СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Эффективные методы и приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему " Эффективные методы и приемы развития связной речи детей дошкольного возраста"

Просмотр содержимого документа
««Эффективные методы и приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»»

Существуют два основных вида речи – диалогическая и монологическая. Форма протекания диалогической речи (беседа, постановка вопросов, ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Для диалогической речи важно умение формулировать и задавать вопрос, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение. Монологическая речь требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не отвлекаясь на детали, и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Владение связной монологической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благопо- лучия, индивидуальных особенности личности, познавательной активности, которые должны учитываться в процессе целенаправленного речевого воспитания. Формирование связности речи включает в себя развитие умения строить вы- сказывания разных типов: - описание (мир в статике), - повествование (динамика событий в движении и во времени), - рассуждение (установление причинно-следственных связей). Описание – это специфический текст, который начинается с общего определе- ния и названия предмета или объекта, затем идет перечисление его качеств, свойств, действий, признаков. Завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или отношение к нему. Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сю- жетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей, животных. Обучение построению текстов-описаний помогает сформировать у детей эле- ментарные представления о структуре и функциях описательного текста. 7 Повествование – развитие сюжета во времени и логической последовательно- сти. Основное назначение повествования – передать развитие действия или состоя- ния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, карти- ны. Структуру повествования нарушать нельзя, так как может нарушиться последо- вательность изложения событий. Схема повествования должна быть выражена чет- ко: начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка). Важная роль при по- строении повествования отводится обучению зачинов (однажды, как-то раз, это было…). Дошкольники учатся составлять разные типы повествовательных рассказов: - реалистические рассказы (из личного опыта), - сказочные рассказы (творческие), - рассказы по картине или по серии сюжетных картин, - пересказ художественного произведения. Работа над формированием представлений о структуре повествования развива- ет у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество. Рассуждение – это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает в себя тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который следует из него. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько выводов или один обобщенный. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Проблема как научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли остается очень актуальной. На процесс становления связной речи влияют ряд факторов. Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в



предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Ушинский

В своей работе по развитию речи детей я использую различные методы и приемы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия), составление плана, повторное чтение с договариванием, дидактические игры и др. Но всего перечисленного, я считаю, недостаточно. Изучив литературу, я пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи может мнемотехника

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление  зрительную и слуховую память  зрительное и слуховое внимание  воображение  связную речь  мелкую моторику рук

Задачи работы с мнемотехниками: научить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, используя приёмы мнемотехники. Приёмов мнемотехники существует очень много, но приемлемыми для дошкольников являются следующие: - группировка; - классификация; - ассоциации; - поиск опорного пункта; - схематизация; - достраивание материала; - структурирование материала. Эти приёмы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей разделён необходимый материал для запоминания.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Работа по мнемотаблице проводится в несколько этапов:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно- образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Где можно использовать мнемосхемы? Обогащение словарного запаса Обучение пересказу. Составление рассказов. Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок. Отгадывание загадок Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

• Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью, делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображение.

Таким образом, использование методов мнемотехники: - облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речь, мыслительную деятельность воспитанников; - позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт; - ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы; - развивает творческое познание детей. Мы считаем, что использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольников, их творческое познание.