Тема: «Движение живых организмов»
Цель урока: определить причины, заставляющие двигаться организмы.
Задачи урока:
- установить, как передвигаются растения, грибы, животные;
- расширить представления учащихся о представителях царств Растений, Грибов, Животных;
- показать, что для активного передвижения в различных средах у животных сформировались разнообразные конечности;
-опровергнуть утверждение, что существует универсальный способ движения в любой среде обитания.
Планируемые предметные результаты
Предметные: учащиеся расширяют знания о возможных способах движения животных; о зависимости способа их передвижения от условий среды, где они обитают. Они знакомятся с причинами, вызывающими необходимость движения, учатся наблюдать, увидеть информацию, анализировать ее и делать свои выводы.
Метапредметные: ученики осваивают универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Личностные: учащиеся определяют свое отношение к изучаемому материалу, ценность и смысл своего обучения.
Демонстрационное оборудование: компьютер; экран; таблицы; рисунки учебника.
Раздаточный материал: тестовые листы.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Постановка цели и задач урока
III. Изучение нового материала
IV. Обобщение
V. Закрепление
VI. Рефлексия
VII. Домашнее задание
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих.
II. Оглашение темы, целей и задач урока.
Сообщение учителя
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, давайте мы с вами посмотрим этот видеоролик (демонстрация видеоролика «Движение животных»).
Видеоролик № 1 Движение животных
А теперь отвечаем на мои вопросы:
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня? (О том, что в природе двигаются все живые существа).
А все животные одинаково двигаются? (Нет, некоторые летают, другие ползают или бегают, третьи прыгают, четвертые плавают и т.д.)
- Какая тема урока? («Движение живых организмов»).
III. Изучение нового материала
1. Постановка познавательной задачи: Определить различные способы передвижения позвоночных и беспозвоночных животных в разных средах, причину возникновения и непостоянный характер приспособлений к жизни в конкретной среде у конкретного живого существа.
2. Решение познавательной задачи:
На экране презентация «Движение в живой природе» (Слайды 1-3)
Учитель: сегодня мы с вами попробуем находить ответы на очень интересные вопросы:
- Как передвигаются представители разных царств живой природы: растения, грибы и животные?
- Различаются ли способы передвижения в разных средах обитания живых существ?
- Для чего животным нужно двигаться?
- У одноклеточных организмов, наверное, нет нервов и мышц. С помощью чего тогда они двигаются? А теперь по порядку.
1) Виды движений простейших . Ученики заполняют таблицу «Движение одноклеточных животных» и записывают вывод об особенностях движения простейших в тетрадь).
Вывод: простейшие организмы имеют специальные органоиды движения: ложноножки, жгутики и реснички.
2) Движение многоклеточных животных
Вывод: движение многоклеточных животных связано с мышечной деятельностью.
Учитель: Продолжаем наше знакомство с разными способами движения многоклеточных животных. Теперь у каждой группы будет свое задание. (Учащиеся знакомятся с разными способами движения живых организмов в разных средах обитания c помощью учебника). Далее они продолжают работу в малых группах из 4-5 человек, и каждая из групп готовит к представлению материал: заполненная группой таблица и сообщение о рекордах движений в разных средах обитания: в водной, в воздушной среде, в наземной средах и о движении растений, соответственно
3) Движение в водной среде
Учитель: Сейчас наша задача, дорогие ребята, разобраться в различных способах передвижения животных в водной среде. Используя рисунки учебника, учащиеся приводят примеры приспособлений к плаванию у водных животных и отвечают на следующие вопросы:
- Каких животных вы знаете, которые обитают в водной среде?
- Какие особенные признаки вы у них заметили?
- Одинаково ли двигаются киты, дельфины и рыбы? Какие у них органы передвижения?
- А что особенного вы заметили в движениях медуз и осьминогов?
Выводы: Вода является опорой для тела плавающих животных; плавание осуществляется с помощью плавников, плавательных перепонок, ласт. Передвижение в водной среде может осуществляться также реактивным способом, выталкиванием воды из тела или волнообразными его изгибаниями.
4) Движение в воздушной среде
На экране появляются рисунки с изображением птиц, насекомых, летучей мыши.
Учитель: Вы видите на экране изображения разных животных. Пользуясь этими изображениями и рисунками учебника, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
- Какими способами могут передвигаться эти животные?
- Какие приспособления у них для этого есть?
Ученики называют приспособления к полету.
5) Движение в наземной среде
Учитель: А как осуществляется движение животных по твердой поверхности? Работаем с рисунками учебника.
Выводы: Большинство позвоночных и членистоногих животных при ходьбе опирается на конечности – ноги; а у насекомых, пресмыкающихся и млекопитающих имеет место разнообразное строение конечностей.
6) Движение у растений
Учитель: Как вы думаете, ребята, двигаются ли растения? Как это происходит, когда?
IV. Обобщение. Ученики называют способы движения живых организмов в природ
V. Закрепление.
Тестовые задания по теме: «Движение организмов».
С помощью ресничек передвигается одноклеточный организм:
А – инфузория – туфелька
Б – амеба обыкновенная
В – эвглена зеленая
Г – бактерия
Движение грибов – это результат их:
А – развития
Б – роста
В – размножения
Г – питания
Движение стебля растений происходит под влиянием:
А – света
Б – силы земного притяжения
В – давления воды
Г – движения воздушных масс
Наружный скелет характерен для:
А – птиц
Б – млекопитающих
В – ракообразных
Г – земноводных
Водные животные передвигающиеся с помощью плавников это:
А – моржи
Б – черепахи
В – рыбы
Г – дельфины
Важнейшее свойство всех живых организмов – способность к :
А – существованию
Б – формированию
В – выживанию
Г – движению
В какой среде обитания встречается крот:
А – почвенной
Б – водной
В – организменной
Г – наземно – воздушной
Скелет животных служит местом для прикрепления:
А – костей
Б – суставов
В – органов
Г – мышц
Кроме птиц и бабочек к полету способны:
А – тараканы
Б – летучие мыши
В – блохи
Г – белки
VI. Рефлексия.
VII. Домашнее задание . Прочитать параграф 34. Подготовить сообщения «Рекорды движения в живом мире»