СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономическая политика СССР в 20-30гг 20 века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочная работа "Экономическая политика СССР в 20-30гг."содержит разные типы заданий: из разных источников(ЕГЭ) , авторские.

Просмотр содержимого документа
«Экономическая политика СССР в 20-30гг 20 века»

Алишевич Л.А. МБОУ СОШ №6 г.Апатиты

1 вариант Советская экономическая политика 20-30гг.


1.Прочтите отрывок из письма современника и напишите название политики, о проведении которой идёт речь.

«Когда мужика оставили без хлеба и без скотины, то уже остальные говорят – надо идти в колхоз, а то и нас ограбят. И вот под этим страхом начинают новые колхозы организовывать. Единоличник начинает

говорить с колхозником, опрашивает его про всю его жизнь колхозника, как живётся в колхозе, а колхозник ему говорит, что я живу не в колхозе, а в батраках у помещика, и входить всем в колхозы не советую, потому

что мы сами хотим выходить. Вот что отвечает колхозник единоличнику. А отчего же это там зависит. По-моему, от того, что мы не на основе добровольности создаём колхозы».

2.Что из на­зван­но­го было по­стро­е­но в годы пер­вых пя­ти­ле­ток? Ука­жи­те три эле­мен­та.

1) Ша­тур­ская элек­тро­стан­ция 2) Ста­лин­град­ский трак­тор­ный завод 3) Земо-Ав­чаль­ская ГЭС

4) Маг­ни­то­гор­ский ме­тал­лур­ги­че­ский ком­би­нат 5) Пу­ти­лов­ский завод в Ле­нин­гра­де 6) Турксиб


3.Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) 1920-ых годов и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Процессы

Факты

А) культурная революция

1) повсеместное создание колхозов

Б) улучшение положения крестьянства

2) появление нэпманов и совбуров

В) привлечение иностранных инвестиций

3) организация ликбеза

Г) социальное расслоение советского общества

4) создание концессий

5) стахановское движение

6) замена продразверстки продналогом


4.Про­чти­те от­ры­вок из ста­тьи по­ли­ти­че­ско­го де­я­те­ля. Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке вер­ные суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


«Со­вет­ская власть, в пол­ном со­от­вет­ствии со сво­и­ми ос­нов­ны­ми це­ля­ми, по­кро­ви­тель­ству­ет ко­опе­ра­ции, тор­го­вой и про­из­вод­ствен­ной. До са­мо­го по­след­не­го вре­ме­ни, од­на­ко, про­из­вод­ствен­ная ко­опе­ра­ция в де­рев­не (кол­хо­зы) за­ни­ма­ла очень не­боль­шое место в сель­ском хо­зяй­стве.

Между тем за самый по­след­ний пе­ри­од … [она] при­ня­ла, со­вер­шен­но не­ожи­дан­но для ру­ко­вод­ства, гран­ди­оз­ный раз­мах. До­ста­точ­но ска­зать, что по плану кол­лек­тив­ное хо­зяй­ство долж­но было охва­тить к концу пя­ти­ле­тия около 20 % кре­стьян­ских хо­зяйств. Между тем … [ко­опе­ра­ция в де­рев­не] за­хва­ти­ла уже сей­час, т. е. в на­ча­ле вто­ро­го года, более 40 %. При со­хра­не­нии этого темпа кол­хо­зы охва­тят всё кре­стьян­ство в те­че­ние бли­жай­ше­го года-двух. Ка­за­лось бы, ги­гант­ский успех? На самом деле — ги­гант­ская опас­ность. Кол­лек­тив­ное хо­зяй­ство есть, пре­жде всего, круп­ное хо­зяй­ство. Ра­ци­о­наль­ные раз­ме­ры хо­зяй­ства опре­де­ля­ют­ся, од­на­ко, ха­рак­те­ром при­ме­ня­е­мых им средств и ме­то­дов про­из­вод­ства. Из кре­стьян­ских сох и кре­стьян­ских кляч, хотя бы и объ­единённых, нель­зя со­здать круп­но­го сель­ско­го хо­зяй­ства, как из суммы ры­ба­чьих лодок нель­зя сде­лать па­ро­хо­да. [Ко­опе­ра­ция] сель­ско­го хо­зяй­ства может быть толь­ко ре­зуль­та­том его ме­ха­ни­за­ции. От­сю­да вы­те­ка­ет, что общий объём ин­ду­стри­а­ли­за­ции стра­ны пред­опре­де­ля­ет до­пу­сти­мый раз­мах … [ко­опе­ра­ции] сель­ско­го хо­зяй­ства. На деле эти два про­цес­са ока­за­лись, од­на­ко, в на­сто­я­щее время со­вер­шен­но разо­рва­ны. Как ни быст­ро идёт раз­ви­тие со­вет­ской ин­ду­стрии, но она всё же яв­ля­ет­ся и долго ещё оста­нет­ся чрез­вы­чай­но от­ста­лой».


1) Ста­тья была на­пи­са­на в на­ча­ле 1920-х гг.

2) По­ли­ти­ка, об осу­ществ­ле­нии ко­то­рой идёт речь в от­рыв­ке, пред­по­ла­га­ла от­ме­ну прод­развёрстки.

3) Автор об­ра­ща­ет вни­ма­ние на не­ожи­дан­ные для ру­ко­вод­ства го­су­дар­ства низ­кие темпы осу­ществ­ле­ния ко­опе­ра­ции в де­рев­не.

4)Автор вы­ра­жа­ет обес­по­ко­ен­ность тем­па­ми из­ме­не­ния доли кол­хо­зов в струк­ту­ре сель­ско­го хо­зяй­ства.

5) Автор вы­ра­жа­ет убеждённость в том, что клю­че­вым фак­то­ром, спо­соб­ным обес­пе­чить успех опи­сан­но­го дви­же­ния за ко­опе­ра­цию в сель­ском хо­зяй­стве, яв­ля­ет­ся ме­ха­ни­за­ция.

6) Одной из задач по­ли­ти­ки, об осо­бен­но­стях осу­ществ­ле­ния ко­то­рой идёт речь в от­рыв­ке, яв­ля­лось уста­нов­ле­ние со­ци­а­ли­сти­че­ских про­из­вод­ствен­ных от­но­ше­ний в де­рев­не.


5.Прочтите отрывок из резолюции XVIII съезда ВКП(б) и ответьте на вопросы

«1. В результате успешного выполнения второго пятилетнего плана в СССР разрешена основная историческая задача второй пятилетки — окончательно ликвидированы все эксплуататорские классы, полностью уничтожены причины, порождающие эксплуатацию человека человеком и разделение общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Решена труднейшая задача социалистической революции: завершена коллективизация сельского хозяйства, колхозный строй окончательно окреп. В нашей стране „осуществлена в основном первая фаза коммунизма, социализм"...

2. Главная и решающая хозяйственная задача второй пятилетки — завершение технической реконструкции народного хозяйства СССР — в основном выполнена. Коренным образом обновился производственно-технический аппарат страны. Свыше 80 процентов всей продукции промышленности получено в 1937 году с новых предприятий, построенных или целиком реконструированных за первую и вторую пятилетки; около 90 процентов всех действующих в сельском хозяйстве тракторов и комбайнов произведены советской промышленностью во второй пятилетке... Вторая пятилетка выполнена промышленностью к 1 апреля 1937 года, то есть в 4 года и 3 месяца, причём и во второй пятилетке особенно быстро росла тяжёлая промышленность... Успехи, достигнутые в освоении новой техники, получили яркое выражение в стахановском движении. Развёртывание социалистического соревнования и его высшей формы — стахановского движения — привело к мощному подъёму производительности труда в промышленности и в других отраслях народного хозяйства».

  1. Назовите годы второй пятилетки. Укажите имя руководителя СССР в этот период.

  2. На основе текста документа укажите не менее трёх социальных и экономических достижений СССР в годы второй пятилетки.

  3. На основе текста и знаний по курсу истории назовите не менее двух результатов развития стахановского движения в СССР.

6.За пе­ри­од конца 1920-х — пер­вой по­ло­ви­ны 1930-х гг. в СССР значительно увеличилось количество предприятий тяжелой промышленности и ВПК. Ука­жи­те не менее трёх источников ускоренного строительства дан­ных предприятий.





7.Укажите события, которые отражены на плакате. Используя изображение и знания по истории, назовите последствия данных событий. Кто руководил введением данных изменений.


8.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:


«Процесс коллективизации в СССР положительно сказался на жизни советской деревни».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …


2 вариант Советская экономическая политика 20-30гг.


1.На­пи­ши­те про­пу­щен­ное по­ня­тие (тер­мин).

Мас­со­вое дви­же­ние но­ва­то­ров со­ци­а­ли­сти­че­ско­го про­из­вод­ства в СССР − ра­бо­чих, кол­хоз­ни­ков, ин­же­нер­но-тех­ни­че­ских ра­бот­ни­ков − за по­вы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти труда, на­ча­ло ко­то­ро­му было по­ло­же­но в 1935 г., по­лу­чи­ло на­зва­ние «________________ дви­же­ние».


2.Какие три про­мыш­лен­ных объ­ек­та были по­стро­е­ны в годы пер­вых пя­ти­ле­ток?

1) Дне­прог­эс 2) Харь­ков­ский трак­тор­ный завод 3) Волж­ский ав­то­мо­биль­ный завод

4) Пу­ти­лов­ский завод 5) Маг­ни­то­гор­ский ме­тал­лур­ги­че­ский ком­би­нат 6) Транс­си­бир­ская же­лез­ная ма­ги­страль


3.Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) 1930-ых годов и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

Процессы

Факты

А) индустриализация

1) выход статьи И. Сталина «Головокружение от успехов»

Б) раскулачивание, насильственная коллективизация

2) создание рабфаков

В) распространение трудового энтузиазма народа

3) строительство Магнитогорского металлургического комбината

Г) культурная революция

4) принятие закона «о трех колосках»

5) начало движения ударников, социалистические соревнования

6) создание ГУЛАГа


4.Прочтите отрывок из сочинения историка. Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке несколько верных суждений . В ответе запишите цифры, под которыми они указаны.


«В конце 1932 г. было объявлено об успешном и досрочном выполнении первой пятилетки за четыре года и три месяца. Подводя её итоги, советское правительство объявило, что тяжёлая индустрия выполнила план на 108%. Производственные основные фонды тяжёлой промышленности увеличились в 2,7 раза (по сравнению с 1928 г.). Вслед за первой пятилеткой последовала вторая, а затем третья пятилетка, которая была сорвана из-за начавшейся Второй мировой войны. За годы первых пятилеток было построено множество крупных предприятий, промышленное производство в период 1928–1937 гг. выросло в 2,5–3,5 раза. Изменилась и структура населения: только за первую пятилетку городская рабочая сила увеличилась на 12,5 миллионов человек, из которых 8,5 миллионов были выходцами из сельской местности. К концу 1930-х гг. урбанизация достигла значительных масштабов. Если в 1917 г. не более 18% населения проживало в городах, то к 1940 г. доля городского населения увеличилась до 33%.»


  1. В период, о котором идёт речь в отрывке, СССР руководил И.В. Сталин.

  2. К концу периода первых пятилеток численность сельского населения СССР более чем в пять раз превосходила численность городского.

  3. В период, о котором идёт речь в отрывке, наибольшее развитие в СССР получил лёгкая и пищевая промышленность.

  4. В период, о котором идёт речь в отрывке, среднегодовые темпы роста промышленного производства в СССР не превышали 5–7%.

  5. Одним из результатов экономического развития страны в период, о котором идёт речь в отрывке, стало превращение СССР из преимущественно аграрной страны в индустриальную державу.

  6. Одним из приоритетов направлений экономического развития СССР в период, о котором идёт речь в отрывке, являлось масштабное освоение целинных и залежных земель.


5.Прочтите отрывок из речи на Первом Всесоюзном съезде колхозников-ударников и ответьте на вопросы

«Некоторые товарищи думают, что переход на новый путь, на путь колхозов начался у нас три года тому назад. Это верно лишь отчасти. Конечно, массовое строительство колхозов началось у нас три года тому назад. Переход этот ознаменовался, как известно, разгромом кулачества и движением миллионных масс бедноты и середняков в сторону колхозов. Всё это верно. Но для того, чтобы начать этот массовый переход к колхозам, надо было иметь в руках некоторые предварительные условия, без чего, вообще говоря, немыслимо массовое колхозное движение. Надо было, прежде всего, иметь советскую власть, которая помогала и продолжает помогать крестьянам стать на путь колхозов. Надо было, во-вторых, выгнать помещиков и капиталистов, отобрать у них заводы и земли и объявить их собственностью народа.

Надо было, в-третьих, обуздать кулачество и отобрать у него машины и тракторы.

Надо было, в-четвёртых, объявить, что машинами и тракторами могут пользоваться лишь объединённые в колхозы бедняки и середняки.

Надо было, наконец, индустриализовать страну, поставить новую тракторную промышленность, построить новые заводы сельскохозяйственного машиностроения для того, чтобы снабжать в изобилии тракторами и машинами колхозное крестьянство.

Без этих предварительных условий нечего было и думать о массовом переходе на путь колхозов, начатом три года тому назад. Стало быть, для того, чтобы перейти на путь колхозов, надо было, прежде всего, проделать Октябрьскую революцию, свергнуть капиталистов и помещиков, отобрать у них землю и заводы и поставить новую промышленность.

С Октябрьской революции и начался переход на новый путь, на путь колхозов. Он развернулся с новой силой лишь года три тому назад потому, что только к этому времени сказались во всей широте хозяйственные результаты Октябрьской революции, только к этому времени удалось двинуть вперёд индустриализацию страны...

Только наша советская революция, только наша Октябрьская революция поставила вопрос так, чтобы не менять одних эксплуататоров на других, не менять одну форму эксплуатации на другую, а искоренить всякую эксплуатацию, искоренить всех и всяких эксплуататоров, всех и всяких богатеев и угнетателей, и старых и новых.

Вот почему Октябрьская революция является предварительным условием и необходимой предпосылкой для перехода крестьян на новый, колхозный путь».

  1. Укажите название периода истории СССР, о котором идёт речь в источнике. Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите хронологические рамки курса партии, о котором идёт речь в источнике.

  2. Какие условия, по мнению автора текста, необходимы для осуществления намеченных планов? Укажите любые три условия.

  3. Каков итог политики советской власти в решении колхозного строительства? Укажите любой из итогов. Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

6.За пе­ри­од конца 1920-х — пер­вой по­ло­ви­ны 1930-х гг. в СССР из де­рев­ни в город пе­ре­се­ли­лось не­сколь­ко мил­ли­о­нов че­ло­век. Ука­жи­те не менее трёх при­чин (пред­по­сы­лок) дан­но­го яв­ле­ния.

7.Укажите события, которые отражены на плакате. Используя изображение и знания по истории, назовите последствия данных событий. Кто руководил введением данных изменений.

8.В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния.

«Ин­ду­стри­а­ли­за­ция СССР под­ня­ла эко­но­ми­че­ское и со­ци­аль­ное раз­ви­тие стра­ны на ка­че­ствен­но новый уро­вень, за­ло­жи­ла фун­да­мент по­сле­ду­ю­щих эко­но­ми­че­ских успе­хов стра­ны».

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1) ...

2) ...

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1) ...

2) ...