СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Движение живых организмов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Движение живых организмов»

Тема: «Движение живых организмов»


Цель урока: определить причины, заставляющие двигаться организмы.

Задачи урока:

- установить, как передвигаются растения, грибы, животные;

- расширить представления учащихся о представителях царств Растений, Грибов, Животных;

- показать, что для активного передвижения в различных средах у животных сформировались разнообразные конечности;

-опровергнуть утверждение, что существует универсальный способ движения в любой среде обитания.

Планируемые предметные результаты

Предметные: учащиеся расширяют знания о возможных способах движения животных; о зависимости способа их передвижения от условий среды, где они обитают. Они знакомятся с причинами, вызывающими необходимость движения, учатся наблюдать, увидеть информацию, анализировать ее и делать свои выводы.
Метапредметные: ученики осваивают универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). 
Личностные: учащиеся определяют свое отношение к изучаемому материалу, ценность и смысл своего обучения.

Демонстрационное оборудование: компьютер; экран; таблицы; рисунки учебника.


Раздаточный материал: тестовые листы.

Ход урока.
I. Организационный момент 
II. Постановка цели и задач урока
III. Изучение нового материала
IV. Обобщение
V. Закрепление
VI. Рефлексия
VII. Домашнее задание

I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих.
II. Оглашение темы, целей и задач урока. 

Сообщение учителя
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, давайте мы с вами посмотрим этот видеоролик (демонстрация видеоролика «Движение животных»).
Видеоролик № 1 Движение животных 
А теперь отвечаем на мои вопросы:
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня? (О том, что в природе двигаются все живые существа).
А все животные одинаково двигаются? (Нет, некоторые летают, другие ползают или бегают, третьи прыгают, четвертые плавают и т.д.)
- Какая тема урока? («Движение живых организмов»).
III. Изучение нового материала 
1. Постановка познавательной задачи: Определить различные способы передвижения позвоночных и беспозвоночных животных в разных средах, причину возникновения и непостоянный характер приспособлений к жизни в конкретной среде у конкретного живого существа.
2. Решение познавательной задачи:
На экране презентация «Движение в живой природе» (Слайды 1-3)
Учитель:
сегодня мы с вами попробуем находить ответы на очень интересные вопросы:
- Как передвигаются представители разных царств живой природы: растения, грибы и животные?
- Различаются ли способы передвижения в разных средах обитания живых существ?
- Для чего животным нужно двигаться?
- У одноклеточных организмов, наверное, нет нервов и мышц. С помощью чего тогда они двигаются? А теперь по порядку.
1) Виды движений простейших 
. Ученики заполняют таблицу «Движение одноклеточных животных» и записывают вывод об особенностях движения простейших в тетрадь).
Вывод: простейшие организмы имеют специальные органоиды движения: ложноножки, жгутики и реснички.
2) Движение многоклеточных животных 

Вывод: движение многоклеточных животных связано с мышечной деятельностью.
Учитель: Продолжаем наше знакомство с разными способами движения многоклеточных животных. Теперь у каждой группы будет свое задание. (Учащиеся знакомятся с разными способами движения живых организмов в разных средах обитания c помощью учебника). Далее они продолжают работу в малых группах из 4-5 человек, и каждая из групп готовит к представлению материал: заполненная группой таблица и сообщение о рекордах движений в разных средах обитания: в водной, в воздушной среде, в наземной средах и о движении растений, соответственно
3) Движение в водной среде 
Учитель: Сейчас наша задача, дорогие ребята, разобраться в различных способах передвижения животных в водной среде. Используя рисунки учебника, учащиеся приводят примеры приспособлений к плаванию у водных животных и отвечают на следующие вопросы:
- Каких животных вы знаете, которые обитают в водной среде?
- Какие особенные признаки вы у них заметили?
- Одинаково ли двигаются киты, дельфины и рыбы? Какие у них органы передвижения?
- А что особенного вы заметили в движениях медуз и осьминогов?

 Выводы: Вода является опорой для тела плавающих животных; плавание осуществляется с помощью плавников, плавательных перепонок, ласт. Передвижение в водной среде может осуществляться также реактивным способом, выталкиванием воды из тела или волнообразными его изгибаниями.
4) Движение в воздушной среде 
На экране появляются рисунки с изображением птиц, насекомых, летучей мыши. 
Учитель: Вы видите на экране изображения разных животных. Пользуясь этими изображениями и рисунками учебника, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
- Какими способами могут передвигаться эти животные? 
- Какие приспособления у них для этого есть?
Ученики называют приспособления к полету.

5) Движение в наземной среде 
Учитель: А как осуществляется движение животных по твердой поверхности? Работаем с рисунками учебника. 
Выводы: Большинство позвоночных и членистоногих животных при ходьбе опирается на конечности – ноги; а у насекомых, пресмыкающихся и млекопитающих имеет место разнообразное строение конечностей
6) Движение у растений 
 
Учитель: Как вы думаете, ребята, двигаются ли растения? Как это происходит, когда?
IV. Обобщение. Ученики называют способы движения живых организмов в природ

V. Закрепление. 

Тестовые задания по теме: «Движение организмов».


  1. С помощью ресничек передвигается одноклеточный организм:


А – инфузория – туфелька

Б – амеба обыкновенная

В – эвглена зеленая

Г – бактерия


  1. Движение грибов – это результат их:


А – развития

Б – роста

В – размножения

Г – питания


  1. Движение стебля растений происходит под влиянием:


А – света

Б – силы земного притяжения

В – давления воды

Г – движения воздушных масс


  1. Наружный скелет характерен для:


А – птиц

Б – млекопитающих

В – ракообразных

Г – земноводных


  1. Водные животные передвигающиеся с помощью плавников это:


А – моржи

Б – черепахи

В – рыбы

Г – дельфины



  1. Важнейшее свойство всех живых организмов – способность к :


А – существованию

Б – формированию

В – выживанию

Г – движению


  1. В какой среде обитания встречается крот:


А – почвенной

Б – водной

В – организменной

Г – наземно – воздушной


  1. Скелет животных служит местом для прикрепления:


А – костей

Б – суставов

В – органов

Г – мышц


  1. Кроме птиц и бабочек к полету способны:


А – тараканы

Б – летучие мыши

В – блохи

Г – белки

VI. Рефлексия. 

VII. Домашнее задание . Прочитать параграф 34. Подготовить сообщения «Рекорды движения в живом мире»