Экскурсия в зимний лес
4 класс.
Цели урока:
-На основе наблюдений углубить и расширить представления учащихся об изменениях в природе зимой,
-Продолжить воспитание гуманного отношения к природе,
-Воспитание умения видеть в обычном необычное и удивительное,
-Прививать внимательное отношение к птицам.
Ход экскурсии:
Подготовительный этап. (в классе)
Сегодня урок окружающего мира мы проведем необычно. За партами сидеть не будем, а отправимся в лес за знаниями, впечатлениями, эмоциями. Вам будут даны задания:
-Понаблюдать за птицами;
-Присмотреться, какие животные живут в лесу зимой, определить их по внешнему виду, следам;
-Определить виды деревьев.
Давайте повторим правила поведения в лесу и не забудем их применять на сегодняшней экскурсии.
Проведение экскурсии в январе в том же лесу, что и осенью.
Остановка 1 Полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа.
Что вы заметили? Чем зимний лес отличается от осеннего?
Действительно, солнце появляется на небосклоне меньше, греет не так, как летом и осенью. Температура воздуха стала ниже, поэтому осадки выпадают в виде снега. Проходя около реки, мы заметили, что вода скрыта подо льдом. На земле лежит снежный покров. Какое у вас ощущение от зимнего леса? Какие стихи приходят вам на память? Какие загадки, пословицы, поговорки о зиме вы знаете? Поймайте снежинку на рукавичку и рассмотрите её, а теперь – на ладонь. Что произошло со снежинкой? Почему она растаяла? Запомните, как выглядит снежинка, попробуйте зарисовать снежинку в блокноте.
Остановка 2.
Присмотритесь – кого можно увидеть в зимнем лесу?
Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела составляет 41°С. Это означает, что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в теплые страны. Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, — отсутствие еды и холод.
Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия для существования и не совершают перелетов. Таких птиц называют оседлыми.
В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, пищухи, поползни, сойки. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда — вкусная сосновая хвоя. А вот тетерева и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника.
Удивительная птица клест зимой даже ухитряется вить гнезда и высиживать птенцов. Кормится клест семенами ели, которые добывает из шишек с помощью своего клюва.
Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места на место. Это кочующие птицы.
Запишите в блокнот названия зимующих птиц.
Чем мы можем помочь птицам в зимний период? Вы можете насыпать принесенный корм в кормушки на этом дереве. Предлагаю сейчас оставить здесь кормушку для птиц и приходить сюда, для того чтобы подкармливать пернатых друзей. (устанавливаем кормушку, насыпаем корм для птиц) Чем можно покормить птиц?
Воробьям и голубям подходят: ячмень, пшеница, сырые крупы, семечки, сухие хлебные крошки.
Синичкам, кроме семечек и сухих хлебных крошек, в сильные морозы можно предложить кусок несолёного сала или сливочного масла.
Для снегирей и свиристелей можно заготовить сушеную рябину и боярышник.
Подойдут также: сваренное вкрутую и натёртое на терке яйцо, кусочки сырой говядины, творог, порезанное на ломтики яблока.
Наиболее универсальный корм для зимующих птиц- семена подсолнечника
Излюбленным кормом некоторых птиц являются семена различных растений, особенно злаков. Насыпав в кормушку пшено или овес, вы привлечете к ней воробьев, щеглов, зеленушек и других зерноядных птиц. Не стоит забывать, что голуби также с удовольствием склевывают любые зерна.
Несоленое сало и мясо так же можно использовать для зимней подкормки птиц.
Ягоды рябины и боярышника привлекают самых красивых зимних посетителей кормушек— снегирей и свиристелей. Плоды нужно заготовить и высушить заранее, с осени.
Шишки служат основой зимнего рациона дятлов и клестов.
Остановка 3
Зимний день в лесу. Тихо, только иногда где-то пискнет синица, прокричит сойка. Кажется, жизнь застыла. Где же животные? Неужели все улетели или залегли в спячку? Но приглядитесь - вот цепочка каких-то точек тянется по снегу и приводит к маленькой норке. А вот следы покрупнее, они тоже уходят под снег. Даже зимой жизнь в лесу кипит, надо только уметь её увидеть. Большинство зверьков очень скрытны, и заметить их сложно, тем более что многие ведут ночной образ жизни. Птиц наблюдать проще, хотя и они не спешат показаться нам на глаза. Но все животные оставляют следы. По следам можно не только определить вид животного, но и узнать его пол, возраст, куда оно направлялось и зачем. Посмотрите на следы зверей на картинках и сравните их со следами на снегу. Кому могут принадлежать эти следы? (заяц, белка, лиса.)
Остановка 4 Экспериментальная работа
Мы будем исследователями, ваши задания прописаны на карточках.
1Способы определения названия деревьев. Вид растения:
По почкам.
Остались ли листья.
По побегам.
По коре.
2«Способы определения хвойных деревьев по алгоритму»
По хвоинкам
По коре
По плодам
По веткам
3Найдите ель и сосну. Чем сосна отличается от ели?
По хвоинкам
По шишкам
По нижним веткам
Итоги наблюдений за природой.
Что мы сегодня наблюдали?
Что нового узнали?
Какие изменения в природе вы заметили?
Как вы определяли название лиственных деревьев?
Как вы определяли названия хвойных деревьев?
Как вы отличали сосну от ели?
Итог: Как видите, зимний лес может многое вам рассказать. Нужно прислушаться, приглядеться, и тогда вам откроются лесные тайны.
Д /з: Подготовьте рассказ о жизни любого животного в зимнее время в лесу.
Фото в зимнем лесу на память.