8 кл био Дата_______Экскурсия в зоопарк Цель: «Расширить знания детей об обитателях зоопарка»
Задачи:Закреплять в активном и пассивном словаре названия животных. Познакомить с образованием и значением слова «зоопарк», понятием «хищники». Учить понимать и осмыслять взаимосвязь человека и животного мира. Познакомить с правилами поведения при наблюдении за животными в зоопарке.Развивать и корригировать мыслительную деятельность, Воспитывать нравственные качества: интерес и любовь к миру животных как к способу узнать новое и интересное. Формировать личное (эмоциональное) отношение к диким животным.
Оборудование: картинки с изображением животных (целые и паззлы, разрезанные на три части) и их детенышами; картинки с силуэтным изображением животных; заготовленные рисунки животных с недорисованными деталями, цветные карандаши.
Ход урока
Организация начала урока
Актуализация знаний
- Давайте поиграем в игру «В мире животных»
- Какие виды животных вы знаете?
(показ плакатов: животные, рыбы, птицы, звери)
- Молодцы! Вы вспомнили много разных животных.
- А где можно увидеть их? В книгах есть картинки или фотографии животных, но живых зверей и птиц можно посмотреть где..?
Целеполагание
Прослушивание и просмотр песни «В зоопарк»
- Правильно, в зоопарке.
- Вслушайтесь в это слово – «зоопарк». На иностранном языке слово «зоо» означает – «животное», а слово «парк» всем вам хорошо известно.
- Что получится, если соединить эти слова?
- Парк, в котором живут животные.
- В нашей стране много зоопарков. Есть маленькие, передвижные – «зоопарки на колёсах», которые переезжают из города в город, показывают малышам животных. Есть и большие, постоянно находящиеся на одном месте. Один из крупнейших зоопарков мира – Московский. В нём можно увидеть около 1000 видов животных из разных стран. В тёплое время года зоопарк посещают до 50 тысяч человек.
- А какое сейчас время года? (Ответы детей сопряженно с учителем:
Весна. На улице теплая погода.)
- Кто из вас бывал в зоопарке?
- Что же мы должны сегодня узнать на уроке?
- Правильно, мы должны узнать, что такое зоопарк и кто обитает в нем. Научимся некоторых животных узнавать.
Динамическая пауза
Потанцуем вместе с животными (под музыку со словами)
Первичное закрепление.
- Какие правила поведения в зоопарке вы запомнили? Давайте повторим.
(показ плаката на доске)
- А сейчас мы поближе познакомимся с обитателями зоопарка.
Взгляните на эти тени диких животных (показ темных силуэтных изображений животных).
- Попробуйте угадать, кому принадлежит эта тень. (Показ «тени» слона).
Это слон. А вот и он. (Показ цветной картинки с изображением слона).
Слоны самые большие животные, они питаются листьями деревьев, которые срывают своим хоботом – так у слонов называется длинный нос. А вот это бивни. Как вы думаете, для чего они нужны слону? (Ответы детей сопряженно с учителем). Бивнями слон защищается от врагов, это такие рога. Огромными ушами слон обмахивается как веером, чтобы не было так жарко. Слоны очень любят воду и если есть поблизости река или озеро, обязательно зайдут искупаться. Как дети держатся за руку матери, так и слонята ходят, держась хоботком за хвост слонихи.
- А вот это животное угадать не сложно. Его длинная шея сразу выдает его. Как называется это животное? (Показ «тени» жирафа). (Ответы детей сопряженно с учителем).
Это жираф. Он может питаться листьями деревьев, до которых не дотягиваются другие. Жираф выше всех других животных. Жираф может взять корм и с земли, а также пить воду, но для этого он должен широко расставить передние ноги, чтобы наклониться.
Шерсть жирафа пятнистая – покрытая пятнами. Живут жирафы стадами, разделенными на две группы: в одной мамы с детенышами, в другой папы.
- Продолжаем нашу прогулку. Следующее животное попробуйте узнать вот по этой тени. (Показ «тени» обезьяны). (Ответы детей сопряженно с учителем).
Это обезьяна. Она живет на деревьях и там же питается листьями и плодами. Хвост обезьяны помогает ей держаться за ветви деревьев. Мамы обезьяны очень заботливые: купают своих детенышей, обкусывают им ногти, покрикивают на непослушных.
- Продолжаем знакомиться с обитателями зоопарка. Это животное трудно узнать по тени. Поэтому отгадать о ком пойдет речь вам поможет загадка:
Надели коняшки
Полосатые рубашки.
- Вы догадались? (Ответы детей сопряженно с учителем).
Это – зебра. Зебры очень пугливы, от врагов спасаются бегством, причем бегают они очень быстро, но не долго – устают. А если убежать не удается, они защищаются зубами и копытами. Люди много раз пытались приручить зебр, приучить их помогать человеку, как например, лошадь. Но ничего из этого не вышло. Зебра не переносит на своей спине ни людей, ни грузы.
- Напоследок давайте задержимся возле этого животного. Вот его тень. (Показ «тени» льва).
- Узнали? (Ответы детей сопряженно с учителем).
Это лев. Вы узнали его по густой гриве. Но такая грива бывает только у львов – пап, у львиц – мам гривы нет. Льва называют «царь зверей». Львы любят подолгу дремать и бездельничать. Нападают они только тогда, когда голодны или кто-то пытается их обидеть.
Таких животных, которые, как и лев, питаются другими животными, называются – хищники. Повторите это слово и постарайтесь запомнить.
Итак, львы – это хищники. Что это значит? Чем питаются львы? (Ответы детей сопряженно с учителем).
Львы не охотятся в одиночку. Живут они тоже большими семьями. Взрослые львы любят поиграть с малышами – львятами. Еще они учат их всему важному для жизни львов.
А сейчас я вам предлагаю выполнить такое задание: составить из частей целую картинку и определить, какие животные на ней изображены.
Д/игра «Сложи картинку из трех частей» /семья львов/
- Давайте продолжим играть в игру «Родители и их детеныши».
/подбери картинку – работа у доски/
У медведей – … (медвежата),
у львов – …(львята),
у тигров – …(тигрята),
у зебры – … (зебрята),
у обезьян – …(обезьянки).
- Вот и закончилось наше путешествие по зоопарку.
Резервное задание: На память о нём закончите вот эти рисунки. (Показ заготовленных рисунков). Зебре дорисуйте полоски, льву – гриву, слону – хобот, жирафу – пятна, а обезьяне – длинный цепкий хвост.
Чтобы подготовить наши пальчики к работе, поиграем сними немного.
Пальчиковая гимнастика
Как-то раз по речке Нил
Плыл огромный крокодил.
Рядом вынырнул другой,
Закричал ему: «Постой!»
Дети на каждой руке соединяют попарно указательный и средний, мизинец и безымянный. Получаются два воображаемых крокодила, которые плывут, открывая и закрывая пасти.
Дети выполняют работу – рисуют.
Рефлексия учебной деятельности.
Вывод: «Зоопарк – это живой «музей» под открытым небом для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью».