Педагогический проект – экологическая тропа « Исследователи»
Краткая аннотация: Проект «Экологическая тропа «Исследователи» направлен на формирование у обучающихся:
- основ экологической культуры, соответствующих современному уровню
экологического мышления;
- универсальных учебных действий: познавательных, личностных,
коммуникативных;
- общественной и творческой активности обучающихся через возможность
личного участия в природоохранных акциях и конкурсах.
Экотропа - один из важнейших компонентов развивающей среды школы, она
дает возможность обучающимся получить навыки изучения взаимосвяей
компонентов природных комплексов по маршруту тропы можно в процессе
индивидуальной и групповой исследовательской работы. Также возможно
использование данной развивающей зоны для занятий с воспитанниками
детского сада «Солнышко» .
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2поселка имени Карла
Либкнехта» Курчатовского района Курской области
Педагогический проект
Экологическая тропа « Исследователи »
Номинация : Инновационные проекты в рамках внеурочной деятельности
Название проекта : Экологическая тропа « Исследователи »
Участники проекта : обучающиеся 7-17 лет
Место выполнения проекта : поселок К. Либкнехта Курчатовского района
Постановка проблемы
Введение новых образовательных стандартов обозначило проблему организации внеурочной деятельности школьников. Перед нами встали следующие вопросы:
выбора новых практико-ориентированных форм внеурочной деятельности;
организации развивающих зон;
формирования метапредметных компетенций средствами внеурочной деятельности.
Проанализировав возможности нашей школы, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным для нас является развитие экологического направления. Кроме того, наши предположения подтвердили и результаты мониторинга эффективности формирования ключевых компетенций в рамках реализации экологического образования наша школа находится в лесной зоне поселка, поэтому мы решили расширить образовательное пространство, выйдя за пределы школьной территории и создать эколого- географическую тропу для обучающихся 5-11 классов, которая включала бы природные площадки для проведения практических работ в учебное и внеучебное время, а также программа для начальной школы, где ребята в игровой форме изучают особенности животного и растительного мира, работая с природным материалам. Считаю , что это позволит интегрировать общее и дополнительное образование. В этом видим нестандартность и инновационность нашего подхода к реализации экологического образования в школе. Экологическая тропа - дает возможность ученику наглядно познакомиться с разнообразными процессами в природе, получить навыки проведения экологических исследований, определить местные экологические проблемы и по-своему решить их, начиная с начальных классов.
Изучать взаимосвязи компонентов природных комплексов по маршруту экологической тропы можно в процессе индивидуальной и групповой исследовательской работы. Также возможно использование данной развивающей зоны для занятий с воспитанниками детского сада «Солнышко» для проведения экскурсий и занятий ознакомления с окружающим миром.
Цели и задачи проекта:
Цели:
создание эколого-географической тропы в рамках осуществления экологической здоровьесберегающей деятельности школы.
создание условий для социального становления личности через организацию совместной познавательной , природоохранной деятельности детей и взрослых, осуществление действенной заботы об окружающей среды , создание географического музея, активизация деятельности по работе в нем,
воспитание эстетического отношения к окружающему миру, культуре речи и мышлению, организация проектной деятельности в рамках программы.
Задачи :
разработать программу, методику путей формирования у обучающихся бережного отношения к природе;
внедрить разработанную методику во внеурочную и внеклассную деятельности;
реализовать познавательные и другие интересы и потребности ребенка через изучение природы своей малой и большой Родины средствами экологии, туризма и краеведения;
формировать у обучающихся основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления и опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
формировать универсальные учебные действия: тпознавательных, личностных, коммуникативных.
развивать творческую и общественную активность обучающихся через возможность личного участия в конкурсах и природоохранных акциях.
Описание проекта
Экологическая здоровьесберегающая деятельность школы включает в себя создание экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры и реализацию модульных образовательных программ. Одной из составных частей такой инфраструктуры является наличие пришкольной площадки, кабинета или лаборатории для экологического образования. Поскольку школа находится в лесной зоне поселка, то наиболее выигрышным именно для нас будет реализация экологического образования через создание и организацию деятельности экологической тропы (далее - экотропа), включающей участки для проведения практических занятий по биологии, экологии, географии и краеведения. Кроме того, выбор трассы экотропы совпадает с используемым маршрутом.
Экотропа – один из важнейших компонентов развивающей среды школы, она позволяет ученику наглядно познакомиться с разнообразными процессами в природе, получить навыки экологических исследований, определить местные экологические проблемы и по-своему решить их, начиная с начальных классов. Использование экотропы возможно для реализации практической части рабочих учебных программ по биологии, географии, окружающему миру и т.д.; для проведения экскурсий во внеурочное время; для организации индивидуальной и групповой работы над исследовательскими проектами (изучение взаимосвязей компонентов природных комплексов леса, болота, реки, карьера, вырубки, влияния человека на природные комплексы и т.п.); для расширения спектра форм внеурочной деятельности ; для формирования у обучающихся опыта социального проектирования . Формой организации внеурочной деятельности, обеспечивающей сочетание разнонаправленных интересов обучающихся при рассмотрении экологических проблем, мы видим клуб по интересам. Это позволит обеспечить максимально широкий охват обучающихся экологическим образованием.
Также возможно использование данной развивающей зоны для занятий с воспитанниками МКДОУ «Детский сад «Солнышко» для проведения экскурсий и занятий ознакомления с окружающим миром.
Проект построен на основе общенациональных ценностей российского общества, таких как здоровье человека, экологическая грамотность и экологическая культура, здоровый и экологически безопасный образ жизни. Экологическая культура выступает как способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности человека в окружающей среде.
Основные этапы реализации проекта
Номер и наименование групп мероприятий и мероприятия | Результаты | Сроки реализации | Дальнейшее использование результатов |
1. Подготовительный этап |
1.1. Изучение теории и практики по рассматриваемому вопросу | Будет сформирован банк методических рекомендаций для реализации проекта; повысится компетентность участников проекта в данном вопросе. | август – сентябрь | Использовать имеющиеся знания для разработки маршрута и составление карты - схемы |
1.2. Подготовка материала для организации деятельности обучающихся на экотропе | Собран методический материал для организации деятельности экотропы | ноябрь – декабрь | Проведение учебных и внеурочных занятий с обучающимися, проведение учебных исследований школьниками. |
1.3. Выявление ресурсных и организационных условий по реализации проектной идеи | Определены функциональных обязанностей участников проекта | август – сентябрь | Оборудование маршрута тропы на местности, привлечение к реализации обучающихся и их родителей |
1.4. Разработка маршрута и составление карты - схемы | Будет разработан маршрут тропы | август | В ходе мероприятий по плану работы будет оборудована тропа |
2. Практический этап (октябрь 2014г. – май 2015г.) |
2.1. Оборудование маршрута экотропы на местности | Укреплены дорожки, проведена маркировка тропы, установлены информационные стенды, составлен паспорт тропы. | октябрь май | Организация исследовательской работы обучающихся на основе возможностей экотропы, расширение спектра форм внеурочной деятельности по экологии, организация общешкольных экологических акций |
2.2. Обеспечение ресурсов для обслуживания экотропы | Определен штаб экотропы, распределены обязанности по обслуживанию развивающей зоны | ноябрь |
2.3.Организация клубов по интересам для учащихся первой и второй ступеней обучения | Сформирован план внеучебной деятельности, группы участников клубов по интересам | январь– май | Формирование у обучающихся основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, и опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях |
2.4. Организация исследовательской работы обучающихся на основе возможностей экотропы | Увеличение числа обучающихся, участвующих в исследовательской деятельности. | январь– май | Анализ реализации проекта |
2.5.Организация участия обучающихся в общешкольных экологических акциях и конкурсах | Формирование у обучающихся основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, и опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях | январь 2 – май | Создание географического музея и экотропы |
2.7.Мониторинг сформированности у обучающихся основы экологической культуры, универсальных учебных действий | Определены эффективность реализации проекта, коррекционные мероприятия | Апрель | Коррекция проекта, анализ реализации проекта |
3. Рефлексивный этап (июнь – август 2016 года) |
3.1. Анализ реализации проекта с выявлением проблем и оценкой изменений | Определены эффективность реализации проекта, дальнейшие пути совершенствования экологического образования в школе | Май – июнь | Презентация результатов проекта, разработка нового проекта |
3.2. Презентация результатов реализации проекта | | Июнь – август | Разработка нового проекта, совершенствование работы педагогического коллектива школы |
Организация проектной деятельности
Педагогическую систему представляю конкретными примерами проектной
деятельности для повышения мотивации к предмету география по таким
направлениям - краеведение и экологическое образование на уроках
географии, во внеурочной и внешкольной деятельности. Традиционный
способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным,
неспособным решить стоящие перед школой задачи в современных
условиях информатизации общества. Возникает необходимость поиска
новых методов не только на уроках ,но и в рамках внеурочной деятельности.
Я выбрала метод проектов.
Метод проектов - это такая организация обучения, при которой учащиеся
приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических
заданий ("проект" - "брошенный вперед", т.е. замысел в виде прообраза
объектов). Метод проектов помогает решить проблему развития у учащихся
самостоятельности, творческого подхода к делу, привычки к обучению на
протяжении всей жизни.
Проектная деятельность по своей дидактической сущности нацелена на:
Формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы
оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к
изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях,
окружающему миру.
В своей практике я использую следующие виды проектов:
Родники
Всем приятно пить воду из чистого родника, в котором нет мусора, который
удобен для использования. Часто, особенно в засушливые годы, родник
можно определить только по сырой земле.
Защитники природы
Мусор – это бич наших лесов и рек. После человека остается огромное
количество мусора. Поэтому на всех оборудованных мы копаемямы для
него. Если по близости нет контейнеров для мусора. И не надо забывать ,
что от такой же проблемы страдают наши парки и дворы.
Первоцветы
Каждую весну можно печатать листовки внимание , первоцветы! Подобные
листовки можно печатать , но уже о сохранении елей в лесу, под Новый год «Покормите птиц»
Это старая и хорошо известная форма работы, а потому и не стоит от нее
отказываться.
Озеленители
Попробовать прорастить семена фасоли талой водой, взятой из разных
территорий поселка, тем самым изучить качество снега.
Орнитологи
Изучит численность птиц ( день, месяц, год, по сезонам)
Фотоманы
фотографии поселка с экологической точки зрения
Таким образом, можно сказать, что проект является продуктом
урочной, внеклассной работы, используя поэтапную организацию
деятельности ребят по освоению метода проектов. Типы проектов,
критерии их оценки делают каждый этап работы логически
завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться
как этап подготовки к последующей работе на следующем этапе.
Особое место в развитии креативных, коммуникативных
способностей имеет внеурочная деятельность по предмету.
Традиционно образовательный процесс связан с передачей –
получением информации, отработкой репродуктивных навыков.
Монотонный, из урока в урок повторяющийся, алгоритм проведения
занятий приводит к снижению познавательного интереса у детей в
изучении любого предмета. И одна из основных задач учителя –
поиск новых методов, приемов обучения. И частично это помогает
решить занимательные внеклассные мероприятия. Проведение
недель и декад по географии традиционно и является праздником для
детей и учителя. В ходе таких декад я провожу проекты самых
разных форм: игры, КВН, викторины, конкурсы, вечера, экскурсии,
конференции, работу видеозала и др.
Проектный метод обучения окончательно не отказывается от
традиционных моделей обучения, но предоставляет ученику право
выбора, тем самым позволяет ему самостоятельно строить свою
личность. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект
имеет большое положительное значение. Понимание ошибок создает
мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к
новому знанию, т.к. именно неудачно подобранная информация
создала ситуацию "неуспеха". Подобная рефлексия позволяет
сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира в
этом микро- и макро социуме.
Таким образом, современные педагогические технологии помогают
существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить
стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания
всесторонне развитой, творчески свободной личности. Современное
постиндустриальное общество в большей степени заинтересовано в том,
чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать,
принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям
жизни.
Ожидаемые результаты
Таким образом, комплекс административно-педагогических мер позволит достичь следующих результатов:
во-первых, будет расширен спектр форм внеурочной деятельности и дополнительного образования;
во-вторых, в учебном плане школы увеличится число элективных, факультативных, развивающих курсов экологической направленности на всех ступенях обучения;
в-третьих, увеличится охват обучающихся учебно-исследовательской деятельностью экологической направленности;
в-четвертых, вырастет количество участников олимпиад, экологических конкурсов, в том числе дистанционных;
а также все обучающиеся школы станут участниками экологических акций и мероприятий, у учащихся будет сформирована положительная мотивация к действиям по развитию своей экологической грамотности.
Программа направлена на познавательную сферу , природоохранную и здоровьесберегающую сферы.
Литература
1. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества школьников во внеурочной деятельности /Брагуца А.В. // Начальная школа. – 2011. - № 6
2. Васильева, Е.В. Проектная деятельность и продвижение инновации в систему образования / Е.В. Васильева // almamater/ - 2010 / № 9
3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М. : Просвещение, 2001
4. Тарасова Т.И. Деятельностный подход в экологическом образовании учащихся / Тарасова Т.И. // Начальная школа. – 2006 , № 10
5. www/ ecosystema/ru/
6. festival . 1september ru/ article 582770