СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологические акции как форма работы над развитием экологической культуры младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы. Экологические акции

Просмотр содержимого документа
«Экологические акции как форма работы над развитием экологической культуры младших школьников»

Экологические акции
как форма работы над развитием экологической культуры

младших школьников


Аннотация. Формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения  человека является важной задачей в современном обществе. Экологические акции – одна из форм формирования экологической культуры младших школьников. Участие детей в акциях позволяет вовлечь их в активную практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды.

Ключевые слова: экологические акции, экологическая культура.

Экологическое воспитание одно из важных направлений воспитательной работы младших школьников. Особое внимание уделяется формированию экологической грамотности и экологического сознания, формированию основ экологической культуры учащихся, популяризации и передаче экологических знаний, расширению опыта взаимодействия с окружающим миром, а также развитию активной социальной позиции в отношении экологии.

Одним из эффективных направлений экологического воспитания подрастающего поколения являются экологические акции. Акции – это социально значимые комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности,  направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе, они помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды; позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил. Акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней. В ходе реализации природоохранных акций решаются одновременно различные задачи: познавательные, нравственные и эстетические. В результате участия в экологических акциях, у учеников младшей школы развиваются личные качества, такие как:

– интерес к познанию окружающего мира;

– заинтересованность в защите и сохранности природной среды;

– понимание экологических проблем и причин их порождающих;

– чувства сопричастности, гордости, патриотизма за свою Родину;

– пропаганда экологической культуры и здорового образа жизни;

– заинтересованность в благоустройстве и озеленении школьной территории, своего места жительства.

Участие в акции способствует,  вовлечению детей    в практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды. Эту работу я осуществляю через разнообразные экологические акции, которые активизируют нравственно-экологическую воспитанность учащихся, а экологическая культура в широком смысле включает в себя и воспитание активной жизненной позиции.

Алгоритм проведения акций:

цель (каждая акция имеет свою цель);

задачи (выполняются общие и конкретные);

объект (на что направлено – птицы, деревья…);

участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);

Этапы:

Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов).

Организационно-практический (деятельностный, выполнение плана деятельности): изготовление плакатов, буклетов выставка рисунков, книг, самоделок, газет, коллажей, фотовыставки, инсценировки произведений, праздники).

Аналитический (подведение итогов, рефлексия, подготовка фотоотчета, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).

Многие акции, которые я провожу со своими учащимися, становятся традиционными и с каждым годом работа становится более разнообразной.

Акция «Детство в чистом городе». Целями данной акции было привлечение внимания детей и взрослых жителей города к проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами, повышение уровня экологической культуры учащихся и населении, благоустройство городских территорий. В рамках акции ребята убирали мусор на школьной территории и около своих домов, готовили выставку фотографий и рисунков. Участвовали в ежегодном субботнике «Школьный дворик». Дети совместно с родителями убирали школьный двор, сажали цветы, деревья, кустарники.

Акция «Живи лес!». Цель акции: приобщение детей к природоохранной деятельности и привлечение внимания к проблемам сохранения, восстановления и приумножения лесных богатств родного края. Ребята собирали семена ясеня обыкновенного и желуди, которые были переданы в СГБУ ВО «Урюпинское лесничество», где будут использованы, как посадочный материал для проведения лесовосстановительных работ.

Акция «Покормите птиц зимой!». Главная цель акции - приобщение учащихся к природоохранной деятельности, формирование экологического сознания и гуманного отношения к птицам, экологической культуры у подрастающего поколения посредством вовлечения учащихся в активную творческую деятельность. В течение зимы дети изготавливали кормушки, размещали их на пришкольном участке, в парках, скверах, около жилых домов и в других местах, организовывали подкормку зимующих птиц и проводили наблюдения за птицами, готовили творческий отчет в форме презентации об изготовлении, развешивании и организации подкормки птиц, с фотографиями действующих кормушек.

Акция «Домики для птиц». Цель акции: привлечение внимания учащихся к охране птиц, создание благоприятных условий для гнездовья птиц в городской среде. Ребята собирали информацию о птицах, селящихся в искусственных гнездовьях, изучали материалы по строительству птичьих домиков, изготавливали и развешивали искусственные гнездовья (скворечники, синичники, дуплянки) на территории школьного двора, около домов, в парках, вели наблюдения за птицами, поселившимися в домиках.

Акция «Посади дерево!». Цель акции: привлечение внимания учащихся, к проблемам вырубки деревьев и охраны объектов растительного мира в черте города. Ребята выясняли причины вырубки деревьев на улицах города, сажали деревья и кустарники, осуществляли уход за ними. Проводили разъяснительную работу с учащимися младших классов, конкурс рисунков «Зеленый город».

Акция «Живая елочка – зеленая иголочка». Цель акции: обратить внимание детей на проблему сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников.   В рамках акции изготавливали информационные листовки «Не рубите деревья ради «Нового года», «В лесу родилась елочка и пусть она растет», плакаты на тему «Не рубите елочку», «Елочка должна расти в лесу», «Берегите елочку». Использовали для украшения учебного кабинета и своего дома искусственные ёлки, новогодние букеты и композиции. Проводили конкурс рисунков и поделок из разных материалов «Украсим живую елку».

Таким образом, экологические акции направлены на формирование активной жизненной позиции учащихся, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую сторону своё окружение. Защита природы позволяет детям ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим.



Список литературы

1. Авдеева, Н.Н. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие / Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова // - Ярославль: Академия развития, 2017. - 112 с. 

2. Масленникова, О.М. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко // Волгоград: Учитель, 2015. – 232 с.
3. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду / С. Н. Николаева // - М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.