Этапы урока/ Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля,практического контроля, взаимок онтроля и самокон троля | Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные | 1) Организационный этап. Выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Словесные методы: Беседа. Приём: психологически й настрой | Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть, давайте Улыбнемся и поприветствуем друг друга! Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно, Нас торопит в класс, Урока час настал! Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, пожелайте им любви и добра. | Проверяют готовность к уроку. | Фронтальная | | Контроль со стороны учителя, самоконтроль. | | | | 2)Актуализация знаний. Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий. | Словесные методы: Беседа Наглядные методы. Приём: устный счёт | - Ребята, какие праздники отмечают в нашей стране? Назовите их. Задание (индивидуально, 2 человека у доски): - Соедините соответствующие даты и праздники, отмечаемые в нашей стране. 4 ноября – День народного единства 8 марта – Международный женский день 9 мая – День Победы 12 июня – День независимости России 23 февраля – День защитника Отечества Проверка у доски. Оцените свою работу. | | | Презентация, домашние задание на листочках | Самоконтроль, устный контроль со стороны учителя, взаимоконтроль | | П - обобщить и закрепить знания прошлой темы К - организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; | Проявлять интерес к учебной деятельности | 3)Постановка цели и задач урока. Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей, постановка целей учебной деятельности. | Словесные методы: Беседа Наглядные методы. | - Сегодня наш урок будет посвящён великим людям, таким, которых можно назвать героями, и не просто героями, а героями Отечества. Давайте разберемся, кого же могут называть так? - Я дам Вам подсказку, прочитав небольшое стихотворение, чтобы дальше нам можно было без труда размышлять над такой интересной темой. Героям России живым и ушедшим Я строки свои посвящу, И подвигам вашим бессмертие вечно Пред вами всегда мы в долгу! - Давайте разберемся в этом названии, начав с 1 слова – Герои…Кто такой герой? - А что это за 2 слово? Кто знает, что оно обозначает? Как мы называем место, где родились и живем? - Родина, Отечество, Россия. И во все времена люди гордились и прославляли, любили и берегли свою Родину и защищали от врагов. Вы можете уже сказать, какая будет тема нашего урока? Правильно! Тема «Герои Отечества». -Что бы вы хотели узнать? Цель нашего урока: узнать, кто такой герой, некоторые имена героев, а также узнать, какими орденами награждают героев. Посмотрите, как многое нам предстоит узнать. Предлагаю сначала разобраться, кто же такой герой. Согласны? Давайте начнем. | Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Ответы детей | Фромантальная | Презентация | Контроль со стороны учителя. Самоконтроль | -понимают значение слова Герой, знают некоторых героев нашей страны, знают историю праздника «День героев Отечества»; - проявляется гордость и уважения к воинам – защитникам Отечества; | П - обобщить и закрепить знания прошлой темы Р - учащиеся формулируют тему и цели урока К - организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; формулировать собственное мнение и позицию | Проявлять интерес к учебной деятельности | 4)Обобщение и систематизация знаний. Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Словесные методы: Беседа Наглядные методы. | Могуча Россия на все времена – И в прежние годы, и ныне. Героями наша Отчизна сильна, Отечество славится ими. Ребята, сегодня мы поговорим о Дне Героев Отечества, который ежегодно отмечается 9 декабря. В этот памятный день мы вспоминаем наших героических предков и говорим слова благодарности героям, живущим рядом с нами, Россия - страна настоящих героев. А кто он настоящий герой? Какой он? Постараемся ответить на эти вопросы и в ходе нашей беседы составить портрет героя. - Ребята, а как вы считаете, кого можно назвать героем? Какими качествами он обладает? - Наше занятие мы начнем со знакомства с Героем России Дмитрием Сергеевичем Пéрминовым. За какой поступок Дмитрий Пéрминов получил такое высокое звание? В 1999 году Дмитрий Сергеевич участвовал в контртеррористической операции на территории Республики Дагестан. 29 августа шел ожесточенный бой, Дмитрий и еще 7 бойцов держали оборону в большом глубоком окопе. В какой-то момент вражеская граната залетела в окоп к нашим ребятам и упала на спину лежавшего рядом с Дмитрием товарища, который этого даже не заметил. Дмитрий схватил гранату и рискуя своей жизнью выбросил ее из окопа. Сделанного им хватило, чтобы спасти жизнь товарищей. Ребята, сейчас мы с вами послушаем интервью с Дмитрием Пéрминовым, обратите, пожалуйста, внимание, на те качества героев, о которых он говорит. Слово герою! Демонстрация видеообращения Д.С. Перминова. - Ребята, о каких качествах героя рассказал нам Дмитрий Сергеевич? - Молодцы, ребята! А какие поступки людей мы называем подвигом? - Спасибо вам за ваши ответы. Если мы обратимся к словарю, то увидим, что само слово - «подвиг», связано со словом «движение». Получается тот, кто совершает подвиг, что-то приводит в движение, что-то изменяет. Что же именно, как вы думаете? Ответ может быть и таким: себя. То есть что-то меняет в себе, в своей душе, в своем сердце, проявляя любовь к ближнему, к своему Отечеству. - Как вы понимаете фразу «героями не рождаются – героями становятся»? Бывает ли, что героями становятся самые обычные люди, мирных профессий, врачи, учителя, и даже дети? - Как вы понимаете фразу «героями не рождаются – героями становятся»? - Бывает ли, что героями становятся самые обычные люди, мирных профессий, врачи, учителя, и даже дети? Сегодня мы с вами вспомним не только тех, кто прославил Россию в истории, но и поговорим о героях, живущих рядом с нами. О тех людях, в обычной жизни которых нашлось место подвигу. Давайте вспомним героические страницы нашей истории и тех знаменитых людей, которые благодаря своим поступкам, упорству, отваге и целеустремлённости стали героями! Работа с презентацией «Герои исторических эпох» ХVII век. К. Минин, Д. Пожарский, И. Сусанин. Вопросы: узнали ли вы героев? На каком занятии «Разговоры о важном» мы уже о них говорили? В чём заключается их подвиг? Какие качества они проявили? ХIХ век. А.В. Суворов, М.И. Кутузов. Вопросы: узнали ли вы героев? В чём заключается их подвиг? Какие качества они проявили? ХХ век. Г.К. Жуков, Ю.А. Гагарин. Вопросы: узнали ли вы героев? В чём заключается их подвиг? Какие качества они проявили? Мы с вами увидели, что в истории нашей страны множество имён героев, которые демонстрировали любовь к Отчизне и своему народу, самоотверженно работали на благо страны и всегда были готовы защищать свою Родину. Давайте ещё раз обратимся к «портрету героя» и назовём качества, присущие ему. | По итогам ответов обучающихся учитель записывает первые качества для составления портрета героя. Ответы детей, по ходу ответов учитель записывает качества личности в портрет героя. Ответы детей Ответы детей При обсуждении ответов важно подвести ребят к пониманию того, что героический поступок может совершить любой человек, который готов защищать свою Родину и помогать другим… | Фромантальная | Учебник, наглядный материал. | Контроль со стороны учителя. Самоконтроль | понимают значение слова Герой, знают некоторых героев нашей страны, знают историю праздника «День героев Отечества»; - проявляется гордость и уважения к воинам – защитникам Отечества; | Р - принимают и удерживают учебную задачу; К - организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; формулировать собственное мнение и позицию. | Проявлять интерес к учебной деятельности | 5)Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). | Словесные методы: Беседа Наглядные методы. Практические методы. Приём: решение задач | - Ребята, а знаете ли вы примеры, когда все эти качества проявляют наши современники - герои, то есть те, кто живёт рядом с нами сейчас? Демонстрация видеоролика № 1 (В. Д. Легошин). - Как вы думаете, о чём говорят слова Владимира Легошина? Подумайте, какое качество героя проявилось в его характере? - Конечно, речь идёт о скромности и бескорыстии. Истинные герои не ждут благодарности и почти никогда не рассказывают о своих подвигах. Но мы должны сказать «спасибо» всем людям этой героической профессии, которые помогают людям в очень сложных ситуациях. - Ребята, а теперь давайте посмотрим, как характеризует качества героической личности Антон Шкаплеров — лётчик-космонавт, Герой Российской Федерации. Он провел в общей сложности 709 суток на орбитальной станции за несколько командировок, почти сутки (21 ч 39 мин) – в открытом космосе. Демонстрация видеоролика № 2 (А. Н. Шкаплеров). - Какое качество героя вы можете назвать? - Бесстрашие в этом случае — это навык, подкреплённый многолетним трудом. Очень важным качеством является быстрая реакция и умение принять решения практически за считанные секунды. Помогает в этом постоянная учёба, спортивные тренировки, развитие внимания и мышления. - Давайте познакомимся еще с одним героем. Это врач, чьё имя прогремело на всю страну в связи с пандемией, охватившей весь мир в 2020 году. Денис Проценко, главный врач городской клинической больницы № 40 в Коммунарке, коллектив которой отважно сражался с вирусом, спасая людей от тяжелой болезни. Именно Денис одним из первых стал работать с COVID19. А заболев, самоизолировался не дома – в собственном кабинете. Он профессионал, для которого человек важнее и значительнее, чем болезнь. Поэтому именно Проценко первым в Москве открыл двери своего отделения реанимации для волонтеров, родственников и даже для журналистов. | Ответы детей Ответы детей Ответы детей | Фронтальная, парная | Доска, презентация, тетрадьУчебник. | Контроль со стороны учителя. Самоконтроль | понимают значение слова Герой, знают некоторых героев нашей страны, знают историю праздника «День героев Отечества»; - проявляется гордость и уважения к воинам – защитникам Отечества; | Р - принимают и удерживают учебную задачу; осуществляют навык контроля и самоконтроля при выполнении заданий К -формулировать собственное мнение и позицию | Оценивать свои умения, знания при решении учебных задач | 6)Применение знаний и умений в новой ситуации. Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | Словесные методы: Беседа Наглядные методы. Практические методы. | Демонстрация видеоролика № 3 (Д. Н. Денис Проценко). - Работу медиков нельзя назвать лёгкой: это постоянное напряжение, огромная ответственность и готовность работать в команде. Почему профессию врача можно считать героической? В чём выражается героизм врачей? - Каждый из нас должен сказать огромное и искреннее «спасибо» врачам, которые помогли нам справиться с пандемией коронавируса, рискуя своими жизнями и защищая нас и наших близких от опасной болезни. Каждый, кто помогал врачам в это сложное время, — настоящий герой. Огромную помощь врачам в больницах оказывали и волонтёры, и это помогло справиться с болезнью. Мы недавно на занятии много говорили о волонтерах. Как вы думаете, можно их назвать героями? Почему? А вы бы хотели стать волонтёрами? Если да, то кому бы вы хотели помогать и как? | Ответы детей Ответы детей | Самостоятельная | Доска, тетрадь Учебник, тетрадь, презентация. | Контроль со стороны учителя. Самоконтроль | - проявляется гордость и уважения к воинам – защитникам Отечества; | П - уметь искать и выделять необходимую информацию Р - принимают и удерживают учебную задачу К - формулировать собственное мнение и позицию | Оценивать свои умения, знания при решении учебных задач | 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | | | | Фронтальная | Дневник | Самоконтроль | Выполненное домашнее задание | 8) Рефлексия (подведение итогов занятия). Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Словесные методы: Беседа. Приём: эвристическая беседа | - Ребята, мы почти закончили составлять портрет героя, но мы почему-то не указали профессии, связанные с героями. Как вы думаете почему? - Герои – это очень мужественные и решительные люди, которые могут преодолеть страх и, даже рискуя своей жизнью, прийти на помощь другому, защитить, выручить, спасти. И делают они это ради других, а не для собственной славы. Все герои – очень скромные люди, они делают то, что считают необходимым сделать, и не требуют в ответ благодарности и похвалы. Настоящий герой — это человек, который ставит интересы своей страны, интересы других людей выше своих. Герой – человек, который своим поступком или всей своей жизнью показал пример служения Родине. Герои Отечества – это люди разных эпох, возрастов и разных профессий, ведь «героями не рождаются – героями становятся». - Ребята, в народе о героях сложено много пословиц и поговорок, давайте вместе их соберем и обсудим их смыл. Интерактивное задание «Пословицы о героях». В ходе интерактивного задания обучающиеся с помощью учителя собирают и коротко обсуждают смыл следующих пословиц: 1. Кто за правду горой, тот настоящий герой 2. Героям страх неведом 3. Тот герой, кто за Родиной горой 4. Герой за славой не гонится 5. Подвиг делает тот, кто вперед идет 6. За каждого героя Родина горою Мы гордимся героями страны и помним о них! И в завершение нашей беседы давайте послушаем «Гимн Героям Отечества» Демонстрация фрагмента «Гимн Героям Отечества» | Ответы детей Ответы детей | Фронтальная | | Самоконтроль | - проявляется гордость и уважения к воинам – защитникам Отечества; | К - проводить рефлексию результатов деятельности | Осознают условия для формирования положительной мотивации к обучению в школе, к урокам окружающего мира. | | |