Программа по учебному предмету ПО.01. УП.01 «Специальность» (домра)
Программа учебного предмета Специальность по виду инструмента «Домра», разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (домра) направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на домре, получении ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
2. Цель и задачи изучения дисциплины:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на основе приобретённых им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на домре произведения различных жанров и форм в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее –ФГТ);
Задачи:
- выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на домре до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
- овладение знаниями, умениями, навыками игры на домре, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
- приобретение учащимися опыта творческой деятельности;
формирование навыков сольной исполнительской практики и
коллективной творческой деятельности, их практическое применение.
За период обучения в школе ученик должен получить такой объем
навыков игры на инструменте, который позволит ему самостоятельно
разучивать и грамотно исполнять произведения из репертуара детской
музыкальной школы. Ученик должен также овладеть навыками чтения
нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамбле и
оркестре;
- достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
- формирование у выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения;
- проявление интереса учащегося к инструменту, о котором он имеет небольшое представление и, о котором мало слышал и знал:
- установление межпредметных связей, без основы которых, невозможно развитие творческих навыков;
- овладение навыками работы с концертмейстером. Исполнение учеником репертуара в сопровождении аккомпанемента обогащает музыкальное представление ученика об исполняемых произведениях, помогает лучше понять и усвоить содержание, воспитывает ансамблевые навыки;
- приобретение и овладение ребёнком навыков правильно и свободно вести себя на сцене, не бояться публики.
- приобретение навыков самостоятельной работы, самоподготовки учащегося.
3. Структура программы
3.1. Пояснительная записка.
3.2. Требования к минимуму содержания программы.
3.3. Содержание учебного предмета.
3.4. Учебно-тематическое планирование.
3.5. Учебный план.
3.6. Виды внеаудиторной работы.
3.7. График учебного процесса.
3.8. Критерии программных требований.
3.9. Годовые требования по классам.
3.10. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.
4. Требования к результатам освоения программы.
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
В области музыкального исполнительства:
- Знание художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного, ансамблевого и (или) оркестрового исполнительства;
- Знание музыкальной терминологии;
- Умение грамотно исполнять музыкальное произведение соло, в ансамбле, оркестре на музыкальном инструменте домра;
- Умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на музыкальном инструменте домра;
- Умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения на домре;
- Умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на домре;
- Навыков игры на фортепиано несложных музыкальных произведений различных стилей и жанров;
- Навыков импровизации, чтения с листа несложных музыкальных произведений на музыкальных инструментах домре и фортепиано;
- Навыков подбора по слуху;
- Первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- Навыков публичных выступлений;
В области теории и истории музыки:
- Знания музыкальной грамоты;
- Знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
- Первичные знания в области строения классических музыкальных форм:
- Умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на домре, а также на фортепиано;
- Умение осмысливать музыкальные произведения и события путём изложения в письменной форме, форме ведения бесед, дискуссий;
- Навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
- Навыков восприятия элементов музыкального языка;
- Навыков анализа музыкальных произведений;
- Навыков записи музыкального текста по слуху;
- Навыков вокального исполнения музыкального текста;
- Первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста;
5. Общая трудоёмкость дисциплины.
Максимальная учебная нагрузка – 1316 часов. Из них 559 часов отводится на аудиторные занятия и 757 часов – на внеаудиторные (самостоятельные) занятия.
6. Формы контроля.
Промежуточная и итоговая аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачётов и экзаменов. Контрольные уроки проводятся в виде технических зачётов, академических концертов, исполнения концертных программ.