взрослыми – учителями, воспитателями, руководителями кружков. В других – дети организуют её сами, как в коллективной так и в индивидуальной деятельности. Хочу сделать акцент на таком не маловажном факте, как выборе форм организации процесса культурно-досуговой деятельности. Форма-это сочетание способа и средств организации процесса культурно-досуговой деятельности, обусловленное его содержанием. Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. В практике культурно-досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно-развлекательная. Особую роль в развитии духовных начал личности обучающегося, её специализации играют социально-практические формы. Учитывая социально-практические интересы, особенно подростков, во многих школах, и в нашей в том числе, созданы комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью, художественному, музыкальному, техническому творчеству. Таким образом культурно-досуговая деятельность имеет целью, прежде всего, духовное развитие личности обучающегося, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом. Хочу обратить внимание на тот факт, что наша воспитательная деятельность в ходе внеурочной жизни обучающихся, даёт возможность воспитать свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, способную к самореализации и саморазвитию. Наряду с этим, важными задачами воспитательной деятельности являются: воспитание патриотов, граждан правового демократического социального государства, уважающих права и свободы личности; развитие творческих способностей обучающихся, навыков самообразования. Эти цели и задачи достигаются как в учебной так и внеурочной деятельности обучающихся. Под внеурочной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определённых воспитательных целей. В процессе организации внеурочной и досуговой деятельности создаётся обстановка сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания. Формы внеурочной работы можно подразделить на такие группы: словесные формы (лекции, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы и т.д.): практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, конкурсы, кружки, трудовые дела и т.д.): наглядные формы (тематические стенды, музеи, выставки). Эти классификации носят условный характер и не отражают всего богатства форм организации воспитательного процесса. За последнее время появилось много организационных форм. Например, организации познавательно-развивающей деятельности обучающихся более всего соответствуют такие формы: викторина, аукцион знаний, заседание клуба любознательных, конкурс проектов, конкурс эрудитов, конкурс изобретателей и т.д. При осуществлении задач нравственного воспитания применяются формы: круглый стол, пресс-конференции, устный журнал, обзор литературы по различным проблемам, литературно-музыкальные композиции, издательские конференции и т.д. Практика свидетельствует, что деятельности связанной с профориентацией обучающихся соответствуют формы: встречи с представителями разных профессий, тренинги «Как выбрать профессию?», экскурсии на производство, игры-конкурсы, классные часы, воспитательные часы. При организации эстетического воспитания широко применяются: литературные и музыкальные вечера, концерты, экскурсии в музеи и на выставки, прогулки на природу, беседы о музыке и живописи, праздники искусств.
Наша с вами задача создавать условия для того, чтобы каждый обучающийся успешно развивался в доступных для него видах деятельности. Также наша роль состоит в том, чтобы правильно, научно обоснованно управлять этим процессом, целесообразно создавать и конструировать ситуации, которые выступают как составные клеточки внеурочной, досуговой деятельности.