№ п/п | Этап и цель урока | Действия учителя | Действия учащихся | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Предметные результаты | Метапредметные | Личностные результаты |
| Организацион-ный момент (1-2 минуты) Целевая установка: организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест. Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность. Устанавливает контакт с обучающимися. | Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству. | | Регулятивные: умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок. Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем. | Формирование уважительного отношения к учителю. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
1. | Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы – и выход на тему. Целевая установка: определение темы урока обучающимися | Фронтальная работа Предлагает проблему, наталкивающую обучающихся на формулировку темы урока или использует задание, способствующее определению темы урока. Учитель предлагает фантастическую ситуацию: «У нас на уроке – гость, которого мы все знаем по детским фильмам и книгам – Старик Хоттабыч.». И предлагает учащимся назвать Хоттабычу все желания, которые у них есть. После этого спрашивает у ребят: как Хоттабыч может исполнить их желания. Учитель задает вопрос: а возможно ли такое в реальной жизни? Чему должен научиться старик Хоттабыч, чтобы действительно исполнить ваши желания. Мотивирует обучающихся на определение темы урока. Экономика помогает удовлетворить наши потребности. А какие они бывают? | Ребята Называют свои желания. Предполагаемый ответ: вырывая волоски, которые тут же вырастают снова. Тему урока формулируют сами обучающиеся на основе данной ситуации. Чтобы удовлетворить наши желания, нужно сначала произвести разнообразные товары и услуги. А для этого нужно знать экономику. Учащиеся на основе имеющихся у них знаний называют виды потребностей: материальные, социальные, духовные. | Осознание значимости изучаемых знаний. | Регулятивные: умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока. Познавательные: умение осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока. Коммуникативные: строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения. | Самоопределение, адекватная мотивация. |
2. | Формулировка целей и задач урока Целевая установка: сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока. | Определяет круг вопросов: Как можно удовлетворить потребности человека? Можно ли удовлетворить все потребности? Почему человек стоит перед проблемой выбора? | Цель и задачи урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию. | Планируемые предметные знания и умения. | Регулятивные: анализировать область своих знаний, определять границы своих знаний и незнаний, умение производить целеполагание, т.е. постановку учебной задачи, соотносить ее с конечным результатом (что известно, что надо изучить). Познавательные: формировать логические действия по определению познавательной цели. Коммуникативные: умение участвовать в коллективной постановке задач урока, вступать в диалог. | Развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
3. | Планирование деятельности Целевая установка: Составление плана и последователь-ности действий | Предлагает определить последовательность учебных действий на уроке, чтобы достичь поставленной цели и составить план деятельности. Приглашает к корректировке плана, если он предложен учителем. Предлагает выбор форм организации обучающихся. | Обучающиеся самостоятельно планируют способы достижения намеченной цели. Обсуждают план деятельности. | | Регулятивные: умение определять последовательность действий для достижения результата. Познавательные: выбирать эффективные способы деятельности в решении поставленных задач. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками. | Личностное самоопределение, умение планировать собственную деятельность. |
4. | Актуализация опорных знаний. Целевая установка: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний. | Учитель организует работу в парах. (Задача «Виды потребностей» и проверка в парах) Перед вами перечень слов, распределите эти слова на три группы потребностей. (еда, одежда, велосипед, компьютер, сотовый телефон, планшет, музыкальное произведение, картина художника, профессия, участие в соревнованиях, волонтерство, страница в контакте, поездка в горы, посещение храма, просмотр любимого фильма). Фиксирует затруднения в индивидуальной деятельности обучающихся. Организует построение выхода из затруднений. | Выполняют задание, повторяют, запоминают необходимую информацию и способы деятельности с ней. | Повторение и осознание того, что уже усвоено (предметные результаты этапа формулирует сам учитель). | Регулятивные: умение оценить качество и уровень усвоения предыдущих знаний; определять последующие действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: осмысление способов и условий действий. Коммуникативные: умение воспринимать и понимать информацию, вступать в учебный диалог. | Осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию. |
5. | Практическая деятельность обучающихся (исследователь-ского, творческого характера). Целевая установка: организация условий, инициирующих детское действие. | Организует работу групп. Обеспечивает техническую сторону проведения самостоятельной работы. Раздает задания, инструкции, алгоритмы, оказывает педагогическую поддержку. Определяет характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий). Предлагает программу для самостоятельной работы и знакомит с правилами работы. Создает условия успешного учения. Предоставляет условия выбора. Работа в группах по плану 1 этап 1. Доказать, что потребности человека безграничны. 2. Найти в учебнике определение ограниченности ресурсов и привести конкретные примеры. 3. Заполнить таблицу «Жизненные блага». 4. Сформулировать основные понятия темы. Консультирует, обсуждает пути решения с учениками, управляет процессом выполнения заданий Подводит к самостоятельной формулировке понятий «потребности», «блага», «ограниченность ресурсов», «альтернативная стоимость». 2 этап Организует работу групп с документом на стр. 148. Организует промежуточное подведение итогов Организует обсуждение проблемы урока «Что такое экономика и зачем она нужна в нашей жизни?» Какие советы класс дал бы старику Хоттабычу, чтобы он в реальной жизни смог удовлетворить потребности человека. | Объединяются в группы (пары). Выбирают количество заданий и уровень их сложности. Выделяют проблемы. Строят гипотезы. Ищут наиболее эффективные, нестандартные подходы и способы достижения результата (решения проблемы, задачи). Находят материалы, дающие целостное представление об изучаемом объекте. Работают с учебной информацией, исследуют, осмысляют, сбирают и структурируют изучаемый материал, оформляют результаты своей деятельности, выбирая способы оформления (таблица, план и т.п.) | Учитель формулирует сам по теме урока. | Регулятивные: принимать и сохранять задачи учебной деятельности, соотносить их с конечным результатом; осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход к решению проблемы, работать по плану, инструкции, алгоритму; находить рациональные способы деятельности, планировать этапы работы, распределять задания в группе, осознавать ответственность за результаты совместного труда. Познавательные: умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию. Коммуникативные: осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в группе, воспринимать разные точки зрения, строить монологическое высказывание, аргументируя свой выбор; формулировать личное отношение к проблеме, доказывать свою точку зрения. | Умение осуществлять учебную деятельность. Готовность к сотрудничеству. Уважительное отношение к чужому мнению. |
6. | Представление образовательного продукта. Целевая установка: формированиецелостного представления об изучаемом объекте. | Ставит задачу перед обучающимися познакомить класс с итогами работы группы (пар). Дополняет, расширяет, углубляет изучаемую информацию. Устанавливает связь изучаемых знаний с другими учебными предметами, с разными областями жизни. Обеспечивает целостное восприятие изучаемого объекта. | Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом. Другие обучающиеся внимательно слушают, затем вступают в учебный диалог, дополняют, развивают услышанную информацию, вносят коррективы, ведут дискуссию. | Формулирует учитель по теме урока. | Регулятивные: умение оперировать понятиями, предлагать рациональные способы решения проблем и выполнения заданий, анализировать свои достижения и достижения одноклассников. Познавательные: строить цепочку рассуждений, обосновывать свои наблюдения, делать выводы, представлять информацию, используя разные приемы ее структурирования. Коммуникативные: воспринимать информацию, строить монологическое высказывание, видеть и излагать жизненно-практическое значение решаемой задачи, давать свою оценку. | Здоровье сбережение, ценностное отношение к природному миру, социальная компетентность, готовность к решению моральных проблем, устойчивое следование этическим нормам и эстетическим образцам. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. |
7 | Формирование рефлексивных умений. Осуществление коррекции. Целевая установка: обучение осознанию своей учебной деятельности. | Организует определение способов деятельности, степени усвоения знаний обучающимися на каждом этапе урока, трудностей и ошибок. Осуществляет сотрудничество в определении путей коррекции ошибок и затруднений. | Осознают способы деятельности, глубину знаний, трудностей и ошибок, определяют пути их коррекции. Отвечают на вопросы учителя: - Какие задачи ставили? -Удалось ли решить их? -Каким способом? -Какие получили результаты? -Что можно сделать еще? -Где можно применить новые знания? -Что на уроке у вас хорошо получилось? -Над чем еще надо поработать? | Осмысление результатов деятельности по освоению новых знаний, выявление трудностей. | Регулятивные: объективно оценивать результаты своей деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы в выполненное задание в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта. Познавательные: проводить рефлексию способов и условий действий. Коммуникативные: точно выражать свои мысли, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. | Способность к мобилизации сил, энергии, способность к волевому усилию по достижению результата. |
8 | Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки. Целевая установка: обучение объективной оценке результатов своей деятельности. | Осуществляет контроль в течение всего урока. Предлагает ключи или образцы выполнения. Предлагает провести сравнение результатов с нормой, эталоном, дает критерии для самостоятельного оценивания. Организует само-, взаимопроверку обучающимися своей работы. Обучает способам контроля и самооценки деятельности, использует разнообразие видов контроля. Сочетает контроль учителя с само- и взаимоконтролем (проводит «мягкое» оценивание) и устанавливает оперативную обратную связь. | Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону или качество выполненного действия. Проводят само- или взаимопроверку, само- или взаимооценивание. | | Регулятивные: уметь самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности своей деятельности, проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Познавательные: проводить анализ собственной деятельности, сравнивать выполненное действие с эталоном, определять способы устранения ошибок и недочетов. Коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество, управлять поведением партнера, производя контроль, коррекцию, оценку его действий. | Личностное самоопределение. |
9 | Итог урока. Целевая установка: оценка достижения цели и результатов деятельности своей и всего класса. | Организует подведение итогов урока, а также совместной и индивидуальной деятельности обучающихся достижение поставленной цели глубины знаний. Дает характеристику деятельности класса. Отмечает типичное в успешности усвоения и недостатки. Характеризует возможности класса и отдельных обучающихся. Кратко планирует работу на следующий урок. | Участвуют в подведении итогов урока. Определяют степень решения поставленных задач. Оценивают глубину своих знаний по теме урока. | | Регулятивные: умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами, оценивать результаты совместной деятельности и факторы влияния на ее результативность. Познавательные: анализировать достигнутые результаты, выделять главное в теме урока, оперировать понятиями, самостоятельно воспроизводить знания и способы деятельности при подведении итогов урока. Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, сотрудничать при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме, давать собственную оценку положительным и отрицательным моментам урока. | Личностное самоопределение. |
10 | Домашнее задание | Предлагает домашнее задание: написать эссе – размышление на высказывание Бернанда Шоу «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим способом». Выучить все определения по данной теме. | Записываю задания в тетрадь. | Предметные результаты домашнего задания формулирует учитель или совместно с обучающимися. | Регулятивные: умение осознанно делать выбор с учетом своих возможностей, планировать этапы решения задачи. Познавательные: умение осмыслить предложенную информацию, выделить в ней существенное, главное, определить способы выполнения задания. Коммуникативные: умение слушать, понимать информацию, уточнять услышанное, объяснять свой выбор из предложенных альтернатив. | Самоосмысление. |
11 | Эмоциональный конец урока Целевая установка: воздействие на ум и чувства обучающихся, психологиче-ский настрой. | Благодарит за сотрудничество. | Благодарят учителя | | Познавательные: умение осмыслить поднятую на уроке проблему, установить взаимосвязь с другими явлениями, понять ее значимость. | |