Просмотр содержимого документа
«Экологические аспекты химического образования»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №13»
Экологические аспекты химического образования
Учитель химии и биологии
Григорьева С.В.
Экологический тип мышления
- Сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде — экологическим. Чем раньше ученик будет введен в сферу экологических проблем, тем эффективнее будет протекать процесс воспитания у него ответственного отношения к природе
Роль химии в решении экологических проблем
- изучая состав, строение и свойства веществ, химия может ответить, как ведет себя то или иное вещество в атмосфере , почве, водной среде, какие воздействия оказывает оно и продукты его превращений на биологические системы;
Роль химии в решении экологических проблем
- раскрывая механизмы биогеохимических процессов в природном круговороте элементов, химия способствует решению задачи наиболее естественного и “безболезненного” вхождения промышленного производства в природные циклы, делая его частью какой-либо экосистемы;
- используя разнообразные методики химико-аналитического контроля состояния объектов окружающей среды или качества готовой продукции ряда отраслей промышленности (химической, нефтехимической, микробиологической, фармацевтической), химия позволяет получить информацию, необходимую для последующего принятия решений о предотвращении поступления вредных веществ в контролируемые объекты, очистке этих объектов, способах их защиты и т.д.
Экологизированный курс химии
- Экологизированный курс химии дает возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о “виновности” химии в сложившейся экологической ситуации, привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитать у них чувство личной ответственности за ее сохранение.
Основа экологизации
- В основу экологизации положены представления о взаимосвязи состава, строения, свойств и биологической функции веществ, их двойственной роли в живой природе; биологической взаимозаменяемости химических элементов и последствиях этого процесса для организмов, причинах нарушения биогеохимических циклов.
- Тема 1. Введение. Первоначальные химические понятия
Роль химии в жизни человека.
- Тема 4. Соединения химических элементов Чистые вещества и смеси. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.Практическая работа №3 « Анализ почвы и воды»
- Тема№ 2. Металлы
- Тема №3 Неметаллы
- Тема№ 5 Химия и жизнь
- Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.
- Тема 2. Углеводороды и их природные источники
Нефть. Состав и переработка
- Тема 5. Биологически активные органические соединения.
Химия и здоровье. Ферменты.
Витамины. Гормоны.
Лекарства. Проблемы связанные с применением лекарственных препаратов
- Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения .
Искусственные и синтетические полимеры.
Практическая работа №2.
- Тема 3. Углеводороды. Природные источники углеводородов.
- Понятие о ядохимикатах и их использовании в сельском хозяйстве с соблюдением требований охраны природы.
- Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в современной жизни
- Тема №1. Методы познания в химии
- Научные методы познания веществ и химических явлений
- Роль эксперимента и теории в химии
- Тема № 4 Вещество
- Кристаллические решетки.
- Газообразные, жидкие и твердые вещества
- Полимеры, пластмассы, волокна.
- Дисперсные системы. Золи, гели, понятие о коллоидах
- Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества.
- Чистые вещества и смеси. Состав и разделение смесей
- Тема 2.Строение вещества
- Тема 4. Вещества и их свойства
- Тема 5. Химия в жизни общества
- Химия и производство . Общие принципы химическое технологии. Природные источники химических веществ. Полимеры, пластмассы, волокна и каучуки. Новые вещества и материалы в технике(нанотехнологии)
- Химические процессы в живых организмах . Биологически активные вещества.
- Химия и здоровье. Проблемы связанные с применением лекарственных препаратов.
Вопрос 26 ЕГЭ
Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования
химических веществ и превращений. Методы разделения
смесей и очистки веществ. Понятие о металлургии: общие
способы получения металлов. Общие научные принципы
химического производства (на примере промышленного
получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое
загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и
поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки
Правила взаимодействия человека и природы
- американский эколог Барри Коммонер:
«Все связано со всем».
«Все должно куда-то деваться».
«Природа знает лучше».
«Ничто не дается даром»