ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КЛАССИЦИЗМ. БАЖЕНОВ.
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ БАЖЕНОВ
Баженов Василий Иванович (1 (12) марта 1737 – 2 (13) августа 1799). Архитектор, действительный статский советник. Масон. Баженов был первым русским образованным зодчим и являлся выдающимся деятелем искусства XVIII века.
Родился в Малоярославском уезде Калужской губернии. Сын дьячка дворцовой церкви.
В шестнадцатилетнем возрасте юноша принял участие в восстановлении сгоревшего дворца Анненгоф, где познакомился с членами артели художников. Опытные товарищи сразу распознали в парнишке талант и доверили ему роспись печей под мрамор. Восстановительные работы шли под руководством архитектора Дмитрия Ухтомского, который позже пригласил Баженова в созданную им школу архитекторов.
В середине 1750-х Ухтомский возглавил архитектурное бюро Московского университета. При вузе функционировала гимназия, куда по рекомендации мэтра зачислили юного Василия. Молодой человек попал в группу молодых специалистов, которых готовили к поступлению в Академию художеств.
В гимназии Баженов оказался в десятке лучших учеников. Вскоре на юное дарование обратил внимание известный меценат Иван Шувалов, поспособствовавший его переводу в гимназию Санкт-Петербурга. После года обучения Василий был переведен в Академию художеств, находившуюся под управлением Шувалова.
В 23 года Василию Баженову пожаловали дворянский титул — он был признан одним из лучших студентов. Получив в Академии 100 рублей, молодой архитектор отправился в Париж перенимать опыт «западных коллег». Уже через полтора года он блестяще выдержал экзамены в Парижской академии архитектуры. Два года Василий Баженов работал с профессором Шарлем де Девальи, который обучал молодого архитектора создавать здания в новомодном стиле классицизм. Одной из работ Баженова стала модель Луврской галереи.
После Парижа Василий Баженов уехал в Рим. Здесь он изучал античный стиль в архитектуре и создал модель храма Святого Петра. Его работы встречали с восторгом: архитектору пожаловали членство в Академии Святого Луки и право «быть мастером и профессором архитектуры как в Риме, так и везде». В 1764 году Баженов вернулся в Париж. Он стал первым русским архитектором, который получил признание в Европе. Ему предложил работу сам Людовик XV — а ведь зодчему на тот момент не было еще и 30 лет! Но Василий Баженов Его Величеству отказал и вскоре вернулся в Россию: слишком много было у него планов и проектов.
Большой Кремлевский дворец Василия Баженова
-считается одним из самых величественных архитектурных проектов эпохи классицизма .
Еще в 1769 году Екатерина Вторая обратила внимание на то, что Кремль стал ветшать, и поручила Баженову создать проект глобальной перепланировки. С одной стороны, архитектор должен был сохранить все древние постройки, а с другой — сделать Кремль более европейским: с площадями и прямыми улицами.
Василий Баженов предложил построить огромный дворец на территории всего Кремля, в который будут включены все памятники архитектуры. В четырех этажах здания планировались парадные императорские залы, а также ряд служебных помещений. Когда же в 1773 году началось строительство, обнаружилось, что не выдержал грунт возле Архангельского собора и храм стал давать трещины. Работы были прекращены, а разобранная крепостная стена восстановлена. Монументальный проект Баженова так и остался на бумаге и в виде деревянной модели, которую сегодня можно увидеть в Музее архитектуры имени А.В. Щусева .
Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно
Заказ на ансамбль в Царицыно поступил от самой Екатерины II. Архитектор Баженов спроектировал пейзажный парк и дворцовый комплекс в необычном для того времени «готическом» стиле. Он и материалы для строительства выбрал нетипичные. Архитектор отказался от использования штукатурки, предпочтя необработанный красный кирпич и белый камень. По плану Баженова в усадьбе должны были появиться дворцы для Екатерины II и великого князя Павла Петровича , окруженные постройками для придворной знати, декоративными павильонами и мостами.
Архитектор настолько «болел» этим проектом, что, когда в казне не стало хватать денег на грандиозное строительство, он вложил в здание свои средства и даже продал дом. Когда деньги закончились, архитектор залез в огромные долги и разорился.
Екатерина II не оценила его старания. Императрица сказала, что деньги были потрачены впустую: потолки дворца ей показались тяжелыми, лестницы узкими, комнаты тесными. Работу над своей резиденцией она передала Матвею Казакову Но тот тоже не смог закончить строительство. Со временем парк и дворец стали приходить в запустение, и только в начале XXI века усадьба была реконструирована.
Михайловский замок
Проект Михайловского замка придумал лично Павел I, а детально разработал его любимый архитектор императора — Василий Баженов. Однако непосредственно строительством руководил уже Винченцо Бренна.
Напоминающий средневековую крепость дворец возвели на искусственном острове, со всех сторон окруженном водой, — попасть в замок можно было только по охраняемым мостам. Все фасады здания отличаются друг от друга. Особо торжественно выглядит главный фасад, украшенный барельефом «История заносит на свои скрижали славу России». Среди других петербургских построек того времени замок выделялся и цветом. Необычный розовато-оранжевый оттенок выбрал сам Павел I — по легенде, впечатлила его перчатка одной из фрейлин. В XIX веке во дворце находилось Инженерное училище. Сегодня Михайловский замок — филиал Государственного Русского музея
ДОМ ПАШКОВА
Дом капитана-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Пашкова Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» называл одним из самых красивых особняков в Москве. Исследователи долгое время спорили, кто являлся автором здания. В числе версий — Матвей Казаков и Никола Легран, однако наиболее вероятно, что дом Пашкова построил Василий Баженов.
Архитектор спроектировал типичную городскую усадьбу — центральный корпус с двумя боковыми флигелями и открытым в сторону въезда парадным двором. При этом Баженов придумал оригинальный ход — сам въезд он расположил сбоку, в переулке, а не со стороны главного фасада.
Согласно некоторым источникам, изначально особняк был оранжевого цвета и его купол венчала римская статуя. Однако сегодня мы видим не совсем тот Пашков дом, что построил Баженов: здание сильно пострадало после московского пожара 1812 года . Во время реставрации архитектор Осип Бове отказался от использовании статуи, заменил коринфские колонны на ионические и перекрасил здание в белый. В разное время в доме Пашкова находились Московский дворянский институт, Четвертая городская гимназия, Румянцевский музей . Сегодня здание принадлежит Российской государственной библиотеке . Там хранятся рукописи, ноты и картографические издания.