СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ 2025. Февраль . Биология. Вариант 13

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ЕГЭ — биология Вариант № 6569867   1.  Тип 1 № 27452

Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

 

Биология как наука

 

 

Раздел биологии Объект изучения
? Строение тканей собаки
Анатомия Внутреннее строение собаки
        2.  Тип 2 № 45712

Экспериментатор поместил дрожжи в ёмкость с подслащённой водой. Как изменились количество этанола и углекислого газа в воде? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Уменьшилось.

2.  Увеличилось.

3.  Не изменилось.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Количество этанола Количество

углекислого газа

        3.  Тип 3 № 22286

Сколько триплетов кодируют полипептид, состоящий из 267 аминокислот? В ответе запишите только число.

        4.  Тип 4 № 2302

Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными (А) и белыми (а) цветками (неполное доминирование)?

        5.  Тип 5 № 53871

 

Рассмотрите рисунки и выполните задание.

Каким номером на схеме обозначена метафаза второго деления мейоза?

        6.  Тип 6 № 53872

Установите соответствие между характеристиками и фазами мейоза, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

А)  кроссинговер

Б)  образование гаплоидных ядер

В)  расхождение сестринских хроматид

Г)  расхождение гомологичных хромосом

Д)  расположение бивалентов в экваториальной плоскости

Е)  расположение непарных хромосом в экваториальной плоскости

 

 

 

ФАЗЫ МЕЙОЗА

 

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

5)  5

6)  6

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        7.  Тип 7 № 56148

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых клеток имеют гаплоидный набор хромосом?

 

1.  Спермий цветкового растения.

2.  Спора кукушкина льна.

3.  Зигота акулы.

4.  Клетка заростка папоротника.

5.  Клетка спорофита сфагнума.

6.  Клетка эндосперма цветкового растения.

        8.  Тип 8 № 46254

Установите последовательность этапов получения полиплоидной смородины. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Формирование диплоидных гамет у взрослого растения.

2.  Слияние гамет.

3.  Воздействие на цветы колхицином.

4.  Образование тетраплоидного растения.

5.  Нарушение веретена деления при делении.

        9.  Тип 9 № 56150

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

На рисунке под каким номером изображён организм, который строит ловчие сети?

        10.  Тип 10 № 56151

Установите соответствие между характеристиками и организмами, изображёнными на рисунках выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  питается кровью позвоночных животных

Б)  имеет три пары ходильных ног

В)  содержит ядовитую железу в последнем отделе тела

Г)  некоторые особи крылатые

Д)  состоит из головы, груди и брюшка

Е)  способствует распространению энцефалита

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        11.  Тип 11 № 59475

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для папоротников характерно:

 

1)  формирование простых плодов;

2)  наличие стадии протонемы;

3)  преобладание спорофита в жизненном цикле;

4)  развитие листовидного органа  — вайи;

5)  прикрепление взрослого растения ризоидами;

6)  наличие сосудов в проводящей ткани.

        12.  Тип 12 № 41044

Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Насекомоядные.

2.  Хордовые.

3.  Плацентарные.

4.  Выхухоль русская.

5.  Кротовые.

6.  Млекопитающие.

        13.  Тип 13 № 63712

 

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

 

Каким номером на рисунке указана нижняя полая вена?

        14.  Тип 14 № 63713

Установите соответствие между характеристиками и сосудами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  самое высокое давление крови

Б)  выносит кровь из правого желудочка

В)  течёт артериальная кровь

Г)  крупнейшая артерия организма

Д)  часть малого круга кровообращения

Е)  приносит кровь в правое предсердие

 

 

 

СОСУДЫ

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        15.  Тип 15 № 18442

Укажите процессы, происходящие в тонкой кишке.

 

1.  Эмульгирование жиров.

2.  Всасывание аминокислот.

3.  Расщепление белков до аминокислот.

4.  Переваривание клетчатки.

5.  Выделение соляной кислоты.

6.  Всасывание воды.

        16.  Тип 16 № 22428

Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании и усвоении белков. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Поступление пищи в двенадцатиперстную кишку.

2.  Расщепление пептидов под действием трипсина.

3.  Расщепление полипептидов под действием пепсина.

4.  Всасывание аминокислот в тонком кишечнике.

5.  Механическое измельчение пищи.

        17.  Тип 17 № 25323

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Гигантский муравьед. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Гигантский муравьед  — самый крупный представитель в отряде неполнозубых, длина его тела достигает 110–130 см. (2) Внешний вид муравьеда, как и других представителей неполнозубых, весьма причудлив: длинная узкая морда, напоминающая трубку, крошечные узкие глаза, длинный, сжатый со сторон хвост. (3) Гигантский муравьед ведёт наземный образ жизни. (4) Как и его древесные родственники, он активен преимущественно ночью, но в безлюдных местах нередко бродит и днём. (5) Питается муравьед муравьями и термитами, разрушая когтями термитник или муравейник. (6) Масса взрослой особи  — до 40 кг, общая длина тела от носа до кончика хвоста  — порядка 2,3 м.

        18.  Тип 18 № 31637

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. Почву как среду обитания организмов характеризуют:

 

1)  отсутствие света;

2)  резкие перепады давления;

3)  низкое содержание углекислого газа;

4)  низкая плотность;

5)  незначительные колебания температуры;

6)  недостаток кислорода.

        19.  Тип 19 № 21755

Установите соответствие между составом экосистемы и экосистемой, для которой этот состав характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

СОСТАВ ЭКОСИСТЕМЫ

 

А)  Главный продуцент  — фитопланктон

Б)  Продуценты создают световой и температурный режим в биосистеме

В)  Дикорастущие растения считаются сорняками

Г)  Консументы первого порядка  — зоопланктон

Д)  Видовое разнообразие невелико

Е)  Круговорот веществ несбалансированный

 

 

 

ЭКОСИСТЕМА

 

1)  озеро

2)  смешанный лес

3)  агроэкосистема

 

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.  

А Б В Г Д Е
        20.  Тип 20 № 53887

Проанализируйте таблицу «Белки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

 

 

Белок Строение Функция
________ (А) фибриллярный структурная
амилаза ________ (Б) ферментативная
инсулин глобулярный ________ (В)

 

Список терминов

1.  Гемоглобин.

2.  Кератин.

3.  Глобулярный.

4.  Фибриллярный.

5.  Мембранный.

6.  Защитная.

7.  Транспортная.

8.  Регуляторная.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:  

A Б В
        21.  Тип 21 № 20711

Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке».

 

Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке

 

 

Количество яиц в

кладке

Доля выживших птенцов (в %)
1 100
2 95
3 90
4 83
5 80
6 53
7 40
8 35
9 32

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 

1.  Оптимальное количество яиц в кладке  — 5, что обеспечивает максимальное воспроизведение особей в данной популяции скворцов.

2.  Гибель птенцов объясняется случайными факторами.

3.  Чем меньше в кладке яиц, тем ниже смертность птенцов скворца.

4.  Чем меньше птенцов в гнезде, тем чаще родители кормят каждого из птенцов.

5.  Количество яиц в кладке зависит от климатических факторов и наличия корма.

        22.  Тип 22 № 56248

 

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Учёный изучал калорийность различных зерновых продуктов. Для этого определённое количество продукта помещалось в специальный держатель и поджигалось. Количество выделенной энергии определялось по изменению температуры воды в стакане, размещённом непосредственно над горящим продуктом. Измеренная калорийность приведена в таблице ниже.

 

 

Продукт Энергия сгорания, ккал/100 г
Гречневая крупа 100,00
Длиннозёрный рис 87,08
Круглозёрный рис 90,43
Дикий (чёрный) рис 59,81
Дроблёные овсяные хлопья 90,20
Цельные овсяные хлопья 40,67
Пшённая крупа 170,10

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в эксперименте необходимо сжигать равные по массе количества продуктов. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что расстояние между горящим продуктом и стаканом с водой было большим?

(*Нулевая гипотеза  — принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

          23.  Тип 23 № 62924

 

 

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

 

Учёный изучал работу сердца амфибии. Для этого он взял сердце озёрной лягушки (Pelophylax ridibundus) и поместил его в изотонический раствор, после чего измерил частоту сердечных сокращений. После этого учёный добавил в раствор вещество, содержащее ионы калия. Измерив частоту сокращений еще раз, он зафиксировал результаты опыта на графике.

Как действуют ионы калия на сердечные сокращения в этом эксперименте. Приведите два примера действия ионов калия. Действию какого нейромедиатора аналогично действие ионов калия? Действию каких ионов противоположно действие ионов калия на работу сердечной мышце?

          24.  Тип 24 № 22971

Органы боярышника (а) и винограда (б), обозначенные на рисунках вопросительным знаком, развиваются из одинаковых зародышевых зачатков. Как называются и в результате какого эволюционного процесса сформировались такие органы, которые имеют сходный план строения и происхождения? К какому методу изучения эволюции относят наличие таких органов? Назовите, видоизменением какого органа каждого растения они являются и какую функцию выполняют.

          25.  Тип 25 № 17894

Благодаря каким особенностям бактерии широко применяются в биотехнологии? Назовите не менее трёх признаков.

          26.  Тип 26 № 57171

Серповидно-⁠клеточная анемия  — летальная рецессивная мутация, при которой нарушается форма эритроцитов. В человеческой популяции встречается три возможных фенотипа: люди без анемии с нормальными эритроцитами, люди с легкой формой анемии, при которой часть эритроцитов изменена, и люди с летальным эффектом действия гена, все эритроциты которых изменены. В таких эритроцитах не может размножаться возбудитель малярии  — малярийный плазмодий. В Африке, где распространена малярия, встречаемость людей с легкой формой анемии очень высока. Какая форма естественного отбора проявляется в данном примере? Определите генотипы, соответствующие всем возможным фенотипам по гену серповидно-⁠клеточной анемии. Объясните с позиции эволюционного учения высокую встречаемость в Африке людей, больных легкой формой анемии.

          27.  Тип 27 № 17896

Соматические клетки кролика содержат 44 хромосомы. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в ядре при гаметогенезе перед началом деления и в конце телофазы мейоза I? Объясните результаты в каждом случае.

          28.  Тип 28 № 27601

При скрещивании самки дрозофилы с редуцированными глазами и серым телом и самца с нормальными глазами и чёрным телом в первом поколении было получено 17 мух, имевших редуцированные глаза, серое тело, и 16 мух, имевших нормальные глаза и серое тело. Для второго скрещивания взяли самцов и самок из F1 с редуцированными глазами, серым телом. В потомстве получили расщепление 6 : 3 : 2 : 1, причём мух с редуцированными глазами было большинство. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2025. Февраль . Биология. Вариант 13»

РЕШУ ЕГЭ — биология

Вариант № 6569867

1.  Тип 1 № 27452

Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Биология как наука

Раздел биологии

Объект изучения

?

Строение тканей собаки

Анатомия

Внутреннее строение собаки

2.  Тип 2 № 45712

Экспериментатор поместил дрожжи в ёмкость с подслащённой водой. Как изменились количество этанола и углекислого газа в воде? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Уменьшилось.

2.  Увеличилось.

3.  Не изменилось.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Количество этанола

Количество

углекислого газа

3.  Тип 3 № 22286

Сколько триплетов кодируют полипептид, состоящий из 267 аминокислот? В ответе запишите только число.

4.  Тип 4 № 2302

Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными (А) и белыми (а) цветками (неполное доминирование)?

5.  Тип 5 № 53871

Рассмотрите рисунки и выполните задание.

Каким номером на схеме обозначена метафаза второго деления мейоза?

6.  Тип 6 № 53872

Установите соответствие между характеристиками и фазами мейоза, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  кроссинговер

Б)  образование гаплоидных ядер

В)  расхождение сестринских хроматид

Г)  расхождение гомологичных хромосом

Д)  расположение бивалентов в экваториальной плоскости

Е)  расположение непарных хромосом в экваториальной плоскости

ФАЗЫ МЕЙОЗА

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

5)  5

6)  6

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

7.  Тип 7 № 56148

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых клеток имеют гаплоидный набор хромосом?

 

1.  Спермий цветкового растения.

2.  Спора кукушкина льна.

3.  Зигота акулы.

4.  Клетка заростка папоротника.

5.  Клетка спорофита сфагнума.

6.  Клетка эндосперма цветкового растения.

8.  Тип 8 № 46254

Установите последовательность этапов получения полиплоидной смородины. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Формирование диплоидных гамет у взрослого растения.

2.  Слияние гамет.

3.  Воздействие на цветы колхицином.

4.  Образование тетраплоидного растения.

5.  Нарушение веретена деления при делении.

9.  Тип 9 № 56150

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

На рисунке под каким номером изображён организм, который строит ловчие сети?

10.  Тип 10 № 56151

Установите соответствие между характеристиками и организмами, изображёнными на рисунках выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  питается кровью позвоночных животных

Б)  имеет три пары ходильных ног

В)  содержит ядовитую железу в последнем отделе тела

Г)  некоторые особи крылатые

Д)  состоит из головы, груди и брюшка

Е)  способствует распространению энцефалита

ОРГАНИЗМЫ

1)  1

2)  2

3)  3

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

11.  Тип 11 № 59475

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для папоротников характерно:

 

1)  формирование простых плодов;

2)  наличие стадии протонемы;

3)  преобладание спорофита в жизненном цикле;

4)  развитие листовидного органа  — вайи;

5)  прикрепление взрослого растения ризоидами;

6)  наличие сосудов в проводящей ткани.

12.  Тип 12 № 41044

Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Насекомоядные.

2.  Хордовые.

3.  Плацентарные.

4.  Выхухоль русская.

5.  Кротовые.

6.  Млекопитающие.

13.  Тип 13 № 63712

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке указана нижняя полая вена?

14.  Тип 14 № 63713

Установите соответствие между характеристиками и сосудами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  самое высокое давление крови

Б)  выносит кровь из правого желудочка

В)  течёт артериальная кровь

Г)  крупнейшая артерия организма

Д)  часть малого круга кровообращения

Е)  приносит кровь в правое предсердие

СОСУДЫ

1)  1

2)  2

3)  3

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

15.  Тип 15 № 18442

Укажите процессы, происходящие в тонкой кишке.

 

1.  Эмульгирование жиров.

2.  Всасывание аминокислот.

3.  Расщепление белков до аминокислот.

4.  Переваривание клетчатки.

5.  Выделение соляной кислоты.

6.  Всасывание воды.

16.  Тип 16 № 22428

Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании и усвоении белков. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Поступление пищи в двенадцатиперстную кишку.

2.  Расщепление пептидов под действием трипсина.

3.  Расщепление полипептидов под действием пепсина.

4.  Всасывание аминокислот в тонком кишечнике.

5.  Механическое измельчение пищи.

17.  Тип 17 № 25323

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Гигантский муравьед. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Гигантский муравьед  — самый крупный представитель в отряде неполнозубых, длина его тела достигает 110–130 см. (2) Внешний вид муравьеда, как и других представителей неполнозубых, весьма причудлив: длинная узкая морда, напоминающая трубку, крошечные узкие глаза, длинный, сжатый со сторон хвост. (3) Гигантский муравьед ведёт наземный образ жизни. (4) Как и его древесные родственники, он активен преимущественно ночью, но в безлюдных местах нередко бродит и днём. (5) Питается муравьед муравьями и термитами, разрушая когтями термитник или муравейник. (6) Масса взрослой особи  — до 40 кг, общая длина тела от носа до кончика хвоста  — порядка 2,3 м.

18.  Тип 18 № 31637

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. Почву как среду обитания организмов характеризуют:

 

1)  отсутствие света;

2)  резкие перепады давления;

3)  низкое содержание углекислого газа;

4)  низкая плотность;

5)  незначительные колебания температуры;

6)  недостаток кислорода.

19.  Тип 19 № 21755

Установите соответствие между составом экосистемы и экосистемой, для которой этот состав характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

СОСТАВ ЭКОСИСТЕМЫ

А)  Главный продуцент  — фитопланктон

Б)  Продуценты создают световой и температурный режим в биосистеме

В)  Дикорастущие растения считаются сорняками

Г)  Консументы первого порядка  — зоопланктон

Д)  Видовое разнообразие невелико

Е)  Круговорот веществ несбалансированный

ЭКОСИСТЕМА

1)  озеро

2)  смешанный лес

3)  агроэкосистема

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

20.  Тип 20 № 53887

Проанализируйте таблицу «Белки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

 

Белок

Строение

Функция

________ (А)

фибриллярный

структурная

амилаза

________ (Б)

ферментативная

инсулин

глобулярный

________ (В)

 

Список терминов

1.  Гемоглобин.

2.  Кератин.

3.  Глобулярный.

4.  Фибриллярный.

5.  Мембранный.

6.  Защитная.

7.  Транспортная.

8.  Регуляторная.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

A

Б

В

21.  Тип 21 № 20711

Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке».

Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке

Количество яиц в

кладке

Доля выживших птенцов (в %)

1

100

2

95

3

90

4

83

5

80

6

53

7

40

8

35

9

32

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

 

1.  Оптимальное количество яиц в кладке  — 5, что обеспечивает максимальное воспроизведение особей в данной популяции скворцов.

2.  Гибель птенцов объясняется случайными факторами.

3.  Чем меньше в кладке яиц, тем ниже смертность птенцов скворца.

4.  Чем меньше птенцов в гнезде, тем чаще родители кормят каждого из птенцов.

5.  Количество яиц в кладке зависит от климатических факторов и наличия корма.

22.  Тип 22 № 56248

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Учёный изучал калорийность различных зерновых продуктов. Для этого определённое количество продукта помещалось в специальный держатель и поджигалось. Количество выделенной энергии определялось по изменению температуры воды в стакане, размещённом непосредственно над горящим продуктом. Измеренная калорийность приведена в таблице ниже.

 

Продукт

Энергия сгорания, ккал/100 г

Гречневая крупа

100,00

Длиннозёрный рис

87,08

Круглозёрный рис

90,43

Дикий (чёрный) рис

59,81

Дроблёные овсяные хлопья

90,20

Цельные овсяные хлопья

40,67

Пшённая крупа

170,10

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в эксперименте необходимо сжигать равные по массе количества продуктов. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что расстояние между горящим продуктом и стаканом с водой было большим?

(*Нулевая гипотеза  — принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами).

23.  Тип 23 № 62924

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Учёный изучал работу сердца амфибии. Для этого он взял сердце озёрной лягушки (Pelophylax ridibundus) и поместил его в изотонический раствор, после чего измерил частоту сердечных сокращений. После этого учёный добавил в раствор вещество, содержащее ионы калия. Измерив частоту сокращений еще раз, он зафиксировал результаты опыта на графике.

Как действуют ионы калия на сердечные сокращения в этом эксперименте. Приведите два примера действия ионов калия. Действию какого нейромедиатора аналогично действие ионов калия? Действию каких ионов противоположно действие ионов калия на работу сердечной мышце?

24.  Тип 24 № 22971

Органы боярышника (а) и винограда (б), обозначенные на рисунках вопросительным знаком, развиваются из одинаковых зародышевых зачатков. Как называются и в результате какого эволюционного процесса сформировались такие органы, которые имеют сходный план строения и происхождения? К какому методу изучения эволюции относят наличие таких органов? Назовите, видоизменением какого органа каждого растения они являются и какую функцию выполняют.



25.  Тип 25 № 17894

Благодаря каким особенностям бактерии широко применяются в биотехнологии? Назовите не менее трёх признаков.

26.  Тип 26 № 57171

Серповидно-⁠клеточная анемия  — летальная рецессивная мутация, при которой нарушается форма эритроцитов. В человеческой популяции встречается три возможных фенотипа: люди без анемии с нормальными эритроцитами, люди с легкой формой анемии, при которой часть эритроцитов изменена, и люди с летальным эффектом действия гена, все эритроциты которых изменены. В таких эритроцитах не может размножаться возбудитель малярии  — малярийный плазмодий. В Африке, где распространена малярия, встречаемость людей с легкой формой анемии очень высока. Какая форма естественного отбора проявляется в данном примере? Определите генотипы, соответствующие всем возможным фенотипам по гену серповидно-⁠клеточной анемии. Объясните с позиции эволюционного учения высокую встречаемость в Африке людей, больных легкой формой анемии.

27.  Тип 27 № 17896

Соматические клетки кролика содержат 44 хромосомы. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в ядре при гаметогенезе перед началом деления и в конце телофазы мейоза I? Объясните результаты в каждом случае.

28.  Тип 28 № 27601

При скрещивании самки дрозофилы с редуцированными глазами и серым телом и самца с нормальными глазами и чёрным телом в первом поколении было получено 17 мух, имевших редуцированные глаза, серое тело, и 16 мух, имевших нормальные глаза и серое тело. Для второго скрещивания взяли самцов и самок из F1 с редуцированными глазами, серым телом. В потомстве получили расщепление 6 : 3 : 2 : 1, причём мух с редуцированными глазами было большинство. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.