СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экология. Урок √9

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экология. Урок √9»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Евпаторийский индустриальный техникум»


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБПОУ РК «ЕИТ»

________ Путинцева Н.Е.

«___»________2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОЛОГИЯ»



Уровень основной образовательной программы – базовый

для профессии

23.01.03. «Автомеханик»








Профиль – технический

Форма обучения – очная




Евпатория

2015


«Одобрена» «Согласовано»

ЦК общеобразовательных дисциплин Заместитель директора по УПР

Протокол № ___от «___» ______2015г.

_________Гаглоева О. А.

Председатель ЦК _______Шафорост С.Б. «___» ______2015г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» разработана на основе образовательного стандарта для профессии среднего профессионального образования технического профиля 23.01.03. «Автомеханик.

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения основных вопросов экологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).


Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Евпаторийский индустриальный техникум»

Разработчик: Шафорост Софья Борисовна, преподаватель биологии ГБПОУ РК «ЕИТ»

СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. условия реализации учебной дисциплины


  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования по экологии на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Программа учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения экологии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) экология изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При освоении профессий СПО технического профиля: 23.01.03. «Автомеханик, экология изучается в объеме 54 часов (36 аудиторных часов и 18 ч на самостоятельную работу). При построении учебного процесса учитываются, требования ФГОС СПО, которые предусматривают, что выпускник, освоивший ОПОП СПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний .

Содержание программы «Экология» направлено на достижение следующих целей:

  • получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;

    • воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

      • использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией, решение которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно - научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации экологического образования.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетными из них при изучении экологии являются умение сравнивать экологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

Освоение учебной дисциплины «Экология» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологических предметов, химии, физики, географии в основной школе.

Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов, проведение экскурсий.

Для улучшения усвоения учебного материала применяются традиционные и современные средства обучения. При изложении материала соблюдается единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими стандартами.




  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКология»

1.1. Область применения программы. Программа учебной дисциплины «Экология» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы для профессий 23.01.03. «Автомеханик», в соответствии с ФГОС по профессиям СПО.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общегообразования с получением среднего общего образования

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

−− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из-

бранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

−− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для

человека и общества;

−− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды,бытовой и производственной деятельности человека;

−− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

метапредметных:

−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

−− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их до-

стижения на практике;

−− умение использовать различные источники для получения сведений эко-

логической направленности и оценивать ее достоверность для достижения

поставленных целей и задач;

предметных:

−− сформированность представлений об экологической культуре как условии

достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы,

экологических связях в системе «человек—общество—природа»;

−− сформированность экологического мышления и способности учитывать и

оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

−− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

−− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обя-

занностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения

окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

−− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям,

моральной ответственности за экологические последствия своих действий в

окружающей среде;

−− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся – 54 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся - 36 часов; самостоятельной работы обучающегося -18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

18

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников, конспектом лекций;


выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности (тематика самостоятельной работы);



11



7






Итоговая аттестация в форме: в форме дифференцированного зачета 1






















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Введение

Содержание учебного материала:

1


1. Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Предмет, объект, задачи и методы науки об окружающей среде

1

2

Лабораторные работы

--

--

Практические занятия:

--

--

Контрольные работы

--

--

Самостоятельная работа обучающихся:

--

--





Тема 1. Экология как научная дисциплина


Содержание учебного материала:

8 (+5)


1. Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Закон экологического оптимума. Понятие экстремальных условий. Экологическое разнообразие видов. Закон ограничивающего фактора. Мера воздействия на организмы в практической деятельности человека

2. Основные пути приспособления организмов к среде. Приспособительные формы организмов. Приспособительные ритмы жизни. Ритмика внешней среды. Суточные и годовые ритмы в жизни организмов. Сигнальное значение факторов. Фотопериодизм. Суточные ритмы человека, их значение для режима деятельности и отдыха. Приспособительные ритмы организмов и хозяйственная практика.

3. Типы взаимодействия организмов. Биотическое окружение как часть среды жизни. Классификация биотических связей. Законы и следствия пищевых отношений. Типы пищевых отношений. Пищевые сети. Популяции. Типы популяций. Понятие экосистемы.

4. В. И. Вернадский и его учение о биосфере. Роль жизни в преобразовании верхних оболочек Земли. Состав атмосферы, вод, почвы. Горные породы как результат деятельности живых организмов. Связывание и запасание космической энергии.

1



1





1



1



2



2





2



2


Лабораторные работы:

-

-

Практические занятия:

Практическое занятие №1 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Практическое занятие №2. Анализ возрастной и половой структуры популяций.

Практическое занятие №3. Межвидовые и внутривидовые отношения в популяциях.

Практическое занятие №4. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)


1

1

1

1


2

2

2

2

Контрольные работы

--

--

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Абиотические факторы. (Работа с книгой, конспектом.)

2. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. (Работа с книгой, конспектом.)

3. Круговорот важнейших биогенных элементов. (составление конспекта).

4. Подготовка рефератов и презентаций на темы:

  • Экология как наука о взаимодействии. Связь ее с другими науками.

  • Краткая история развития экологии.

  • Трактовки понятия "экология", принятый в курсе взгляд на экологию, как биологическую науку.

  • Роль экологии для других областей биологии.

  • Фундаментальные свойства биологических систем.

  • Экологическая среда и экологические факторы. Разные классификации экологических факторов.

  • Антропические («антропогенные») факторы и их особенности.

  • Закон минимума Ю. Либиха (1840) и правило толерантности В. Шелфорда (1913).

  • Разнообразие организмов по диапазонам толерантности к разным факторам. Понятие адаптации.

  • Солнечная радиация: ее состав (спектр), поглощение атмосферой и действие на организмы. Различные биологические эффекты, связанные с солнечной радиацией.

  • Адаптации разнообразных организмов к количеству и качественному составу электромагнитной радиации.

5

1

1

1

2



3

3

3

3





Тема 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность

Содержание учебного материала:

10(+5)


1. Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды.

Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.

2. Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасно-

сти. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье

городского человека.

3. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых

домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством

строительства. Дороги и дорожное строительство в городе.

4. Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы.

1




1




1



1


2




2




2



2

Лабораторные работы

--

--

Практические занятия:

Практическое занятие №5. Решение экологических задач.

Практическое занятие №6. Экологические связи человечества в доисторическое время.

Практическое занятие №7. Изучение биоритмов человека.

Практическое занятие №8. Выявление роли факторов внешней среды в развитии человека и их влияние на состояние внутренней среды организма.

Практическое занятие №9. Описание жилища человека как искусственной экосистемы.


1

1

1

1


1


2

2

2

2


2

Контрольные работы

1

3

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Экологическая дифференциация древних людей. Продолжительность жизни, конкуренция с другими организмами, в том числе с первыми современными людьми. Вымирание неандертальцев, его экологические причины. (Работа с учебником- составление конспекта)

2. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые

бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки

промышленных и бытовых отходов.

3. Схема агроэкосистемы. (составление схем)

4. Подготовка рефератов и презентаций на темы:

  • Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

  • Предмет социальной экологии и ее отношение к другим наукам . Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней Становление предмета социальной экологии.

  • Социально - экологическое взаимодействие и его субъекты . Человек и общество как субъекты социально - экологического взаимодействия . Среда человека и ее элементы как субъекты социально - экологического взаимодействия.

  • Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации. Культура охотников и собирателей. Аграрная культура. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество, идеал ноосферы и концепция устойчивого развития.

  • Поведение человека в естественной и социальной среде. Характеристика экологических потребностей .

  • Адаптация человека к природной и социальной среды. Своеобразие поведения в природной и социальной среде.

  • Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.

  • Экология среды обитания. Социально - бытовая среда. Трудовая среда . Рекреационная среда.

5

1



1



1

2


3



3



3

3

Тема 3. Концепция устойчивого развития

Содержание учебного материала:

6(+2)


1. Возникновение концепции устойчивого развития. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие».

2. «Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития.

3. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы.

1



1




1

2



2




2

Лабораторные работы:

-

-

Практические занятия:

Практическое занятие №10-11. Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

Практическое занятие №12. Сравнение возобновляемых и невозобновляемых источников


2

1


2

2

Контрольные работы

--

--

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Подготовка рефератов и презентаций на темы:

  • Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

  • Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

  • Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

  • Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблем исчерпаемости.

  • Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.

  • История и развитие концепции устойчивого развития.

2

2


3

Тема 4. Охрана природы.


Содержание учебного материала:

11 (+6)


1. Современные проблемы охраны природы. Современное состояние и охрана атмосферы. Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Проблемы озонового экрана. Состояние воздушной среды в крупных городах и промышленных центрах. Смог. Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на состояние и жизнь живых организмов и человека. Меры по охране атмосферного воздуха: утилизация отходов, очистные сооружения на предприятиях, безотходная технология. Рациональное использование и охрана вод. Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины: возрастание расхода воды на орошение и нужды промышленности, нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоемов. Основные меры по рациональному использованию и охране вод: бережное расходование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения. Использование оборотных вод в промышленности

2. Использование и охрана недр. Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком. Проблема исчерпаемости полезных ископаемых. Истощение энергетических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Охрана окружающей среды при разработке полезных ископаемых.Почвенные ресурсы, их использование и охрана. Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние почвенных ресурсов. Роль живых организмов и культуры земледелия в поддержании плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв. Ускоренная водная и ветровая эрозия почв, их распространение и причины возникновения. Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрозией почв. Рациональное использование и охрана земель.

3. Современное состояние и охрана растительности. Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Красная книга Международного союза охраны природы и Красная книга РСФСР, их значение в охране редких видов растений. Рациональное использование и охрана животных. Прямое и косвенное воздействие человека на животных, их последствия. Причины вымирания животных в настоящее время. Рациональное использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитающих. Редкие и вымирающие виды животных, занесенные в Красную книгу МСОП и Красную книгу России, их современное состояние и охрана. Участие молодежи в охране животных.

4. Пути решения экологических проблем.

1











1









1










1

2











2









2










2

Лабораторные работы:

--

--

Практические занятия:

Практическое занятие №13. Анализ суммарного канцерогенного риска некоторых городов России.

Практическое занятие №14 . Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

Практическое занятие №15. Меры по предотвращение загрязнений атмосферного воздуха и водных ресурсов.

Практическое занятие №16. Меры по предотвращение загрязнений недр Земли и загрязнений почвенных ресурсов.

Практическое занятие №17. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Практическое занятие №18. Анализ воздействия производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.


1


1


1


1


1


1


2


2


2


2


2


2


Дифференцированый зачет

1

3

Самостоятельная работа обучающихся:

1. Экологические кризисы и экологические катастрофы. (Работа с учебником- составление конспекта)

2. Техногеннные аварии и природные катастрофы. (Работа с учебником- составление конспекта)

3. Нормирование загрязняющих веществ в окружающей среде. (Работа с учебником- составление конспекта)

4. Ноосфера.(составление конспекта).

5. Сравнение объемов и структуры загрязнения городов Крыма.(творческая работа)

6

1


1


1


1

2


3


3


3


3

3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных заданий)

3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Освоение программы учебной дисциплины «Экология» предполагает наличие в

профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную

программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе

основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность

обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого

участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию

по биологии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Экология» входят:

• многофункциональный комплекс преподавателя;

• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих экологическую систему и др.);

• информационно-коммуникационные средства;

• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

• библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Экология», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками,

словарями, научной, научно-популярной и другой литературой по разным вопросам

экологии, в том числе в рамках концепции устойчивого развития.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Экология» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся

в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам

и др.).


  1. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для студентов:

  1. Валова В. Д. Экология. — М., 2012.

  1. Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. — М.,2014.

  2. Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.

  3. Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Суматохин С. В. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

  4. Основы экологического мониторинга. — Краснодар, 2012.

  5. Пивоваров Ю. П., Королик В. В., Подунова Л. Г. Экология и гигиена человека: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  6. Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

  7. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

  8. Экология Москвы и устойчивое развитие / под ред. Г. А. Ягодина. — М., 2011.

Для преподавателей:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

  4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образовании».

  5. Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. — М., 2012.

Интернет-ресурсы:

www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).

www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).

www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).

4.Контроль и оценка результатов

освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

знания:

принципы рационального природопользования, - источники загрязнения окружающей среды , государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды, экологические аспекты сельскохозяйственной деятельности

Знание принципов рационального природопользования и применение их в жизни; знание основных источников загрязнения окр.среды и мер, предпринимаемых для снижения их влияния на окр.среду

структуры экосистем

Знание структуры экосистем

круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере

Знание процесса круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие экологии науки.

Знание выдающихся ученых- экологов, биологов и их вклад в развитие экологии науки

экологическую терминологию

Знание экологических терминов

умения:


- обеспечивать соблюдение экологических норм и правил в производственной деятельности

соблюдение экологических норм и правил в производственной деятельности

-использовать представления о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности в повседневной жизни

Применение экологических знаний в профессиональной деятельности в повседневной жизни

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности

Выполнение практических работ по определению приспособления организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде

сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа

Умение сравнивать и анализировать экосистемы и агроэкосистемы своей местности, выполнение практических работ по теме

анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде

Умение анализировать и давать оценку глобальных экологических проблем, предлагать пути их решения; понимание последствий своей возможной деятельности в окружающей среде

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях

находить информацию об экологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать

Владение навыками оформления и представления информации посредством ИКТ,

умение грамотно ставить и задавать вопросы, умение анализировать и реализовывать поставленные цели в деятельности,

умение находить необходимую информацию в печатных источниках и интернет



9