СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экология младших школьников

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

проектная  исследовательская деятельность  по экологическому воспитанию  младших школьников

Просмотр содержимого документа
«экология младших школьников»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Капралова Анна Александровна, педагог-организатор

Романова Надежда Михайловна, педагог-организатор


МБУДО г. Иркутска «Центр детского технического творчества»



Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства. Формирование начальных основ экологической культуры у младших школьников требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

В целях внедрения технологии сотрудничества, как средства реализации личностно - ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, и ориентируясь на проблему Центра «Использование технологии сотрудничества как одного из способов системы современного непрерывного экологического образования и воспитания учащихся», в учреждении работает научно-исследовательское общество «Я и окружающий мир». Учащиеся активно принимают участие в исследовательском проекте «Цвети, мой край! Живи, Земля!», главная идея которого - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Цели научно-исследовательского общества:

  • создание оптимальных условий для формирования экологической культуры младшего школьника;

  • вовлечение каждого ученика начальных классов в процесс активной познавательной деятельности;

  • организация работы в сотрудничестве при решении разнообразных экологических проблем;

  • воспитание любви к природе, родному краю.

Исходя из общих задач обучения и воспитания, научное общество «Я и окружающий мир» ставит перед собой свои задачи и видит их реализацию в необходимости выполнения работ, включающих в себя: исследование в специализированных творческих группах во главе с учителем, выполнение индивидуальных заданий и обучение друг друга в группах, презентацию своих групповых работ и периодическую отчетность на конференциях.

Для выполнения поставленных целей и задач, из разнообразных методов и новых педагогических технологий, педагоги Центра используют такие, как обучение и воспитание в сотрудничестве и метод проектов. Важной составляющей является сетевое взаимодействие с музеем природы города Иркутска. В процессе работы по исследованию родного края и разработки проекта «Цвети, мой край! Живи, Земля!» каждый новый учебный год учащиеся и педагоги входят в выбранную ими проектную лабораторию и выполняют мини-проект по разным направлениям в своих группах.

Учащиеся начальных классов выполняют экологические и природоохранные проекты. Познакомим с некоторыми из них.

Проект «Добрая зима»

Цель проекта – проведение ярмарки, которая предлагает «покупателям» кормушки для птиц, изготовленные детьми. В качестве денег служит умение назвать и описать зимующих птиц. Ярмарка проводится либо в учреждении, либо «выездная» - на улице, во дворе. Главный итог проекта, о котором должны сказать дети, - сколько людей имеют теперь кормушки и могут вывесить их для птиц возле своего дома, у себя на окнах. При подготовке к ярмарке, дети посещают городской Музей природы, изучают биологические особенности птиц, их повадки. Знакомятся с видами кормов, которые предпочитают те или иные виды птиц и которые можно приготовить своими силами. Ярмарка, как известно, не только торг, а еще и веселое, зрелищное представление. «Птичьи» костюмы, рисунки и плакаты, звучащие на ярмарке стихи, песни – все будет одним общим призывом: «Пусть будет зима доброй для пернатых!»

Проект «Коллекция увиденных животных»

Его цель – составить «коллекцию» увиденных в городском музее животных.

Кто-то коллекционирует марки, кто-то значки, а участники нашего проекта – свои наблюдения. После посещения музея, дети вспоминают увиденных животных и составляют свою коллекцию, в которой будут рисунки, фотографии, вырезки из старых журналов, газет. Подведение итогов – праздник. Коллекции демонстрируются всем, о самых удивительных, редких, исчезающих видах животных дети рассказывают в объединении, у себя в классе.

Проект «Птичья столовая»

Проект осуществляется в зимнее время. Суть его – в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на территории Центра, изучении взаимоотношений между различными видами зимующих птиц. Дети продумывают, где лучше разместить «столовую», какие кормушки, для каких птиц предусмотреть. Открытие птичьей «столовой» проводится торжественно, а далее дети поочередно ведут наблюдение за «столовой» и дежурят в ней: подправляют кормушки, насыпают корм. В процессе наблюдения ученики ведут Дневник юного исследователя, в котором записывают виды зимующих птиц, делают их описание, зарисовки, в том числе, используя экспонаты школьного музея. Наблюдают за взаимоотношениями разных видов, делают выводы.

Проект «Красная книга микрорайона»

Цель проекта – составить Красную книгу своего микрорайона (или ближайшего парка, пришкольного участка), выявив, какие растения являются редкими на его территории, какие растения, произрастающие там, официально включены в Красную книгу РФ.Красная книга пополняется не только за счет внимательных наблюдений, но и благодаря материалам Музея природы.

Проект «Лесная аптека»

Цель проекта – познакомиться с лекарственными растениями, выяснить, какие из них растут в данной местности, открыть лесную аптеку у себя в классе. К открытию лесной аптеки дети готовятся в детском объединении, музее природы и самостоятельно. Во время прогулки в лес (парк) с друзьями или с родителями дети собирают определенный вид растений для аптеки. Это могут быть доступные для сбора детьми листья мать-и-мачехи, цвет липы, свежая крапива, шиповник, мята, лопух и т.п. Лесная аптека откроется для родителей. Дети расскажут им о собранных растениях, своих походах-исследованиях.


Исследовательская работа способствует появлению у школьников живого познавательного интереса, с использованием уже имеющихся опыта, знаний, полученных ранее на уроках окружающего мира, в процессе жизни стихийным путём. Ребята учатся вести простейшую научную работу, систематизировать, анализировать, сопоставлять факты и наблюдения. Эта деятельность помогает установлению истинности их знаний, делать выводы, учит вести документацию: дневники наблюдений, дневники юного исследователя. Важно здесь и то, что в исследовательскую работу активно включаются и родители, что способствует реализации принципа сотрудничества детей и взрослых.

Для изучения уровня экологической культуры младших школьников педагоги-организаторы Центра детского технического творчества вместе с учителя начальных классов школы провели диагностику по методике «Природа благодарит и сердится». Данная методика позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.

После проведения предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминали свои экскурсии в парк, музей, восстанавливали в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, им было предложено ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:

Напиши, за что природа могла бы сказать тебе спасибо:___________; рассердиться на тебя: ____________.

При анализе детских работ было обращено внимание на следующее:

1. Что преобладает в детских ответах в графе «Природа благодарит».

2. Приводят ли дети в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу.

3. Как часто в графе «Природа сердится» появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей.


Анализ детских работ показал, что:

1. В графе «Природа благодарит» преобладали такие ответы: «Природа скажет спасибо, если мы не будем обижать животных, рвать листья, ломать ветки, бросать мусор (перечисление норм и правил поведения в природе), соберём мусор, посадим деревья, будем подкармливать птиц (примеры практической ориентированной деятельности детей). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.

2. В своих ответах дети приводили в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу: посадил дерево, расчистил мусорку, сделал домик для птиц. Это говорит о высоком уровне экологической культуры.

3. В графе «Природа сердится» часто встречались ответы, такие как: «если мы не кормим птиц», «если не очищаем её от мусора». Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы.


Проведенная диагностика позволила объективно и обстоятельно определить уровень экологической культуры каждого ребенка и скорректировать дальнейшую деятельность с учетом индивидуальных особенностей в развитии детей.


Таким образом, экологическое воспитание младших школьников через исследовательскую деятельность способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.


Литература:

1. Бочкарёв, Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся – Калуга, 1996.

3.Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – М.: 2001.

4. Иванова, Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М.: 2003

5. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. – Ярославль, 1997.

4