СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия в музей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект итогового занятия в рамках инновационной музейной педагогики с использованием регионального компонента. Дети выступают в роли экскурсоводов по музею "История Донцов". 

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия в музей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Жемчужинка»











«Инновационные технологии музыкальной деятельности дошкольников с использованием регионального компонента.

Экскурсия в музей.»










Подготовила музыкальный руководитель

Абдуллаева М.В.

















Ст. Егорлыкская

2023г.



«Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа,

которая посылает нам через многие годы луч света и

доносит уникальные по ценности опыт и знания».

Ф. Дзери.


Ни для кого не секрет, что очень важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Поэтому ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях. И педагогу в сфере культурологического образования и художественно-эстетического воспитания отводится роль проводника в этот удивительный мир познания.

Понятие «музейная педагогика», появившееся в начале 80-х, заимствованно из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности.

Актуальность. В наш век компьютерных разработок, инноваций, нано технологий, путешествий в космические просторы, богатство души и окружаюшего мира перемещаются на задний план картины мироздания.

К сожалению, современные дети не так много знают о родном крае, стране, особенностях национальных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Считаю, что музейная педагогика, являясь инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, погружает их в специально организованную предметно-пространственную среду, которая формирует в их душе значимость переживания увиденного,

вовлекает детей в деятельность и общение, воздействует на их эмоциональную сферу, расширяет кругозор.

Цель: развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики.

Задачи: формировать представление о музее, его функциях и возможностях, а также интерес к познанию окружающего мира;

развивать художественные навыки и творческие способности у детей, исследовательские умения и навыки;

создавать условия для развития визуальной культуры;

увеличивать количество познавательных форм и инструментов;

расширять кругозор и знания о мире;

прививать любознательность, любовь к жизни и стремление быть активным.









В фойе встречаем гостей с караваем.

ВАНЯ: Здорово дневали, гости дорогие!

Исполняется казачья песня «Ой вы, гости долгожданные».


ВАНЯ: Приглашаем вас в наш музей казачества «История Донцов»!

Провожают гостей по лестнице в музей.

Звучит музыка, дети занимают места, читают стихи:

1. Ксюша:

Средь донских степных полей

И высоких ковылей,

Где Тихий Дон берет начало,

Берет начало этот сказ…

2. Настя:

Дон течет там величавый,
Полон дум он и былин!
Сколько подвигов славных
Видел он, исполин!

3. Ваня:
Воды тихие катят
Плавно, точно на юг,
Где станичные хаты,

Казаки там живут.

СОНЯ: А живем мы в куренях. Курень- дом казаков. Строился он из глины и соломы, крыша была из камыша, а окна украшались красивыми ставнями, казачки каждый вечер их закрывали.

ВАНЯ: Приглашаем вас, гостюшки дорогие, в курень, а курень начинался с сеней, прихожей.

АРТЕМ: Здесь располагались охотничьи и рыболовные снасти, кладовая и ведро с водой, полотенцем. (Моет руки, я сливаю воду). Верхнюю одежду и обувь казаки так же снимали в сенях.

ВАНЯ: Это казачья форма: головной убор (фуражка и папаха), а это рубашка и синие штаны с красными лампасами, чёрные сапоги. А главное оружие казаков, шашку и нагайку, носили за поясом.

АРТЕМ: Казаки всегда следили за своим внешним видом, поэтому казачки гладили вещи чугунным утюгом. Но прежде, чем погладить, нужно было поставить утюг на горячую печку, раскалить его и только потом приступать к глажке.

М.В.: А еще раньше бельё не гладили — его разминали и раскатывали до тех пор, пока оно не становилось мягким. Для этого использовали предмет, без которого не обходилась ни одна хозяйка: рубель. Его ребристая поверхность разминала жёсткую и грубую ткань, разглаживая «морщины». В быту рубель использовался не только как предмет для глажки, иногда его применяли во время стирки, а по мере развития ремесел - для выделки кожи и валяния обуви (валенок). Позже он стал музыкальным инструментом. Сегодня рубель можно увидеть только на выставках в музеях, в нашем мини- музее казачьих инструментов он тоже имеется!

АРТЕМ: Это сундук и прялка. Пря́лка — это устройство для прядения нити или пряжи из волокон.

Женские руки к ней прикасались,

Пряжу крутили, веретено.
Прабабушки наши пряли, старались,
Чтобы  красивым  соткать полотно.

В сундуке же хранили вещи, ценные бумаги и приданное для будущих невест. (Настя надевает платок, слышится плачь ребенка, она идет его укачивать).

М.В.: А иногда на сундуке размещались на ночлег, когда кроватей в доме не хватало.

НАСТЯ (стоит у колыбели):

В каждой казачьей семье была колыбель, её подвешивали к потолку и накрывали шатром из покрывала, которое защищало от злых глаз и назойливых мух, комаров.

Исполняется «Казачья колыбельная».

Ксюша: Соседка, ты самовар топила?

Настя: Да вскипел уж! Заходи на часок, погутарим!

Выпей чайку – забудешь тоску.

Ксюша: Слыхала, вчерась вы с кумом песню спевали? Аж дух захватило, так понравилось!

Настя: Да полно те! То пол мыла, чугунки руками чистила, устала…Вот и отдохнули после вечери с песнею.

Ксюша: Да у тебя и печь в порядке, и пол блестит. Побегу, соседушка, стряпаться пора: котлет рыбных нажарю, ухи сварю, пироги с яйцом, картошкой испеку!

Настя: А я уже, соседушка, отстряпалась: пироги с капустой, лапшевник, да похлебку с рисом, черносливом, изюмом да морковкой!

Ксюша: Ай, соседушка, настоящая хозяйка! Даже ручки у чайника и чашек чистые! И ложки-то какие расписные!

(Мальчики берут ложки, входят в курень, Соня заходит с трещеткой).

Соня: Самовар кипит – уходить не велит.


Настя: Самовар на столе, пышки и ватрушки,

Так споем же под чаек чайные частушки!


Исполняются «Чайные частушки».

1.Чай, чай, выручай,

Выручай, скорее!

Нынче ноги промочила,

Кто меня согреет?!

2.Я люблю Наташечку,

Подарю ей чашечку.

Буду в гости к ней ходить

И чаек из чашки пить!

3.А я чайничала,

Самоварничала,

Всю посуду перебила-

Накухарничала!

4.Я подруженьку свою

Трудиться не заставлю:

Сам ватрушек напеку,

Самовар поставлю!

5.Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой!


Ваня: За чаем – не скучаем, по шесть чашек выпиваем.

М.В.: Да, ребята, донские казаки любили пить чай и кофе, который привозили из военных походов.

Обратите внимание, на столе стоит пасхальный кулич и крашенные яйца, а это значит, что казаки были глубоко верующими людьми, поэтому каждая казачья семья имела Красный угол, в котором располагались иконы, как правило, это была икона Николая Чудотворца.

ВАНЯ: Приглашаем Вас, гостюшки дорогие, в наше казачье подворье.

(Мальчики берут колышки и ножички, стругают колышки, сев на лавку).

Проводится игра «Колышки»:

(«Я на камушке сижу» р. н. м.):

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Ай ли, ай люли, огород свой горожу.

Девочки-казачки, разбирайте колышки!

Девочки выбирают мальчиков и встают за ними, образуя круг.

Водящий ходит вокруг круга, подходит к любой паре.

Водящий: Кума, кума, продай колышки!

- Купи!

- А что стоит?

- Кочан капусты, веник да рубль денег.

- Ну, по рукам, да в баню!

Ударяют по рукам и бегут в разные стороны. Вдруг Ваня падает на землю…

Соня (обиженно): Раз, два, раз, два

И закончилась игра!

Настя: Ой, батюшки, замарался-то как, скидавай рубаху, стирать буду!

(Настя помогает подняться Ване и ведет в курень, переодеться).

М.В.: Стиральных машин у казаков не было… стирали в корыте с помощью доски для стирки.

КСЮША: Водопровода тоже не было, воду носили из колодца. Колодец был не в каждом дворе, а помогало казачке вот это коромысло, его одевали на плечи и носили сразу по два ведра. (Показывает.)

Артем: Какими сильными были казачки!

М.В.: Да, все домашнее хозяйство вели именно женщины, в то время, как мужчины были воинами, они защищали донскую землю и свою семью от неприятельских набегов.

(Дети идут в музей за инструментами, готовятся к оркестру).

М.В.: В нашем музее оформлено также несколько экспозиций.

-Народно-прикладного детского творчества. Эти работы сделаны руками наших дошкольников.

-Казачья кухня. Здесь вы можете увидеть посуду и блюда, бытовавшие у казаков.

-Военная экспозиция. Во все времена существовали войны…это –экспозиция-памяти.

-Мини-музей музей в музее) казачьих музыкальных инструментов. Мы с детьми часто пользуемся ими на занятиях и праздниках.

Эй, ребята- музыканты,

Покажи свои таланты!


ОРЕСТР исполняет казачью мелодию «Во горенке».


М.В.: Гости дорогие, над дверями нашего музея висит подкова. Существует старинное казачье поверье: кто подкову найдет, тому она счастье принесет. Мы с казачатами желаем вам и вашим семьям счастья, достатка и процветания. И предлагаем, передавая подкову, высказаться о нашей экскурсии.

На память мы дарим вам эти буклеты и приглашаем на чай с баранками да пряниками.