У
правление образования администрации города Донецка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«ясли-сад № 396 города Донецка»
Экологический проект
Подготовила:
Воспитатель Крашенкова Е.Н.
Донецк-2024
Цель проекта:
Создание условий развития умений видеть красоту окружающего мира,
способствовать развитию экологического мышления, воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающему миру;
- Побуждать к применению ранее полученных знаний о природе в рассуждениях и умозаключениях;
- Развивать речь детей, внимание, умение анализировать содержание вопросов, загадок и давать полный содержательный ответ на них;
- Обсудить важнейшие правила поведения детей в природе.
Тема экологии актуальна в наше время, 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды.
Этапы проекта:
Подготовительный:
Закрепление и повторение знаний детей о животных, о природе;
НОД по изобразительной деятельности, лепке, аппликации, чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи о животных), беседы об охране и бережном отношении к природе, рассматривание иллюстраций природоведческого характера, дидактические и развивающие игры.
Основной:
НОД «Красная книга Донецкой области»,
НОД по изобразительной деятельности «Растения Донецкой области»,
Конкурс чтецов «Зеленая планета 2013».
Заключительный:
Экологическая викторина «Путешествие в природу».
Театрализованное представление сказка «Теремок» на экологический лад.
В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.
Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном.
Любое время года прекрасно, содержит таинство закономерных проявлений жизни: то нежное весеннее возрождение и прекрасное осеннее увядание, то зимняя дремота под снегом и буйное воспевание плодов в пышной летней зелени. Детям стараюсь показать закономерную последовательность роста и развития всего живого, его зависимость от сезонных факторов внешней среды.
С
самого начала учебного года вместе с детьми ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно осматривали растения на участке: вот появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее. Мы обращали внимание на форму и окраску листьев, учу по этим признакам определять, с какого дерева они упали. Предлагала побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами. Наблюдали, как стаи перелётных птиц – диких уток, гусей – улетали на юг, в тёплые края.
А как празднично и красиво выглядели в осеннем наряде наши берёзы!
В группе читали с детьми книгу С. Воронина «Моя берёза». Автор говорит о дереве, как о живом существе, которое радуется теплу и солнцу: умеет
защищать себя и в осеннее ненастье, и в зимнюю стужу. На прогулке в яркий
солнечный осенний день дети с интересом рассматривали берёзу на нашем
участке. Они отмечали, что веточки у неё гибкие, свисают вниз, на дереве
много листьев – сквозь них даже не просвечивает солнце.
Мы обращали внимание ребят на то, что среди зелёных листьев изредка мелькают жёлтые – это первые признаки осени.
На прогулках и экскурсиях учу детей понимать влияние деятельности человека на природу: природоохранительных мероприятий и последствий безнравственного воздействия (загрязнение атмосферы и водоёмов, вырубка леса, уничтожение садов и т. д.).
Экологическое воспитание детей провожу в тесной связи с семьёй. Родители оказывают мне посильную помощь в экологическом воспитании своих детей (скачивают информацию и документальные фильмы о животных из интернета, иллюстрации, изготавливают с детьми кормушки для птиц, приносили семена цветов, помогали засаживать клумбы цветами…).
Уже на первом родительском собрании «Ребёнок и природа» мы, совместно с родителями, поставили следующие задачи:
1) приучать детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам и ко всему живому;
2
) заботиться о птицах, животных;
3) учить детей видеть красоту окружающей природы.
Проведённое анкетирование родителей на тему «Что такое экология и нужно ли её изучать» показало, что взрослых заботит вопрос экологической ситуации в мире. Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические ширмы, в которых родителям даю чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы знакомлю детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Организовываю консультации, на которых объясняю, что нужно рассказывать и показывать детям, как собирать букеты из осенних листьев. Ежегодно весной в нашем детском саду проводится субботник, на котором воспитатели и родители окапывают кустарники, обрезают ветки, сажают цветы, а дети помогают взрослым, собирают обрезанные ветки, прошлогодние опавшие листья. Родителям советую ходить с детьми в лес в разное время года (весной - рассмотреть первые весенние цветы и веточки, послушать пение птиц, летом – понаблюдать за бурной жизнью насекомых, осенью – полюбоваться красотой осенних деревьев, зимой – полюбоваться красотой зимнего пейзажа.)
Итог работы.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что дети стали более внимательно относиться к животным и птицам, деревьям и растениям. Любят дежурить, с удовольствием ухаживают за комнатными растениями. В процессе работы стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Моя задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.
Надо подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.
К 5-6-ти годам у детей формируется представления о связи явлений природы с деятельностью человека. Они понимают, что для жизни растений и животных необходимы определенные условия. Необходимо расширять и усложнять поручения взрослых: дети могут помогать сажать и поливать растения, комнатные цветы, кормить домашних животных
М
ы, взрослые, должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которые включают:
– представления о растениях и животных как уникальных и
неповторимых живых существах, об их потребностях и способах
удовлетворения этих потребностей;
– понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их
обитания, приспособленности растений и животных к условиям
существования;
– осознание того, что все живые существа на земле связаны друг с
другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг
от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку,
то есть биологическое равновесие) и, в то же время, каждое из них
имеет свою экологическую нишу, позволяющее существовать
одновременно.
Неверно было бы думать, что одно лишь постоянное общение с природой
(экскурсии в лес, на реку, прогулки, рассматривание живописных полотен,
иллюстраций и т. д.) способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, а именно: проводить тематические прогулки, например, «Ещё прозрачные леса как б
удто пухом зеленеют», «Как молоком облитые, стоят сады вишнёвые»; учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни:
«Что в уголке природы тебе нравится больше всего? Правда, этот цветок
необыкновенно красив?». Дошкольники должны осознать, что красота никак не определяется утилитарным подходом, (многие дети считают: то, что красиво, то хорошо, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, необходимо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников ещё недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный («это нравится, а это нет») и субъективный (например, заяц нравится, потому что он пушистый и подвижный, ёж не нравится – колючий) характер.
Задача воспитателя и родителей – подвести детей к пониманию того,
что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту. Горе нам, если мы не научили детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого необходимо делать всё возможное:
подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия.
Экологическое образование в детском саду уже стало неотъемлемой частью процесса образования и воспитания, способы организации экологической деятельности в детских образовательных учреждениях разнообразны. Круг тем и задач по ознакомлению детей с природой родного края довольно широк, форма подачи материала – максимально доступна, а сам процесс ознакомления – интересен и увлекателен.
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.