Конспект урока- экскурсии во 2 классе.
Тема: «Экскурсия в парк. «Жизнь растений осенью»
Цель: наблюдение за осенними изменениями природы, расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой; развивать память, внимание, логическое мышление, речь.
Задачи:
- провести наблюдения за признаками наступления осени в природе;
-провести сравнения признаков неживого и живого летом и осенью;
-учить конкретизировать понятия «неживая природа» и «живая природа»;
- развивать умение различать листья наиболее распространенных пород деревьев, кустарников,трав;
- развивать логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы;
- повышать уровень экологической культуры учащихся.
Планируемы результаты:
личностные УУД - общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества; организовать атмосферу включенности каждого ученика в работу класса; способствовать формированию интереса к экскурсии; формировать умение ценить и принимать базовые ценности природы; создать условия для воспитания любви и уважительного отношения к окружающей среде.
Метапредметные задачи - способствовать формированию универсальных учебных действий:
а) регулятивных - принимать и сохранять поставленную задачу; адекватно воспринимать оценку своей деятельности учителями, товарищами, другими лицами; выполнять заданные действия в экскурсии; соблюдать технику безопасности.
б) познавательных - развивать познавательный интерес к природному комплексу (парк): разнообразию растений и животных леса, некоторых признаков их приспосабливания к условиям жизни и взаимосвязи.
в) коммуникативных - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению.
Оборудование урока: план экскурсии; памятка «Правила поведения в парке».
План экскурсии:
1. Правила поведения на экскурсии.
2. Изменения в неживой природе.
3. Изменения в живой природе.
4. Сбор природного материала.
5. Подведение итогов.
Ход экскурсии.
Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу и ТБ во время экскурсии
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, он пройдёт в нашем парке. Я вам предлагаю отправиться на экскурсию. В парке мы будем наблюдать, какие изменения произошли в природе с приходом осени.
-Назовите, какие правила поведения нужно соблюдать на экскурсии?
1) Не ломай в лесу деревья и кустарники.
2) Не разоряй муравейник.
3) Не рви большие букеты цветов.
5) Не оставляй мусор в лесу.
6) С друзьями будь дружелюбен.
7) Не кричи, разговаривай тихо.
8) Слушай внимательно.
Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить.
– Ребята, я сейчас опишу время года:
Солнце редко показывается из-за туч. Часто идет мелкий моросящий дождь. Порывистый ветер срывает с деревьев листья. Только ели да сосны радуются
своему зеленому наряду.
– Какое это время года?
- О чём мы сегодня будем говорить?
– Сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в природе.
Основная часть
- Ребята, давайте опишем погоду сегодняшнего дня.
- А погода летом была такая же?
Далее учащимся предлагается, путем сравнения, определить изменения в неживой природе с наступлением осени.
Делаются в ы в о д ы:
1) Летом небо голубое, часто светит солнце; осенью небо затянуто облаками, оно кажется низким.
2) Летом дожди теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
3) Летом много ясных дней; осенью ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
- Посмотрите вокруг – кто сможет вспомнить и объяснить, что такое парк? (Это земельный участок с естественной или специально посаженной растительностью, с продуманным ландшафтным дизайном, подчиняющимся рельефу местности, с обустроенными дорогами, аллеями, водоёмами, он предназначен для отдыха и прогулок. Как правило, парки содержатся государством (чистка водоёмов, уборка территории, оформление деревьев и кустарников) и предоставляются для отдыха всем желающим.)
-А сколько в нашем городе парков? (2.)
Как они называются? (Парк Победы и Курортный парк)
Мы сейчас находимся в каком из них? ( в Курортном парке)
Рассмотрите внимательно растения на этой аллее и назовите их.
А почему они называются хвойными?
Коснулись ли их осенние изменения в природе? (нет)
Какие еще растут деревья в этом парке? (берёза, ясень, осина, клён, тополь)
Какие краски преобладают? (желтая и красная окраска)
Это наша Осень –
добрая волшебница!
Ярко желтым цветом
Землю разукрасила.
С неба темный месяц
Чуду удивляется.
Все кругом искрится,
Все переливается.
- Давайте полюбуемся осенними красками .
- На березе – листья желтые, на клене, рябине, осине – красные, бардовые.
- А почему листья меняют окраску? (Это связано с сезонными изменениями в природе. Наступила осень.)
Вывод. Летом листья зеленые потому, что в них содержится много зеленого красящего вещества –хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество – очень важное для растения и очень интересное.
В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. Почему же осенью листья меняют окраску?
Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, желтеют, а где красного – краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и окрашиваются во множество разнообразных оттенков.
- Почему листья опадают? (дети отвечают)
-А как называется процесс опадание листьев? (листопад)
Листопад – не просто смена летнего наряда, а забота о деревьях, сбросивших
листву, и о растущих под его покрывалом многолетних травках, и о зимующих насекомых под листвой, и об удобрении почвы.
Вывод. Деревья и кустарники н на зиму сбрасывают свою листву. Т. к. листья испаряют много влаги. А зимой вода в почве замерзает. Корни не могут ее выкачать. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, нападавший на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.
- В чём польза листопада?
Листья, падая на землю, преют, смешиваются с землёй. При участии бактерий грибков, насекомых и дождевых червей превращаются в перегной, увеличивая плодородие земли. Поэтому не правы те, кто листья сгребает и сжигает, и тем самым
оскудняет, истощает почву. Листопад –важное звено в круговерти природы
– Все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?
– Как выглядят осенью ель и сосна?
– Рассмотрите листья-хвоинки. Как называют деревья с хвоей? (Это хвойные растения.)
– Отгадайте загадку:
Зимой и летом – одним цветом.
(Ель, сосна.)
– Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?
– Рассмотрите ветки ели. Как они растут? (Ветки ели растут наклонно.)
– Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался бы на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью.
Игра «Угадай дерево».
-А теперь мы поиграем, я вам буду показывать опавшие листья, а вы мне назовете дерево, с которого этот лист (учитель показывает детям заранее приготовленные листья, дети угадывают).
-А кто запомнил, почему листья осенью опадают? (Ответы детей)
Рассказ учителя
- Ребята, дело в том, что сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья – не мусор: они очень нужны почве и растениям.
-Посмотрите, какие красивые и необычные опавшие листья.
- Ребята, посмотрите вокруг, какие деревья имеют желтую окраску листьев, какие оранжевую, красную, малиновую, зеленую.(Ответы детей)
Выводы:
Желтые листья у березы, ясеня, липы, ивы, тополя.
Оранжево - красные листья у рябины и клена.
Фиолетово - малиновые у черноплодной рябины.
Зелеными остаются листья у ольхи, сирени.
Коричневые у дуба.
Зелеными на зиму остаются туя, можжевельник, ель и сосна.
Игра «Знаю на отлично»
Учитель называет растение, дети отвечают на вопросы.
Вопросы:
К какой группе относится растение, которое я назову?
(Деревья, кустарники, травы)
Есть ли на этом растении листья?
Какого цвета и формы листья?
К какой группе растений относится ваше растение? (Хвойное или лиственное).
Есть ли на растении плоды и семена?
Какого цвета кора вашего растения?
- Посмотрите на травы под ногами. Какие стебли? (Стебли у них мягкие и зеленые).
- Какие изменения происходят? (Некоторые травянистые растения стали засыхать. Некоторые растения зацвели повторно: крапива глухая, одуванчики).
- Сравните листья хвойных и лиственных деревьев. В чем их сходство и отличие? Рассмотрите. Почему хвойные деревья называются вечнозелеными? (Хвойные деревья не сбрасывают иглы на зиму)
– А теперь последим, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается? С каких деревьев листья облетают раньше, а с каких – самыми последними, какие деревья не сбрасывают листву?
– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?
С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней – и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
– Можно ли причиной листопада назвать ветреную погоду осени? (Нет. Летом и весной тоже много ветреных дней, а листва не падает.)
Зато осенью листья падают и в безветренную погоду. Почему?
– Вспомните сломанную летом ветку. Листья засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать лист с неповрежденной летом ветки. Как отделяется лист? (Легко.)
– Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)
– Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.
– А есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Рассмотрите веточки в лупу. (Ранок нет.)
– Ранок нет, потому что листья отделяются в определенном месте – там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.
Рассмотрите опавшие листья разных деревьев и кустарников. Убедитесь, что у всех гладкий, округлый край черешка.
- Ребята, давай с вами дружно соберем листья для аппликаций и поделок.
Сбор природного материала.
- Как его можно использовать?(ответы детей)
Задание на дом.
Сделать аппликацию или поделку из собранных листьев.
Подведение итогов урока-экскурсии.
- Скажите, чем был необычен наш урок?
- Что вам удалось увидеть на экскурсии?
- Расскажите, что вы узнали нового, что запомнилось?
- Где могут пригодиться вам знания, полученные сегодня на уроке?
–Парк– наш зеленый друг, наша здравница. Он очищает воздух от пыли
и обогащает его кислородом. Здесь воздух имеет целебные свойства. Поэтому оздоровительные лагеря, дома отдыха, санатории строят чаще всего рядом с парками или около леса. Леса и парки украшает нашу землю. В лесу у нас всегда хорошее настроение.
Я благодарю вас всех за хорошее поведение на нашей экскурсии.
«Природа – дом, украшенный трудом.
В любой мороз и зной устроен и приветлив.
Храните этот дом,
Другого дома нет на целом свете».