СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс 5 класс»


МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа»

Щигровского района Курской области

























Рабочая программа элективного курса

По математике

«Формирование математической грамотности»

5 «А» класс

1 час в неделю, всего 34 часа










Учитель: Родичева А.Э.













2024-2025 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

«Основы математической грамотности»

Рабочая программа курса для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.

В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамотности учащихся.

Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материала.

Существуют три составляющих математической грамотности:

  1. Умение находить и отбирать информацию

Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические действия.

  1. Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач

В некоторых ситуациях человек должен быть знаком с математическими методами, процедурами и правилами. Использование информации предполагает умение производить различные вычисления и подсчеты, отбирать и упорядочивать информацию, использовать измерительные приборы, а также применять формулы.

  1. Интерпретировать, оценивать и анализировать данные

Интерпретация включает в себя понимание значения информации, умение делать выводы на основе математических или статистических данных. Это также необходимо для оценки информации и формирования своего мнения. Например, при распознавании тенденций, изменений и различий в графиках. Навыки интерпретации могут быть связаны не только с численной информацией (цифрами и статистическими данными), но и с более широкими математическими и статистическими понятиями такими, как темп изменений, пропорции, расчет дивидендов, выборка, ошибка, корреляция, возможные риски и причинные связи.

Программа составлена на основе методических рекомендаций «ИНСТИТУТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ» по формированию математической грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА внеурочной деятельности

Цель обучения – формирование математической грамотности учащихся, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры. Программа нацелена на развитие способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

Задачи:

  1. распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;

  2. формулировать эти проблемы на языке математики;

  3. решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

  4. анализировать использованные методы решения;

  5. интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.

Математическая грамотность как компонент предметной функциональной грамотности включает следующие характеристики:

1. Понимание обучающимся необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.

2. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.

3. Владение математическими фактами (принадлежность, истинность, контрпример), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений.

Составляющая математической функциональной грамотности — понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.

Реализацию этой составляющей в программе обеспечивает комплекс из шести групп математических заданий:

  1. Учебные задачи показывающие перспективу их практического использования в повседневной жизни.

  2. Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни. 

  3. Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.

  4. Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)

  5. Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений

  6. Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики.

Вторая составляющая математической функциональной грамотности — способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.

  1. Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями — работа с математическими объектами.

  2. Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах — числах, величинах, геометрических фигурах.

  3. Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на овладение математическими методами для решения учебных задач.

Третья составляющая математической функциональной грамотности младших школьников — овладение математическим языком, применение его для решения учебных задач, построение математических суждений, работа с математическими фактами.

Реализацию этой составляющей могут обеспечить следующие группы математических заданий.

  1. Задания на понимание и применение математической символики и терминологии.

  2. Задания, направленные на построение математических суждений




МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану школы на изучение элективного курса «Формирование математической грамотности» в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 учебных часа.

Планируемые результаты обучения

  1. Метапредметные и предметные

  • уметь работать на уровне узнавания и понимания на уровне понимания и применения;

  • уметь находить и извлекать математическую информацию в различном контексте;

  • уметь применять математические знания для решения разного рода проблем

  • распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

  • формулировать эти проблемы на языке математики;

  • решать проблемы, используя математические факты и методы;

  • анализировать использованные методы решения;

  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

  • формулировать и записывать результаты решения.

  1. Личностные

Уметь:

  • объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;

  • строить монологическую письменную речь, участвовать в дискуссиях;

  • создавать команду и работать в команде при осуществлении мини-проектов;

  • формировать портфель достижений школьника, принимая участие в олимпиадах, викторинах.





















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

5 класс

Тема занятия

Всего часов

(в неделю 1 ч)

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

1.

Решение различных математических задач

8

Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися,

способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации,

активизации познавательной деятельности обучающихся;

Побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися); Побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать,

высказывать мнение;

Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые способствуют налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;

Организовывать шефство мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

Организовывать индивидуальную учебную деятельность;

Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний.


2.

Решение математических задач финансового направления

5

3.

Комбинаторика, перестановки. инварианты

4

4.

Геометрические построения

5

5.

Решение практико-ориентированных задач

5

6.

Его сиятельство «Граф».

3

7.

Решение комплексных заданий PISA

4


Итого

34





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата

план.

Дата

факт.

Логические задачи (8 часов)

1.

Логические задачи в математике. Логические предметные ряды.

1



2.

Решение логических задач с использованием таблиц.

2



3.

Задачи на сравнение.

1



4.

Задачи на переливание, перекладывания.

2



5.

Задачи на взвешивание.

2



Решение математических задач финансового направления (5 часов)

6.

Задачи на покупки. Деление с остатком

3



7.

Задачи на скидки.

2



Комбинаторика, дерево вариантов, перестановки (4 часов)

8.

Введение в комбинаторику. Метод перебора, метод построения дерева решения комбинаторных задач.

2



9.

Перестановки.

2



Геометрические построения (6 часов)

10.

Построение фигур одним росчерком карандаша.

1



11.

Равносоставленные фигуры.

2



12.

Геометрические задачи на разрезание и перекраивание фигур.

2



13.

Построения с помощью циркуля и линейки.

1



Решение практико-ориентированных задач (4 часов)

Его сиятельство «Граф» (3 часа)

14.

Понятие графа, определения четной вершины, нечетной вершины.

1



15.

Свойства графа. Решение задач с использованием графов.

1



16.

Применение графов к решению задач.

1



Решение заданий РЭШ по формированию функциональной грамотности (4 часа)


Всего:

34

















Используемая литература:

  1. И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку».

  2. Н.К. Антонович «Как научиться решать занимательные задачи».

  3. Е.В. Смыкалова «Математика (дополнительные главы) 5 класс».

  4. Н.П. Кострикина «Задачи повышенной трудности в курсе математики 5-6 классов».

  5. Ю.М. Колягина «Поисковые задачи по математике (5-6 классы)».

  6. Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы».

Используемые ресурсы:

  1. https://etudes.ru/

  2. http://free-math.ru/

  3. http://www.zaba.ru/

  4. https://mathus.ru/math/

  5. https://skysmart.ru/

  6. https://uchi.ru/

  7. https://resh.edu.ru/