МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа»
Щигровского района Курской области
Рабочая программа элективного курса
По математике
«Формирование математической грамотности»
5 «А» класс
1 час в неделю, всего 34 часа
Учитель: Родичева А.Э.
2024-2025 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Основы математической грамотности»
Рабочая программа курса для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
«Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
В настоящее время существует объективная необходимость практической ориентации школьного курса математики. Выбор продиктован противоречием между требованиями к развитию личности школьников и уровнем подготовки математической грамотности учащихся.
Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации, решения математических задач в различных жизненных ситуациях. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц, текста, а также может быть показана с помощью технических способов визуализации материала.
Существуют три составляющих математической грамотности:
Умение находить и отбирать информацию
Практически в любой ситуации человек должен уметь найти и отобрать необходимую информацию, отвечающую заданным требованиям. Эти навыки тесно связаны с пониманием информации и умением осуществлять простые арифметические действия.
Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач
В некоторых ситуациях человек должен быть знаком с математическими методами, процедурами и правилами. Использование информации предполагает умение производить различные вычисления и подсчеты, отбирать и упорядочивать информацию, использовать измерительные приборы, а также применять формулы.
Интерпретировать, оценивать и анализировать данные
Интерпретация включает в себя понимание значения информации, умение делать выводы на основе математических или статистических данных. Это также необходимо для оценки информации и формирования своего мнения. Например, при распознавании тенденций, изменений и различий в графиках. Навыки интерпретации могут быть связаны не только с численной информацией (цифрами и статистическими данными), но и с более широкими математическими и статистическими понятиями такими, как темп изменений, пропорции, расчет дивидендов, выборка, ошибка, корреляция, возможные риски и причинные связи.
Программа составлена на основе методических рекомендаций «ИНСТИТУТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ» по формированию математической грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА внеурочной деятельности
Цель обучения – формирование математической грамотности учащихся, в том числе в интеграции с другими предметами, развитие интеллектуального уровня учащихся на основе общечеловеческих ценностей и лучших традиций национальной культуры. Программа нацелена на развитие способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Задачи:
распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы.
Математическая грамотность как компонент предметной функциональной грамотности включает следующие характеристики:
1. Понимание обучающимся необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.
2. Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.
3. Владение математическими фактами (принадлежность, истинность, контрпример), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений.
Составляющая математической функциональной грамотности — понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.
Реализацию этой составляющей в программе обеспечивает комплекс из шести групп математических заданий:
Учебные задачи показывающие перспективу их практического использования в повседневной жизни.
Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни.
Упражнения на решение проблем и ситуаций, связанных с ориентацией на плоскости и в пространстве на основе знаний о геометрических фигурах, их измерении.
Упражнения на решение разнообразных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)
Задачи и упражнения на оценку правильности решения на основе житейских представлений
Задания на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики.
Вторая составляющая математической функциональной грамотности — способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы.
Упражнения на понимание и интерпретацию различных отношений между математическими понятиями — работа с математическими объектами.
Упражнения на сравнение, соотнесение, преобразование и обобщение информации о математических объектах — числах, величинах, геометрических фигурах.
Упражнения на выполнение вычислений, расчетов, прикидок, оценки величин, на овладение математическими методами для решения учебных задач.
Третья составляющая математической функциональной грамотности младших школьников — овладение математическим языком, применение его для решения учебных задач, построение математических суждений, работа с математическими фактами.
Реализацию этой составляющей могут обеспечить следующие группы математических заданий.
Задания на понимание и применение математической символики и терминологии.
Задания, направленные на построение математических суждений
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану школы на изучение элективного курса «Формирование математической грамотности» в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 учебных часа.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные и предметные
уметь работать на уровне узнавания и понимания на уровне понимания и применения;
уметь находить и извлекать математическую информацию в различном контексте;
уметь применять математические знания для решения разного рода проблем
распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.
Личностные
Уметь:
объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;
строить монологическую письменную речь, участвовать в дискуссиях;
создавать команду и работать в команде при осуществлении мини-проектов;
формировать портфель достижений школьника, принимая участие в олимпиадах, викторинах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
5 класс
№ | Тема занятия | Всего часов (в неделю 1 ч) | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
1. | Решение различных математических задач | 8 | Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; Привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; Побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися); Побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации; Организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение; Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые способствуют налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; Организовывать шефство мотивированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; Организовывать индивидуальную учебную деятельность; Применять на уроке интерактивные формы работы с обучающимися: включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний. |
2. | Решение математических задач финансового направления | 5 |
3. | Комбинаторика, перестановки. инварианты | 4 |
4. | Геометрические построения | 5 |
5. | Решение практико-ориентированных задач | 5 |
6. | Его сиятельство «Граф». | 3 |
7. | Решение комплексных заданий PISA | 4 |
| Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. |
Логические задачи (8 часов) |
1. | Логические задачи в математике. Логические предметные ряды. | 1 | | |
2. | Решение логических задач с использованием таблиц. | 2 | | |
3. | Задачи на сравнение. | 1 | | |
4. | Задачи на переливание, перекладывания. | 2 | | |
5. | Задачи на взвешивание. | 2 | | |
Решение математических задач финансового направления (5 часов) |
6. | Задачи на покупки. Деление с остатком | 3 | | |
7. | Задачи на скидки. | 2 | | |
Комбинаторика, дерево вариантов, перестановки (4 часов) |
8. | Введение в комбинаторику. Метод перебора, метод построения дерева решения комбинаторных задач. | 2 | | |
9. | Перестановки. | 2 | | |
Геометрические построения (6 часов) |
10. | Построение фигур одним росчерком карандаша. | 1 | | |
11. | Равносоставленные фигуры. | 2 | | |
12. | Геометрические задачи на разрезание и перекраивание фигур. | 2 | | |
13. | Построения с помощью циркуля и линейки. | 1 | | |
Решение практико-ориентированных задач (4 часов) |
Его сиятельство «Граф» (3 часа) |
14. | Понятие графа, определения четной вершины, нечетной вершины. | 1 | | |
15. | Свойства графа. Решение задач с использованием графов. | 1 | | |
16. | Применение графов к решению задач. | 1 | | |
Решение заданий РЭШ по формированию функциональной грамотности (4 часа) |
| Всего: | 34 | | |
Используемая литература:
И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку».
Н.К. Антонович «Как научиться решать занимательные задачи».
Е.В. Смыкалова «Математика (дополнительные главы) 5 класс».
Н.П. Кострикина «Задачи повышенной трудности в курсе математики 5-6 классов».
Ю.М. Колягина «Поисковые задачи по математике (5-6 классы)».
Г.И. Григорьева «Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы».
Используемые ресурсы:
https://etudes.ru/
http://free-math.ru/
http://www.zaba.ru/
https://mathus.ru/math/
https://skysmart.ru/
https://uchi.ru/
https://resh.edu.ru/