АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 9»)
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № от | Утверждаю Директор О.В. Антышева Приказ № от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС 10 -11 КЛАСС
"РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ"
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа элективного курса "Решение задач по химии"
составлена в полном соответствии на основе требований Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учетом рабочей программы по химии, на основе Положения о дополнительном образовании МБОУ "СШ № 9" г.Смоленска.
Актуальность данной программы возрастает в связи с резким повышением уровня требований, предъявляемых ВУЗами к знаниям абитуриентов. Для многих учащихся серьезной проблемой является разрыв между требованиями вузов и реальными возможностями выпускников большинства школ, который ставит перед молодыми людьми труднопреодолимый барьер на пути к выбранной профессии.
В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач.
Главным критерием отбора учащихся в группы является желание ребенка приобрести навыки решения теоретических задач, выполнения практических работ по определению веществ. В процессе обучения школьники учатся решать элементарные задачи по химии, использовать теоретический материал, основные законы и понятия при решении задач, воспринимать, систематизировать материал. Предполагает решение задач по химическим уравнениям, требующих логического мышления. На этом этапе, кроме теоретических, предполагается решение практических задач, ознакомление с качественными реакциями на неорганические и органические вещества, выполнение практических работ.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала |
Тема 1. Структура химической задачи | 3 | Две стороны химической задачи. Анализ задачи, выделение химической и математической частей, способы задания условий: неполные, лишние и неопределенные математические данные задачи. Понятие о взаимно обратных задачах. Обратная задача и ее составление. Составление простых и сложных задач по химическим формулам веществ. |
Тема 2. Вычисления по химическим формулам | 6 | Расчёты с использованием газовых законов, относительной плотности смеси газов, объёмной и мольной доли веществ в смеси. Вычисления средней молярной массы смеси. Нахождение массовой доли элемента в веществе, массы химического элемента в образце вещества, определение химического элемента на основании его массовой доли и степени окисления в бинарных соединениях. Нахождение молекулярной формулы вещества по его абсолютной и относительной плотности паров и массовой доле элементов. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. Нахождение массы элемента, если известна масса вещества; и массы вещества, если известна масса элемента. Решение задач на смеси алгебраическим способом. |
Тема 3. Задачи на растворы . | 6 | Различные способы решения задач на растворимость. Растворимость кристаллогидратов и их осаждение из насыщенных растворов. Задачи с использованием сведений о растворимости кристаллогидратов или связанные с их получением. Задачи на вычисление массовой доли растворенного вещества при растворении кристаллогидратов и обратные задачи. Сравнение понятий «растворимость» и «массовая доля растворенного вещества в растворе». Правило смешения и алгебраический способ решения задач на смешивание растворов. Понятие концентрации раствора. Молярная концентрация. Решение олимпиадных задач с применением разнообразных способов выражения содержания растворенного вещества в растворах. Переход от одной концентрации к другой. |
Тема 4. Вычисления по уравнениям химических реакций | 8 | Химические реакции. Уравнения химических реакций. Вычисление массы (количества, объема) вещества по известной массе(количеству, объему)одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения реакций. Расчеты теплового эффекта реакции по данным о количестве (массе, объему) одного из участвующих в реакции веществ и количеству выделяющейся или поглощающейся теплоты. Качественные и расчетные задачи электролиз. Вычисление массы (количества, объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке. Химические свойства углеводородов и способы их получения. Схемы превращений, отражающие генетическую связь между углеводородами: открытые, закрытые смешанные. |
Тема 5. Определение формулы вещества | 5 | Вывод химической формулы вещества по массовым долям элементов. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов с использованием абсолютной и относительной плотности вещества. Вывод формулы вещества по относительной плотности газов и массе (объему или количеству) продуктов сгорания. |
Тема 6. Повторение пройденного | 6 | Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходящего вещества, содержащего примеси. Вычисление массы (объёма) компонентов смеси веществ полностью или частично взаимодействующие с реагентом. Решение комбинированных задач. |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1 | Структура химической задачи | 3 | |
2 | Вычисления по химическим формулам | 6 | |
3 | Задачи на растворы . | 6 | |
4 | Вычисления по уравнениям химических реакций | 8 | |
5 | Определение формулы вещества | 5 | |
6 | Повторение пройденного | 6 | |
ИТОГО | | | |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ Урока | Тема урока | Дата | Корректировка КТП |
Тема 1. Структура химической задачи (3ч) |
1 | Две стороны химической задачи. | | |
2 | Понятие о взаимно обратных задачах. | | |
3 | Составление простых и сложных задач по химическим формулам веществ. | | |
Тема 2. Вычисления по химическим формулам (6ч) |
4 | Расчёты с использованием газовых законов. | | |
5 | Нахождение массовой доли элемента в веществе | | |
6 | Нахождение молекулярной формулы вещества | | |
7 | Нахождение молекулярной формулы органического соединения | | |
8 | Нахождение массы элемента, если известна масса вещества | | |
9 | Решение задач на смеси алгебраическим способом. | | |
Тема 3. Задачи на растворы (6ч) |
10 | Различные способы решения задач на растворимость. | | |
11-12 | Задачи с использованием сведений о растворимости кристаллогидратов. | | |
13 | Задачи на вычисление массовой доли растворенного вещества при растворении кристаллогидратов и обратные задачи. | | |
14 | Переход от одной концентрации к другой. | | |
15 | Решение олимпиадных задач | | |
Тема 4. Вычисления по уравнениям химических реакций (8ч) |
16 | Химические реакции. Уравнения химических реакций. | | |
17 | Термохимические уравнения реакций. | | |
18 | Расчеты теплового эффекта реакции | | |
19 | Вычисление массы (количества, объема) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке. | | |
20 | Химические свойства углеводородов и способы их получения. | | |
21 | Схемы превращений, отражающие генетическую связь между углеводородами: открытые, закрытые смешанные. | | |
22 | Задачи на генетическую взаимосвязь между классами органических веществ. | | |
23 | Качественные и расчетные задачи электролиз. | | |
Тема 5. Определение формулы вещества (5ч) |
24 | Вывод химической формулы вещества по массовым долям элементов. | | |
25 | Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов с использованием абсолютной и относительной плотности вещества. | | |
26 | Вывод формулы вещества по относительной плотности газов и массе (объему или количеству) продуктов сгорания. | | |
27 | Задачи на нахождение молекулярных формул | | |
28 | Задачи на нахождение молекулярных формул по продуктам сгорания. | | |
Тема 6. Повторение пройденного (6ч) |
29 | Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходящего вещества, содержащего примеси. | | |
30 | Вычисление массы (объёма) компонентов смеси веществ полностью или частично взаимодействующие с реагентом. | | |
31 | Решение комбинированных задач. | | |
32 | Задания ЕГЭ по химии прошлых лет | | |
33 | Задания ЕГЭ по химии прошлых лет | | |
34 | Задания ЕГЭ по химии прошлых лет | | |
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
1. Личностные:
формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование творческого отношения к проблемам;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
понимание основных законов химии: закон сохранения массы веществ, периодичес кий закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действую щих масс в кинетике и термодинамике
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;
развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности;
формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.
2. Метапредметные:
навык самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
планирование, контроль и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Всемирной сети Интернет;
умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудивизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать свое мнение к фактам и явлениям окружающей действительности; к прочитанному, увиденному, услышанному;
способность организовывать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, принципах социального взаимодействия;
способность оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
умение взаимодействовать с людьми