смоленское областное государственное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Станция юных натуралистов»
Экскурсия в природу «Осенние явления в жизни растений»
Разработал: Н.М. Константинова, методист
Смоленск
2023 год
Экскурсия на тему «Осенние явления в жизни растений».
Цель: выяснить как сезонные изменения погодных условий влияют на жизнь растений осенью.
Задачи:
Образовательная:
- изучение состояния неживой природы в осеннее время года;
- выработка умений и навыков проведения фенологических наблюдений в неживой природе, сбора и обработки полевого материала;
Развивающая:
- развитие познавательного интереса обучающихся, понимания экологических взаимосвязей в природе;
Воспитательная:
- формирование экологической культуры, бережного отношения к природе родного края, ознакомление обучающихся с приемами и методами природоохранительной деятельности.
Планируемые результаты
Личностные:
- формирование интереса к изучению растений как части окружающего мира;
- формирование ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование экологической культуры через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
Метапредметные:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- формирование навыков коммуникации – корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные:
- расширение знаний о представителях флоры родного края;
- формирование у обучающихся навыков работы, необходимых для осуществления исследований: наблюдение, измерение, эксперимент, анализ, мониторинг и др.
Оборудование: секаторы (садовые ножницы) – 2-3шт., гербарные папки из картона 2-4шт., газетная бумага, пакеты для сбора семян, планшеты, блокноты, лупа, карандаши.
План проведения экскурсии
Организация обучающихся перед экскурсией, техника безопасности (3-5 мин.);
Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (10-15 мин.);
Самостоятельная работа обучающихся (15-20 мин.);
Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала по теме экскурсии (10–15 мин);
Обобщающая беседа (5-10 мин.);
Подведение итогов экскурсии;
Вводная беседа
Сообщение преподавателем о цели, задачах, плане работы в ходе экскурсии, об особенностях изучаемой местности, правилах поведения и технике безопасности. Уточнение информации о том, на что следует обратить внимание в течение экскурсии, как нужно собирать материалы, вести записи.
Задача преподавателя заинтересовать обучающихся предстоящими наблюдениями, обратить внимание на красоту осеннего леса. Вспомнить стихи об осени, картинах.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Федор Тютчев
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Константин Бальмонт
Осень достала краски,
Ей много покрасить нужно:
Листья – желтым и красным,
Серым – небо и лужи.
А. Берлова.
При проведении экскурсии в лесопарке вначале обобщаются характерные приметы осени: уменьшение высоты стояния Солнца, сокращение длины светового дня и увеличение продолжительности ночи, понижение температуры и повышение влажности воздуха (фиксируются конкретные данные погоды дня экскурсии). Отмечается, что ночью уже бывают заморозки на почве, на рассвете температура воздуха падает ниже нуля, роса замерзает и трава покрывается инеем. Днем еще тепло. Бывают дни (и их становится все больше), когда небо покрывается низкими слоистыми тучами в отличие от кучевых в летний период. Чаще могут идти дожди, хотя в нашей местности бывает и сухая теплая осень. Характерными приметами осени в живой природе является смена зеленого летнего наряда растений на всевозможные оттенки желтого, багряного, пурпурного цветов. Желтеют березы, краснеют листья осины, красными становятся листья рябины, созревают их плоды. Около середины сентября начинается пожелтение лиственницы. Они сбрасывают хвою на зиму. Среди местных кустарников только листья сирени остаются зелеными до самых морозов.
Характерные приметы осенних месяцев:
Сентябрь – первый месяц осени. Зовут его «запевалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. В начале сентября выдаются тёплые, солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья клёнов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нём летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна». Дни становятся короче, солнце уже не поднимается так высоко, как летом. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках. Первыми золотеют березы и липы.
Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою – к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме. Часто идёт холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут. В народе говорят: «От осени к лету поворота нету». По ночам бывают заморозки, и лужи затягиваются корочкой льда. Но характер у этого месяца переменчивый: он и плачет, и смеётся. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик надоедливо моросит, а то и первые снежинки запорхают. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна. Чаще налетают порывистые холодные ветры. По утрам стелются над лесными полянами и речными лугами белые влажные туманы. Часто идут холодные, мелкие, моросящие дожди, а небо затянуто серыми облаками. В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.
Ноябрь – последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна. Пышный пестрый ковёр листьев, устилавший землю, потемнел и поблёк. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. Недаром зовут ноябрь в народе «чернотропом». Небо в ноябре почти всё время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом. В конце ноября по ночам уже морозно, а тёмное небо напоминает звёздный шатёр.
Вопросы для самоподготовки:
- причины осенних изменений в природе;
- характерные признаки наступления осени, ее периодов, их особенности в нашей местности;
- черты погоды осенью (ответы должны соответствовать наблюдениям и записям в дневниках наблюдений);
- последовательность осеннего расцвечивания листьев у широко распространенных в нашем крае и городе пород деревьев: ясеня, клена, конского каштана, дуба, липы, рябины, черемухи, акации, ивы, березы и др.;
- причины листопада;
- чем обусловлен переход зеленой окраски листьев в желтые, оранжевые, красные тона;
- особенности биологии растений осенне-зимне-весенней вегетации.
Самостоятельная работа обучающихся
Экскурсантов распределяются на 2- 3 звена.
Каждому звену выдаются дидактические карточки с одинаковыми по содержанию заданиями и проводится инструктаж по их выполнению. Отводится определенное время для проведения наблюдений. Листья рекомендуется снимать прямо с дерева, чтобы точно знать принадлежность листа соответствующей породе. Сложные листья таких деревьев, как каштан конский, рябина, акация, ясень, необходимо брать целиком.
Задания для наблюдений:
Назвать виды деревьев в лесопарке.
Рассмотреть у каких деревьев изменилась окраска листьев по сравнению с летней, и начался ли листопад?
Сравнить продолжительность листопада у разных видов деревьев. Установить, где больше окрашенных листьев в верхней части кроны или нижней, наружной или внутренней (наблюдения пометить в таблицу)
С каждого вида дерева собрать в отдельный пакет плоды и листья различной степени окрашенности. Плодам дать названия согласно классификации.
Что остается на ветках после опадения? Записать наблюдения.
Какие растения продолжают цветение? Записать название.
Пронаблюдать особенности отделения зеленых листьев, листьев, начавших менять, окраску и полностью изменивших её. Объяснить различия.
Объяснить экологические и биологические причины листопада.
Название древесного растения | Части кроны |
верхняя | нижняя | наружная | внутренняя |
| | | | |
Отчеты по выполнению заданий
Обсуждение результатов наблюдений.
Звенья демонстрируют собранный материал (листья, плоды) и называют виды деревьев, с которых они собраны.
В блокнотах отмечаются особенности внешнего строения плодов и листьев, последовательность раскрашивания кроны деревьев. Выясняется роль света и температуры в окраске листьев. Наблюдения за особенностями отделения зеленых, желтеющих и желтых листьев показывают, что зеленый лист рвется, желтеющий с трудом отделяется, а полностью изменивший цвет легко отделяется. Это объясняется образованием пробкового отделительного слоя клеток, как перегородка, отделяющая черешок листа от побега. Когда эта перегородка сформируется, лист легко, даже под собственной тяжестью, отделится от несущей его ветви.
Звеньям предлагается рассмотреть под лупой концы черешков отделенных листьев разной степени окраски. При оптическом увеличении видно, что поверхность кончика черешка желтого листа легко отделившегося от ветви, гладкая и блестящая, а черешка зеленого и желтеющего листа – неровная и матовая.
Причину листопада учащиеся объясняют изменением условий обитания (похолодание, снижение освещения и др.).
Обобщающая беседа
В ходе обобщающей беседы преподаватель объясняет, что листопад необходим для жизни деревьев и кустарников по ряду причин.
Во-первых, сбросив листья, они в сотни раз снижают испарение, которое очень велико у деревьев (более 10000 литров за сезон). Поступление воды в растения через корни зимой почти прекращается, резко снижается корневое давление. Поэтому, если бы дерево осталось на зиму в своем зеленом уборе, оно неизбежно погибло бы от недостатка влаги.
Во-вторых, сбрасыванием на зиму листвы деревья предохраняют себя от механических повреждений, которые могут быть нанесены обильным снегопадом. Влажный снег может ломать даже крупные ветви. Если бы на дереве остались листья, то под напором снега увеличилась бы вероятность поломок.
В-третьих, листопад способствует удалению различных минеральных солей – продуктов обмена веществ, большое количество которых к осени скапливается в листьях и становится вредным для растения. Листопад в виде перегноя возвращает почве извлеченные из нее минеральные вещества, которые в будущем снова пойдут для питания растений.
Таким образом, листопад зависит не только от внешних, но и от внутренних факторов, обусловленных жизнедеятельностью самого растения.
Само явление листопада – это результат длившегося миллионы лет приспособления древесных растений к изменившимся условиям среды.
Подведение итогов экскурсии
В ходе итоговой беседы преподаватель делает обобщение о проделанной работе, обращает внимание обучающихся на самое главное, составляющее цель экскурсии – как сезонные изменения погодных условий влияют на жизнь растений осенью. В заключение итоговой беседы преподаватель отвечает на вопросы, возникшие во время экскурсии, дается задание по оформлению отчета.
Отчеты учащихся сопровождаются схемами, рисунками, фотографиями, таблицами, графиками, диаграммами. Собранные материалы на экскурсии, отчеты учащихся оформляются в стенд, который служит учебно-наглядным пособием в преподавании.
Вместе с индивидуальным отчетом об экскурсии звенья представят гербарий зимнезеленых травянистых цветущих и культурных растений, коллекции плодов и листьев различной осенней окраски. Из собранного материала оформляются гербарии осенних листьев, коллекции семян, аппликации «Осенний букет», «Осень в лесу».
Информационное обеспечение
Фото- и Видеоматериалы с экскурсий, практических занятий, мероприятий
Список литературы для педагогов:
1, Акимушкин И. Занимательная биология. Издательство: Амфора, 2015;
2, Гожко А. Методические рекомендации по организации и проведению сезонных экскурсий в природу. Методика преподавания предмета «Окружающий мир». – Славянск-на-Кубани, 2018г.-87 с.;
Список литературы для обучающихся:
1. Акимушкин И. Причуды природы. Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 2016 г. – 208 с.
2. Багрова Л.А. Серия детской энциклопедии «Я познаю мир». - М.: ACT, 2015 г.
3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2021 г. – 368 с.
4. Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург: Печатный двор, 2014 г. – 184 с.
- Интернет-источники:
https://les.admin-smolensk.ru/ - сайт Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Смоленской области.
https://rgo.ru/ Русское географическое общество, официальный сайт
http://www.redbook67.ru/ Красная книга смоленской области
https://natworld.info / - Сайт "Природа Мира": материалы о животных и растениях
http://www.priroda.ru/events/ сайт «Природа России» Национальный портал
https://atlasprirodirossii.ru / - Сайт "Природа": флора и фауна России.
http://unnaturalist.ru/ Официальный сайт журнала «Юный натуралист».