СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсия во 2 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экскурсия на тему "Весеннее пробуждение природы" во 2 классе.

Просмотр содержимого документа
«Экскурсия во 2 классе»

Экскурсия на тему «Весеннее пробуждение природы»

(2 класс по УМК «Перспектива»)

Разработала учитель начальных классов Уськеева Наталья Михайловна


Наши предки ощущали своё единство с окружающей природой и были убеждены, что своими добрыми делами, обрядами, играми они помогают весеннему пробуждению солнца. Появлению цветов и злаков, прилёту птиц и т.д. Мы катастрофически теряем искусство жить в ладу с природой, а значит и самим собой, друг с другом...(Из книги В.М.Петров, Г.Н.Гришина. Весенние праздники, игры и забавы для детей. )

С сожалением стоит отметить, что современный человек всё больше отдаляется от природы, забывает эти обряды, игры...

В современном информационно-техническом мире научить ребёнка любить природу – задача нелёгкая. Только уроками чтения и окружающего мира тут не обойтись. Надо изо дня в день ненавязчиво учить детей подмечать всё вокруг, учить слышать голос природы, восхищаться красотой окружающего мира.

Часто вместе с детьми мы ходить на экскурсии, особенно весной, в апреле, когда начинает пробуждаться природа.

Да, именно ранней весной, когда деревья и кустарники ещё не оделись листвой, а поверхность почвы наиболее освещена солнцем. А на поверхности начинают показываться яркие чудесные, весенние цветочки: мать-и-мачеха, фиалки, медуницы...


Цель экскурсии. Создание радостного эмоционального восприятия с детьми расцветающей природы.

Подготовка учителя к экскурсии. Перед экскурсией обследую место будущей экскурсии, намечаю объекты для изучения, составляю задания для учащихся.

Подготовка учащихся к экскурсии. Перед экскурсией сообщаю ученикам, что будет проведена экскурсия в тот же лес, где были осенью и зимой. Также даю задания разучивать стихотворения на весеннюю тематику; найти в журнале «Свирелька» или из других источников пословицы и поговорки о весне, а также весенние заклички; найти сообщение о растениях-первоцветах. Читаем любимую сказку К.Д.Ушинского «Пчёлки на разведках»: как две пчёлки проснулись от своего зимнего сна и полетели искать сладкий нектар. Искали они у яблоньки, искали у вишни, у тюльпана, но нашли нектар только у скромной фиалочки. А потом пишем изложение по этой сказке на уроке русского языка.

Ход экскурсии.

Экскурсия проводится в яркий, солнечный день. Начинаем с весенней заклички:


Весна – красна! На чём пришла?

На сошке, на бороночке,

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку.


Остановка 1. «Жаворонок»

Учащиеся приходят в весеннее поле. Они очарованы его красотой.

-Какие стихотворения вы можете вспомнить о весне?


Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

(А.С.Пушкин)


Зима недаром злится,
 Прошла ее пора —
 Весна в окно стучится
 И гонит со двора. 
 И все засуетилось,
 Все нудит Зиму вон —
 И жаворонки в небе
 Уж подняли трезвон. 
 Зима еще хлопочет
 И на Весну ворчит:
 Та ей в глаза хохочет
 И пуще лишь шумит... 
 Взбесилась ведьма злая
 И, снегу захватя,
 Пустила, убегая,
 В прекрасное дитя...
 Весне и горя мало:
 Умылася в снегу
 И лишь румяней стала
 Наперекор врагу.
(Ф.И.Тютчев)...


-А ещё вы приготовили пословицы о весне. Давайте послушаем.

  • Была бы апрельская водица, а зелень народится.

  • В апреле лес звенит от птичьих хоров.

  • Апрель всех напоит.

  • Февраль насорит снегом – апрель смоет водой.

  • Апрельские ручьи землю будят.

  • Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.

  • Мокрый апрель – хорошая пашня.


- Послушайте загадку:


Утром звонко распевает,

Всех он в поле приглашает.

- Какая это птица?

- Правильно, жаворонок!


- Послушайте, как красиво поёт жаворонок!

- Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья — самый веселый и радостный звук — песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости. Столбом, поднимаясь в небо, трепеща крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня. (По И.С. Соколову-Микитову )

Остановка 2. «Солнышко на пригорке»

Отгадайте загадку:

Смотрит солнышко – росток.

Не травинка, не листок:

Появился самый первый,

Жёлтый маленький цветок. (Мать-и-мачеха)


Перед входом в лес на глинистом пригорке рассыпались маленькие жёлтые «солнышки» - это мать-и-мачеха.

-Мать-и-мачеха одна из первых зацветает среди наших цветов.

Это интересно. (Рассказывает ученик №1)

На чуть оттаявших глинистых пригорках на коротких, толстых, зеленовато-серых стеблях расцветают жёлтые корзиночки цветков. Это цветы мать-и-мачехи. Растение это лекарственное, цветы и листья сушат, а потом заваривают и пьют как чай. Отвар цветка применяется от кашля и воспаления горла.

Остановка 3. «На лугу. Фиалка болотная»

-А вот и наша знакомая фиалочка! Это низенькое растеньице торопится отцвести, пока трава не поднялась и не заглушила его. Зацветает фиалка в конце апреля.

Это интересно. (Рассказывает ученик №2)

Фиалка необыкновенно нежна, мила, грациозна. Она с давних пор является символом весны и молодости. Этот цветок очень любили древние римляне. Кельты почитали скромную фиалку как символ невинности и чистоты.

Фиалки, в отличие от других травянистых растений, зацветают дважды: весной и летом. Её используют для лечения изнуряющего кашля – коклюша. Болотная фиалка не имеет запаха.


Остановка 4. «В лесу. Полянка первоцветов».


-Послушайте и отгадайте следующую загадку:


Цветок изменчив:

То красный венчик,

То синий венчик.

Это прозвище недаром у красивого цветка:

Капля сочного нектара и душиста и сладка!

От простуды излечиться

Вам поможет... (медуница)


-Ещё кое-где лежит снег, а в нашем лесу уже выросли цветы. Поднялась от земли и расцвела медуница – типичное лесное растение.

-Давайте рассмотрим их поближе. Медуница – растение с небольшими цветочками, сидящими на одном стебле – розовыми, красными, голубыми, синими, фиолетовыми и шершавыми листьями.

Это интересно. (Рассказывает ученик №3)

Интересную особенность имеет медуница – её цветы в течение нескольких дней меняет окраску. Сначала цветок розовый или красный, а затем окрашивается в фиолетовый и, наконец, в синий цвет. На одном стебле частенько можно увидеть сразу все цвета – разноцветный букет, потому что цветы распускаются не в одно время. Почему назвали эти цветы медуницей? Наверное, потому, что пчёлы ранней весной любят собирать нектар с этих цветов. Но если внимательно наблюдать за пчёлами, то заметим, что они летят только на фиолетовые цветы медуницы: в розовых и красных цветах нектара нет. Это растение лекарственное. С древних времён ею лечили кашель. Молодую медуницу также едят, кладут в салат и добавляют в супы.

- Полюбуйтесь. Какие красивые наши медуницы, но букетики сорванных цветов очень быстро вянут в руках. Один мудрый человек сказал чудесные слова: «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал бабочку – она умерла. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно лишь сердцем».


Остановка 5. «Цветущие деревья. Орешник»

-Не только травянистые растения дарят весне свои цветы. Оказывается, весной цветут некоторые деревья и кустарники.

-Вы видели, как цветут деревья?

-Перед нами орешник.

-Кто из вас любит орехи? Кто из жителей леса любит орехи? Цветет орешник ранней весной, когда в лесу еще виднеются последние пятна снега. В один из теплых весенних дней плотные коричневатые сережки на его ветвях вдруг сильно удлиняются, повисают, становятся желтыми. При порывах ветра они раскачиваются в разные стороны, рассеивают свою пыльцу, напоминающую тонкий желтый порошок. Сережки орешника внешне похожи на сережки березы.


Остановка 6. «Цветущая осина».
      Осина цветет ранней весной, задолго до появления листьев. Осина принадлежит к числу так называемых двудомных растений: одни ее деревья мужские, другие женские. На деревьях мужского пола во время цветения можно видеть красноватые мохнатые сережки, похожие на гусениц, которые свешиваются с ветвей вниз. А на женских - более тонкие зеленые.


Остановка 7. «Игры на лугу»

-А сейчас поиграем!

Игра «Двойные горелки»

Играющие становятся парами (мальчики и девочки) в две колонны. Расстояние между колоннами примерно 15-20 м. «Горящих» тоже двое. С окончанием приговора последняя пара в каждой колонне разъединяет руки и бежит к противоположной колонне. В отличие от простых «горелок» здесь необходимо соединиться в пару с игроком противоположной колонны. Задача «горящих» всё та же – запятнать бегущих, не дать им взяться за руки. Игроки, оставшиеся без пары, становятся новыми горелками.


Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.


Солнышко, повернись!

Красное, разожгись!

С весной красною вернись!

Красно - солнышко,

В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!


-Итак, мы завершили небольшую экскурсию в весенний лес.

-Что нового вы узнали?

-Что вас удивило?

-Что вы услышали в природе?

-Попробуйте дома об этом нарисовать, а может кто-то даже придумает небольшой рассказ или сказку о нашем маленьком путешествии.




Использованная литература:

1.Н.С.Акулов, Т.И. Водолажская. Календарь природы. Казань. Татарское книжное издательство, 1986 г.

2. В.А. Степанов. Народные приметы. Казань. Татарское книжное издательство, 1997 г.

3. В.М.Петров, Г.Н.Гришина. Весенние праздники, игры и забавы для детей. Москва. Творческий центр «Сфера», 2002 г.

4. Детские журналы «Свирелька»;

5.Журнал начальная школа, №3/2015 г.

6. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками.

2 класс. М.Ю. Новицкая и др., 2012 г.