СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Экология для детей"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Экология для детей"

Просмотр содержимого документа
«"Экология для детей"»

 Министерство образования и науки РТ  Отдел образования Буинского муниципального района  МОУ «Гимназия имени М.М.Вахитова г. Буинска РТ» Авторская программа Факультативный курс по окружающему миру «Наш дом – природа» Работу выполнила учитель начальных классов 1 квалификационной  категории Кадырова Ф.С. Рецензент Хамитова Г. Р. ст. преподаватель кафедры начального образования 2009год pptcloud.ru

Министерство образования и науки РТ

Отдел образования Буинского муниципального района

МОУ «Гимназия имени М.М.Вахитова г. Буинска РТ»

Авторская программа

Факультативный курс по окружающему миру «Наш дом – природа»

Работу выполнила

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Кадырова Ф.С.

Рецензент Хамитова Г. Р.

ст. преподаватель кафедры начального образования

2009год

pptcloud.ru

  Экологическая проблема - одна из важнейших в современном мире.   В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения.    Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых: С.В.Алексеева, Л.Д.Бобылевой, Л.П. Буевой, Н.В. Добрецовой, Н.Ф.Винокуровой, И.Д.Зверева,  А.Н.Захлебного , В.Б.Калинина, И.Д.Суравегиной, С.И.Фоминой, И.В. Цветковой и др. Значительный вклад в разработку теории экологического образования младших школьников внесли Н.Ф.Виноградова, А.А.Плешаков, которые успешно решаются на уроках окружающего мира.   Определены цели, задачи, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников не ведется.

Экологическая проблема - одна из важнейших в современном мире.

В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения.

Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых: С.В.Алексеева, Л.Д.Бобылевой, Л.П. Буевой, Н.В. Добрецовой, Н.Ф.Винокуровой, И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного , В.Б.Калинина, И.Д.Суравегиной, С.И.Фоминой, И.В. Цветковой и др. Значительный вклад в разработку теории экологического образования младших школьников внесли Н.Ф.Виноградова, А.А.Плешаков, которые успешно решаются на уроках окружающего мира.

Определены цели, задачи, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников не ведется.

Актуальность настоящего курса определяется:  возросшими требованиями государства и общества к уровню экологической культуры подрастающего поколения в связи с ухудшением экологической ситуации; приобретением особой значимости экологического образования в общей системе образования; нереализованным потенциалом начальной школы в формировании экологической культуры учащихся.   Новизна программы в том, что в программе предлагается формировать эколого-туристские умения. При разработке занятий по экологическому воспитанию я взяла за основу программу А.А.Плешакова «Факультативный курс по экологии», при этом учитывались местные особенности. Также подробно изучила существующие программы по экологии Л.Е.Куприной «Азбука природы», Н.А.Рыжовой «Наш дом-природа» и использую их в своей работе.

Актуальность настоящего курса определяется:

  • возросшими требованиями государства и общества к уровню экологической культуры подрастающего поколения в связи с ухудшением экологической ситуации;
  • приобретением особой значимости экологического образования в общей системе образования;
  • нереализованным потенциалом начальной школы в формировании экологической культуры учащихся.

Новизна программы в том, что в программе предлагается формировать эколого-туристские умения.

При разработке занятий по экологическому воспитанию я взяла за основу программу А.А.Плешакова «Факультативный курс по экологии», при этом учитывались местные особенности. Также подробно изучила существующие программы по экологии Л.Е.Куприной «Азбука природы», Н.А.Рыжовой «Наш дом-природа» и использую их в своей работе.

 Цель: формирование экологически грамотного поведения и сознательного отношения к природе через развитие экологической культуры.  Задачи: углубление экологических знаний, заложенных в школьных дисциплинах окружающего мира, ОБЖ; формирование знаний о человеке и его месте в природе как особого объекта, влияющего своей хозяйственной деятельностью на окружающую природную среду; формирование эколого-туристских умений; развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской деятельности; •  воспитание интереса к познанию родного края; •  воспитание эстетического и нравственного отношения к природе.

Цель:

  • формирование экологически грамотного поведения и сознательного отношения к природе через развитие экологической культуры.

Задачи:

  • углубление экологических знаний, заложенных в школьных дисциплинах окружающего мира, ОБЖ;
  • формирование знаний о человеке и его месте в природе как особого объекта, влияющего своей хозяйственной деятельностью на окружающую природную среду;
  • формирование эколого-туристских умений;
  • развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской деятельности;

• воспитание интереса к познанию родного края;

• воспитание эстетического и нравственного отношения к природе.

Принципы, заложенные в содержании программы курса “Наш дом-природа ”: системность – анализ экологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровне; сезонность – построение изучения тем (разделов) в связи с сезонными изменениями в природе, т.е. темы при изучении материала могут менять свою последовательность; спиралевидность – постепенное усложнение содержания с частичным возвращением к ранее изучавшимся; непрерывность – изучение экологии с 1 класса по 4 класс; интегративность – взаимосвязь с содержанием природоведения, основами безопасности жизнедеятельности (ОБЖ); научность – отражение в содержании курса научного представления об окружающей среде; краеведческий подход – разработка экологических норм и правил природопользования для конкретных физико-географических условий своей местности; деятельный подход – активное участие детей в работе по изучению  и охране природы края.

Принципы, заложенные в содержании программы курса “Наш дом-природа ”:

  • системность – анализ экологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровне;
  • сезонность – построение изучения тем (разделов) в связи с сезонными изменениями в природе, т.е. темы при изучении материала могут менять свою последовательность;
  • спиралевидность – постепенное усложнение содержания с частичным возвращением к ранее изучавшимся;
  • непрерывность – изучение экологии с 1 класса по 4 класс;
  • интегративность – взаимосвязь с содержанием природоведения, основами безопасности жизнедеятельности (ОБЖ);
  • научность – отражение в содержании курса научного представления об окружающей среде;
  • краеведческий подход – разработка экологических норм и правил природопользования для конкретных физико-географических условий своей местности;
  • деятельный подход – активное участие детей в работе по изучению и охране природы края.
Методическое обеспечение программы    Методы работы: рассказ, объяснение, беседа, наблюдение, дискуссия, иллюстрация, демонстрация, исследование, мини-экопректы, опыты.   Формы занятий: конкурсы, викторины, КВН, заочное путешествие, целенаправленные экскурсии на природу, трудовые десанты, сюжетно-ролевые игры, экологические праздники.    Формы подведения итогов: практическое занятие, КВН, тест, анкетирование, выставка рисунков и поделок.

Методическое обеспечение программы

Методы работы: рассказ, объяснение, беседа, наблюдение, дискуссия, иллюстрация, демонстрация, исследование, мини-экопректы, опыты.

Формы занятий: конкурсы, викторины, КВН, заочное путешествие, целенаправленные экскурсии на природу, трудовые десанты, сюжетно-ролевые игры, экологические праздники.

Формы подведения итогов: практическое занятие, КВН, тест, анкетирование, выставка рисунков и поделок.

Ожидаемые результаты. Учащиеся будут знать:  основы экологической культуры; значение природы для человека; особенности природы своего края, экологическую ситуацию в своем городе; охраняемые растения и животные своего края, страны;  виды туризма и правила поведения в природе; понимать: значение изучения окружающей природной среды для ее сохранения; влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека; взаимосвязь компонентов природы (т.е. целостность ландшафта); место туризма в этой системе взаимосвязи и взаимозависимости;

Ожидаемые результаты.

Учащиеся будут знать:

  • основы экологической культуры;
  • значение природы для человека;
  • особенности природы своего края, экологическую ситуацию в своем городе;
  • охраняемые растения и животные своего края, страны;
  • виды туризма и правила поведения в природе;

понимать:

  • значение изучения окружающей природной среды для ее сохранения;
  • влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека;
  • взаимосвязь компонентов природы (т.е. целостность ландшафта);
  • место туризма в этой системе взаимосвязи и взаимозависимости;
уметь: выполнять правила личной гигиены; различать изученные растения и животных, подлежащих охране; вести наблюдения в природе и оформлять результаты своей деятельности; работать со справочной литературой; проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе; планировать практические дела по охране природы.

уметь:

  • выполнять правила личной гигиены;
  • различать изученные растения и животных, подлежащих охране;
  • вести наблюдения в природе и оформлять результаты своей деятельности;
  • работать со справочной литературой;
  • проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • планировать практические дела по охране природы.
  Курс программы состоит из 6 разделов  I.Вводный (2 ч.)  Направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к природе. II.Эколого-краеведческий (8 ч.) В этом разделе дети знакомятся с явлениями, обьектами природы, экологическими проблемами на основе местного материала, изучают редких и исчезающих животных, растений своего края. III.Эколого – валеологический (4 ч.) В этом разделе формируется понятие о необходимости  сохранения «чистоты» окружающей среды обитания человека для сохранения его здоровья.  Дети изучают факторы укрепления и ослабления здоровья человека на примере своей природной зоны.

Курс программы состоит из 6 разделов

I.Вводный (2 ч.) Направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к природе.

II.Эколого-краеведческий (8 ч.) В этом разделе дети знакомятся с явлениями, обьектами природы, экологическими проблемами на основе местного материала, изучают редких и исчезающих животных, растений своего края.

III.Эколого – валеологический (4 ч.) В этом разделе формируется понятие о необходимости сохранения «чистоты» окружающей среды обитания человека для сохранения его здоровья. Дети изучают факторы укрепления и ослабления здоровья человека на примере своей природной зоны.

 IV.Эколого-туристский (3 ч.) Общаясь с природой ребенок не только обогащает свои знания об окружающей среде, но и осваивает «азбуку» культуры общения с окружающей природной средой; здесь дети получают сведения о туризме, как о виде деятельности и форме познания, приобретают навыки рекреационного (туристского) природопользования. V.Нормативный (5 ч.) Дети  знакомятся с нормами и правилами поведения в природе, учатся раскрывать значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. VI.Экологический практикум (10 ч.) Мероприятия этого раздела позволяют познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.

IV.Эколого-туристский (3 ч.) Общаясь с природой ребенок не только обогащает свои знания об окружающей среде, но и осваивает «азбуку» культуры общения с окружающей природной средой; здесь дети получают сведения о туризме, как о виде деятельности и форме познания, приобретают навыки рекреационного (туристского) природопользования.

V.Нормативный (5 ч.) Дети знакомятся с нормами и правилами поведения в природе, учатся раскрывать значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.

VI.Экологический практикум (10 ч.) Мероприятия этого раздела позволяют познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.

Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках программы факультативного курса «Наш дом-природа» способствовало тому, что: 1. Дети глубже ознакомились с основными понятиями, законами, идеями экологической культуры. 2.Приобрели навык анализа, сравнения, выделения главного. 3.Научились различать охраняемые растения и животных своего края, страны и т.д. 4.Приобрели навыки туризма и экологически грамотного поведения в природе; 5. Научились работать со справочной литературой, вести наблюдения в природе и оформлять результаты своей деятельности. 6. Повысился интерес к познанию родного края. 7.У учащихся повысились способности к творчеству, улучшилось внимание, память. Дети стали добрее, отзывчивее,и самое важное, дети научились быть более ответственными за свои поступки.

Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках программы факультативного курса «Наш дом-природа» способствовало тому, что:

1. Дети глубже ознакомились с основными понятиями, законами, идеями экологической культуры.

2.Приобрели навык анализа, сравнения, выделения главного.

3.Научились различать охраняемые растения и животных своего края, страны и т.д.

4.Приобрели навыки туризма и экологически грамотного поведения в природе;

5. Научились работать со справочной литературой, вести наблюдения в природе и оформлять результаты своей деятельности.

6. Повысился интерес к познанию родного края.

7.У учащихся повысились способности к творчеству, улучшилось внимание, память. Дети стали добрее, отзывчивее,и самое важное, дети научились быть более ответственными за свои поступки.

К концу обучения у детей способность определения объектов живой и неживой природы, подлежащих охране увеличилась на 40%.

К концу обучения у детей способность определения объектов живой и неживой природы, подлежащих охране увеличилась на 40%.

Дети на 45% стали лучше оценивать свои поступки и действия в природе, повысилась способность предвидеть негативные последствия своей деятельности.

Дети на 45% стали лучше оценивать свои поступки и действия в природе, повысилась способность предвидеть негативные последствия своей деятельности.

Учащиеся, в большинстве своем, освоили практические навыки туризма в рамках программы.

Учащиеся, в большинстве своем, освоили практические навыки туризма в рамках программы.

У детей повысились знания о природе, о ее ценностях, о месте человека в природе. Дети стали более ответственными за свои поступки.

У детей повысились знания о природе, о ее ценностях, о месте человека в природе. Дети стали более ответственными за свои поступки.

Участие детей на различных конкурсах Учитель Учебный год Кадырова Ф.С. Фамилия, имя ученика Октябрь, 2007 Март, Класс Хайбуллин Динар Мероприятие, в котором принимали участие 2 Ахметова Энже 2008  Апрель, 2008 3 Районный конкурс рисунков, посвященный Результат Замалтдинова Ильсеяр Сентябрь Конкурс рисунков и фотографий «Зеленая планета глазами детей» регионального этапа Всероссийских экологических конкурсов «Зеленая планета – 2008». 1 место Дню милиции Российской Федерации «Милиционер-защитник природы» Награда Ахметова Энже 2009 2 Почетная грамота Лауреат Международная акция «Марш парков- 2008», проходившая под девизом «Заповедная природа- здоровье Земли » 4 Диплом 2 место Конкурс рисунков «Зеленая планета глазами детей» международного детского экологического форума «Зеленая планета-2008»  ( в детском художественном конкурсе «Мир заповедной природы»). Почетная грамота, книга Лауреат Диплом

Участие детей на различных конкурсах

Учитель

Учебный год

Кадырова Ф.С.

Фамилия, имя ученика

Октябрь, 2007

Март,

Класс

Хайбуллин Динар

Мероприятие, в котором принимали участие

2

Ахметова Энже

2008

Апрель, 2008

3

Районный конкурс рисунков, посвященный

Результат

Замалтдинова Ильсеяр

Сентябрь

Конкурс рисунков и фотографий «Зеленая планета глазами детей» регионального этапа Всероссийских экологических конкурсов «Зеленая планета – 2008».

1 место

Дню милиции Российской Федерации «Милиционер-защитник природы»

Награда

Ахметова Энже

2009

2

Почетная грамота

Лауреат

Международная акция «Марш парков- 2008», проходившая под девизом «Заповедная природа- здоровье Земли »

4

Диплом

2 место

Конкурс рисунков «Зеленая планета глазами детей» международного детского экологического форума «Зеленая планета-2008»

( в детском художественном

конкурсе «Мир заповедной природы»).

Почетная грамота, книга

Лауреат

Диплом

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА Барышева Ю.А. Формирование эколого-краеведческих знаний в начальной школе.- М.: ЦДЮТ РФ, 1997.  Багаундинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальной школы.- М.: ЦДЮТур, 1996. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. - М.: Прогресс, 1983.  Виноградова Н.Ф. Предмет “Окружающий мир” в начальной школе. / Вестник образования – 1993 - № 6 Королева А.Е., Кученева Г.Г. Экологическая дорожка (авторская программа) / Вестник АсЭКО – 1994 – вып. 3-4 Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн.: “Асар”, 1996. Молодцова З.В. Экологические задачи для младших школьников // Начальная школа, 1997. - № 4.  Основы экологической культуры. Программа для 1 –3 классов – Тюмень: ИПК ПК, 1995. Планета – наш дом: учебн. – Хрестоматия для дошкольников и младших школьников. / Сост. И.Г. Белавина, Н.Г Найденская. – М.: Лайда, 1995

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

  • Барышева Ю.А. Формирование эколого-краеведческих знаний в начальной школе.- М.: ЦДЮТ РФ, 1997.
  • Багаундинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальной школы.- М.: ЦДЮТур, 1996.
  • Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. - М.: Прогресс, 1983.
  • Виноградова Н.Ф. Предмет “Окружающий мир” в начальной школе. / Вестник образования – 1993 - № 6
  • Королева А.Е., Кученева Г.Г. Экологическая дорожка (авторская программа) / Вестник АсЭКО – 1994 – вып. 3-4
  • Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн.: “Асар”, 1996.
  • Молодцова З.В. Экологические задачи для младших школьников // Начальная школа, 1997. - № 4.
  • Основы экологической культуры. Программа для 1 –3 классов – Тюмень: ИПК ПК, 1995.
  • Планета – наш дом: учебн. – Хрестоматия для дошкольников и младших школьников. / Сост. И.Г. Белавина, Н.Г Найденская. – М.: Лайда, 1995

10. Плешаков А.А. Программа факультативного курса “Экология для младших школьников” // Вестник образования – 1993. - № 6

11. Плешаков А.А. Программа “Природа и мы” (2 класс). “Сохраним природу” (3 класс): Программы по экологии для общеобразовательных учебных заведений и детских дошкольных учреждений. – Курган: ГУНО Администрация Курганской области, 1993.

12. Плешаков А.А. Экология для младших школьников (факультативный курс для начальных классов). – М.: Просвещение, 1995.

  • Салеева Л.П. Здоровье человека и окружающей среды (курс для младших школьников “Азбука здоровья”)– Курган: ГУНО Администрация Курганской области, 1983.
  • Симонова Л.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие. – М.: Агар, 1997.
  • Симонова Л.П. Как учить экологии в начальной школе. Пособие для учителя. – М.:“Тобол”, 1999.
  • Татарникова Л.Г., Захаревич Н.Б., Калинина Т.О. Валеология – основы безопасности жизни ребенка. – Санкт-Петербург: “Petroc”, 1995.
  • Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов: Программа и методические рекомендации для учителя. / Автор-составитель Ф.Г. Багаутдинова. – Казань: Республиканская СЮТур, 1991.
  • Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1.А.А.Плешаков: «Зеленые страницы». – М.: Просвещение, 1995. 2.В.В.Вдовиченко: «Я за солнышком иду». – Минск, 1985. 3.В.А.Маркин: «Я познаю мир» - Детская энциклопедия «Экология», М: Аст, 1998. 4.А.А.Плешаков «От земли до неба», атлас – определитель. М.: Просвещение, 2008. 5.А.А.Плешаков, А.А.Румянцев: «Великан на поляне или первые уроки экологической этики». М: Просвещение,200. 6. Энциклопедия для детей «Экология». М.: Аванта, 2006. 7.Б.Гржилеека «Экологические очерки о природе и человеке». М.: Мир,1979. 8.Л.И. Грехова «В союзе с природой», М:Ставрополь,2000. 9.В.П.Танасийчук «Экология в картинках». М.: Детская литература, 1989. 10.Журналы «Юный натуралист». 11.Л.Карташова «Места-заповедные»,Казань:Идел-Прес,2007.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1.А.А.Плешаков: «Зеленые страницы». – М.: Просвещение, 1995.

2.В.В.Вдовиченко: «Я за солнышком иду». – Минск, 1985.

3.В.А.Маркин: «Я познаю мир» - Детская энциклопедия «Экология», М: Аст, 1998.

4.А.А.Плешаков «От земли до неба», атлас – определитель. М.: Просвещение, 2008.

5.А.А.Плешаков, А.А.Румянцев: «Великан на поляне или первые уроки экологической этики». М: Просвещение,200.

6. Энциклопедия для детей «Экология». М.: Аванта, 2006.

7.Б.Гржилеека «Экологические очерки о природе и человеке». М.: Мир,1979.

8.Л.И. Грехова «В союзе с природой», М:Ставрополь,2000.

9.В.П.Танасийчук «Экология в картинках». М.: Детская литература, 1989.

10.Журналы «Юный натуралист».

11.Л.Карташова «Места-заповедные»,Казань:Идел-Прес,2007.