Семинар для учителей
май 2015г.
Эффективность педагогического стиля
Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом.
Учитель, в процессе педагогического общения осуществляет в прямой или косвенной форме свои функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания. Однако, определяя стиль своей педагогической деятельности, педагог должен учитывать не только особенности своего характера, свои ценности и убеждения, но и помнить о том, как это отразиться на обучении школьников, их мотивации к учению и знаниях, которые они получат.
Критерии продуктивного педагогического общения – это:
создание благоприятного психологического климата;
формирование определённых межличностных отношений в учебной группе;
межличностные отношения должны формироваться целенаправленно.
В наши дни выделяют много стилей общения, но мы остановимся на самых распространенных:
авторитарный;
попустительский;
демократический;
на основе увлеченности;
общение-дистанция;
общение-устрашение;
заигрывание.
1. Авторитарный («разящие стрелы»).
Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия — приказ, указание, инструкция, выговор. Даже благодарность звучит как команда. Учитель изъясняется коротко, практически всегда начальственным тоном. Авторитарный стиль обеспечивает кажущуюся эффективность деятельности и создаёт неблагоприятный психологический климат. При таком стиле задерживается становление всех качеств личности. По данным социологов, именно в таких коллективах формируются невротики. У школьников возникает неадекватный уровень притязаний. В старших классах чаще происходят конфликтные ситуации внутри коллектива, между учениками и учителями, отсутствует взаимопонимание и дружба.
2. Попустительский («плывущий плот») – анархический, попустительский.
Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально. Он самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете тут не может быть и речи. При попустительском стиле руководства учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.
3. Демократический («возвращающийся бумеранг»).
Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива, учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого. Учитель хочет наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности. Основные способы общения такого учителя – просьба, совет, информация. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что учащиеся принимают активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и её организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определённую терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.
4. Общение-увлечение.
В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлечённость совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени – его отношения к педагогической деятельности в целом. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлечённость общим делом – источник дружественности. А дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлечённый поиск. Анализируя систему взаимоотношений педагога с воспитанниками, А. С. Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности. Подчёркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на всём ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.
5. Общение-дистанция.
Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведёт к педагогическим неудачам.
Авторитет должен завоёвываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.
6. Общение-устрашение.
Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан, в основном, с неумением организовать продуктивное общение на основе увлечённости совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идёт по линии наименьшего сопротивления, выбирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем её проявлении. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно.
В сущности своей оно не только не создаёт коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, а наоборот, регламентирует её, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.
7. Заигрывание.
По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешёвый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности. Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате:
а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач;
б) отсутствия навыков общения;
в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками.
Если мы хотим научить ребенка общению, то и учить этому надо в условиях общения. Обучение методически должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу общения. Достичь максимального результата можно, лишь создав психологический комфорт. Только в этом случае возможно формирование навыков и умений. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность учителя.
Значение индивидуального стиля деятельности.
Важнейшим условием профессиональной деятельности и мастерства является определение индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный стиль деятельности учителя зависит от индивидуально-психологических особенностей учащихся, социально-психологических особенностей класса и характера взаимодействия учителя и учащихся; предметной и профессиональной компетентности педагога.
Педагоги, обладающие сильной и подвижной нервной системой добиваются успехов за счёт:
быстроты;
оригинальности;
неожиданности решений.
Им присущ:
Педагоги, обладающие сильной, но инертной и уравновешенной нервной системой:
тщательно готовят и взвешивают свои решения;
действуют неторопливо, основательно;
обладают большой выдержкой;
сдержаны в эмоциональных проявлениях;
последовательны и настойчивы.
Педагоги, обладающие слабым типом нервной системы.
Им присущ:
В основу предложенной А.К. Марковой и А. Я. Никоновой классификаций стилей обучающей деятельности положены следующие основания:
содержательные характеристики стиля (ориентация на процесс и результат труда);
динамические (гибкость, устойчивость, переключаемость);
результативность (уровень знаний и навыков учения, интерес к предмету).
На основе этого выделены четыре стиля:
эмоционально-импровизационный;
эмоционально-методический;
рассудительно-импровизационный;
рассудительно-методический стиль.
Наиболее оптимальным является стиль, который выбирается в соответствии со склонностями педагога, и в тоже время не противоречит требованиям профессии.
Чтобы определить Ваш индивидуальный стиль педагогической деятельности, в листе опроса обведите вариант ответа («+» да; «-» нет), который соответствует Вашему отношению (если совпадают несколько вариантов, сделайте это во всех столбцах). Подсчитайте количество значков в каждом из столбцов (ЭИС, ЭМС, РИС, РМС). Наибольшее количество ответов «да» в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у Вас стиля педагогической деятельности, названного в этой колонке.
Эмоционально-импровизационный стиль деятельности педагога.
Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном – сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса.
Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимся. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учеников. Для учителя с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.
Достоинства:
высокий уровень знаний;
артистизм;
контактность;
проницательность;
умение увлечь учащихся преподаваемым предметом;
уроки отличаются благоприятным психологическим климатом, разнообразием форм и методов обучения.
Недостатки:
отсутствует система закрепления и повторения учебного материала;
недостаточный контроль за знаниями учащихся (особенно слабоуспевающих учащихся);
недостаточная требовательность;
несколько завышенная самооценка и демонстративность;
зависимость поведения от ситуации на уроке.
Результат:
Рекомендации:
Увеличить время для объяснения нового материала.
Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учениками.
Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, не бойтесь и не избегайте «скучных» видов работы – отработки правил.
Внимательно относитесь к слабым ученикам, уделяя больше времени закреплению и повторению.
Требуйте от учащихся самостоятельности, избегая подсказок (старайтесь получить от учащихся правильный ответ, не исправляйте ошибки сразу, пусть ученик сам сформулирует и исправит свой ответ).
Активизировать внимание к предмету не внешней развлекательностью, а мировоззренческой сущностью.
Систематически осуществлять контроль знаний, практикуйте небольшие проверочные работы.
Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь правильного ответа.
Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.
Эмоционально-методический стиль деятельности педагога.
Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учеников.
В его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний обучающихся.
Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на уроке, практикует коллективные обсуждения.
Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями предмета.
Достоинства:
Недостатки:
Результат:
Рекомендации:
Старайтесь проявлять как можно больше сдержанности (не исправляйте ошибки сразу, а делайте это с помощью уточнений и подсказок).
Набраться терпения и если необходимо несколько раз объяснить материал, который учащимися не понят, варьируя при этом приёмы объяснения.
Рассудительно-импровизационный стиль деятельности педагога.
Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечивать высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учеников во время уроков меньше, чем у учителей с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учеников косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.
Достоинства:
высокий уровень знаний;
контактность;
требовательность;
сдержанность и объективная самооценка;
умение четко и понятно излагать учебный материал;
внимательное отношение ко всем ученикам.
Недостатки:
Результат:
Рекомендации:
Необходимо чаще практиковать коллективные обсуждения.
Стремиться подбирать интересные для учащихся темы.
Проявлять большую нетерпимость к нарушению дисциплины на уроке.
Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.
Рассудительно-методический стиль деятельности педагога.
Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний обучающихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности обучающихся, редким проведением коллективным обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.
Достоинства:
Недостатки:
вы используете стандартный набор форм и методов обучения, предпочитаете репродуктивную, а не продуктивную деятельность учащихся;
на уроках не всегда интересно и часто отсутствует благоприятный психологический климат;
нестабильное эмоциональное отношение к ученикам.
Результат:
Рекомендации:
Чаще поощряйте хорошие ответы учащихся и менее резко критикуйте негативные, поскольку от эмоционального состояния также зависит результат обучения.
Постарайтесь расширить собственный арсенал методических приёмов и разнообразить формы учебных занятий, чаще применяйте групповые работы и коллективные обсуждения.
Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребёнка, источником энергии для преодоления трудностей. Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я – концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале.
Формировать стиль можно лишь обогащая личность, осознавая и развивая свои наиболее сильные и оригинальные стороны, активизируя педагогическое творчество.
Благодаря личностному и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию педагогам с разными стилями деятельности доступно достижение высокого уровня педагогического мастерства.
От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений.
Успех в учёбе – завтрашний успех в жизни!
Профессионально-важные качества педагогического общения
1) интерес к людям и работе с ними, наличие ПОТРЕБНОСТИ и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
2) способность эмоциональной ЭМПАТИИ и понимания людей;
3) ГИБКОСТЬ, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей учащихся;
4) умение ощущать и поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ в общении;
5) умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;
6) способность к СПОНТАННОСТИ (неподготовленной) коммуникации;
7) умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
8) хорошие ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
9) владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учащихся в требуемом направлении;
10) способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применением различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).
Таким образом, особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.
Приложение 1
Вопросник. «Стили педагогического общения» (по А.К. Марковой)
Вы составляете подробный план урока?
Вы планируете урок лишь в общих чертах?
Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока?
Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях обучающихся или трудности в усвоении материала.
Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала?
Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения?
Часто ли Вы обращаетесь к обучающимся с вопросами в процессе объяснения?
В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика?
Вы всегда добиваетесь абсолютно-правильных ответов?
Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ?
Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?
Вы часто меняете темы работы на уроке?
Допускаете ли Вы, чтобы опрос обучающихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала?
Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы обучающихся?
Вы постоянно следите за активностью всех учеников во время опроса?
Может ли неподготовленность или настроение обучающихся во время урока вывести Вас из равновесия?
Вы всегда сами исправляете ошибки обучающихся?
Вы всегда укладываетесь в рамки урока?
Вы строго следите за тем, чтобы ученики отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок, не подглядывая в учебник?
Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?
Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам?
Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы?
Часто ли Вы порицаете обучающихся за плохие ответы?
Часто ли Вы контролируете знания обучающихся?
Часто ли Вы повторяете пройденный материал?
Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми обучающимися?
Как Вы думаете, обучающимся обычно интересно у Вас на уроках?
Как Вы думаете, обучающимся обычно приятно у Вас на уроках?
Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?
Вы сильно переживаете невыполнение обучающимися домашнего задания?
Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке?
Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке?
Вы часто анализируете свою деятельность на уроке?
Приложение 2
Бланк ответов «Стили педагогического общения» ______________________________________________ (ФИО) |
№ вопроса | ЭИС | ЭМС | РИС | РМС |
1 | нет | да | нет | да |
2 | да | нет | да | нет |
3 | да | да | да | нет |
4 | нет | да | да | да |
5 | да | да | нет | нет |
6 | нет | да | да | да |
7 | нет | да | да | да |
8 | нет | нет | да | да |
9 | нет | да | да | да |
10 | нет | нет | да | да |
11 | да | да | да | нет |
12 | да | да | нет | нет |
13 | да | да | да | нет |
14 | да | нет | нет | нет |
15 | нет | да | нет | нет |
16 | да | да | нет | нет |
17 | да | да | нет | нет |
18 | нет | нет | да | да |
19 | нет | да | нет | да |
20 | нет | да | да | да |
21 | да | нет | нет | нет |
22 | да | да | да | нет |
23 | нет | да | нет | да |
24 | нет | да | нет | да |
25 | нет | да | да | да |
26 | нет | да | да | нет |
27 | да | да | да | нет |
28 | да | да | да | нет |
29 | да | да | нет | нет |
30 | нет | да | нет | нет |
31 | нет | да | нет | да |
32 | нет | да | нет | да |
33 | нет | да | нет | да |
Приложение 2
Бланк ответов «Стили педагогического общения» ______________________________________________ (ФИО) |
№ вопроса | ЭИС | ЭМС | РИС | РМС |
1 | нет | да | нет | да |
2 | да | нет | да | нет |
3 | да | да | да | нет |
4 | нет | да | да | да |
5 | да | да | нет | нет |
6 | нет | да | да | да |
7 | нет | да | да | да |
8 | нет | нет | да | да |
9 | нет | да | да | да |
10 | нет | нет | да | да |
11 | да | да | да | нет |
12 | да | да | нет | нет |
13 | да | да | да | нет |
14 | да | нет | нет | нет |
15 | нет | да | нет | нет |
16 | да | да | нет | нет |
17 | да | да | нет | нет |
18 | нет | нет | да | да |
19 | нет | да | нет | да |
20 | нет | да | да | да |
21 | да | нет | нет | нет |
22 | да | да | да | нет |
23 | нет | да | нет | да |
24 | нет | да | нет | да |
25 | нет | да | да | да |
26 | нет | да | да | нет |
27 | да | да | да | нет |
28 | да | да | да | нет |
29 | да | да | нет | нет |
30 | нет | да | нет | нет |
31 | нет | да | нет | да |
32 | нет | да | нет | да |
33 | нет | да | нет | да |