СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое образование школьников в коррекционной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы формирования экологической культуры школьников на уроках гуманитарного цикла

Просмотр содержимого документа
«Экологическое образование школьников в коррекционной школе»

Экологическая культура школьников.

Экологическое образование на уроках гуманитарного цикла.

Слово «экология» и его производные прочно вошло в наш каждодневный лексикон. Обычно под экологическим воспитанием подразумевается воспитание любви к природе. Действительно, это составная часть экологического воспитания, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь, бывают сомнительными. Например, содержат в неволе диких животных или хомячков, морских свинок, декоративных кроликов, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто, преследуя воспитательные цели, во время прогулок предлагают собирать цветы или ловить бабочек, жучков, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной забавой детей. И тогда подобные «воспитательные» мероприятия учат детей не любить, а уничтожать природу, причем довольно жестоко. К сожалению, в детской литературе также можно встретить примеры подобной «любви» к природе:

Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил,

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит.

И таких примеров много…

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается. Это – воспитание человечности: доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом и к потомкам, которым нужно оставить планету Земля пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить понимать себя и все, что происходит вокруг.

В процессе формирования и развития экологической культуры школьников можно условно выделить три этапа, каждый из которых имеет свою специфику.

Первый этап базируется на знаниях, умениях и опыте, приобретенных ребенком в дошкольном возрасте. Дети должны не только интересоваться родным краем и окружающим миром в целом, но и уметь видеть и понимать красоту природы, эмоционально реагировать на те или иные ее проявления, другими словами, - любить ее. Любовь к природе определяется прежде всего бережным отношением к ней. Это элементарная забота о животных, доступный труд по выращиванию растений и т.д. Первый этап обучения дает возможность перейти на качественно новую ступень развития. Она связывается с приобретением ими экологически ориентированного личного опыта за счет:

  • изучения различных состояний природы, сопровождающихся разъяснениями учителя;

  • выполнения правил, предлагаемых учителем;

  • бережного отношения к используемым предметам;

  • наблюдений за деятельностью взрослых и первоначальных оценок этой деятельности на уровне «хорошо-плохо»;

  • собственного посильного участия в деятельности, направленной на улучшение окружающей среды (например, уборка территории школы, посадка саженцев и т.д.)

На первом этапе развития экологической культуры стоит особое внимание уделять вопросам поведения человека на природе: в лесу, на море и т.п. Учащимся следует четко усвоить, что лес-это дом многих птиц и зверей, а значит и вести себя там надо соответственно.

Второй этап. Идет углубление ранее изученного материала. Теперь воспитанники не только наблюдают за явлениями природы, поведением людей по отношению к окружающей среде, а уже пытаются объяснить то или иное явление, тот или иной поступок. Например, если раньше они просто знали, что траву жечь нельзя, то теперь они подробно изучают последствия ее сжигания (нарушается корневая система, погибает множество насекомых и т.д.) Ребята привлекаются к конкретной деятельности по охране природы. Основные темы экологических мероприятий: «Вода и все, что мы о ней знаем», «Исчезающие животные и растения на Земле», «Мы в ответе за тех, кого приручили».

На третьем этапе систематизируются знания, подробно изучается каждый компонент окружающей среды: экология почвы, воздуха, воды и т. д. на уроках биологии, физики. Центральные задачи экологического воспитания на заключительном этапе следующие:

  1. Объяснить необходимость бережного отношения к природе ради блага всего живого на Земле.

  2. Привлечь внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей часто негативно влияет на качество воды, почвы, воздуха.

  3. Убедить в том, что именно природа-основной источник достатка и благополучия людей; что человек не сможет сделать продукты и материалы лучше тех, что созданы природой.

Экологизация учебных дисциплин-вопрос серьезный и ответственный для любого учителя. В тематическом плане необходимо планировать уроки с экологическим уклоном, где осуществляются межпредметные связи. Так при изучении некоторых тем по географии, биологии, естествознания, другим предметам уделяется внимание влияние человека на окружающую среду. Чтобы такие уроки заинтересовали школьников, можно строить их в нестандартной форме, используя современные образовательные технологии.

Общественно-гуманитарные предметы развивают нравственность учащихся, знакомят с историческим опытом человечества освоения и преобразования природы и принятия норм, правил и идеалов отношения человека, отдельных социальных групп и общества в целом к природе и окружающей среде. Эти предметы раскрывают цели, которые преследует человек, используя природу, показывают, как решение экономических проблем зависит от характера производственных отношений, выявляют социальные последствия, к которым приводит тот или иной способ природопользования.

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ УРОКОВ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Организуя работу по экологизации уроков истории и обществознания,учитель ставит следующии задачи:

  1. Органичное включение экологической тематики в изучаемый материал, особенно на уроках обобщающего повторения.

  2. Сбалансированный показ примеров позитивного решения экологических вопросов и примеров негативных последствий вмешательства общества в природные процессы.

  3. Связь характера природных условий с особенностями хозяйственной и политической деятельности общества.

  4. Установление межпредметных связей как один из способов совершенствования экологического образования в процессе обучения истории и обществознания.

Изучение экологических ситуаций на примерах своего края, родного природного окружения дает более осознанное понимание взаимодействия природы и общества, формирует и развивает духовно-нравственную личность.

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В первую очередь здесь нужно говорить об экологии души: о нравственности, чистоте помыслов, духовности. Человек – часть природы, а не царь, и его душевное и физическое состояние отражается на общем состоянии планеты. Поэтому очень важно, чтобы дети научились видеть и чувствовать эту взаимосвязь. И помогают нам в этом произведения, авторы которых поднимают проблемы-человек и природа, человек в мире людей. Научить любить природу, понимать и уважать людей нелегко. Можно писать словарные диктанты, анализировать тексты на темы: «Береги родную природу», «Лес-источник природного богатства», изложения, учить стихи о родном крае. Большие возможности предоставляют уроки литературы. На них можно показать, как в движении во времени все более усиливается тревога поэтов и писателей о судьбе Земли.

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ

Необходимо использовать уроки с краеведческой направленностью:

  1. Охраняемые территории-заповедники и заказники нашего края.

  2. Красная книга-сохранение генофонда фауны и флоры.

  3. Экологические проблемы-озоновая дыра, парниковый эффект, кислотные дожди.

  4. Сохранение здоровья человека-изучение болезней ХХ века, пропаганда здорового образа жизни, борьба с вредными привычками человека.

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ УРОКОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

На уроках естествознания подробно изучается человек и его организм. На занятиях есть возможность показать, как влияют на организм человека различные аномалии окружающей среды. Например, что происходит с кровью человека, его мозгом, легкими и другими органами, когда он вдыхает загрязненный воздух. В этом же ключе рассказывается и о вреде курения: страдает здоровье не только курящего человека, но и находящихся рядом с ним людей. Примерные уроки: «Приключения витаминки», «Здоровье в порядке-спасибо зарядке», «Пить и курить-здоровью вредить» и др.

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ «ЭТИКИ И ПСИХОЛОГИИ»

Необходимо формировать у старшеклассников экологическую культуру: доброту, отзывчивость, внимание к окружающим, готовность оказать помощь нуждающимся в ней. Порой можно наблюдать такую картину, когда ребенок ласкает котенка и в то же время грубит своей бабушке. Поэтому необходимо учить детей ответственному отношению не только к домашним животным и растениям, а в первую очередь к своим родным, друзьям и знакомым.

Подводя итог вышеизложенному, подчеркну, что система экологического воспитания складывается из трех взаимосвязанных составляющих-знания, отношения, деятельность. Знаниями о проблемах окружающей среды, которые получат школьники, во многом определяется их отношение к окружающему миру. А от этого зависит, появится ли у него желание к конструктивной экологической деятельности.

«Любовь к родной природе – драгоценное качество характера человека, которое взращивается в нем с ранних лет. И взращивается не призывами. Полюбить природу можно лишь постоянно общаясь с ней, думая об ее тайнах и разгадывая их, оберегая природу, вкладывая свой труд в ее украшение»