Урок № 58 Дата______________ Корр________
Тема урока: ЭГП, природные условия, ресурсы, население
Цель урока: Формирование знаний об ЭГП, природных условиях, ресурсах и населения Южного Казахстан
Задачи:
Воспитывающие:
Осуществлять нравственное, патриотическое, экологическое воспитание учащихся; Способствовать формированию личностных качеств учащихся, обеспечивающих успешность групповой деятельности (взаимопомощь, трудолюбие, взаимоуважение).
Обучающие:
Организовать деятельность учащихся по определению ЭГП, особенностей природы и населения Южного Казахстана; Формировать умения работать с информацией, обрабатывать ее, применять в ходе урока и в жизни.
Развивающие:
Продолжить работу по формированию умений и навыков самостоятельно добывать знания, анализировать, обобщать, работать с географическими картами; Развивать устную речь, логическое мышление, познавательный интерес к предмету.
Метод обучения: словесный
Форма организации: коллективная
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: 1.Экономическая карта Казахстана. 2. Административная карта Казахстана.
Ход урока:
I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания.
1) Тест "Северный Казахстан".
1. Какая из отраслей промышленности не является специализацией Северного экономического района?
а) легкая б) пищевая в) цветная металлургия г) деревообрабатывающая д) машиностроительная.
2. Основная культура выращиваемая в Северном Казахстане:
а) пшеница б) арбузы в) виноград г) рис д) подсолнечник.
3. Какая отрасль животноводства не развита в Северном Казахстане?
а) овцеводство б) свиноводство в) скотоводство птицеводство г) мараловодство д) птицеводство.
4. Какая отрасль машиностроения развита в Северном Казахстане:
а) сельскохозяйственная б) горная - шахтная в) автомобилестроительная г) судоремонтная д)самолетостроительная.
5. Крупнаый ТПК, который специализируется на добыче угля, производстве ферросплавов, электроэнергии и аллюмения:
а) Костанайский б) Северо- Казахстанская в) Павлодар-Экибастузский г) Акмолинский д) Кокшетауский.
6. Крупный промышленный центр, специализацией которого является строительная индустрия и сельскохозяйственное машиностроение:
а) Костанайский б) Северо- Казахстанская в) Павлодар-Экибастузский г)Акмолинский д)Кокшетауский.
7. Промышленный центр, специализацией которого является добыча бокситов:
а) Костанайский б) Северо- Казахстанский в) Кокшетайский г)Акмолинский д) Петропавловский.
2) Найдите ошибки в тексте:
добывают железную руду в Павлодарской области, а качественную сталь производят на Соколовско-Сарбайском ГОК. Большая часть бокситов сосредоточена в Обуховском месторождении Северо-Казахстанской области, а титановых руд на Амангельдинском.
III.Всесторонняя проверка знаний.
1. По грузообороту автомобильный транспорт занимает… место (2)
2. Завод по производству оборудования для атомных электростанций «Атоммаш» находится в (Волгодонске)
3. Крупные месторождения меди сосредоточены (в Центральном Казахстане)
4. В какой части Казахстана располагается Туранская низменность? (юго-западе и юге)
5. В Кустанайской области добывают (железную руду)
6. Среднегодовое количество осадков на равнинной территории Казахстанского Алтая (250-300мм)
7. Лесодеревообрабатывающая промышленность наиболее развита в Казахстане (Восточном)
8. Сколько ландшафтных зон в Казахстане? (9)
9. На севере Казахстан граничит с (Россией)
10. Под термином «интенсивный путь развития сельского хозяйства» понимается (повышение биологической продуктивности существующих угодий)
11. Турецкие фирмы деньги выделили для (реконструкции порта Актау)
12. Для энергетики используют (каменный уголь)
IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: В чем особенность географического положения, природных условий ресурсов и специализации ЮК? Сколько областей? С какими государствами граничат?
V.Объяснение новой темы.
Открываем тетради записываем число и тему урока: «Южный Казахстан. Экономико-географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население»
Цель урока: выяснить уникальные особенности географического положения Южного Казахстана, изучить природные условия и природные ресурсы и особенности их влияния на экономическую жизнь района.
Каждая группа получает задание, в течение нескольких минут вы работаете по своему вопросу, после выполнения информирует нас о изученном материале, остальные внимательно слушают и делают запись в тетради в виде опорного конспекта. Итак, приступаем к работе.
Задание первой группе:
Работая с политико-административной картой Казахстана и текстом учебника дайте оценку экономико-географическому положению(понятие экономический район)
А) расположение
Б) состав (показать)
Г) пограничные районы
Д) площадь
Е) вывод
Ответ: Южный Казахстан расположен на юге республики, в его состав входят Алматинская, Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казхахстанская области. Экономический район граничит Актюбинской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской областями, а также Узбекистаном, Кыргазстаном и Китаем. Площадь — 711,6 тыс. кв.км. Занимает 2 место в республике (после Западного Казахстана).
Вывод: ЭГП района можно считать выгодным, потому что …
Задание второй группе:
Изучите природные условия данного экономического района используя физическуюкарту Казахстана,рельеф (показать по карте), климат (температура января, июля, осадки), почвы (виды, использование)
сделать вывод.
Дать определение понятиям: рельеф, климат, почва.
Ответ: Природные условия Южного Казахстана очень разнообразны. На юго- востоке расположены хребты Северного Тянь-Шаня, откуда берут начало множество рек. Крупные реки-Сырдарья, Иле, Талас, Каратал, Аксу, Лепсы богаты гидроэнергетическими ресурсами. Климат более мягкий, в предгориях выпадает 300-400 мм осадков, а на склонах до 1000 мм. Температура января редко бывает -30 градусов, средняя температура - 1,5 градусов. Температура июля 28-30 градусов, наиболее высокая 47. Почвы плодородные каштановые, выращивают хлопок и рис. В целом, природные условия района достаточно благоприятные
Задание третьей группе:
Проанализируйте содержание текста учебника и карту атласа «Металлургический комплекс Казахстана», выясните, каким природными ресурсами обеспечен данный экономический район. Приведите пример и покажите крупные месторождения.
По карте и учебнику определите обеспеченность Южного Казахстана водными, земельными и рекреационными ресурсами.
Ответ: при работе с картой мы определили, что Южный Казахстан не так богат полезными ископаемыми. Здесь имеется бурый уголь, железная руда, асбест и мрамор. Месторождения фосфоритов - Жанатасское, Аксайское, Шолактауское; полиметаллических руд - Ащысайское, Мыргалымсайское, Байжансайское.
Водными ресурсами район обеспечен хорошо, по его территории протекают реки-Сырдарья, Иле, Талас, Каратал, Аксу, Лепсы богаты гидроэнергетическими ресурсами. Здесь находятся крупные озера - Балхаш, Алаколь, Аральское. Район привлекателен для туристов- город Алматы "южная столица", горно-лыжный курорт "Чимбулак", высокогорный каток "Медеу".
Задание четвертой группы:
Проанализируйте данные по населению региона по следующим вопросам:
Численность населения.
Плотность населения.
Уровень урбанизации.
Преобладающие формы расселения.
Национальный состав.
Доля экономически активного населения.
Преобладающий вид хозяйственной деятельности.
Ответ: Общая численность населения - 7923858 человек, что составляет 38,7% от общей численности населения страны, 1 место. Средняя плотность – 8-10 чел/км². Большая часть населения сосредоточена в предгорьях Тянь-Шаня, Жунгарского Алатау, Каратау и берега Сырдарьи. Преобладает городское население – 51%. Экономически активное население – 72%. Уровень безработицы –8,6%. Этносы: казахи(65,8%), украинцы, русские(28,2%), белорусы, поляки и т.д. преобладающим видом хозяйственной деятельности является сельское хозяйство- выращивание зерновых культур, животноводство.
VI.Закрепление:
Сегодня мы с вами изучили первые три вопроса плана. Вы сами самостоятельно разобрали данную тему при этом использовали различные источники знаний. Постарайтесь проверить на сколько вы усвоили материал. Предлагаю каждой группе задать по вопросу друг другу по этой теме, можно и по карте.
Игра "Да" или "Нет" по теме «Южный Казахстан».
1. Верно ли утверждение, что Южный Казахстан самый маленький по площади.
2. Имеются в регионе топливные ресурсы.
3. Южный Казахстан граничит с Узбекистаном.
4. Основные месторождения полиметаллических руд Жанатасское, Аксайское, Шолактауское.
5. Основная с/х культура региона- подсолнечник.
VII.Домашнее задание. § 55,56, индивидуальные задания.
VIII.Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Регион отличается плодородными каштановыми почвами, прекрасными летними пастбищами, в предгорьях произрастают ценные лекарственные растения (цитварная полынь и др.) Благодаря этому территория играет важнейшую роль в экономике ЮК и Центральной Азии.