Двигательные умения и навыки, физкультурные знания как предмет изучения в физическом воспитании
Составной частью физического воспитания является обучение, в процессе которого обучающиеся осваивают под руководством преподавателя многообразные по своему содержанию и сложности двигательные умения и навыки, а также приобретают физкультурные знания.
В процессе физического воспитания формируют умения и навыки для рационального владения естественными движениями – в беге, прыжках, метаниях, плавании, передвижении на лыжах и других прикладных двигательных действиях, а также выполнение спортивно-технических приемов. Указанные прикладные двигательные умения и навыки сохраняют свое большое практическое значение для современных условий жизни человека. Кроме того, это создает важные предпосылки для производственного обучения.
Установлено, что чем больше освоено обучающимися движения и чем он и разнообразны, тем быстрее и более качественно овладение новыми навыками – спортивными, профессиональными.
Чтобы успешно осваивать двигательные умения и навыки обучающимися необходимо получить знания о том, что собой представляют и как формируются умения и навыки, какие для этой цели применяются навыки и методы физического воспитания.
Под умениями и навыками понимают усвоенные выполнения конкретных двигательных действий. Двигательные умения и навыки формируются в процессе обучения в результате многократного повторения обучающимися двигательного действия. Первоначально образуется умение, а на его основе - навык. Коренное отличие умения от навыка заключается в особенностях управления движениями при совершении действий. В начале движения выполняются под постоянным контролем сознания. С приобретением навыкам все движения или их часть выполняются автоматизировано, то есть без участия сознания. Вместе с тем, как бы глубоко не были автоматизированы движения, любое из них или часть движения возможно взять под контроль сознания, если в этом возникает необходимость (например, с изменением внешней обстановки выполнения действий).
При навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Так, обучающиеся сосредотачивают все свое внимание во время бега в основном на контроле его скорости, при передвижении на лыжах - изменение рельефа местности, темпе прохождения дистанции и усилии при отталкивании, при метаниях- на выполнение мощного финального усилия, т.е. на решающих компонентах в достижении высокой эффективности действия.
С автоматизацией двигательного действия также вырабатываются высокая устойчивость навыка. Заученное действие обучающийся уже способен выполнять правильно, с достаточной четкостью в сложных и не благоприятных условиях (необычная обстановка ,утомление).
Помимо автоматизации навыка характерны и другие особенности: действия приобретают более совершенную форму, чем при умении, выполняется без лишних затрат сил - экономно, с большей точностью и высотой, со стабильным и высоким результатом. Владение навыками также позволяют сокращать время на подготовку действий. Иногда экономятся доли секунды, но они-то и определяют, например, успех спортсменов в состязании.
Сформировавшиеся навыки не всегда представляют собой рациональные движения. Это наблюдается в случае самообучения или обучения по не правильной методике. Могли быть заучены и автоматизированы несовершенные движения, которые затем бывает трудно исправить. Ошибки легче предупредить, чем переучивать движения.
В заключении следует подчеркнуть особое и чрезвычайно важное значение навыков развития и деятельности человека. «Если бы человек не имел способности к навыку,- отмечал в своих трудах выдающий русский педагог К.Д. Ушинский,- то он не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, задерживаемые беспрестанно бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только навыкам, освободив ум и волю для новых работ и для новых побед».
С понятиями «умение», «навык» тесно связанно понятие «техника физического упражнения» (двигательного действия).
Понятие о технике физического упражнения. Осваиваемые обучающимися двигательного действия всегда имеют предметный характер, ибо они направлены на решение какой-либо конкретной двигательной задачи (умело преодолеть прыжком препятствие, точно быстро передать мяч партнеру во время спортивной игры, далекое метнуть гранату и др.). Для этого применяется соответствующий способ действия, состоящий из определенной системы движений.
Техника физического упражнения представляет систему движений, используемую при выполнении действия тем или иным способом. Чем рациональнее техника, тем с большей эффективностью решается двигательная задача.
Система движений характеризуется определенной взаимосвязью и взаимодействием движений, их последовательностью в целостном действий. В системе движений каждое из них зависит от ранее выполненных, влияет на выполнение последующих, т.е. оказывает влияние на всю систему. Приведем отдельные примеры таких зависимостей: от силы угла отталкивания при прыжках в длину с разбега зависит дальность полета, а от маха движений одной ноги разгибание другой - толчковой; частота движений рук влияет на частоту движений ног при ходьбе и беге.
Существует образцовая(эталонная) техника физического упражнения. Но практически техника всегда индивидуальна, так как отражает особенности физического развития каждого обучающегося (его ростовые данные, уровень развития физических качеств).
Технику двигательного действия принято отражать в описательных
(словесных) и биомеханических характеристиках. Во втором случае возможно посредством соответствующих количественных показателей точно указать, как движения совершаются в пространстве и во времени (кинематические характеристики), а также какие при этом взаимодействуют силы и их величины (динамические характеристики).
К кинематическим характеристикам относятся: пространственные
(положение тела и его частей, направление, траектория и амплитуда движения); пространственно-временные (скорость, ускорение); временные
(длительность упражнения и его отдельных частей), темп (частота движений в единицу времени). К динамическим характеристикам - сила мышечного напряжения и вызываемые ею инерционные и реактивные силы звеньев опорно-двигательного аппарата; внешние силы - сила тяжести, реакции опоры, сопротивление внешней среды.
Особое значение имеет ритм двигательного действия. Ритм- обобщённая характеристика техники. В ней отражается не только строго определенная длительность движений и их фаз, но и распределение во времени акцентированных мышечных усилий. Концентрация же усилий в активных фазах движений с повышением их мощности ведет к увеличению продолжительности пассивных фаз. Такая соразмерность движений придает двигательному действию слаженность, гармоничность, определяет его экономичность и высокую результативность. Совершенный ритм вызывает так у человека положительные эмоции.
Отмеченные особенности ритма универсальны. Они проявляются и в трудовых действиях квалифицированного рабочего, движения которого четко выверены по времени и мышечным усилиям.
Техника физических упражнений имеет самую различную сложность. Рациональность индивидуальной техники существенно зависит от степени использования обучающимися своих физических возможностей. При совершенной технике обучающийся способен наиболее выгодно использовать силу мышц и прочие силы, в то же время значительно уменьшить действия тормозящих сил, которые есть в каждом движении
(действие сил трения, сопротивление внешней среды, напряжение мышц, не участвующих в движении, - мышц антагонистов и др.). Все это влияет в конечном итоге на результативность движений, которая служит главным показателем рациональности техники физического упражнения.
Освоение техники физического упражнения. Освоение техники двигательных действий осуществляется под непосредственным руководством преподавателя. Самообучение, особенно сложной технике, может привести к образованию неправильных навыков, а также к травмам.
Двигательные действия не сводятся только к движениям. Это их исполнительная часть. Любое действие сопряжено с психическими процессами – осознанием значения и цели действия, отражением в психике образа, схемы движений и способа их исполнения, волевыми проявлениями, эмоциональным состоянием и др. Поэтому овладение техникой двигательного действия – это всегда сознательный и целенаправленный процесс. Чем большую сознательность и активность обучающиеся проявят в обучении, тем быстрее и совершеннее сформируются их навыки. Решающее влияние на формирование и качество навыков оказывают знания техники действия. Активное и сознательное освоение двигательных навыков с опорой на знания делает их более «гибкими», поддающимися регулированию и перестройке при изменении задач и условий деятельности.
Сознательное регулирование и совершенствование изучаемых движений возможно только при постоянном активном самоконтроле и самооценке выполненного действия. Контроль за движениями и их эффективностью осуществляется прежде всего посредством информации, поступающей от собственных органов чувств, и анализа мышечных, зрительных, слуховых и других ощущений. Причем особенно важна информация от рецепторов (чувствительных воспринимающих органов ) двигательного аппарата. Это ощущение о напряжении и расслаблении мышц, скорости, ускорении и силе движений, расположении звеньев тела, позе и ее изменений и др.
Собственная информация о движении дополняется информацией, которую обучающийся получает от преподавателя или от специальных приборов, измеряющих параметры движений (пространственные, силовые и др. ). В последнем случае информация носит объективный характер и представлена количественными показателями. Пользование объективной информацией дает значительный эффект, выражающийся в ускорении и более качественном освоении техники двигательного действия.
Таким образом, овладение техникой двигательного действия и ее дальнейшее совершенствование осуществляются при обязательном обеспечении обратной связи – получении информации о том, как движения исполнены. С учетом этой информации производятся корректирование и рационализация последующих действий.
Необходимыми предпосылками успешного освоения техники двигательных действий служит психическая и физическая готовность обучающихся к овладению конкретным способом действия (например, опорным прыжком через гимнастического коня в длину, стойкой на руках, каким-либо приемом спортивной борьбы).
Психическая готовность выражается в стремлении овладеть техникой действия и достаточного для этого развития волевых и других психических качеств, в установке и настрое на преодоление психических трудностей, связанных с данным действием.
Физическая готовность предполагает определенный уровень развития силы, координации движений, гибкости и других качеств, требуемых для освоения техники конкретного действия.
Этапы освоения техники двигательного действия.
Формирование двигательного навыка последовательно включает следующие стадии его образования: первоначального умения; совершенствования умения и частичного перехода к навыку; упрочения и совершенствования навыка. Соответственно выделяют этапы разучивания техники действия: начального разучивания; углубленное разучивание; закрепление и дальнейшее совершенствования.
На первом этапе обучения занимающимся ставят задачи: приобрести представление об изучаемом действии и наиболее общие знания о его технике; овладеть техникой двигательного действия на уровне первоначального умения.
Представления о технике у обучающихся формируется в результате прослушивания объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других обучающихся. Все это создаёт ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия. В процессе разучивания и приобретения двигательного опыта ориентировочная основа действия становится более полной и претерпевает изменения.
Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений. Однако это должно быть не механическое воспроизведение движений, а их повторение с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения. Иначе это будет бесполезная трата времени и сил и потеря интереса к изучаемому двигательному действию.
В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники, физической подготовленности обучающихся двигательное действие разучивается по частям или в целом. На первом этапе разучивания действия широко применяют подводящие упражнения и облегчают условия выполнения движений (снижают высоту гимнастического снаряда, планки при прыжках, первоначально разучивают движения на небольшой скорости, прибегают к помощи преподавателя и др.).
На стадии формирования первоначального двигательного умения у обучающихся наблюдается непроизвольная напряженность мускулатуры и связанная с ней общая скованность движений, их неточность, что вызывается новизной действия и сложностью одновременно управления различными частями тела. Это преодолевается путем целенаправленных и глубоко осознанных повторений.
На втором этапе обучения углубленно разучивается техника движений. Перед обучающимися ставятся задачи: более глубоко познать технику движений, добиться свободного, слитного выполнения движений и усовершенствовать ритм действия, уточнить технику действия в соответствии с индивидуальными особенностями.
На этом этапе особенно важно многократно повторять те части движения, которые требуют при их заучивании высокой точности по пространственным, временным и динамическим характеристикам или являются решающими звеньями в упражнении. Применяются также многократные повторения действия в целом и различные методические приемы. Например, повторения с ограничением движений (приземление при прыжках в определенное, очерченное мелом место, при акробатических упражнениях в полной группировке выполняют кувырки не по длине, а
поперёк мата); повторение с соревнованием на качество исполнения отдельных, наиболее трудных элементов техники двигательного действия.
На третьем этапе обучения перед обучающимися ставятся задачи: прочно закрепить технику изученного действия и продолжить ее дальнейшее совершенствование в направлении усиления динамики движений и оптимизации ее других характеристик, научиться применять навык в различных условиях деятельности и с максимальной эффективностью. Для этого увеличивают количество повторений в обычных и новых условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык. Однако в зависимости от особенностей навыка (гимнастический, игровой) должно определяться целесообразное соотношение простых и вариативных повторений упражнения.
В целях совершенствований движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снаряда, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упражнений, повторение упражнения в сочетании с другими, повторение в формате соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.
При обучении технике двигательного действия используют три группы методов: практические, словесные и наглядного воздействия.
Практические методы: разучивание двигательного действия по частям и в целом.
В качестве словесных методов применяют: объяснение, описание, разбор, замечания, словесную оценку, команды, распоряжения и др.
Методами наглядного воздействия служат: непосредственный показ движений, демонстрация наглядных пособий (схем, рисунков, кинограмм) звуковые сигналы, методы двигательной наглядности (направляющая помощь обучаемому при движениях, фиксация положения тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия, например посадки, которая является рациональной при передвижении на лыжах).
Выбор методов зависит от задач занятия, его содержания и подготовленности обучающихся. Высокая эффективность обучения достигается при оптимальном сочетании методов.
В процессе физического воспитания обучающиеся должны овладеть определённой суммой физкультурных знаний. По существу это важнейшие, наиболее общие сведения о физической культуре – теории и методике физической культуры, гигиены, биомеханики, спортивно-педагогических и других дисциплин. Физкультурные знания обучающиеся колледжа могут применить с огромной пользой для рациональной организации режима своей учебы в колледже, а в дальнейшем – труда на производстве, улучшения своего физического развития и укрепления здоровья, повышения спортивно-технической подготовленности, активного и эмоционального отдыха.