Экскурсия на тему «Весеннее пробуждение природы»
(2 класс по УМК «Перспектива»)
Разработала учитель начальных классов Уськеева Наталья Михайловна
Наши предки ощущали своё единство с окружающей природой и были убеждены, что своими добрыми делами, обрядами, играми они помогают весеннему пробуждению солнца. Появлению цветов и злаков, прилёту птиц и т.д. Мы катастрофически теряем искусство жить в ладу с природой, а значит и самим собой, друг с другом...(Из книги В.М.Петров, Г.Н.Гришина. Весенние праздники, игры и забавы для детей. )
С сожалением стоит отметить, что современный человек всё больше отдаляется от природы, забывает эти обряды, игры...
В современном информационно-техническом мире научить ребёнка любить природу – задача нелёгкая. Только уроками чтения и окружающего мира тут не обойтись. Надо изо дня в день ненавязчиво учить детей подмечать всё вокруг, учить слышать голос природы, восхищаться красотой окружающего мира.
Часто вместе с детьми мы ходить на экскурсии, особенно весной, в апреле, когда начинает пробуждаться природа.
Да, именно ранней весной, когда деревья и кустарники ещё не оделись листвой, а поверхность почвы наиболее освещена солнцем. А на поверхности начинают показываться яркие чудесные, весенние цветочки: мать-и-мачеха, фиалки, медуницы...
Цель экскурсии. Создание радостного эмоционального восприятия с детьми расцветающей природы.
Подготовка учителя к экскурсии. Перед экскурсией обследую место будущей экскурсии, намечаю объекты для изучения, составляю задания для учащихся.
Подготовка учащихся к экскурсии. Перед экскурсией сообщаю ученикам, что будет проведена экскурсия в тот же лес, где были осенью и зимой. Также даю задания разучивать стихотворения на весеннюю тематику; найти в журнале «Свирелька» или из других источников пословицы и поговорки о весне, а также весенние заклички; найти сообщение о растениях-первоцветах. Читаем любимую сказку К.Д.Ушинского «Пчёлки на разведках»: как две пчёлки проснулись от своего зимнего сна и полетели искать сладкий нектар. Искали они у яблоньки, искали у вишни, у тюльпана, но нашли нектар только у скромной фиалочки. А потом пишем изложение по этой сказке на уроке русского языка.
Ход экскурсии.
Экскурсия проводится в яркий, солнечный день. Начинаем с весенней заклички:
Весна – красна! На чём пришла?
На сошке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку.
Остановка 1. «Жаворонок»
Учащиеся приходят в весеннее поле. Они очарованы его красотой.
-Какие стихотворения вы можете вспомнить о весне?
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
(А.С.Пушкин)
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
(Ф.И.Тютчев)...
-А ещё вы приготовили пословицы о весне. Давайте послушаем.
Была бы апрельская водица, а зелень народится.
В апреле лес звенит от птичьих хоров.
Апрель всех напоит.
Февраль насорит снегом – апрель смоет водой.
Апрельские ручьи землю будят.
Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
Мокрый апрель – хорошая пашня.
- Послушайте загадку:
Утром звонко распевает,
Всех он в поле приглашает.
- Какая это птица?
- Правильно, жаворонок!
- Послушайте, как красиво поёт жаворонок!
- Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья — самый веселый и радостный звук — песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости. Столбом, поднимаясь в небо, трепеща крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня. (По И.С. Соколову-Микитову )
Остановка 2. «Солнышко на пригорке»
Отгадайте загадку:
Смотрит солнышко – росток.
Не травинка, не листок:
Появился самый первый,
Жёлтый маленький цветок. (Мать-и-мачеха)
Перед входом в лес на глинистом пригорке рассыпались маленькие жёлтые «солнышки» - это мать-и-мачеха.
-Мать-и-мачеха одна из первых зацветает среди наших цветов.
Это интересно. (Рассказывает ученик №1)
На чуть оттаявших глинистых пригорках на коротких, толстых, зеленовато-серых стеблях расцветают жёлтые корзиночки цветков. Это цветы мать-и-мачехи. Растение это лекарственное, цветы и листья сушат, а потом заваривают и пьют как чай. Отвар цветка применяется от кашля и воспаления горла.
Остановка 3. «На лугу. Фиалка болотная»
-А вот и наша знакомая фиалочка! Это низенькое растеньице торопится отцвести, пока трава не поднялась и не заглушила его. Зацветает фиалка в конце апреля.
Это интересно. (Рассказывает ученик №2)
Фиалка необыкновенно нежна, мила, грациозна. Она с давних пор является символом весны и молодости. Этот цветок очень любили древние римляне. Кельты почитали скромную фиалку как символ невинности и чистоты.
Фиалки, в отличие от других травянистых растений, зацветают дважды: весной и летом. Её используют для лечения изнуряющего кашля – коклюша. Болотная фиалка не имеет запаха.
Остановка 4. «В лесу. Полянка первоцветов».
-Послушайте и отгадайте следующую загадку:
Цветок изменчив:
То красный венчик,
То синий венчик.
Это прозвище недаром у красивого цветка:
Капля сочного нектара и душиста и сладка!
От простуды излечиться
Вам поможет... (медуница)
-Ещё кое-где лежит снег, а в нашем лесу уже выросли цветы. Поднялась от земли и расцвела медуница – типичное лесное растение.
-Давайте рассмотрим их поближе. Медуница – растение с небольшими цветочками, сидящими на одном стебле – розовыми, красными, голубыми, синими, фиолетовыми и шершавыми листьями.
Это интересно. (Рассказывает ученик №3)
Интересную особенность имеет медуница – её цветы в течение нескольких дней меняет окраску. Сначала цветок розовый или красный, а затем окрашивается в фиолетовый и, наконец, в синий цвет. На одном стебле частенько можно увидеть сразу все цвета – разноцветный букет, потому что цветы распускаются не в одно время. Почему назвали эти цветы медуницей? Наверное, потому, что пчёлы ранней весной любят собирать нектар с этих цветов. Но если внимательно наблюдать за пчёлами, то заметим, что они летят только на фиолетовые цветы медуницы: в розовых и красных цветах нектара нет. Это растение лекарственное. С древних времён ею лечили кашель. Молодую медуницу также едят, кладут в салат и добавляют в супы.
- Полюбуйтесь. Какие красивые наши медуницы, но букетики сорванных цветов очень быстро вянут в руках. Один мудрый человек сказал чудесные слова: «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал бабочку – она умерла. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно лишь сердцем».
Остановка 5. «Цветущие деревья. Орешник»
-Не только травянистые растения дарят весне свои цветы. Оказывается, весной цветут некоторые деревья и кустарники.
-Вы видели, как цветут деревья?
-Перед нами орешник.
-Кто из вас любит орехи? Кто из жителей леса любит орехи? Цветет орешник ранней весной, когда в лесу еще виднеются последние пятна снега. В один из теплых весенних дней плотные коричневатые сережки на его ветвях вдруг сильно удлиняются, повисают, становятся желтыми. При порывах ветра они раскачиваются в разные стороны, рассеивают свою пыльцу, напоминающую тонкий желтый порошок. Сережки орешника внешне похожи на сережки березы.
Остановка 6. «Цветущая осина».
Осина цветет ранней весной, задолго до появления листьев. Осина принадлежит к числу так называемых двудомных растений: одни ее деревья мужские, другие женские. На деревьях мужского пола во время цветения можно видеть красноватые мохнатые сережки, похожие на гусениц, которые свешиваются с ветвей вниз. А на женских - более тонкие зеленые.
Остановка 7. «Игры на лугу»
-А сейчас поиграем!
Игра «Двойные горелки»
Играющие становятся парами (мальчики и девочки) в две колонны. Расстояние между колоннами примерно 15-20 м. «Горящих» тоже двое. С окончанием приговора последняя пара в каждой колонне разъединяет руки и бежит к противоположной колонне. В отличие от простых «горелок» здесь необходимо соединиться в пару с игроком противоположной колонны. Задача «горящих» всё та же – запятнать бегущих, не дать им взяться за руки. Игроки, оставшиеся без пары, становятся новыми горелками.
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
С весной красною вернись!
Красно - солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
-Итак, мы завершили небольшую экскурсию в весенний лес.
-Что нового вы узнали?
-Что вас удивило?
-Что вы услышали в природе?
-Попробуйте дома об этом нарисовать, а может кто-то даже придумает небольшой рассказ или сказку о нашем маленьком путешествии.
Использованная литература:
1.Н.С.Акулов, Т.И. Водолажская. Календарь природы. Казань. Татарское книжное издательство, 1986 г.
2. В.А. Степанов. Народные приметы. Казань. Татарское книжное издательство, 1997 г.
3. В.М.Петров, Г.Н.Гришина. Весенние праздники, игры и забавы для детей. Москва. Творческий центр «Сфера», 2002 г.
4. Детские журналы «Свирелька»;
5.Журнал начальная школа, №3/2015 г.
6. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками.
2 класс. М.Ю. Новицкая и др., 2012 г.