Экспериментатор в два стакана налил одинаковое количество воды, в каждый на поверхность налили слой растительного масла. В первый стакан он опустил побег с листьями. Как изменилось количество воды в каждом из стаканов? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Уменьшилась.
2. Не изменилась.
3. Увеличилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
С какой вероятностью у потомков может проявиться патологический ген, если скрещивается организм, гетерозиготный по одному признаку (гены не сцеплены), с организмом, имеющим рецессивный генотип по данному признаку? Ответ запишите в виде числа (в процентах), показывающего искомую вероятность.
Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.
Установите соответствие между характеристиками и типами клеток в сперматогенезе, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Содержание в клетке непарных двухроматидных хромосом
Б) Клетка — сперматоцит II порядка
В) Образование четырёх генетически различных клеток
Г) Клетка, вступающая в мейоз
Д) Хромосомы в клетках однохроматидные
Е) Хромосомный набор клеток 1n2c
ТИПЫ КЛЕТОК
В СПЕРМАТОГЕНЕЗЕ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используются для описания митоза. Определите три признака, выпадающих из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Способствует поддержанию генетического постоянства в ряду поколений при бесполом размножении.
2. Происходит при образовании спор папоротников.
3. Обеспечивает комбинативную изменчивость.
4. Способствует поддержанию постоянного количества хромосом в ряду поколений при половом размножении.
Установите последовательность этапов производства штамма пеницилла с высокой продуктивностью антибиотика. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Высеивание на среду мицелия мутантных наиболее продуктивных штаммов.
2. Выращивание пеницилла с низкой продуктивностью на питательной среде.
3. Искусственный отбор.
4. Воздействие на колонию радиоактивным излучением.
5. Получение высокопродуктивной колонии пеницилла.
Установите соответствие между характеристиками и растениями, обозначенными на рисунках выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) преобладание гаметофита над спорофитом
Б) ветроопыление
В) размножение семенами
Г) наличие заростка в жизненном цикле
Д) отсутствие корней
Е) развитие из протонемы
РАСТЕНИЕ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Прилегает щитовидная железа
Б) Открываются гайморовы и лобные пазухи
В) Состоит из сети волокон соединительной ткани
Г) Соединяет глотку с трахеей
Д) Содержит голосовые связки и мышцы
Е) Находятся органы обоняния
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции у животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Если разные виды неродственных организмов обитают в схожих условиях, то у них могут развиться схожие приспособления. (2) У рыб и ракообразных в связи с обитанием в водной среде сформировались схожие органы дыхания — жабры. (3) Необходимость получать кислород в наземно-воздушной среде привела к появлению у позвоночных животных сначала мешковидных, а затем ячеистых лёгких. (4) Передние конечности пингвинов и тюленей преобразовались в ласты в связи с переходом к водному образу жизни. (5) Примером конвергенции может быть не только внешнее сходство, но и одинаковое поведение животных. (6) Например, броненосцы и некоторые виды тараканов, будучи потревоженными, сворачиваются в идеальный шар.
Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
А) петров крест и многолетнее растение
Б) заяц и волк
В) клевер и корова
Г) бычий цепень и человек
Д) кит и рачки
Е) трутовый гриб и берёза
ТИП
1) хищничество (выедание)
2) паразит-хозяин
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Проанализируйте таблицу «Типы мышечной ткани». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и определения, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Типы мышечной ткани
Название
Особенности строения
Местонахождение
в организме
гладкая
____________ (Б)
в стенках органов
поперечнополосатая
протяжённые волокна с
поперечной
исчерченностью
____________ (В)
____________ (А)
волокна с поперечной
исчерченностью и
перемычками
в стенке сердца
Список терминов и понятий
1. Стенки крупных кровеносных сосудов.
2. Внутренний слой сердца.
3. Органы движения.
4. Плоские плотно сомкнутые клетки.
5. Округлые клетки с длинными отростками.
6. Веретеновидные клетки.
7. Сердечная.
8. Сосудистая.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Существует множество факторов, влияющих на эффективность фотосинтеза у наземных растений. Учёные решили исследовать влияние концентрации углекислого газа на рост проростков пшеницы. Проростки растили при трёх различных концентрациях углекислого газа, а эффективность фотосинтеза (измерялась по количеству поглощенного СO2) определялась при различной интенсивности светового потока. Результаты были занесены в таблицу.
Изучите таблицу 1 и выберите верные ответы.
1. При концентрации СO2 1300 частей на миллион фотосинтез идёт наиболее эффективно.
2. Сила света, при которой эффективность фотосинтеза при 500 частей/миллион перестаёт расти = 10000 люмен.
3. При концентрации СO2 280 частей/миллион эффективность фотосинтеза не зависит от силы света.
4. Сила света, при которой эффективность фотосинтеза при 500 частей/миллион перестаёт расти = 5000 люмен.
5. При концентрации СO2 500 частей на миллион фотосинтез идёт наиболее эффективно.
Экспериментатор решил изучить деление клеток, выделенных из организма домовой мыши. Для этого он измерял количество клеток в культуре с добавлением вещества колхицина. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
Ученый провел эксперимент с ветками липы. Для этого он срезал три молодые ветки, на каждой из которых было 10 листьев примерно одинаковой площади. Ученый поместил каждую ветку в отдельную колбу с 200 мл воды, после чего аккуратно налил растительное масло на водную поверхность для предотвращения испарения. Каждый образец (колбу с веткой) он взвесил и поставил в отдельные термостаты (температурные шкафы), в которых поддерживались температуры 10, 20 и 30 градусов. Влажность в термостатах на момент эксперимента поддерживалась на уровне 60%. Через 1 час ученый повторно взвесил и определил величину, на которую уменьшилась масса каждого образца. Он занес данные в таблицу, но не подписал, какой результат при каком условии был получен.
Номер образца
Уменьшение массы, г
1
5,4
2
7,9
3
1,2
За счёт чего менялась масса образцов? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что в термостатах была разная влажность воздуха? Предположите, при какой температуре выдерживался образец 3. Ответ обоснуйте. Как зависят массы образцов от температур, в которых они выдерживались?
Насекомые — самый распространённый и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее четырёх особенностей.
Какие особенности строения и размножения голосеменных позволили им захватить более засушливые ареалы обитания по сравнению с папоротникообразными? Ответ поясните.
Какой набор хромосом характерен для листьев и для спор зелёного мха кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.
Существует два вида наследственной слепоты, каждый из которых определяется рецессивными аллелями генов (а или b). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом. Какова вероятность рождения слепого внука в семье, в которой бабушки по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают различными видами слепоты, а оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы бабушек и дедушек, их детей и возможных внуков.
Просмотр содержимого документа
«EГЭ 2025. Март. Биология. Вариант 12»
Экспериментатор в два стакана налил одинаковое количество воды, в каждый на поверхность налили слой растительного масла. В первый стакан он опустил побег с листьями. Как изменилось количество воды в каждом из стаканов? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Уменьшилась.
2. Не изменилась.
3. Увеличилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Количество воды
в первом стакане
Количество воды
во втором стакане
3. Тип 3 № 6645
Сколько аминокислот кодирует 900 нуклеотидов? В ответ запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 21525
С какой вероятностью у потомков может проявиться патологический ген, если скрещивается организм, гетерозиготный по одному признаку (гены не сцеплены), с организмом, имеющим рецессивный генотип по данному признаку? Ответ запишите в виде числа (в процентах), показывающего искомую вероятность.
Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.
5. Тип 5 № 52458
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на схеме обозначена зона, в которой клетки делятся мейозом?
6. Тип 6 № 59816
Установите соответствие между характеристиками и типами клеток в сперматогенезе, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Содержание в клетке непарных двухроматидных хромосом
Б) Клетка — сперматоцит II порядка
В) Образование четырёх генетически различных клеток
Г) Клетка, вступающая в мейоз
Д) Хромосомы в клетках однохроматидные
Е) Хромосомный набор клеток 1n2c
ТИПЫ КЛЕТОК
В СПЕРМАТОГЕНЕЗЕ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
7. Тип 7 № 51582
Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используются для описания митоза. Определите три признака, выпадающих из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Способствует поддержанию генетического постоянства в ряду поколений при бесполом размножении.
2. Происходит при образовании спор папоротников.
3. Обеспечивает комбинативную изменчивость.
4. Способствует поддержанию постоянного количества хромосом в ряду поколений при половом размножении.
5. Происходит при образовании гамет мхов.
6. Лежит в основе клонального размножения.
8. Тип 8 № 46257
Установите последовательность этапов производства штамма пеницилла с высокой продуктивностью антибиотика. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Высеивание на среду мицелия мутантных наиболее продуктивных штаммов.
2. Выращивание пеницилла с низкой продуктивностью на питательной среде.
3. Искусственный отбор.
4. Воздействие на колонию радиоактивным излучением.
5. Получение высокопродуктивной колонии пеницилла.
9. Тип 9 № 63244
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Под каким номером на рисунках обозначено однодольное растение?
10. Тип 10 № 63245
Установите соответствие между характеристиками и растениями, обозначенными на рисунках выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) преобладание гаметофита над спорофитом
Б) ветроопыление
В) размножение семенами
Г) наличие заростка в жизненном цикле
Д) отсутствие корней
Е) развитие из протонемы
РАСТЕНИЕ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
11. Тип 11 № 62995
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие признаки характерны для растения, побеги которого изображены на рисунке?
1) опыление насекомыми
2) гаметофит — отдельное растение
3) видоизмененные листья
4) семена не окружены околоплодником
5) формирует плоды
6) в цикле развития преобладает стадия спорофит
12. Тип 12 № 18218
Установите последовательность расположения систематических групп животных, начиная с самой крупной.
1. Млекопитающие.
2. Медвежьи.
3. Бурый медведь.
4. Хордовые.
5. Хищные.
6. Медведи.
13. Тип 13 № 52166
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Какой цифрой на рисунке обозначена трахея?
14. Тип 14 № 52176
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Прилегает щитовидная железа
Б) Открываются гайморовы и лобные пазухи
В) Состоит из сети волокон соединительной ткани
Г) Соединяет глотку с трахеей
Д) Содержит голосовые связки и мышцы
Е) Находятся органы обоняния
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
15. Тип 15 № 20695
Выберите три верных признака гиповитаминоза Д.
1. Искривление конечностей.
2. Кровоточивость десен.
3. Снижение сопротивляемости организма.
4. Ломкость костей.
5. Малокровие.
6. Рахит.
16. Тип 16 № 20536
Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1. Двигательный нейрон.
2. Чувствительный нейрон.
3. Спинной мозг.
4. Рецепторы сухожилия.
5. Четырёхглавая мышца бедра.
17. Тип 17 № 41111
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции у животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Если разные виды неродственных организмов обитают в схожих условиях, то у них могут развиться схожие приспособления. (2) У рыб и ракообразных в связи с обитанием в водной среде сформировались схожие органы дыхания — жабры. (3) Необходимость получать кислород в наземно-воздушной среде привела к появлению у позвоночных животных сначала мешковидных, а затем ячеистых лёгких. (4) Передние конечности пингвинов и тюленей преобразовались в ласты в связи с переходом к водному образу жизни. (5) Примером конвергенции может быть не только внешнее сходство, но и одинаковое поведение животных. (6) Например, броненосцы и некоторые виды тараканов, будучи потревоженными, сворачиваются в идеальный шар.
18. Тип 18 № 21782
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Чем характеризуется биоценоз смешанного леса?
Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
А) петров крест и многолетнее растение
Б) заяц и волк
В) клевер и корова
Г) бычий цепень и человек
Д) кит и рачки
Е) трутовый гриб и берёза
ТИП
1) хищничество (выедание)
2) паразит-хозяин
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
20. Тип 20 № 40934
Проанализируйте таблицу «Типы мышечной ткани». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и определения, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Типы мышечной ткани
Название
Особенности строения
Местонахождение
в организме
гладкая
____________ (Б)
в стенках органов
поперечнополосатая
протяжённые волокна с
поперечной
исчерченностью
____________ (В)
____________ (А)
волокна с поперечной
исчерченностью и
перемычками
в стенке сердца
Список терминов и понятий
1. Стенки крупных кровеносных сосудов.
2. Внутренний слой сердца.
3. Органы движения.
4. Плоские плотно сомкнутые клетки.
5. Округлые клетки с длинными отростками.
6. Веретеновидные клетки.
7. Сердечная.
8. Сосудистая.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
21. Тип 21 № 20612
Существует множество факторов, влияющих на эффективность фотосинтеза у наземных растений. Учёные решили исследовать влияние концентрации углекислого газа на рост проростков пшеницы. Проростки растили при трёх различных концентрациях углекислого газа, а эффективность фотосинтеза (измерялась по количеству поглощенного СO2) определялась при различной интенсивности светового потока. Результаты были занесены в таблицу.
Изучите таблицу 1 и выберите верные ответы.
1. При концентрации СO2 1300 частей на миллион фотосинтез идёт наиболее эффективно.
2. Сила света, при которой эффективность фотосинтеза при 500 частей/миллион перестаёт расти = 10000 люмен.
3. При концентрации СO2 280 частей/миллион эффективность фотосинтеза не зависит от силы света.
4. Сила света, при которой эффективность фотосинтеза при 500 частей/миллион перестаёт расти = 5000 люмен.
5. При концентрации СO2 500 частей на миллион фотосинтез идёт наиболее эффективно.
Ответ впишите в порядке возрастания.
22. Тип 22 № 52281
Экспериментатор решил изучить деление клеток, выделенных из организма домовой мыши. Для этого он измерял количество клеток в культуре с добавлением вещества колхицина. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
23. Тип 23 № 52351
Ученый провел эксперимент с ветками липы. Для этого он срезал три молодые ветки, на каждой из которых было 10 листьев примерно одинаковой площади. Ученый поместил каждую ветку в отдельную колбу с 200 мл воды, после чего аккуратно налил растительное масло на водную поверхность для предотвращения испарения. Каждый образец (колбу с веткой) он взвесил и поставил в отдельные термостаты (температурные шкафы), в которых поддерживались температуры 10, 20 и 30 градусов. Влажность в термостатах на момент эксперимента поддерживалась на уровне 60%. Через 1 час ученый повторно взвесил и определил величину, на которую уменьшилась масса каждого образца. Он занес данные в таблицу, но не подписал, какой результат при каком условии был получен.
Номер образца
Уменьшение массы, г
1
5,4
2
7,9
3
1,2
За счёт чего менялась масса образцов? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что в термостатах была разная влажность воздуха? Предположите, при какой температуре выдерживался образец 3. Ответ обоснуйте. Как зависят массы образцов от температур, в которых они выдерживались?
24. Тип 24 № 20692
Где находится центр безусловного дыхательного рефлекса? Какова его основная функция?
25. Тип 25 № 20386
Насекомые — самый распространённый и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее четырёх особенностей.
26. Тип 26 № 25334
Какие особенности строения и размножения голосеменных позволили им захватить более засушливые ареалы обитания по сравнению с папоротникообразными? Ответ поясните.
27. Тип 27 № 22975
Какой набор хромосом характерен для листьев и для спор зелёного мха кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.
28. Тип 28 № 14195
Существует два вида наследственной слепоты, каждый из которых определяется рецессивными аллелями генов (а или b). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом. Какова вероятность рождения слепого внука в семье, в которой бабушки по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают различными видами слепоты, а оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы бабушек и дедушек, их детей и возможных внуков.