СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ 2025. Февраль . Биология. Вариант 14

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ЕГЭ — биология Вариант № 6569868   1.  Тип 1 № 27518

Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

 

Биология как наука

 

 

Раздел биологии Объект изучения
Экология Взаимодействие организмов в биогеоценозе
? Строение и функционирование клеток
        2.  Тип 2 № 45706

Экспериментатор взял две колбы свеженадоенного молока. Одну колбу он нагревал в течение получаса при температуре 60–65 °C, вторую (контрольную) оставил без изменений. Как изменился срок хранения молока и количество бактерий в первой колбе по сравнению с контрольной? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Не изменилось.

2.  Увеличилось.

3.  Уменьшилось.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Срок хранения Количество бактерий
        3.  Тип 3 № 2412

Сколько нуклеотидов в участке гена кодируют фрагмент белка из 35 аминокислотных остатков? В ответ запишите только соответствующее число.

        4.  Тип 4 № 22289

Какое количество фенотипических классов получится при самоопылении растения ночная красавица с розовыми цветками, если одно из предковых растений имело красные цветки? Ответ запишите в виде числа.

        5.  Тип 5 № 57026

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на схеме жизненного цикла животного обозначен процесс, при котором клетки делятся мейозом?

        6.  Тип 6 № 57027

Установите соответствие между объектами и этапами жизненного цикла животного, обозначенными на схеме цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ОБЪЕКТЫ

 

А)  Стадия, дифференцированная на соматические и половые клетки

Б)  Клетки, участвующие в оплодотворении

В)  Многоклеточный организм

Г)  Первая клетка эмбриона

Д)  Мужские и женские гаметы

Е)  Зигота

 

 

 

ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        7.  Тип 7 № 53902

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных факторов значимы для прорастания семян фасоли?

 

1.  Температура.

2.  Освещённость.

3.  Наличие кислорода.

4.  Наличие углекислого газа.

5.  Наличие воды.

6.  Наличие удобрений.

        8.  Тип 8 № 46228

Установите последовательность этапов мейоза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Образование клеток с хромосомным набором 1n2c.

2.  Расхождение хроматид к полюсам.

3.  Биваленты формируют метафазную пластинку.

4.  Хромосомы из двух хроматид расходятся к полюсам.

5.  Образование клеток с хромосомным набором 1n1c.

6.  Кроссинговер.

        9.  Тип 9 № 63492

 

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

 

Каким номером на схеме обозначена зона, клетки которой выполняют одну из функций за счёт выделения слизистого секрета?

        10.  Тип 10 № 63493

У становите соответствие между характеристиками и зонами, отмеченными на схеме цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  обеспечивает рост корня в длину

Б)  растворы минеральных солей начинают свой транспорт по осевому цилиндру

В)  обеспечивает формирование боковых корней

Г)  мелкие кубические клетки

Д)  растягивается оболочка и увеличивается вакуоль клеток

Е)  функция обеспечивается за счёт особенностей клеток покровной ткани

 

 

 

ЗОНЫ

 

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        11.  Тип 11 № 61119

Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие черты являются общими для представителей разных отделов водорослей?

 

1.  Фототрофность.

2.  Многоклеточный таллом.

3.  Наличие ризоидов.

4.  Отсутствие настоящих тканей.

5.  Размножение спорами.

6.  Обитание в солёных водоёмах.

        12.  Тип 12 № 20561

Расположите в правильном порядке систематические группы животных, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Млекопитающие.

2.  Куньи.

3.  Лесная куница.

4.  Хордовые.

5.  Хищные.

        13.  Тип 13 № 64169

 

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

 

Под каким номером на рисунке кишечника человека обозначена прямая кишка?

        14.  Тип 14 № 64170

Установите соответствие между характеристиками и отделами кишечника человека, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

А)  содержит лимфоидную ткань

Б)  сюда изливается панкреатический сок

В)  изнутри покрыт микроворсинками

Г)  осуществляет активное всасывание воды

Д)  соединяется с желчным протоком

Е)  открывается в слепую кишку

 

 

 

ОТДЕЛЫ КИШЕЧНИКА

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        15.  Тип 15 № 22756

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие функции выполняет лимфа в организме человека?

 

1.  Удаление мочи из организма.

2.  Возврат жидкости в кровеносную систему.

3.  Снабжение клеток крахмалом.

4.  Транспорт кислорода.

5.  Транспорт жиров.

6.  Обеспечение иммунного ответа.

        16.  Тип 16 № 22833

Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Расщепление белков пепсином.

2.  Окончательное всасывание воды.

3.  Активное всасывание аминокислот, глюкозы, глицерина и жирных кислот.

4.  Расщепление белков трипсином.

5.  Расщепление углеводов амилазой слюны.

        17.  Тип 17 № 53883

Выберите три предложения, где даны описания признаков, которые можно использовать при применении физиологических признаков вида Треска атлантическая. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Наиболее крупные особи атлантической трески достигают до 1,8 м в длину и веса до 50 кг. (2) В первые два года жизни молодь трески питается мелкими ракообразными, с третьего года жизни треска охотится на рыб  — преимущественно сельдь, мойву, сайку. (3) Возраст полового созревания варьирует от 2 до 8 лет. (4) Для размножения треска мигрирует к берегам Норвегии. (5) Самка вымётывает от 200 000 до 15 000 000 икринок в зависимости от размеров тела, самец сразу же их оплодотворяет. (6) После нереста взрослые особи возвращаются в Баренцево море для нагула. (7) Представители данного вида способны прожить до 25 лет.

        18.  Тип 18 № 20557

Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1.  Естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен.

2.  Высокая численность растений одного вида.

3.  Большое число видов растений и животных.

4.  Ведущий фактор, влияющий на сообщество,  — искусственный отбор.

5.  Замкнутый круговорот веществ.

6.  Виды имеют различные приспособления к совместному обитанию.

        19.  Тип 19 № 10610

Установите соответствие между примерами экологических факторов и типом, к которому они относятся.

 

 

 

 

 

ПРИМЕР

 

А)  поднятие уровня мирового океана

Б)  эпидемия сибирской язвы

В)  истребление воронами городских голубей

Г)  пыльная буря в Африке

Д)  повышение сейсмической активности земной коры

Е)  газовый состав атмосферы

 

 

 

ФАКТОР СРЕДЫ

 

1)  биотические

2)  абиотические

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

A Б В Г Д Е
        20.  Тип 20 № 51041

Проанализируйте таблицу «Компоненты внутренней среды человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

 

Компоненты

внутренней среды

Состав Функции
тканевая жидкость ____________ (Б) транспорт веществ между

кровью и клетками

организма

____________ (А) вода, белки,

лейкоциты

обеззараживание

и возвращение в кровь

жидкости

кровь плазма

и форменные

элементы

____________ (В)

 

Список элементов

1.  Вода, низкомолекулярные вещества.

2.  Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, минеральные соли.

3.  Лимфа.

4.  Плазма крови.

5.  Транспорт газов, питательных веществ.

6.  Синтез АТФ.

7.  Соматические клетки.

8.  Синтез ферментов.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

A Б В
        21.  Тип 21 № 20622

Изучите таблицу «Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха». Выберите верные утверждения.

 

 

Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха

 

 

Воздух Содержание газов (в %)
кислород углекислый газ азот
Вдыхаемый 20,94 0,03 79,03
Выдыхаемый 16,3 4,0 79,7
Альвеолярный 14,2 5,2 80,6

 

 

1.  Состав альвеолярного воздуха значительно отличается от состава атмосферного (вдыхаемого) воздуха: в нём меньше кислорода (14,2%), большое количество углекислого газа (5,2%), а содержание азота практически одинаково, так как он не принимает участия в дыхании.

2.  В выдыхаемом воздухе кислорода содержится меньше, чем во альвеолярном.

3.  Количество углекислого газа во выдыхаемом и вдыхаемом воздухе практически не меняется.

4.  Количество азота во выдыхаемом и вдыхаемом воздухе практически не меняется.

5.  Пребывание человека в плохо проветриваемом помещении вызывает снижение работоспособности, головную боль и учащённое дыхание.

        22.  Тип 22 № 57103

 

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Экспериментатор провёл эксперимент на курах для изучения регуляции дыхания. Для этого он помещал птиц в герметичную камеру, где менял концентрацию углекислого газа в подаваемом воздухе. Результаты эксперимента представлены на графике.

Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая  — зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного

контроля в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?

*Отрицательный контроль  — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

          23.  Тип 23 № 63881

 

 

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

 

Исследователь устанавливал влияние расстояния от дороги до берёз на асимметрию их листьев. Он собрал листья с берёз, растущих через 15 м друг от друга, перпендикулярной дороге. Для каждого листа был определён индекс асимметрии. Результаты занесены таблицу.

 

 

Номер листа Расстояние от дороги
10 м 35 м 50 м 65 м 80 м
1 0,050 0,019 0,025 0,020 0,000
2 0,020 0,022 0,067 0,035 0,056
3 0,072 0,037 0,000 0,030 0,014
4 0,146 0,000 0,048 0,000 0,028
5 0,037 0,079 0,000 0,017 0,000
6 0,045 0,154 0,000 0,018 0,019
7 0,013 0,000 0,023 0,000 0,016
8 0,057 0,029 0,000 0,015 0,000
9 0,047 0,050 0,000 0,019 0,000
10 0,048 0,051 0,000 0,033 0,017
Среднее 0,053 0,44 0,016 0,18 0,15

Сделайте вывод по результату эксперимента. Берёзу используют как биоиндикатор. Объясните, что такое биоиндикация и как она используется в случае с этим растением.

          24.  Тип 24 № 17486

Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы.

 

1.  Что изображено на рисунке?

2.  Каким методом получено это изображение?

3.  Какие преимущества и недостатки есть у этого метода по сравнению с альтернативными методами?

          25.  Тип 25 № 11212

Объясните, почему прудовая лягушка активна днем, а травяная  — в сумерках и утром?

          26.  Тип 26 № 51601

На рисунке изображены три представителя разных видов рода Лисица: песец, рыжая лисица и фенёк. Какие различия наблюдаются в строении ушных раковин? Каково адаптивное значение данных различий? Какое экологическое правило иллюстрирует данный пример?

          27.  Тип 27 № 23841

Хромосомный набор соматических клеток вишни равен 32. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках семязачатка в анафазе I и в конце телофазы I мейоза. Объясните все полученные результаты.

          28.  Тип 28 № 34352

Василиса  — кареглазая женщина с нормальной свёртываемостью крови вышла замуж за Евгения  — голубоглазого гемофилика. У них родилась кареглазая дочь Мария с нормальной свёртываемостью крови и голубоглазый сын Пётр с гемофилией. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы, фенотипы и пол потомков. Какой генотип имел кареглазый муж Марии с нормальной свёртываемостью крови, если известно, что у них родился голубоглазый сын, страдающий гемофилией? Василиса считала, что именно Евгений передал Петру свой ген гемофилии. Была ли Василиса права? Ответ поясните.

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2025. Февраль . Биология. Вариант 14»

РЕШУ ЕГЭ — биология

Вариант № 6569868

1.  Тип 1 № 27518

Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Биология как наука

Раздел биологии

Объект изучения

Экология

Взаимодействие организмов в биогеоценозе

?

Строение и функционирование клеток

2.  Тип 2 № 45706

Экспериментатор взял две колбы свеженадоенного молока. Одну колбу он нагревал в течение получаса при температуре 60–65 °C, вторую (контрольную) оставил без изменений. Как изменился срок хранения молока и количество бактерий в первой колбе по сравнению с контрольной? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Не изменилось.

2.  Увеличилось.

3.  Уменьшилось.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Срок хранения

Количество бактерий

3.  Тип 3 № 2412

Сколько нуклеотидов в участке гена кодируют фрагмент белка из 35 аминокислотных остатков? В ответ запишите только соответствующее число.

4.  Тип 4 № 22289

Какое количество фенотипических классов получится при самоопылении растения ночная красавица с розовыми цветками, если одно из предковых растений имело красные цветки? Ответ запишите в виде числа.

5.  Тип 5 № 57026

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на схеме жизненного цикла животного обозначен процесс, при котором клетки делятся мейозом?

6.  Тип 6 № 57027

Установите соответствие между объектами и этапами жизненного цикла животного, обозначенными на схеме цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ОБЪЕКТЫ

А)  Стадия, дифференцированная на соматические и половые клетки

Б)  Клетки, участвующие в оплодотворении

В)  Многоклеточный организм

Г)  Первая клетка эмбриона

Д)  Мужские и женские гаметы

Е)  Зигота

ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

1)  1

2)  2

3)  3

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

7.  Тип 7 № 53902

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных факторов значимы для прорастания семян фасоли?

 

1.  Температура.

2.  Освещённость.

3.  Наличие кислорода.

4.  Наличие углекислого газа.

5.  Наличие воды.

6.  Наличие удобрений.

8.  Тип 8 № 46228

Установите последовательность этапов мейоза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Образование клеток с хромосомным набором 1n2c.

2.  Расхождение хроматид к полюсам.

3.  Биваленты формируют метафазную пластинку.

4.  Хромосомы из двух хроматид расходятся к полюсам.

5.  Образование клеток с хромосомным набором 1n1c.

6.  Кроссинговер.

9.  Тип 9 № 63492

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на схеме обозначена зона, клетки которой выполняют одну из функций за счёт выделения слизистого секрета?

10.  Тип 10 № 63493

У становите соответствие между характеристиками и зонами, отмеченными на схеме цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  обеспечивает рост корня в длину

Б)  растворы минеральных солей начинают свой транспорт по осевому цилиндру

В)  обеспечивает формирование боковых корней

Г)  мелкие кубические клетки

Д)  растягивается оболочка и увеличивается вакуоль клеток

Е)  функция обеспечивается за счёт особенностей клеток покровной ткани

ЗОНЫ

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

11.  Тип 11 № 61119

Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие черты являются общими для представителей разных отделов водорослей?

 

1.  Фототрофность.

2.  Многоклеточный таллом.

3.  Наличие ризоидов.

4.  Отсутствие настоящих тканей.

5.  Размножение спорами.

6.  Обитание в солёных водоёмах.

12.  Тип 12 № 20561

Расположите в правильном порядке систематические группы животных, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Млекопитающие.

2.  Куньи.

3.  Лесная куница.

4.  Хордовые.

5.  Хищные.

13.  Тип 13 № 64169

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Под каким номером на рисунке кишечника человека обозначена прямая кишка?

14.  Тип 14 № 64170

Установите соответствие между характеристиками и отделами кишечника человека, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  содержит лимфоидную ткань

Б)  сюда изливается панкреатический сок

В)  изнутри покрыт микроворсинками

Г)  осуществляет активное всасывание воды

Д)  соединяется с желчным протоком

Е)  открывается в слепую кишку

ОТДЕЛЫ КИШЕЧНИКА

1)  1

2)  2

3)  3

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

15.  Тип 15 № 22756

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие функции выполняет лимфа в организме человека?

 

1.  Удаление мочи из организма.

2.  Возврат жидкости в кровеносную систему.

3.  Снабжение клеток крахмалом.

4.  Транспорт кислорода.

5.  Транспорт жиров.

6.  Обеспечение иммунного ответа.

16.  Тип 16 № 22833

Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Расщепление белков пепсином.

2.  Окончательное всасывание воды.

3.  Активное всасывание аминокислот, глюкозы, глицерина и жирных кислот.

4.  Расщепление белков трипсином.

5.  Расщепление углеводов амилазой слюны.

17.  Тип 17 № 53883

Выберите три предложения, где даны описания признаков, которые можно использовать при применении физиологических признаков вида Треска атлантическая. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Наиболее крупные особи атлантической трески достигают до 1,8 м в длину и веса до 50 кг. (2) В первые два года жизни молодь трески питается мелкими ракообразными, с третьего года жизни треска охотится на рыб  — преимущественно сельдь, мойву, сайку. (3) Возраст полового созревания варьирует от 2 до 8 лет. (4) Для размножения треска мигрирует к берегам Норвегии. (5) Самка вымётывает от 200 000 до 15 000 000 икринок в зависимости от размеров тела, самец сразу же их оплодотворяет. (6) После нереста взрослые особи возвращаются в Баренцево море для нагула. (7) Представители данного вида способны прожить до 25 лет.

18.  Тип 18 № 20557

Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1.  Естественный круговорот веществ у данного сообщества нарушен.

2.  Высокая численность растений одного вида.

3.  Большое число видов растений и животных.

4.  Ведущий фактор, влияющий на сообщество,  — искусственный отбор.

5.  Замкнутый круговорот веществ.

6.  Виды имеют различные приспособления к совместному обитанию.

19.  Тип 19 № 10610

Установите соответствие между примерами экологических факторов и типом, к которому они относятся.

 

 

ПРИМЕР

А)  поднятие уровня мирового океана

Б)  эпидемия сибирской язвы

В)  истребление воронами городских голубей

Г)  пыльная буря в Африке

Д)  повышение сейсмической активности земной коры

Е)  газовый состав атмосферы

ФАКТОР СРЕДЫ

1)  биотические

2)  абиотические

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

20.  Тип 20 № 51041

Проанализируйте таблицу «Компоненты внутренней среды человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

Компоненты

внутренней среды

Состав

Функции

тканевая жидкость

____________ (Б)

транспорт веществ между

кровью и клетками

организма

____________ (А)

вода, белки,

лейкоциты

обеззараживание

и возвращение в кровь

жидкости

кровь

плазма

и форменные

элементы

____________ (В)

 

Список элементов

1.  Вода, низкомолекулярные вещества.

2.  Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, минеральные соли.

3.  Лимфа.

4.  Плазма крови.

5.  Транспорт газов, питательных веществ.

6.  Синтез АТФ.

7.  Соматические клетки.

8.  Синтез ферментов.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

21.  Тип 21 № 20622

Изучите таблицу «Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха». Выберите верные утверждения.

Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха

Воздух

Содержание газов (в %)

кислород

углекислый газ

азот

Вдыхаемый

20,94

0,03

79,03

Выдыхаемый

16,3

4,0

79,7

Альвеолярный

14,2

5,2

80,6

 

1.  Состав альвеолярного воздуха значительно отличается от состава атмосферного (вдыхаемого) воздуха: в нём меньше кислорода (14,2%), большое количество углекислого газа (5,2%), а содержание азота практически одинаково, так как он не принимает участия в дыхании.

2.  В выдыхаемом воздухе кислорода содержится меньше, чем во альвеолярном.

3.  Количество углекислого газа во выдыхаемом и вдыхаемом воздухе практически не меняется.

4.  Количество азота во выдыхаемом и вдыхаемом воздухе практически не меняется.

5.  Пребывание человека в плохо проветриваемом помещении вызывает снижение работоспособности, головную боль и учащённое дыхание.

22.  Тип 22 № 57103

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Экспериментатор провёл эксперимент на курах для изучения регуляции дыхания. Для этого он помещал птиц в герметичную камеру, где менял концентрацию углекислого газа в подаваемом воздухе. Результаты эксперимента представлены на графике.

Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая  — зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного

контроля в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?

*Отрицательный контроль  — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

23.  Тип 23 № 63881

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Исследователь устанавливал влияние расстояния от дороги до берёз на асимметрию их листьев. Он собрал листья с берёз, растущих через 15 м друг от друга, перпендикулярной дороге. Для каждого листа был определён индекс асимметрии. Результаты занесены таблицу.

 

Номер листа

Расстояние от дороги

10 м

35 м

50 м

65 м

80 м

1

0,050

0,019

0,025

0,020

0,000

2

0,020

0,022

0,067

0,035

0,056

3

0,072

0,037

0,000

0,030

0,014

4

0,146

0,000

0,048

0,000

0,028

5

0,037

0,079

0,000

0,017

0,000

6

0,045

0,154

0,000

0,018

0,019

7

0,013

0,000

0,023

0,000

0,016

8

0,057

0,029

0,000

0,015

0,000

9

0,047

0,050

0,000

0,019

0,000

10

0,048

0,051

0,000

0,033

0,017

Среднее

0,053

0,44

0,016

0,18

0,15

Сделайте вывод по результату эксперимента. Берёзу используют как биоиндикатор. Объясните, что такое биоиндикация и как она используется в случае с этим растением.

24.  Тип 24 № 17486

Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы.

 

1.  Что изображено на рисунке?

2.  Каким методом получено это изображение?

3.  Какие преимущества и недостатки есть у этого метода по сравнению с альтернативными методами?

25.  Тип 25 № 11212

Объясните, почему прудовая лягушка активна днем, а травяная  — в сумерках и утром?

26.  Тип 26 № 51601

На рисунке изображены три представителя разных видов рода Лисица: песец, рыжая лисица и фенёк. Какие различия наблюдаются в строении ушных раковин? Каково адаптивное значение данных различий? Какое экологическое правило иллюстрирует данный пример?

27.  Тип 27 № 23841

Хромосомный набор соматических клеток вишни равен 32. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках семязачатка в анафазе I и в конце телофазы I мейоза. Объясните все полученные результаты.

28.  Тип 28 № 34352

Василиса  — кареглазая женщина с нормальной свёртываемостью крови вышла замуж за Евгения  — голубоглазого гемофилика. У них родилась кареглазая дочь Мария с нормальной свёртываемостью крови и голубоглазый сын Пётр с гемофилией. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы, фенотипы и пол потомков. Какой генотип имел кареглазый муж Марии с нормальной свёртываемостью крови, если известно, что у них родился голубоглазый сын, страдающий гемофилией? Василиса считала, что именно Евгений передал Петру свой ген гемофилии. Была ли Василиса права? Ответ поясните.