Цель: Наблюдение за изменениями в природе зимой.
Предварительная работа: беседы о правилах поведения во время экскурсии, технике безопасности в природе.
Этап | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1) Подготовительный (вводная беседа) | — Ребята, а какое сейчас время года? А в какое еще время года мы с вами ходили на экскурсию в этот парк? - А как мы с вами ласково называли осень? Вспомните? - А почему мы ее так называли? | (Осенью) (Золотая) желтые листочки похожи на золото |
2)Проведение экскурсии | Отгадайте загадку: Скатерть бела, все поле одела — И правда, посмотрите, как будто одеялом все кругом укрыто. И деревья, и земля, поэтому все кругом стало бело. Правильно. А вот еще одна загадка… Бел, да не сахар, Ног нет, а идет | зима, снег снег |
Цели и задачи | Воспитатель подводит детей к цели и задачам экскурсии | |
Наблюдение за природой (коллективное) | По дороге в парк воспитатель обращает внимание детей, на окружающую природу, как изменился парк. Повсюду снег лежит белый, кругом от снега светло, что по такому снегу хорошо бы покататься на лыжах, на санках, поиграть в снежки и т.д. В парке обратить внимание ребят как вокруг красиво! Ровным слоем снег укрыл и деревья, и кусты и землю. Как переливается и искрится он на солнце! -Дети, посмотрите вокруг и скажите, на что похожи деревья? - Подойдите поближе к деревьям и скажите, на что похожи их ветки? Затем детям предложить посмотреть в глубину парка обратить их внимание на цвет снега — в глубине парка он темный. Отметить, что снег в глубине парка кажется темным, потому что туда не доходит свет. А рядом снег белый, потому что здесь много света. | (на сугробы) (на кружева) |
Чтение стихотворения | Ребята, послушайте стихотворение Сергея Есенина. Вот как он говорит о зиме… «Белая береза, под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром…» | Слушаю внимательно |
Наблюдение за природой (индивидуальное) | Предложить детям присесть и потрогать снег, слепить снежки, рассмотреть свои следы на снегу. — Посмотрите на снег и скажите, с чем можно его сравнить? - Какого цвета тень у дерева на снегу? Объяснить почему Обратить внимание детей на то, как дерево окружили розовые лучики. Прямые как стрелы – это лучи солнца, они ровные и расходятся в разные стороны. Все деревья и растения укрыты снегом и будут спать до весны. Снег защищает их от холода и ветров в зимний период, как теплое одеяло. Снег укутал деревья, как будто в шубу одел; снег мягкий, пушистый, деревья похожи на большие сугробы. | трогают снег (с ватой, белой бумагой, с белой краской). (серая). (потому что с одной стороны солнце ярко светит, а с другой – нет). |
Самостоятельное наблюдение, сбор информации | Предложить детям раскопать снег и найти травку, рассмотреть. Объяснить почему она сохранилась И снова закопать снежком. — Куда исчезли все насекомые? Куда они спрятались? Если дети затрудняются – объяснить, что все насекомые спрятались в коре деревьев или глубоко в почве, в опавших листьях. — Посмотрите, какой сейчас красивый снег. И белый, и розовый, и голубой! | (снег укрыл ее от мороза). (ответы детей). |
3) Заключительный | В заключении подвести итог, что снег легкий, искристый, мягкий, белоснежный, скрипучий, пушистый. От света он голубой, белый, в тени – серый, а на солнце – блестит, переливается, словно звездочки. | Отвечают по очереди |
Подвижная игра | Поиграть с детьми в подвижную игру «Затейники». | Играют в игру |
Рефлексия | Предложить ребятам походить по снегу, послушать как под ногами хрустит, скрипит. А потом попросить прислушаться к тишине в зимнем парке, насладиться его красотой и попрощаться с ним. | |