Российская Федерация
Министерство образования и науки
Тюменская область
Ямало-Ненецкий автономный округ, Приуральский район, посёлок Харп
Муниципальное общеобразовательное учреждение
начальная школа п. Харп
Проектная работа
Основы экологии – младшим школьникам
в номинации «Экологическое образование»
Международного Проекта «Экологическая культура. Мир и согласие»
Разработчик:
Дембицкая С.А.,
учитель начальных классов
МОУ НШ п. Харп
Харп
2017
Цели и задачи проектной работы «Основы экологии – младшим школьникам»
Детям свойственна любознательность и доброта, но не достаточно опыта и знаний, поэтому начальная школа занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладывается основы экологической культуры детей.
Целью реализации данного проекта является создание педагогических условий для организации непрерывного процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и гражданской ответственности подрастающего поколения.
Главная задача экологического образования младших школьников – формирование у них экологического самосознания, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологического мышления, знаний, умений. Построенный проект призван решать следующие задачи:
расширение воспитательного пространства начальной школы в приоритетном направлении экологического образования учащихся;
вовлечение младших школьников в посильную экологическую деятельность общества;
формирование познавательного интереса детей к миру природы, и личной ответственности за происходящими процессами в окружающей среде.
Экологическое образование невозможно без интеграции учебных предметов и внеурочной деятельности школьников. Программы межпредметного уровня ориентированы на реализацию конкретных задач:
Воспитательные:
1. воспитывать в детях бережное и ответственное отношение к окружающей среде, всему живому;
2. способствовать воспитанию активной жизненной позиции младших школьников;
3. формировать целостную личность, развивающуюся в гармонии природы и цивилизации.
Обучающие:
1. обобщать и расширять знания по учебной программе «Окружающий мир»;
2. учить овладевать методами практической работы экологической направленности;
3. обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации.
Развивающие:
1. развивать естественнонаучное мировоззрение, усиливать связь обучения с жизнью;
2. развивать навыки практической работы, исследовательской и проектной деятельности, творческие способности учащихся.
Комплексное решение поставленных задач позволит:
осуществить знакомство детей с местными экологическими и краеведческими особенностями;
получить элементарные представления и понятия об экологических проблемах своего края;
усвоение экологических знаний по принципу: от близкого – к далёкому, от родного края – ко всей стране и другим странам и континентам.
Характеристика разработки проекта
Данный проект «Основы экологии – младшим школьникам» составлен с учётом возрастной психологии и особенностей познавательных процессов учащихся 1 - 4 классов и представляет собой методический вариант организации образовательного процесса начальной школы в целях развития экологического просвещения, в условиях отдельного от основной школы образовательного учреждения сельской местности Крайнего Севера.
Положительным фактором успешной реализации проекта является связь образовательного учреждения с другими учреждениями посёлка (дополнительного образования, культуры, СМИ, здравоохранения) в рамках социального партнёрства.
Основными формами и деятельностными методами обучения являются практикумы, экскурсии, опыты, мониторинг, беседы, поисковая и исследовательская деятельность, составление гербариев, «зелёные рейды».
При реализации программного материала целесообразно практиковать следующее:
применять инновационные образовательные технологии: развивающее и проблемное обучение, исследовательские, проектные методы обучения обучения, технология игрового обучения, обучение в сотрудничестве (групповая работа), ситемно- деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии;
учебный материал максимально адаптировать соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся;
содержание материала основывается на дополнительной литературе энциклопедического характера;
используя разнообразные методы обучения, обратить внимание на выявление творческих способностей детей и предоставить им максимальную возможность для их реализации;
домашние задания предусматриваются исключительно в виде творческих работ;
контроль и учёт выполнения программы курса осуществляется в виде тестовых заданий и защиты исследовательских работ.
Для успешной реализации проекта в школе необходимы определённые условия:
наличие учебного класса со столами, стульями, доской, специальным техническим оборудованием для демонстрации видеоматериалов;
специальная библиотека учебно-популярной и энциклопедической литературы;
наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, муляжи, образцы полезных ископаемых и др. материалы);
инструменты и принадлежности для практических и лабораторных работ;
раздаточный материал для творческой работы учащихся (листы бумаги, карандаши, фломастеры и др.);
наличие компьютерного класса с возможностью выхода в Интернет.
Для проведения экскурсий особое внимание следует обратить на подготовку проекта экскурсии, который включает маршрут, наличие необходимого оборудования, инструктаж по технике безопасности, разработку исследовательских тем, обобщение результатов деятельности.
Отличительной особенностью проекта является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников.
В итоге реализации проекта «Основы экологии – младшим школьникам»:
повысится мотивация детей к изучению природы края, сознательного отношения к экологическим проблемам края, личная заинтересованность и желание участвовать в мероприятиях по сохранению и улучшению экологической ситуации посёлка;
учащиеся должны обладать знаниями:
основных понятий в области охраны природы;
современных местных, региональных экологических проблем и вариантов их решения;
умениями:
практической экологической и природоохранной работы;
изучения естественных сообществ и ответственного отношения к природной среде;
работы с простейшим инструментарием;
проведения творческой и исследовательской работы;
представлять индивидуальные исследовательские проекты, уметь проводить их защиту;
навыками:
системного, комплексного мышления, структурирования информации;
формирования экологической культуры и здорового образа жизни;
ответственного отношения к окружающей среде.
Область и результаты внедрения
Экологическая линия проходит через все составляющие образовательного процесса начальной школы:
воспитание,
обучение,
дополнительное образование,
внеурочную деятельность школьников.
Познание окружающего мира осуществляется посредством учебных предметов и курса «Мир вокруг нас», но не ограничивается рамками уроков, а органически переплетается с внеурочной работой.
Большой интерес вызывает ежегодная ученическая конференция исследовательских проектов «Мы открываем этот удивительный мир» (апрель), традиционными стали предметные недели по естествознанию, приуроченные ко дню рождения округа, в рамках которой обязательно проводятся экологические утренники, викторины по краеведению (декабрь).
В кружке дополнительного образования «Юный эколог» школьники имеют возможность составлять гербарии лекарственных растений края, проводят практикумы, исследования, наблюдения, экскурсии, ухаживают за питомцами в «Живом уголке». Школьный кружок тесно сотрудничает с краеведческим объединением Дома творчества: совместные ученические проекты социально – экологической направленности, творческие тематические конкурсы, центральная поселковая библиотека оказывает содействие и проводит тематические мероприятия экологического характера.
Свою «Зелёную страничку» ведут юные журналисты школы в сотрудничестве с профессионалами местной газеты. На основе наблюдений и впечатлений, полученных на экскурсиях, мероприятиях, дети пишут сочинения, статьи, мини- рассказы о животных и растениях, экологические сказки.
Традиционно в школе проводятся творческие выставки поделок из природного материала и рисунков на тему экологии и краеведения. В начале и конце учебного года совместно с родительской общественностью проводятся экологические акции: «Рябиновые бусы» (осенняя посадка деревьев), «Лесной рейд чистоты» (уборка близлежащего леса).
Спортивная работа в школе ориентирована на развитие детского туризма. Общешкольный поход «Экологической тропой» позволяет применять полученные знания и умения в естественной среде обитания, мероприятие носит соревновательный характер.
Таким образом, в харпской начальной школе сложилась комплексная система экологического просвещения и формирования экологической культуры школьников, которая охватывает все уровни детского коллектива: класс- группа (кружок)- школа. Большое содействие в работе по данному направлению оказывают родители, социальные учреждения (Дом творчества, школа искусств, центральная библиотека, редакция местной газеты).
Соответствие проекта концепции устойчивого развития
Эффективность действующего проекта «Основы экологии – младшим школьникам» подтверждает факт устойчивого интереса и активности со стороны участников образовательного процесса: обучающихся – родителей – педагогов – социума.
Реализация проекта характеризуется стабильностью результатов применения, которые имеют положительную тенденцию развития.
Область значения | Результаты применения |
социальная | у младшего школьника формируется целостное представление о природном и социальном окружении как среде жизни человека; способность к причинно – следственному анализу фактов и явлений окружающей действительности; формирование у ребёнка гражданской идентичности и самосознания как члена общества, ответственного за происходящее в среде обитания; повышение социальной ответственности за подрастающее поколение; усиление роли родителей и социума в развитии форм сотрудничества со школой |
экологическая | повысился качественный уровень знаний учащихся по окружающему миру (школьные предметные олимпиады, рос числа участников, лауреатов, победителей дистанционных олимпиад природоведческого характера, активное участие в исследовательских проектах на уровне школы, района); повышение экологической грамотности общества, приобщение детей с раннего школьного возраста к мероприятиям по озеленению, внимательному и бережливому отношению к природе, и, как результат, сохранение пришкольной территории, насаждений в посёлке, за его пределами, края, страны |
экономическая | ресурсное обеспечение проекта предполагает использование потенциала самого учреждения, с возможным привлечением специалистов для работы на базе школы или вне; сотрудничество с другими учреждениями осуществляется на договорной основе; проект реализуется в рамках действующей системы бюджетного финансирования образовательного учреждения; возможно привлечение спонсорских средств |
Вывод: составленный проект «Основы экологии – младшим школьникам» имеет социальную экологическую направленность и реальную возможность применения в условиях сельской школы.
Оптимальное использование интерактивных технологий усиливает эффективность достигнутых результатов экологического просвещения младших школьников, тем самым, повышает культуру и образованность поколения.
Активность учащихся школы в мероприятиях посёлка, района свидетельствует о жизненной позиции и гражданственности семей.
Результаты опроса родителей в форме анкетирования показали рос степени удовлетворённости их учебно- воспитательным процессом в школе, включая экологическое направление деятельности.
Это свидетельствует о соответствии положений проекта его устойчивому развитию.