Министерство образования и науки РТ
Отдел образования Буинского муниципального района
МОУ «Гимназия имени М.М.Вахитова г. Буинска РТ»
Авторская программа
Факультативный курс по окружающему миру «Наш дом – природа»
Работу выполнила
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Кадырова Ф.С.
Рецензент Хамитова Г. Р.
ст. преподаватель кафедры начального образования
2009год
pptcloud.ru
Экологическая проблема - одна из важнейших в современном мире.
В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения.
Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых: С.В.Алексеева, Л.Д.Бобылевой, Л.П. Буевой, Н.В. Добрецовой, Н.Ф.Винокуровой, И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного , В.Б.Калинина, И.Д.Суравегиной, С.И.Фоминой, И.В. Цветковой и др. Значительный вклад в разработку теории экологического образования младших школьников внесли Н.Ф.Виноградова, А.А.Плешаков, которые успешно решаются на уроках окружающего мира.
Определены цели, задачи, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников не ведется.
Актуальность настоящего курса определяется:
- возросшими требованиями государства и общества к уровню экологической культуры подрастающего поколения в связи с ухудшением экологической ситуации;
- приобретением особой значимости экологического образования в общей системе образования;
- нереализованным потенциалом начальной школы в формировании экологической культуры учащихся.
Новизна программы в том, что в программе предлагается формировать эколого-туристские умения.
При разработке занятий по экологическому воспитанию я взяла за основу программу А.А.Плешакова «Факультативный курс по экологии», при этом учитывались местные особенности. Также подробно изучила существующие программы по экологии Л.Е.Куприной «Азбука природы», Н.А.Рыжовой «Наш дом-природа» и использую их в своей работе.
Цель:
- формирование экологически грамотного поведения и сознательного отношения к природе через развитие экологической культуры.
Задачи:
- углубление экологических знаний, заложенных в школьных дисциплинах окружающего мира, ОБЖ;
- формирование знаний о человеке и его месте в природе как особого объекта, влияющего своей хозяйственной деятельностью на окружающую природную среду;
- формирование эколого-туристских умений;
- развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской деятельности;
• воспитание интереса к познанию родного края;
• воспитание эстетического и нравственного отношения к природе.
Принципы, заложенные в содержании программы курса “Наш дом-природа ”:
- системность – анализ экологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровне;
- сезонность – построение изучения тем (разделов) в связи с сезонными изменениями в природе, т.е. темы при изучении материала могут менять свою последовательность;
- спиралевидность – постепенное усложнение содержания с частичным возвращением к ранее изучавшимся;
- непрерывность – изучение экологии с 1 класса по 4 класс;
- интегративность – взаимосвязь с содержанием природоведения, основами безопасности жизнедеятельности (ОБЖ);
- научность – отражение в содержании курса научного представления об окружающей среде;
- краеведческий подход – разработка экологических норм и правил природопользования для конкретных физико-географических условий своей местности;
- деятельный подход – активное участие детей в работе по изучению и охране природы края.
Методическое обеспечение программы
Методы работы: рассказ, объяснение, беседа, наблюдение, дискуссия, иллюстрация, демонстрация, исследование, мини-экопректы, опыты.
Формы занятий: конкурсы, викторины, КВН, заочное путешествие, целенаправленные экскурсии на природу, трудовые десанты, сюжетно-ролевые игры, экологические праздники.
Формы подведения итогов: практическое занятие, КВН, тест, анкетирование, выставка рисунков и поделок.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся будут знать:
- основы экологической культуры;
- значение природы для человека;
- особенности природы своего края, экологическую ситуацию в своем городе;
- охраняемые растения и животные своего края, страны;
- виды туризма и правила поведения в природе;
понимать:
- значение изучения окружающей природной среды для ее сохранения;
- влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека;
- взаимосвязь компонентов природы (т.е. целостность ландшафта);
- место туризма в этой системе взаимосвязи и взаимозависимости;
уметь:
- выполнять правила личной гигиены;
- различать изученные растения и животных, подлежащих охране;
- вести наблюдения в природе и оформлять результаты своей деятельности;
- работать со справочной литературой;
- проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя;
- выполнять правила поведения в природе;
- планировать практические дела по охране природы.
Курс программы состоит из 6 разделов
I.Вводный (2 ч.) Направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к природе.
II.Эколого-краеведческий (8 ч.) В этом разделе дети знакомятся с явлениями, обьектами природы, экологическими проблемами на основе местного материала, изучают редких и исчезающих животных, растений своего края.
III.Эколого – валеологический (4 ч.) В этом разделе формируется понятие о необходимости сохранения «чистоты» окружающей среды обитания человека для сохранения его здоровья. Дети изучают факторы укрепления и ослабления здоровья человека на примере своей природной зоны.
IV.Эколого-туристский (3 ч.) Общаясь с природой ребенок не только обогащает свои знания об окружающей среде, но и осваивает «азбуку» культуры общения с окружающей природной средой; здесь дети получают сведения о туризме, как о виде деятельности и форме познания, приобретают навыки рекреационного (туристского) природопользования.
V.Нормативный (5 ч.) Дети знакомятся с нормами и правилами поведения в природе, учатся раскрывать значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.
VI.Экологический практикум (10 ч.) Мероприятия этого раздела позволяют познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках программы факультативного курса «Наш дом-природа» способствовало тому, что:
1. Дети глубже ознакомились с основными понятиями, законами, идеями экологической культуры.
2.Приобрели навык анализа, сравнения, выделения главного.
3.Научились различать охраняемые растения и животных своего края, страны и т.д.
4.Приобрели навыки туризма и экологически грамотного поведения в природе;
5. Научились работать со справочной литературой, вести наблюдения в природе и оформлять результаты своей деятельности.
6. Повысился интерес к познанию родного края.
7.У учащихся повысились способности к творчеству, улучшилось внимание, память. Дети стали добрее, отзывчивее,и самое важное, дети научились быть более ответственными за свои поступки.
К концу обучения у детей способность определения объектов живой и неживой природы, подлежащих охране увеличилась на 40%.
Дети на 45% стали лучше оценивать свои поступки и действия в природе, повысилась способность предвидеть негативные последствия своей деятельности.
Учащиеся, в большинстве своем, освоили практические навыки туризма в рамках программы.
У детей повысились знания о природе, о ее ценностях, о месте человека в природе. Дети стали более ответственными за свои поступки.
Участие детей на различных конкурсах
Учитель
Учебный год
Кадырова Ф.С.
Фамилия, имя ученика
Октябрь, 2007
Март,
Класс
Хайбуллин Динар
Мероприятие, в котором принимали участие
2
Ахметова Энже
2008
Апрель, 2008
3
Районный конкурс рисунков, посвященный
Результат
Замалтдинова Ильсеяр
Сентябрь
Конкурс рисунков и фотографий «Зеленая планета глазами детей» регионального этапа Всероссийских экологических конкурсов «Зеленая планета – 2008».
1 место
Дню милиции Российской Федерации «Милиционер-защитник природы»
Награда
Ахметова Энже
2009
2
Почетная грамота
Лауреат
Международная акция «Марш парков- 2008», проходившая под девизом «Заповедная природа- здоровье Земли »
4
Диплом
2 место
Конкурс рисунков «Зеленая планета глазами детей» международного детского экологического форума «Зеленая планета-2008»
( в детском художественном
конкурсе «Мир заповедной природы»).
Почетная грамота, книга
Лауреат
Диплом
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Барышева Ю.А. Формирование эколого-краеведческих знаний в начальной школе.- М.: ЦДЮТ РФ, 1997.
- Багаундинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальной школы.- М.: ЦДЮТур, 1996.
- Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. - М.: Прогресс, 1983.
- Виноградова Н.Ф. Предмет “Окружающий мир” в начальной школе. / Вестник образования – 1993 - № 6
- Королева А.Е., Кученева Г.Г. Экологическая дорожка (авторская программа) / Вестник АсЭКО – 1994 – вып. 3-4
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн.: “Асар”, 1996.
- Молодцова З.В. Экологические задачи для младших школьников // Начальная школа, 1997. - № 4.
- Основы экологической культуры. Программа для 1 –3 классов – Тюмень: ИПК ПК, 1995.
- Планета – наш дом: учебн. – Хрестоматия для дошкольников и младших школьников. / Сост. И.Г. Белавина, Н.Г Найденская. – М.: Лайда, 1995
10. Плешаков А.А. Программа факультативного курса “Экология для младших школьников” // Вестник образования – 1993. - № 6
11. Плешаков А.А. Программа “Природа и мы” (2 класс). “Сохраним природу” (3 класс): Программы по экологии для общеобразовательных учебных заведений и детских дошкольных учреждений. – Курган: ГУНО Администрация Курганской области, 1993.
12. Плешаков А.А. Экология для младших школьников (факультативный курс для начальных классов). – М.: Просвещение, 1995.
- Салеева Л.П. Здоровье человека и окружающей среды (курс для младших школьников “Азбука здоровья”)– Курган: ГУНО Администрация Курганской области, 1983.
- Симонова Л.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие. – М.: Агар, 1997.
- Симонова Л.П. Как учить экологии в начальной школе. Пособие для учителя. – М.:“Тобол”, 1999.
- Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.О. Валеология – основы безопасности жизни ребенка. – Санкт-Петербург: “Petroc”, 1995.
- Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов: Программа и методические рекомендации для учителя. / Автор-составитель Ф.Г. Багаутдинова. – Казань: Республиканская СЮТур, 1991.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1.А.А.Плешаков: «Зеленые страницы». – М.: Просвещение, 1995.
2.В.В.Вдовиченко: «Я за солнышком иду». – Минск, 1985.
3.В.А.Маркин: «Я познаю мир» - Детская энциклопедия «Экология», М: Аст, 1998.
4.А.А.Плешаков «От земли до неба», атлас – определитель. М.: Просвещение, 2008.
5.А.А.Плешаков, А.А.Румянцев: «Великан на поляне или первые уроки экологической этики». М: Просвещение,200.
6. Энциклопедия для детей «Экология». М.: Аванта, 2006.
7.Б.Гржилеека «Экологические очерки о природе и человеке». М.: Мир,1979.
8.Л.И. Грехова «В союзе с природой», М:Ставрополь,2000.
9.В.П.Танасийчук «Экология в картинках». М.: Детская литература, 1989.
10.Журналы «Юный натуралист».
11.Л.Карташова «Места-заповедные»,Казань:Идел-Прес,2007.