МБДОУ «Детский сад № 29 «Улыбка»
Экологический проект на тему:
«Огород на окне»
(Младшая группа)
Подготовила воспитатель:
Зинченко С. А.
2018г
Образовательная область:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Вид проекта: Групповой, познавательно - исследовательский, творческий.
Цель проекта: Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи проекта:
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Актуальность: Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Возраст участников проекта:
дети младшего дошкольного возраста.
Участники проекта:
воспитатели, воспитанники, родители.
Продолжительность проекта: февраль(2 недели) – март(2 недели) 2018 года.
Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми: Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки, оформление фотоальбомов.
Формы работы с родителями: Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, дидактические и подвижные игры, выполнение творческих заданий.
Обеспечение: учебно-методическое, информационное, материально-техническое.
Предполагаемый результат: Для детей: Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Презентация проекта:
Иллюстративное сообщение, инсценировка, доклад.
Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
- работа воспитателей с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей.
Поэтапная работа над проектом:
1.Подготовительный этап.
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
2.Основной этап. Реализация проекта.
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
• Посадка семян томатов, салата, лука, укропа в землю.
• Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка овощей из пластилина.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Просмотр фильмов о растениях.
• Сбор коллекций семян.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде.
3. Заключительный этап.
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «Огород на окне»
Перспективный план образовательной деятельности
по реализации проекта
Дата | Работа с детьми | Работа с родителями |
1 неделя | Занятие. Окружающий мир: «Во саду ли, в огороде». Загадывание загадок об овощах. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений» Чтение: «Репка» | Анкетирование на тему: « Экологическое воспитание дома» |
1 неделя | Посадка лука, чеснока. Беседа с детьми: «Что такое огород и что на нём растёт» Занятие. Лепка «Овощи на тарелке» Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде» | Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). Подготовка земли, материала для творческого оформления огорода. |
1 неделя | Д/игры: «Чудесный мешочек» Занятие. Математика Трудовая деятельность: Организация дежурства по уходу за растениями. | Консультация для родителей «Лук от семи недуг» |
2 неделя | Экспериментальная деятельность «Семена растений отличаются друг от друга» Игра «Узнай по описанию» Занятие: Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Огород» | Папка передвижка на тему: « Живые витамины» |
2 неделя | Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. Оформление дневника наблюдений. Беседа: «Человек и растения» Занятие: Рисование «Помидор» Д/И «Что растет на огороде?» | Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для закрепления знаний о растениях (овощах). |
2 неделя | Беседа: « Солнце и растения». Рисование: «Лук от всех недуг». Трудовая деятельность: Полив и уход за растениями на «огороде». | |
3 неделя | Беседа: «Семена». Занятие. Развитие речи. Составление рассказов по иллюстрациям. Д/И «Какого цвета овощи?» Наблюдения «Что растет на огороде?» | Задание на дом: подобрать пословицы, поговорки на тему: «Овощи», «Огород». |
3 неделя | Чтение: Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали» Аппликация «Лук, лучок» | Задание на дом: «Книжки-малышки» |
3 неделя | Лепка: «Что растёт в огороде?» Д/И «Что лишнее?», «Лото». | |
4 неделя | Опытно-экспериментальная деятельность: «На свету и в темноте» Д/И «Вершки и корешки» | |
4 неделя | Итоговая беседа: «Огород на окне переносится на участок детского сада». | |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.
4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны,2009.
6. . Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».
7. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.
8.Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
9. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2013 год.
10. Интернет ресурсы.