ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
Хуснутдинова Нурания Каримулловна, учитель биологии
МБОУ «Бураковская СОШ» Спасского МР РТ
Одной из главных задач воспитательного процесса в современной школе является экологическое образование и воспитание.
Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.
Все это способствует здоровому образу жизни людей, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности и дальнейшему выживанию всего человечества.
Целью экологического воспитания является решение следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование потребностей, мотивов и привычек экологического поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие интеллектуальных и практических умений по улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального , эмоционального, нравственного .
Задача общеобразовательной школы состоит в создании условий для формирования таких жизненных идеалов и принципов, которые вывели бы человека на путь сотрудничества с природой и сохранения ее целостности.
Чем раньше человек будет введен в сферу экологических проблем, тем эффективнее будет протекать процесс воспитания у него ответственного отношения к природе.
Развитие человеческого общества невозможно без взаимоотношения с окружающей средой, без использования природных ресурсов, а следовательно, без влияния на природу. Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «экологизация» всех наук, всех сфер человеческой деятельности.
Развитие системы экологического образования в нашей стране содержит ряд объективных и субъективных причин: укоренившиеся тенденции потребительского отношения к природе в сознании значительной массы различных слоев населения, разрушение позитивных народных традиций различного природопользования; бедственное и кризисное состояние экономики и природной среды; отсутствие действенного природоохранного законодательства. В этих условиях необходимо быть экологически грамотными, создавать учебно-методическую базу развития системы непрерывного экологического образования и активнее подключаться к процессу экологического воспитания и образования.
Тютчев писал: природа «не слепок, не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык». К сожалению, не всем дано любить природу и хранить чистоту своего города, только такие проекты, как «Мы любим наш поселок» и «Чистый двор», которые имели практическое значение, дают конечный результат, формирующий у учащихся бережное отношение к окружающей среде.На уроках внеурочной деятельности я всегда доступно разъясняю детям название "экологии" как "науки о доме", о планете Земля". Рассказываю о том, что мы не единственные и не самые главные обитатели этого дома и должны жить по его законам, в мире и согласии со своими "соседями", беречь и благоустраивать его, сохраняя для своих потомков. У учащихся формируется мировоззрение, основанное на ответственности человека за состояние природы. Дети принимают активное участие в экологических проектах « Феникс», «Подрост», «Проблемы рек и озер, в том числе р.Кама», и др. мероприятия, связанные с экологией.
Формы и режим занятий с детьми на уроках внеурочной деятельности: лекции; игровые занятия; практические работы; трудовые десанты; конкурсы, викторины;
Наиболее запомнившиеся мероприятия: «Синичкины именины», Экологическая викторина, «Дом в котором мы живём», «День Земли», «Сохранить природу – сохранить жизнь», эко – урок по сбору макулатуры, традиции русского и татарского народов (национальные праздники Сабантуй, Троица)
Учащиеся должны уметь: проводить наблюдения, исследования в природе; использовать имеющиеся знания для изучения лесных богатств, обоснования рационального их использования, распознавать основные виды растений и деревьев своей местности; устанавливать связи между региональными особенностями природы и занятием населения, хозяйственной деятельностью и экологическим состоянием природы;
Экологическое просвещение подрастающего поколения – настоятельная потребность сегодняшнего дня и поэтому одной из важнейших задач является обучение учеников глубоким экологическим знаниям и привитие им навыков осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. Именно формирование экологической культуры у детей закладывает основы взаимоотношений человека с природой.
Конечной целью экологического образования и воспитания принято считать становление экологической ответственности каждого человека ,которая характеризуется как умение поступать согласно требованиям природы и общества.
В условиях непростой экологической ситуации и усугубляющихся экологических проблем "экология" должна занять полноправное место среди учебных дисциплин на всех этапах образования. Экологическое образование должно стать обязательным и непрерывным: от дошкольного уровня до системы повышения квалификации. Сегодня необходимо включить рассмотрение экологических проблем во все учебные программы, так как эти проблемы становятся настолько серьезными и конкретными, что должны быть задействованы все каналы воздействия на личность. В осуществление постановленной задачи обязаны включиться педагоги независимо от специальности: экологи, биологи, географы должны принять участие в передаче экологических знаний, умений и навыков. Без этого невозможно создание благоприятных условий для полноценного развития детей, воспитания их свободными самостоятельными и ответственными членами общества.»(из информативных источников). Государство обеспечивает качество и доступность соответствующих образовательных услуг, в том числе, путем, установления образовательных стандартов, материальной, организационной и информационной поддержки программ экологического образования.
Мы зависим от окружающего нас мира. Каждый житель должен рассматриваться с двух сторон: как работник предприятия, создавших антропогенный процесс для природной среды, и как человек, попадающий под этот процесс. Отсюда должны строиться взаимоотношения человека и природы.
Я считаю, что экологическое образование и воспитание является очень важной составляющей воспитания нового современного общества. Если мы хотим избежать новых экологических проблем и сохранить нашу землю мы должны не только сами стремиться действовать экологически направленно, мы должны правильно экологически направленно воспитывать наших детей. Дети это поколение, для которого мы стараемся сохранить природу, и от того как мы их воспитаем сегодня, будет зависеть наше будущее. От этого будет зависеть будущее всей планеты.