СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Двигательные умения и навыки, физкультурные знания как предмет изучения в физическом воспитании

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

       Составной частью физического воспитания является обучение, в процессе которого обучающиеся осваивают под руководством преподавателя многообразные по своему содержанию и сложности двигательные умения и навыки, а также приобретают физкультурные знания.

Просмотр содержимого документа
«Двигательные умения и навыки, физкультурные знания как предмет изучения в физическом воспитании»



Двигательные умения и навыки, физкультурные знания как предмет изучения в физическом воспитании



Составной частью физического воспитания является обучением, в процессе которого обучающиеся осваивают под руководством преподавателя многообразные по своему содержанию и сложности двигательные умения и навыки, а также приобретают физкультурные знания.

В процессе физического воспитания формируют умения и навыки для рационального владения естественными движениями – в беге, прыжках, метаниях, плавании, передвижении на лыжах и других прикладных двигательных действиях, а также выполнение спортивно-технических приемов. Указанные прикладные двигательные умения и навыки сохраняют свое большое практическое значение для современных условий жизни человека. Кроме того, это создает важные предпосылки для производственного обучения.

Установлено, что чем больше освоено обучающимися движения и чем он и разнообразны, тем быстрее и более качественно овладение новыми навыками – спортивными, профессиональными.

Чтобы успешно осваивать двигательные умения и навыки обучающимися необходимо получить знания о том, что собой представляют и как формируются умения и навыки, какие для этой цели применяются навыки и методы физического воспитания.

Под умениями и навыками понимают усвоенные выполнения конкретных двигательных действий. Двигательные умения и навыки формируются в процессе обучения в результате многократного повторения обучающимися двигательного действия. Первоначально образуется умение, а на его основе навык. Коренное отличие умения от навыка заключается в особенности управления движениями при совершении действий. В начале движения выполняются под постоянным контролем сознания. С приобретением навыкам все движения или их часть выполняются автоматизировано, то есть без участия сознания. Вместе с тем, как бы глубоко не были автоматизированы движения, любое из них или часть движения возможно взять под контроль сознания, если в этом возникает необходимость( н-р, с изменением внешней обстановки выполнения действий).

При навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющийся обстановки и конечные результаты действия. Так, обучающиеся сосредотачивают все свое внимание во время бега в основном на контроле его скорости., при передвижении на лыжах- изменение рельефа местности, темпе прохождения дистанции и усилии при отталкивании., при метаниях- на выполнение мощного финального усилия, т.е на решающих компонентах в достижении высокой эффективности действия.

С автоматизацией двигательного действия также вырабатываются высокая устойчивость навыка. Заученное действие обучающийся уже способен выполнять правильно, с достаточной четкостью в сложных и не благоприятных условиях( необычная обстановка ,утомление).

Помимо автоматизации навыка характерны и другие особенности: действия приобретают более совершенную форму, чем при умении, выполняется без лишних затрат сил- экономно, с большей точностью и высотой, со стабильным и высоким результатом. Владение навыками также позволяют сокращать время на подготовку действий. Иногда экономятся доли секунды, но они-то и определяют, например, успех спортсменов в состязании.

Сформировавшиеся навыки не всегда представляют собой рациональные движения. Это наблюдается в случае самообучения или обучения по не правильной методике. Могли быть заучены и автоматизированы несовершенные движения, которые затем бывает трудно исправить. Ошибки легче предупредить, чем переучивать движения.

В заключении следует подчеркнуть особое и чрезмерное важное значение навыков развития и деятельности человека. «Если бы человек не имел способности к навыку,-отмечал в своих трудах выдающий русский педагог К.Д. Ушинский,- то он не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, задерживаемые беспрестанно бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только навыкам, освободив ум и волю для новых побед».

С понятиями «умение», «навык» тесно связанно понятие «техника физического упражнения»( двигательного действия).

Понятие о технике физического движения. Осваиваемые обучающимися двигательного действия всегда имеют предметный характер, ибо они направлены на решение какой-либо конкретной двигательной задачи( умело преодолеть прыжком препятствие, точно быстро передать мяч партнеру во время спортивной игры, далекое метнуть гранату и др.). для этого применяется соответствующий способ действия, состоящий из определенное системы движений.

Техника физического упражнения представляет систему движений, используемую при выполнении действия тем или иным способом. Чем рациональнее техника, тем с большей эффективностью решается двигательная задача.

Система движений характеризуется определенной взаимосвязью и взаимодействием движений, их последовательностью в целостном действий. В системе движений каждое из них зависит от ранее выполненных, влияет на выполнение последующих, т.е. оказывает влияние на всю систему. Приведем отдельные примеры таких зависимостей: от силы угла отталкивания при прыжках в длину с разбега зависит дальность полета, а от маха движений одной ноги разгибание другой-толчковой; частота движений рук влияет на частоту движений ног при ходьбе и беге.

Существует образцовая(эталонная) техника физического упражнения. Но практически техника всегда индивидуальна, так как отражает особенности физического развития каждого обучающегося( его ростовые данные, уровень развития физических качеств).

Технику двигательного действия принято отражать в описательных( словесных) и биомеханических характеристиках. Во втором случае возможно посредством соответствующих количественных показателей точно указать, как движения совершаются в пространстве и во времени( кинематические характеристики), а также какие при этом взаимодействуют силы и их величины( динамические характеристики).

К кинематическим характеристикам относятся: пространственные

(положение тела и его частей, направление, траектория и амплитуда движения); пространственно-временные( скорость, ускорение); временные

(длительность упражнения и его отдельных частей), темп (частота движений в единицу времени). К динамическим характеристикам- сила мышечного напряжения и вызываемые ею инерционные и реактивные силы звеньев опорно-двигательного аппарата; внешние силы- сила тяжести, реакции опоры, сопротивление внешней среды.

Особое значение имеет ритм двигательного действия. Ритм- обобщённая характеристика техники. В ней отражается не только строго определенная длительность движений и их фраз, но и распределение во времени акцентированных мышечных усилий. Концентрация же усилий в активных фазах движений с повышением их мощности ведет к увеличению продолжительности пассивных фаз. Такая соразмерность движений придает двигательному действию слаженность, гармоничность, определяет его экономичность и высокую результативность. Совершенный ритм вызывает так у человека положительные эмоции.

Отмеченные особенности ритма универсальны. Они проявляются и в трудовых действиях квалифицированного рабочего, движения которого четко выверены по времени и мышечным усилиям.

Техника физических упражнений имеет самую различную сложность. Рациональность индивидуальной техники существенно зависит от степени использования обучающимися своих физических возможностей. При совершенной технике обучающийся способен наиболее выгодно использовать силу мышц и прочие силы, в то же время значительно уменьшить действия тормозящих сил, которые есть в каждом движении ( действие сил тения, сопротивление внешней среды, напряжение мышц, не участвующих в движении, - мышц антагонистов и др. ) Все это влияет в конечном итоге на результативность движений, которая служит главным показателем рациональности техники физического упражнения.

Освоение техники физического упражнения. Освоение техники двигательных действий осуществляется под непосредственным руководством преподавателя. Самообучение, особенно сложной технике, может привести к образованию неправильных навыков, а также к травмам.

Двигательные действия не сводятся только к движениям. Это их исполнительная часть. Любое действие сопряжено с психическими процессами – осознанием значения и цели действия, отражением в психике образа, схемы движений и способа их исполнения, волевыми проявлениями, эмоциональным состоянием и др. Поэтому техникой двигательного действия – это всегда сознательный и целенаправленный процесс. Чем большую и сознательность и активность обучающиеся проявят в обучении, тем быстрее и совершеннее сформируются их навыки. Решающее влияние на формирование и качество навыков оказывают знания техники действия. Активное и сознательное освоение двигательных навыков с опорой на знания делает их более «гибким», поддающиеся регулированию и перестройке при изменении задач и условий деятельности.

Сознательное регулирование и совершенствование изучаемых движений возможно только при постоянном активном самоконтроле и самооценке выполненного действия. Контроль за движениями и их эффективностью осуществляется прежде всего посредством информации, поступающей от собственных органов чувств, и анализа мышечных, зрительных, слуховых и других ощущений. Причем особенно важна информация отрецепторов( чувствительных воспринимающих органов ) двигательного аппарата. Это ощущение о напряжении и расслаблении мышц, скорости, ускорении и силе движений, расположении звеньев тела, позе и ее изменений и др.

Собственная информация о движении дополняется информацией, которую обучающийся получает от преподавателя или от специальных приборов, измеряющих параметры движений ( пространственные, силовые и др. ). В последнем случае информация носит объективный характер и представлена количественными показателями. Пользование объективной информацией дает значительный эффект, выражающийся в ускорении и более качественном освоении техники двигательного действия.

Таким образом, овладение техникой двигательного действия и ее дальнейшее совершенствование осуществляются при обязательном обеспечении обратной связи – получении информации о том, как движения исполнены. С учетом этой информации производятся корректирование и рационализация последующих действий.

Необходимыми предпосылками успешного освоения техники двигательных действий служит психическая и физическая готовность обучающихся к овладению конкретным способом действия (например, опорным прыжком через гимнастического коня в длину, стойкой на руках, каким-либо приемом спортивной борьбы).

Психическая готовность выражается в стремлении овладеть техникой действия и достаточного для этого развития волевых и других психических качеств, в установке и настрое на преодоление психических трудностей, связанных с данным действием.

Физическая готовность предполагает определенный уровень развития силы, координации движений, гибкости и других качеств, требуемых для освоения техники конкретного действия. Если этот уровень недостаточен, то специально уделяют внимание воспитанию соответствующих качеств*.

Этапы освоения техники двигательного действия.

Формирование двигательного навыка последовательно включает следующие стадии его образования: первоначального умения; совершенствования умения и частичного перехода к навыку; упрочения и совершенствования навыка. Соответственно выделяют этапы разучивания техники действия: начального разучивания; углубленное разучивание; закрепление и дальнейшее совершенствования.

На первом этапе обучения обучающимся ставят задачи: приобрести представление об изучаемом действии и наиболее общие знания о его технике; овладеть техникой двигательного действия на уровне первоначального умения.

Представления о технике у обучающихся формируется в результате прослушивания объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других обучающихся. Все это создаёт ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия. В процессе разучивания и приобретения двигательного опыта ориентировочная основа действия становится более полной претерпевает изменения.

Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений. Однако это должно быть не механическое воспроизведение движений, а их повторение с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения. Иначе это будет бесполезная трата времени и сил и потеря интереса к изучаемому двигательному действию.

В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники, физической подготовленности обучающихся двигательное действие разучивается по частям или в целом. На первом этапе разучивание действия широко применяют подводящие упражнения и облегчают условия выполнения движений (снижают высоту гимнастического снаряда, планки при прыжках, первоначально разучивают движения на небольшой скорости, прибегают к помощи преподавателя и др.).

На стадии формирования первоначального двигательного умения у обучающихся наблюдается непроизвольная напряженность мускулатуру и связанная с ней общая скованность движений, их неточность, что вызывается новизной действия и сложностью одновременно управления различными частями тела. Это преодолевается путем целенаправленных и глубоко осознанных повторений.

На втором этапе обучения углубленно разучивается техника движений. Перед обучающимися ставятся задачи: более глубоко познать технику движений, добиться свободного, слитного выполнения движений и усовершенствовать ритм действия, уточнить технику действия в соответствии с индивидуальными особенностями.

На этом этапе особенно важно многократно повторять те части движения, которые требуют при их заучивании высокой точности пространственным временным и динамическим характеристикам или являются решающими звеньями в упражнении. Применяются также многократные повторения действия в целом и различные методические приемы. Например, повторения с ограничением движений (приземление при прыжках в определенное, очерченное мелом место, при акробатических упражнениях в полной группировке выполняют кувырки не по длине, а поперек мата); повторение с соревнованием на качество исполнения отдельных, наиболее трудных элементов техники двигательного действия.

На третьем этапе обучения перед обучающимися ставятся задачи: прочно закрепить технику изученного действия и продолжить ее дальнейшее совершенствование в направлении усиления динамики движений и оптимизации ее других характеристик, научиться применять навык в различных условиях деятельности и с максимальной эффективностью. Для этого увеличивают количество повторений в обычных и новых условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык. Однако в зависимости от особенностей навыка (гимнастический, игровой) целесообразное соотношение простых и вариативных повторений упражнения.

В целях совершенствований движений применяют различные методические приемы: повышение высоты снаряда, увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упражнений, повторение упражнения в сочетании с другими, повторение в формате соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.

При обучении технике двигательного действия используют три группы методов: практические, словесные и наглядного воздействия.

В качестве словесных методов применяют: объяснение, описание, разбор, замечания, словесную оценку, команды, распоряжения и др.

Методами наглядного воздействия служат: непосредственный показ движений, демонстрация наглядных пособий (схем, рисунков, кинограмм) звуковые сигналы, методы двигательной наглядности (направляющая помощь обучаемому при движениях, фиксация положения тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия, например посадки, которая является рациональной при передвижении на лыжах).

Выбор методов зависит от задач занятия, его содержания и подготовленности обучающихся. Высокая эффективность обучения достигается при оптимальном сочетании методов.

В процессе физического воспитания обучающиеся должны овладеть определённой суммой физкультурных знаний. По существу это важнейшие, наиболее общие сведения о физической культуре – теории и методике физической культуры, гигиены, биомеханики, спортивно-методических и других дисциплин. Физкультурные знания обучающихся колледжа могут применить с огромной пользой рациональной организации режима своей учебы в колледже, а в дальнейшем – труда на производстве, улучшения своего физического развития и укрепления здоровья, повышения спортивно-технической подготовленности, активного и эмоционального отдыха.





Воспитание и самовоспитание психологических черт личности.

В профессионально-технических колледжах физическая культура и спорт используются как средства всестороннего развития и подготовки молодого человека к труду и защите Родины. Формирование положительных качеств личности обучающихся (ответственности за учебу, дисциплинированности, общественной активности и др.) является результатом совершенствования разнообразных форм учебно-воспитательной деятельности и трудовой подготовки.

Успешное воспитание личности средствами физкультуры и спорта достигается тогда, когда обучающиеся сознают, какие способности (черты, свойства) личности должны быть сформированы и какие средства воспитания и самовоспитания при этом могут быть использованы. Их рассмотрению и посвящено содержание данной главы.

Под психологическими чертами личности понимаются такие черты, которые выражаются во всем поведении человека, в его отношении к общественным явлениям, к другим людям, к труду. Эти способности отличают одного человека от другого. Они выражаются в интересах личности, во взглядах на жизнь и убеждениях, в чертах характера, в склонностях и способностях человека. Психологические черты личности развиваются и изменяются в процессе жизни, профессиональной деятельности. Развиваются и формируются они и в процессе занятий физическими упражнениями, спортом.

Условия коллективной деятельности обучающихся в колледже как на учебных занятиях по физическому воспитанию, так и во время участия в спортивных мероприятиях и подготовки к ним имеют существенное воспитательное значение. Это прежде всего формирование и развитие такого важного нравственного качества, как КОЛЛЕКТИВИЗМ.

В физкультурном и спортивном коллективе формируется у человека стремление отдавать все свои силы на пользу общества, развивается сознание долга и ответственности за выполнение своих обязанностей. Находясь в коллективе, молодой человек проявляется общественную активность, приучается работать совместно с другими людьми, оказывать взаимопомощь, старается коллективными усилиями достать общей полезной цели. Только в коллективе могут развиваться такие нравственные черты личности, как уважение к другим людям, требовательности к себе.

Успеха в физическом воспитании можно добиться только при систематических занятиях, постоянной работе над собой при устойчивом положительном отношении к физической культуре и спорту, связанном с общественно полезными целями и задачами этих видов деятельности. Это достигается при высоком уровне сформированности мотивов, целей и интересов.

Мотивом называется то, что побуждает спортивную учебную или трудовую деятельность человека, ради чего она совершается, а целью – то, к чему он стремиться. Например, у юноши возникает мотив стать сильным и для этого заниматься борьбой. На ближайший период он ставит цель – добиться III спортивного разряда. В эмоциональном удовлетворении этими занятиями и устойчивым желании продолжать совершенствоваться именно в борьбе выражается интерес к данному виду спорта.

Содержание мотивов и интересов к занятиям физическими упражнениями, спортом очень многообразно. Поначалу это может быть удовлетворение выполненной мышечной работы, удовольствие от общения с другими обучающимися во время тренировки или соревнования, желание проверить свои силы в преодолении трудностей и др. В процессе систематических занятий подобные первоначальные мотивы сменяются более сложными и глубокими. Развитие мотивов и интересов к избранному виду спорта обычно происходит с усвоением техники и тактики этого вида, совладением специальными знаниями, с ростов спортивных достижений. На стадии спортивного мастерства возникают и формируются новые мотивы – стремление достигнуть высоких результатов, добиться новых рекордов и своими успехами содействовать развитию российского спорта.

В процессе физического воспитания постепенно формируются и закрепляются многие ценные психологические черты личности. Особое влияние оно оказывает на развитие воли человека. Эта объясняется тем, что любое физическое упражнение всегда связанно с преодолением трудностей: взять высоту в прыжке, пробежать дистанцию и выполнить временно норматив и пр. такое условие содействует развитию способности к волевым усилиям.

Трудности, встречающиеся при волевых действиях, могут быть разнообразными. Например, трудности преодоления больших физических напряжений и утомления, трудности неожиданно возникшей ситуации. Преодоление их требует разных качественных особенностей воли, которые называют волевыми качествами. В одних случаях необходимо проявление смелости, в других – упорство и настойчивости, в третьих – инициативности или решимости.

Чтобы успешно воспитать у себя такое волевое качество, как целенаправленность, необходимо всякий раз, приступая к какому-либо действию, отчетливо осознать, какую задачу предстоит решать, и ясно представить, как это надо делать. Целенаправленность действий организует поведение и поступки обучающихся, делает их осмысленными.

Инициативность выражается в активном, самостоятельном выполнении общественно полезного дела и ответственном отношении к решению поставленной задачи, в стремлении к новым достижениям, к творческому труду.

Дисциплинированность как волевое качество личности заключается не только в выполнении требуемых действий, но и в сознательном воздержании от определенного действия или поступка. Дисциплинированный человек поступает всегда в интересах коллектива, общества. Он умеет подчинять свои действия, поведение уставленным правилам или требованиям.

Уроки физического воспитания, спортивно-тренировочные занятия и участия в соревнованиях требуют от обучающихся колледжа сознательного исполнения указаний, команд, распоряжений преподавателя, самостоятельной дисциплины, большой инициативы и самостоятельности в принятии решений.

Выполнение многих физических упражнений связанно с определенным риском и проявлением смелости для достижения успеха. Это упражнение с высокими скоростями перемещения в пространстве, в мото- и вело гонках, гимнастике; прыжки в воду; легко атлетические прыжки в высоту. Тренируясь в подобных условиях, обучающийся учится подавлять отрицательные эмоции, укрепляет у себя чувство уверенности, развивает смелость, в процессе занятий физическими упражнениями укрепляются и развиваются такие важные в жизни и труде волевые черты личности, как настойчивость и упорство. Они выражаются в том, что человек длительно и повторно направляет свои усилия на достижения сознательно поставленной цели. Чтобы добиться хороших результатов в любом деле, в том числе и физическом воспитании, требуется длительная и систематическая работа над совершенствованием своих знаний, умений и навыков. Спортсменам приходится годами тренироваться, чтобы повысить результат, мастерство, эти качества нужны для овладения избранной профессией.

Поведение человека, его работоспособность, особенно когда перед ним возникают какие-либо трудности, во многом зависят от такого качества личности, как эмоциольная устойчивость. Эта способность человека действовать в напряженных или особо сложных условиях, противостоять отрицательным влияниям переживаемых при этом чувств. Это качество особенно необходимо рабочим таких профессий, как строитель, монтажник-высотник, шахтер, водитель и др.

Выполнение физических упражнений, особенно в условиях соревнований, всегда вызывает сильные и яркие переживания: предсоревновательное волнение, тревогу за исход соперничества, торжество победы, огорчение при поражении и др. Переживая большие эмоциональные напряжения, обучающиеся приобретают способность сохранять сознательный контроль над своим поведением, действовать расчетливо, не терять самообладания в трудных условиях.

Чтобы избавиться от излишнего волнения или переживания и вызывать состояние эмоциальной устойчивости к сильнодействующим неблагоприятным раздражителям, используют некоторые специальные упражнения. К ним, в частности, относится аутогенная тренировка: последовательное и постепенное расслабление разных групп мышц(рук, плечевого пояса, ног, спины, лицевых мышц); активизация мышечных напряжений, концентрация внимания, самовнушения. Эти упражнения сочетаются с дыхательными(успокаивающими или возбуждающими- в зависимости от состояния), а так же с приемами самомассажа.

Используются и другие приемы, укрепляющие уверенность в своих силах, в успехе, связанные с умением сосредотачиваться, отвлекаться от помех, переключать мысли на объекты, вызывающие положительные эмоции.

Качества личности совершенствующие в процессе физического воспитания. Однако достаточно полное и всестороннее их развитие происходит при непременном условии активной работы человека над собой, постоянном самовоспитании.

Самовоспитание составляет один из важнейших путей совершенствования личности, ее нравственных, волевых и других ценных качеств. Это положение педагогики приобретает особый смысл и значение, когда речь идет о молодом человеке, вступающем в самостоятельную трудовую жизнь.

Под самовоспитанием понимается сознательная активность человека, направленное на формирование у себя качеств, имеющих общественную ценность, на исправление недостатков характера, мешающих достижению высоких результатов в учебе, труде, в общении с людьми, а также препятствующих всестороннему развитию личности.

Молодому человеку, который становится на путь самовоспитания, следует хорошо разбираться в его особенностях. Можно ли назвать самовоспитание такое изменение своей личности, которая противоречит ценностям социалистического общества? Например, человек развивает у себя грубую силу для физического подавления более слабых, внушение им страха, подчинение их своим эгоистическим устремлениям. Его «успехи» в наращивании данного физического качества нельзя считать продуктом самовоспитания, так как они противоречат коммунистической нравственности.

Самовоспитание не следует понимать как какую то особую деятельность, отличную от учебы, труда, общения, занятий физ культурой и спортом.

Человек воспитывает себя, активно участвуя во всех сферах общественно полезной деятельности. Когда обучающийся приходит в спортивный зал, на стадион, игровую площадку, когда он делает утреннюю зарядку, он уже располагает необходимыми средствами для самовоспитания.

Неправильно понимать самовоспитание как только подавление в себе желаний, стремлений, побуждений к поступкам, которые не согласуются с требованиями общества. Личность человека социалистического общества гармонически сочетает в себе компоненты долга и желаний. Воспитанный человек желает то, что должно, и чувствует ответственность перед обществом как свое ведущее желание. Поэтому и самовоспитание следует понимать не как самоподавление, а как самоутверждение.

Успех самовоспитания обеспечивается правильной постановкой задач, выбором соответствующих средств. Все это отображается в программе самовоспитания. Ее составление требует глубокого критического осмысления своих достоинств и недостатков с учетом требований учебно-физкультурной, спортивной, профессиональной деятельности к личности обучающегося колледжа.

Прежде всего для самовоспитания надо знать, какие требования предъявляет человеку общество и конкретный вид профессиональной деятельности, которому готовит себя обучающийся. Так, советский молодой человек должен любить свое социалистическое отечество, быть коллективистом, стремиться овладеть новой современной техникой, гордиться рабочей профессией, развивать у себя чувство хозяина, чувство нового, социалистическую предприимчивость, умение самостоятельно решать учебные, производственные и общественные задачи, быть дисциплинированным, трудолюбивым, исполнительным, хорошим организатором, способным управлять людьми, вести их за собой и т.д.На ряду с этими общими качествами личности он должен развивать в себе целый ряд специфический для избранного вида профессиональной деятельности способностей.

Другая предпосылка самовоспитания- познание самого себя. К моменту поступления в колледж обучающийся достаточно хорошо осознает многие из своих личностных качеств, переживает положительное отношение к своим достоинствам, испытает неудовлетворенность по поводу имеющихся недостатков своего характера. В этом возрасте человек способен давать объективный отчет об успехах и неудачах самовоспитания, умеет отличать отрицательные качества, которое надо устранять, от низкого уровня положительных качеств личности, которые надо всемерно развивать. Достаточный уровень умственного, нравственного и физического развития способствует усвоению знаний о средствах и приемах самовоспитания, о его организации, об использовании физической культуры и спорта для самовоспитания личности.

Важное условие самовоспитание- достаточная сформированность самооценки личности обучающегося. Самооценка – это психологический механизм саморегуляции поведения и деятельности. С его помощью человек согласует свое поведение с внешними условиями деятельности и требованиями к нему окружающих. Самооценка выражается в оценочном отношении к своим мотивам, целям, к возможностям их достижений, к результатам собственной деятельности. Умение правильно оценивать свои возможности, мобилизовать свои усилия в соответствии с реальной обстановкой, не преувеличивать значение успеха и не падать духом при неудачах называется адекватной самооценкой.

При не адекватной самооценки возникает затруднения в реализации задач самовоспитания. Люди с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, чрезмерно самоуверенны, недостаточно самокритичны, склонны удовлетворяться достигнутыми успехами. Их трудно убедить в необходимости работы над собой, в признании своих недостатков. При заниженной самооценке обучающиеся недостаточно инициативны, нерешительны, не уверены в возможности преодоления своих негативных качеств. Для того чтобы активизировать работу над собой обучающихся с неадекватной самооценкой, нужно активное участие преподавателя физического воспитания, тренера, товарищей по группе. В этом должны помочь общественное мнение, требовательное критическое отношение окружающих, заинтересованный анализ их успехов и неудач.

Как бы правильно ни оценивал себя обучающийся, с какой бы ясностью он ни понимал требований, предъявляемых к его личности, он не будет активно и систематически заниматься самовоспитанием, не имея желания совершенствовать свою личность и не будучи убежденным в необходимости работы над собой.

Старшим подросткам свойственно развитое стремление к самоутверждению, к самостоятельности, «чувство взрослости». При условии достаточно высокого развития самосознания оно проявляется мощным стимулом к самовоспитанию. Под его влиянием человек начинает относиться к себе с большей требовательностью, испытывает неудовлетворённость собой, стремится к развитию своей личности в направлении приятного им идеала. Бывают однако, случаи , когда «взрослость» понимается неправильно, а самоутверждение идет по пути отвержения моральных норм и нравственных качеств в направлении культивирования у себя преднамеренной грубости, нескромности, необдуманного риска, упрямства, лихачества, жестокости, весьма часто приводящих к нарушению дисциплины, мелкому хулиганству, правонарушениям. Такого рода самоутверждения насквозь индивидуалистично. Оно противоположно воспитанию русского молодого человека.

Самоутверждение следует направлять в сферу подготовки к труду, сферу, учебы, спорта, других видов общественно полезной деятельности. Именно тогда оно станет осознанным мотивом самовоспитания.

Зная требования к своей личности, уровень развития своих качеств, оценивая их соответствие– несоответствие, обучающийся выявляет, какие из его качеств недостаточно развиты, а какие являются нежелательными. На основании этого сопоставления и оценки формируется программа самовоспитания. В ней следует указать несколько свойств личности, которые являются наиболее важными и требуют коррекции или дальнейшего развития.программа конкретизируется в план, в котором должны быть определены временные интервалы работы над собой, указаны способы самовоспитания, формы контроля за этапными результатами. Прогнозирование изменений личности, содержащееся в программе, носит название самообязательств.

Средства физической культуры и спорта позволяют программировать в качестве самообязательств широкий спектр личностных качеств. Самовоспитание в данной сфере активно развивает самосознание личности, ее самооценку, самоконтроль, способность к саморегуляции в экстремальных(т.е. в особо трудных и ответственных) условиях деятельности, мотивацию достижения и самоутверждения, соответствующую требованиям социалистического общества.

В плане-программе самовоспитания вслед за самообязательствами следует перечень средств их реализации. Физическая культура и спорт располагают широким арсеналом средств такого рода. Так, для воспитания решительности полезно заниматься спортивными играми, которые содержат многочисленные ситуации с ограничением времени для принятия решения.Для формирования смелости можно широко использовать спортивные упражнения, выполнение которых связано с определенным риском (прыжки в воду с вышки, прыжки на лыжах с трамплина, некоторые акробатические и гимнастические упражнения и т.п.).для самовоспитания терпеливости можно использовать многочисленные упражнения на выносливость (бег, лыжные гонки, плавание).

В процессе самовоспитания используются различные средства изучения своей личности, воздействия на себя, контроля за этапными и конечными результатами.

Это прежде всего средства самообразования: чтение литературы различного профиля, посещение театров, музеев, выставок, спортивных состязаний и т.п. важно, чтобы обучающийся собирал личную библиотеку, включающую , в частности, книги о жизни выдающихся спортсменов, о влиянии физической культуры на здоровье, о технике и тактике видов спорта, которыми он занимается или хочет заниматься.

Многочисленные средства самопознания: это самонаблюдение, самоиспытание, ведение дневников и т.п. Все они направлены на познание своей личности.

Самовоздействие осуществляется приемами самостимулирования ( убеждение, ободрение, внушение самому себе) и самопринуждения( осуждение, запрещения, приказ самому себе). Как уже отмечалось выше, при подготовке к выполнению действий в экстремальных условиях целесообразно использовать приемы аутогенной тренировки. Они подробно описаны в соответствующих руководствах.

Результаты работы по самовоспитанию должны тщательно контролироваться. Самоконтроль основывается на анализе достигнутых результатов с точки зрения степени осуществления запланированных изменений в личности. Самоотчет об итогах выполнения плана позволяет либо внести коррекцию в цели и средства самовоспитания, либо поставить новые задачи. Данные самоотчета обучающийся заносит в дневник. Для самовоспитания используются разнообразные формы физкультурной и спортивной работы, отбираемые с учетом специфики их воздействия на личность. В качестве примера приведем некоторые из них.

Для самовоспитания чувства коллективизма может быть использована:

1) помощь преподавателю физической культуры, тренеру по работе с младшими обучающимися, отстающими, начинающим заниматься физкулькуторой и спортом;

2) участие в командных подвижных и спортивных играх;

3) участие в турпоходах, спортвечерах, в проведении викторин по физической культуре и спорту и т.п.;

Для самовоспитания настойчивости можно использовать:

1) ежедневное выполнение утренней зарядки

2) ежедневное выполнение до предела подтягиваний, отжиманий(юноши), упражнения для мышц брюшного пресса, приседаний на одной ноге(девушки)

3) увеличение объема физической нагрузки( в беге, в ходьбе на лыжах, в подъеме тяжестей и др.) и т.д.









© 2018 6273 7