Просмотр содержимого документа
«Эффективное общение педагога с родителями учащихся»
Приемы эффективного общения педагога с родителями учащихся
Типичные ошибки в общении
- Не выносите суждений ( оценочные высказывания)
- Не поучайте
- Не ставьте «диагноз»
- Не выпытывайте
- Не разглашайте «тайну»
- Не провоцируйте конфликты на публике
Приемы конструктивного взаимодействия
- Учет эмоциональных переживаний родителя
- Отмечать общие трудности для детей данного возраста ( при их проявлении)
- Подчеркивать позитивную мотивацию родителя
- Формулировать общие с родителем цели и ценности, касающиеся ребенка.
- Давать конкретные и понятные рекомендации
- Обратная связь
Приемы конструктивного общения
- «Дети с трудным темпераментом» : Врожденные особенности нервной деятельности
- Способ сообщения негативной информации о ребенке:
Прием «бутерброда»: Положительное – отрицательное - положительное
Инструкция:
Вы проводите тест в собственных интересах.
На поставленные вопросы имеет смысл отвечать, по возможности, со всей откровенностью.
Вы узнаете больше о самом себе и о своем личном отношении к детям в различных педагогических ситуациях.
Выберите свой вариант ответа.
Запишите номер ситуации и соответствующую вашему варианту ответа букву.
Педагогическая ситуация №1 — Елена Васильевна! Почему вы до сих пор не проверили наши творческие работы?
- А) Как вы смеете так со мной разговаривать?!
- Б) Вы думаете, мне нечем заняться?!
- В) У меня так много дел, я просто не успеваю.
- Г) Вы себе просто не представляете, сколько подготовки к занятиям: тетради, конспекты...
Педагогическая ситуация №2 — Ну и педагог: опять с ошибками написала, и чему их только в университете учат?
- A) Это все из-за вас, негодники!
- Б) Были бы воспитанными ребятами, не заметили!
- B) Это со всяким может случиться!
- Г) Забудем об этом!
Педагогическая ситуация №3 — Елена Васильевна! Вы такая хорошенькая, давайте вечером встретимся!
- A) Еще чего, малолетка, подрасти сначала!
- Б) Нет, спасибо, разговоры, сплетни за спиной мне не нужны!
- B) Я подумаю над твоим предложением...
- Г) Спасибо, с удовольствием я бы прогулялась с ребятами из нашего класса.
Педагогическая ситуация №4 — Ну, надо же, растяпа безрукая, сервиз разбила!
- А) Это вы виноваты, могли бы на стол поставить!
- Б) С каждым может такое случиться.
- В) И что это со мной сегодня... День такой неудачный.
- Г) Ребята, вы правы, но зачем же так грубо?
Педагогическая ситуация №5 — На прошлом занятии вы, Елена Васильевна, ошиблись в терминологии: вот словарь, посмотрите, а вот мой конспект урока...
- A) Не кажется ли тебе, что очень много на себя берешь? Ты что, меня учить будешь?
- Б) Ты, кажется, пошутил?
- B) Оставь, я обязательно посмотрю после...
- Г) Да, действительно, содержание несколько иное.
Педагогическая ситуация №6 — Вы, Елена Васильевна, все время незаслуженно придираетесь к Харитонову!
- A) Это не ваше дело, к кому я придираюсь! Он заслужил еще худшего отношения.
- Б) Я смотрю, вы совсем распустились, раз мне такие «заявочки»предъявляете.
- B) Если я оставлю Мишу в покое, он станет неуспевающим.
- Г) Разве? Я обращаю на Мишу внимание не больше, чем на остальных.
Подведение итогов теста
Начислите следующее количество баллов:
за ответ А) — 1 балл;
за ответ Б) — 2 балла;
за ответ В) — 3 балла;
за ответ Г) — 4 балла.
Подсчитайте общее количество баллов.
Интерпретация результатов теста:
- 6-12 баллов — низкий уровень терпимого отношения к педагогическим фрустрациям во взаимодействии с детьми.
- 13-18 баллов — средний уровень терпимого отношения к фрустрациям педагогического характера.
- 19-24 балла — оптимальный уровень терпимого отношения к фрустрациям во взаимодействии с детьми.
Фрустрация
(от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние , обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей.
Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.
И если мы позволяем себе
вести себя агрессивно,
эмоциям брать верх над разумом,
то и они позволяют себе это.