СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экономическая жизнь общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экономическая жизнь общества»

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе.

1. Тема урока по стандарту: «Экономическая жизнь общества»

2.Тип урока: Изучение нового материала и первичного закрепления

3. Дидактическая цель – способствовать усвоению темы средствами проблемного обучения.

3. Цели по содержанию:

3.1. предметные: знать понятие потребностей, экономики, экономических и свободных благ, ограниченности ресурсов, альтернативной стоимости, определять роль экономики в жизни.

3.2. метапредметные

3.2 а. познавательные

  • умение осмыслить учебный материал, выделять главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале;

  • формировать логические действия по определению познавательной цели;

  • уметь анализировать текст учебника;

  • осмысление значимости знаний, построение логической цепочки рассуждений;

  • выбирать эффективные способы деятельности в решении поставленных задач;

  • умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию;

  • формулировать выводы, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

3.2 б. коммуникативные умения

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт;

  • строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения;

  • умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками и т.д.

3.2 в. регулятивные умения

  • уметь выполнять задания в отведенное время;

  • умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока;

  • анализировать область своих знаний, определять границы своих знаний и незнаний, умение производить целеполагание, т.е. постановку учебной задачи, соотносить ее с конечным результатом (что известно, что надо изучить).

3.3. личностные

  • уметь развивать интеллектуальные способности в процессе решения проблемных задач;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций и.т.д.

4. Методы:

Продуктивные: частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский.

5. Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная, групповая,

6. Средства обучения

6.1. традиционные (учебник, документы, задания)


Технологическая карта урока на основе

системно-деятельностного подхода к обучению в 8 классе

Тема: «Экономика и ее роль в жизни общества»


п/п

Этап и цель урока

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты

Метапредметные

Личностные результаты


Организацион-ный момент (1-2 минуты)


Целевая установка:

организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест.

Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.

Устанавливает контакт

с обучающимися.


Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.



Регулятивные: умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок.

Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем.

Формирование уважительного отношения к учителю. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


1.

Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы – и выход на тему.


Целевая установка:

определение темы урока обучающимися

Фронтальная работа

Предлагает проблему, наталкивающую обучающихся на формулировку темы урока или использует задание, способствующее определению темы урока.

Учитель предлагает фантастическую ситуацию: «У нас на уроке – гость, которого мы все знаем по детским фильмам и книгам – Старик Хоттабыч.». И предлагает учащимся назвать Хоттабычу все желания, которые у них есть. После этого спрашивает у ребят: как Хоттабыч может исполнить их желания.

Учитель задает вопрос: а возможно ли такое в реальной жизни? Чему должен научиться старик Хоттабыч, чтобы действительно исполнить ваши желания.

Мотивирует обучающихся на определение темы урока.





Экономика помогает удовлетворить наши потребности. А какие они бывают?














Ребята

Называют свои желания.





Предполагаемый ответ: вырывая волоски, которые тут же вырастают снова.



Тему урока формулируют сами обучающиеся на основе данной ситуации.


Чтобы удовлетворить наши желания, нужно сначала произвести разнообразные товары и услуги. А для этого нужно знать экономику.


Учащиеся на основе имеющихся у них знаний называют виды потребностей: материальные, социальные, духовные.

Осознание значимости изучаемых знаний.

Регулятивные: умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока.

Познавательные: умение осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока. Коммуникативные:

строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения.


Самоопределение, адекватная мотивация.


2.

Формулировка целей и задач урока


Целевая установка:

сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока.

Определяет круг вопросов: Как можно удовлетворить потребности человека?

Можно ли удовлетворить все потребности?

Почему человек стоит перед проблемой выбора?

Цель и задачи урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию.



Планируемые предметные знания и умения.

Регулятивные:

анализировать область своих знаний, определять границы своих знаний и незнаний, умение производить целеполагание, т.е. постановку учебной задачи, соотносить ее с конечным результатом (что известно, что надо изучить).

Познавательные: формировать логические действия по определению познавательной цели.

Коммуникативные: умение участвовать в коллективной постановке задач урока, вступать в диалог.

Развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,

формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.


3.

Планирование деятельности


Целевая установка:

Составление плана и последователь-ности действий

Предлагает определить последовательность учебных действий на уроке, чтобы достичь поставленной цели и составить план деятельности.

Приглашает к корректировке плана, если он предложен учителем.

Предлагает выбор форм организации обучающихся.

Обучающиеся самостоятельно планируют способы достижения намеченной цели.

Обсуждают план деятельности.



Регулятивные: умение определять последовательность действий для достижения результата.

Познавательные: выбирать эффективные способы деятельности в решении поставленных задач.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностное самоопределение, умение планировать собственную деятельность.


4.

Актуализация опорных знаний.


Целевая установка:

повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний.

Учитель организует работу в парах. (Задача «Виды потребностей» и проверка в парах)

Перед вами перечень слов, распределите эти слова на три группы потребностей.

(еда, одежда, велосипед, компьютер, сотовый телефон, планшет, музыкальное произведение, картина художника, профессия, участие в соревнованиях, волонтерство, страница в контакте, поездка в горы, посещение храма, просмотр любимого фильма).


Фиксирует затруднения в индивидуальной деятельности обучающихся. Организует построение выхода из затруднений.


Выполняют задание, повторяют, запоминают необходимую информацию и способы деятельности с ней.

Повторение и осознание того, что уже усвоено

(предметные результаты этапа формулирует сам учитель).


Регулятивные: умение оценить качество и уровень усвоения предыдущих знаний; определять последующие действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: осмысление способов и условий действий.

Коммуникативные: умение воспринимать и понимать информацию, вступать в учебный диалог.

Осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию.

5.

Практическая деятельность обучающихся (исследователь-ского, творческого характера).


Целевая установка:

организация условий, инициирующих детское действие.


Организует работу групп. Обеспечивает техническую сторону проведения самостоятельной работы. Раздает задания, инструкции, алгоритмы, оказывает педагогическую поддержку.

Определяет характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий).

Предлагает программу для самостоятельной работы и знакомит с правилами работы. Создает условия успешного

учения.

Предоставляет условия выбора.


Работа в группах по плану

1 этап

1. Доказать, что потребности человека безграничны.

2. Найти в учебнике определение ограниченности ресурсов и привести конкретные примеры.

3. Заполнить таблицу «Жизненные блага».

4. Сформулировать основные понятия темы.


Консультирует, обсуждает пути решения с учениками, управляет процессом выполнения заданий

Подводит к самостоятельной формулировке понятий «потребности», «блага», «ограниченность ресурсов», «альтернативная стоимость».

2 этап

Организует работу групп с документом на стр. 148.

Организует промежуточное подведение итогов


Организует обсуждение проблемы урока «Что такое экономика и зачем она нужна в нашей жизни?»


Какие советы класс дал бы старику Хоттабычу, чтобы он в реальной жизни смог удовлетворить потребности человека.

Объединяются в группы (пары). Выбирают количество заданий и уровень их сложности. Выделяют проблемы. Строят гипотезы. Ищут наиболее эффективные, нестандартные подходы и способы достижения результата (решения проблемы, задачи). Находят материалы, дающие целостное представление об изучаемом объекте.

Работают с учебной информацией, исследуют, осмысляют, сбирают и структурируют изучаемый материал, оформляют результаты своей деятельности, выбирая способы оформления (таблица, план и т.п.)



Учитель формулирует сам по теме урока.

Регулятивные: принимать и сохранять задачи учебной деятельности, соотносить их с конечным результатом; осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход к решению проблемы, работать по плану, инструкции, алгоритму; находить рациональные способы деятельности, планировать этапы работы, распределять задания в группе, осознавать ответственность за результаты совместного труда.

Познавательные: умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию.

Коммуникативные: осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в группе, воспринимать разные точки зрения, строить монологическое высказывание, аргументируя свой выбор; формулировать личное отношение к проблеме, доказывать свою точку зрения.

Умение осуществлять учебную деятельность. Готовность к сотрудничеству.

Уважительное отношение к чужому мнению.


6.

Представление образовательного продукта.


Целевая установка:

формированиецелостного представления об изучаемом объекте.

Ставит задачу перед обучающимися познакомить класс с итогами работы группы (пар).

Дополняет, расширяет, углубляет изучаемую информацию.

Устанавливает

связь изучаемых знаний с другими учебными предметами,

с разными областями жизни.

Обеспечивает целостное восприятие изучаемого объекта.


Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом.

Другие обучающиеся внимательно слушают, затем вступают в учебный диалог, дополняют, развивают услышанную информацию, вносят коррективы, ведут дискуссию.

Формулирует учитель по теме урока.

Регулятивные:

умение оперировать понятиями, предлагать рациональные способы решения проблем и выполнения заданий, анализировать свои достижения и достижения одноклассников.

Познавательные: строить цепочку рассуждений, обосновывать свои наблюдения, делать выводы, представлять информацию, используя разные приемы ее структурирования.

Коммуникативные: воспринимать информацию, строить монологическое высказывание, видеть и излагать жизненно-практическое значение решаемой задачи, давать свою оценку.

Здоровье сбережение, ценностное отношение к природному миру, социальная компетентность, готовность к решению моральных проблем, устойчивое следование этическим нормам и эстетическим образцам. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.


7

Формирование рефлексивных умений. Осуществление коррекции.

Целевая установка:

обучение осознанию своей учебной деятельности.

Организует определение способов деятельности, степени усвоения знаний обучающимися на каждом этапе урока, трудностей и ошибок.

Осуществляет сотрудничество в определении путей коррекции ошибок и затруднений.


Осознают способы деятельности, глубину знаний, трудностей и ошибок, определяют пути их коррекции.

Отвечают на вопросы учителя:

- Какие задачи ставили?

-Удалось ли решить их?

-Каким способом?

-Какие получили результаты?

-Что можно сделать еще?

-Где можно применить новые знания?

-Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Над чем еще надо поработать?

Осмысление результатов деятельности по освоению новых знаний, выявление трудностей.

Регулятивные:

объективно оценивать результаты своей деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы в выполненное задание в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

Познавательные:

проводить рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные:

точно выражать свои мысли, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Способность к мобилизации сил, энергии, способность к волевому усилию по достижению результата.

8

Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки.


Целевая установка:

обучение объективной оценке результатов своей деятельности.


Осуществляет контроль в течение всего урока.

Предлагает ключи или образцы выполнения. Предлагает провести сравнение результатов с нормой, эталоном, дает критерии для самостоятельного оценивания.

Организует само-, взаимопроверку обучающимися своей работы.

Обучает способам контроля и самооценки деятельности,

использует разнообразие видов контроля.

Сочетает контроль учителя с само- и взаимоконтролем

(проводит «мягкое» оценивание) и устанавливает оперативную обратную связь.

Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону или качество выполненного действия.

Проводят само- или взаимопроверку, само- или взаимооценивание.


Регулятивные:

уметь самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности своей деятельности, проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Познавательные:

проводить анализ собственной деятельности, сравнивать выполненное действие с эталоном, определять способы устранения ошибок и недочетов.

Коммуникативные:

осуществлять учебное сотрудничество, управлять поведением партнера, производя контроль, коррекцию, оценку его действий.

Личностное самоопределение.

9




Итог урока.


Целевая установка:

оценка достижения цели

и результатов деятельности своей и всего класса.

Организует подведение итогов урока, а также совместной и индивидуальной деятельности обучающихся достижение поставленной цели

глубины знаний.

Дает характеристику деятельности класса.

Отмечает типичное в успешности усвоения и недостатки.

Характеризует возможности класса и отдельных обучающихся.

Кратко планирует работу на следующий урок.


Участвуют в подведении итогов урока.

Определяют степень решения поставленных задач.

Оценивают глубину своих знаний по теме урока.


Регулятивные:

умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами, оценивать результаты совместной деятельности и факторы влияния на ее результативность.

Познавательные:

анализировать достигнутые результаты, выделять главное в теме урока, оперировать понятиями, самостоятельно воспроизводить знания и способы деятельности при подведении итогов урока.

Коммуникативные:

вступать в диалог с учителем, сотрудничать при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме, давать собственную оценку положительным и отрицательным моментам урока.

Личностное самоопределение.

10

Домашнее задание



Предлагает домашнее задание: написать эссе – размышление на высказывание Бернанда Шоу


«Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим способом».

Выучить все определения по данной теме.


Записываю задания в тетрадь.

Предметные результаты домашнего задания формулирует учитель или совместно с обучающимися.

Регулятивные:

умение осознанно делать выбор с учетом своих возможностей, планировать этапы решения задачи.

Познавательные:

умение осмыслить предложенную информацию, выделить в ней существенное, главное, определить способы выполнения задания.

Коммуникативные:

умение слушать, понимать информацию, уточнять услышанное, объяснять свой выбор из предложенных альтернатив.

Самоосмысление.

11

Эмоциональный конец урока


Целевая установка:

воздействие на ум и чувства обучающихся, психологиче-ский настрой.

Благодарит за сотрудничество.


Благодарят учителя


Познавательные:

умение осмыслить поднятую на уроке проблему, установить взаимосвязь с другими явлениями, понять ее значимость.