Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Комаричская средняя общеобразовательная школа №2»
«Рассмотрено на заседании МО и рекомендовано к утверждению» Руководитель ШМО _____________/ Л.И.Авдякова / Протокол № от «___» 2018г. | Согласовано Заместитель директора по УВР__________ /И.И.Гоголь/. | «Утверждаю» Директор МБОУ КСОШ №2 _____________/ А.Н.Олешко/ Приказ№ __ от « »_____ 2018 г. |
Программа
элективного курса по математике
для 9 класса
«Практикум по решению разноуровневых
задач по математике к ОГЭ»
Составитель программы:
Крюкова Евгения Васильевна
учитель математики первой категории
г. Комаричи, 2018
Пояснительная записка
Программа элективного курса по математике для 9 класса разработана на основе:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования МБОУ КСОШ №2, Учебного плана школы на 2018-2019 уч. года.
При разработке и реализации программы используются программы
Примерная программа по сборнику рабочих программ основного общего образования по алгебре - Алгебра 7-9, составитель - Т.А. Бурмистрова, М.: Издательство «Просвещение», 2016г.
3. Примерная программа по сборнику рабочих программ основного общего
образования - Геометрия 7-9 .Составитель Т.А. Бурмистрова, М: Издательство
«Просвещение», 2016 г.
Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к огэ по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым
для его усвоения оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу.
Курс предложен родителям на родительском собрании и нашел одобрение.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части: беседы, самостоятельная и тестовая работы, диагностические работы, презентации.
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: тест, самостоятельная работа, устная работа, диагностическая работа.
Тема курса актуальна и может быть использована учителями математики при подготовке к ОГЭ.
Цель курса:
1. Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений.
2. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в
других дисциплинах.
3. Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков
анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к
итоговой аттестации в форме ОГЭ
Задачи:
Формирование у учащихся целостного представления о теме, ее значения
в разделе математики, связи с другими темами.
Формирование аналитического мышления, развитие памяти, кругозора,
умение преодолевать трудности при решении более сложных задач
Осуществление работы с дополнительной литературой.
Акцентировать внимание учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий, включаемых в итоговую аттестацию
за курс основной школы;
Расширить математические представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Обоснование выбора данного элективного курса.
Экзамен по алгебре ОГЭ 9 не только своим названием, но и формой, и
содержанием вызывает у многих испуг или удивление. Именно поэтому к нему начинаем готовить специально даже тех, кто неплохо пишет обычные работы, а уж тем более тех, кто испытывает затруднения в математике.
Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, при подготовке к различного рода экзаменам, в частности, к ОГЭ
Способы развертывания учебного материала и средства достижения поставленных целей.
Занятия организуются в форме уроков. Это уроки: лекция, практическая работа, беседы. В ходе изучения, проводятся краткие теоретические опросы по знанию формул и основных понятий. Наряду с тренингом, используется принцип беспрерывного повторения, что улучшает процесс запоминания и развивает потребность в творчестве. В ходе курса учащимся предлагаются различного типа сложности задачи.
Текущий контроль уровня усвоения учебного материала осуществляется в результате выполнения самостоятельных работ, промежуточных тестов, с помощью самооценки и взаимопроверки, выполняемых тестов. Итоговый контроль: итоговый тест и диагностическая работа в форме теста заданий с кратким и развёрнутым ответом.
При изучении курса используются технические средства обучения: ноутбук, мультимедиа проектор .
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Числа | 7 |
2. | Буквенные выражения | 5 |
3. | Уравнения. Системы уравнений | 4 |
4. | Неравенства. Системы неравенств | 2 |
5. | Функции и графики | 3 |
6. | Прогрессии | 3 |
7. | Геометрия | 7 |
8. | Диагностическая работа | 2 |
9. | Анализ итогового теста и диагностической работы | 1 |
| Итого: | 34 |
Содержание тем учебного курса
Арифметика.
Тема № 1 Натуральные числа - 7 час.
Натуральные числа. Действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Делимость чисел. Простые и составные числа. НОК и НОД. Дроби. Действия над дробями. Положительные и отрицательные числа. Действия над положительными и отрицательными числами. Степень с целым показателем. Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих корни. Процент. Задачи на проценты.
Алгебра.
Тема №2 Буквенные выражения - 5 час.
Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменной. Преобразование алгебраических выражений. Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. Основное свойство дроби. Действия с алгебраическими дробями.
Тема №3 Уравнения. Системы уравнений. - 4 час.
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение и способы его решения. Дробно-рациональное уравнение. Уравнения с модулем. Системы уравнений и способы их решений.
Тема №4 Неравенства - 2 час.
Неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Решение линейных неравенств. Квадратные неравенства. Системы неравенств.
Тема №5 Прогрессии - 3 час.
Арифметическая и геометрическая прогрессия. Формула п- члена и суммы п- членов арифметической и геометрической прогрессии.
Тема №6 Функции и графики - 3 час.
Функция. Способы задания. Область определения и значения функции. График функции. Возрастание и убывание функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность.
Геометрия - 7 ч.
Основные понятия и утверждения геометрии . Вычисление длин. Вычисление углов.
вычисление площадей. Тригонометрия. Векторы на плоскости. Задачи на доказательство.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны уметь:
1.Уметь выполнять действия с числами:
Выполнять арифметические действия: сложение и вычитание двузначных
чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение чисел, действия с дробями.
Выполнять арифметические действия с рациональными числами.
Находить значения степеней и корней, а также значения числовых выражений
2.Уметь выполнять алгебраические преобразования:
Выполнять действия с многочленами и с алгебраическими дробями.
Применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления
значений и преобразований выражений , содержащих корни.
3.Уметь решать уравнения и неравенства:
Решать линейные, квадратные, рациональные уравнения, системы двух уравнений.
Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы
4.Уметь выполнять действия с функциями:
Распознавать геометрические и арифметические прогрессии, применять
формулы общих членов, суммы n членов арифметической и
геометрической прогрессий.
Находить значения функции.
Определять свойства функции по графику.
Описывать свойства функций.
Строить графики.
5.Уметь выполнять вычисления и приводить обоснованные доказательства
в геометрических задачах:
Разбираться в основных геометрических понятиях и утверждениях, доказывать их верность.
Умело строить геометрические фигуры и чертежи для задач.
Применять геометрические формулы для решения задач.
Тематическое планирование
№ урока | Содержание учебного материала | Дата проведения |
по плану | фактич. |
I Арифметика |
| Тема №1 Числа (7 ч) | | |
1 | Натуральные числа. Действия над натуральными числами | | |
2 | Делимость чисел. Простые и составные числа. НОД и НОК. | | |
3 | Дроби. Действия с дробями | | |
4 | Положительные и отрицательные числа. Действия с положительными и отрицательными числами. | | |
5 | Определение степени с натуральным и целым показателями. Свойства степени. | | |
6 | Арифметический квадратный корень. Иррациональные числа. Действительные числа. Преобразование, выражений, содержащих корни. | | |
7 | Задачи на проценты. Промежуточный тест. | | |
II Алгебра |
| Тема №2 Буквенные выражения (5 ч) | | |
8 | Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменных. | | |
9 | Преобразование алгебраических выражений. | | |
10 | Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. | | |
11 | Алгебраическая дробь. Основное свойство дроби. Сокращение алгебраических дробей. | | |
12 | Действия с алгебраическими дробями. | | |
| Тема №3 Уравнения. Системы уравнений (4 ч) | | |
13 | Уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Линейное, квадратное уравнения. | | |
14 | Дробно-рациональные уравнения. Уравнения с модулем. | | |
15 | Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Методы решений. | | |
16 | Промежуточный тест | | |
| Тема №4 Неравенства. Системы неравенств (2 ч) | | |
17 | Числовые неравенства. Свойства неравенств. Неравенство с одной переменной. Решение неравенств. | | |
18 | Линейные, квадратные неравенства. Системы неравенств. | | |
| Тема №6 Функции и графики (3 ч) | | |
19 | Функции. Свойства функций и графики. | | |
20 | Линейная функция. Квадратичная функция. Обратная пропорциональность. | | |
21 | Промежуточный тест. | | |
| Тема №5 Прогрессии (3 ч) | | |
22 | Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула общего члена прогрессии. | | |
23 | Сумма n – членов арифметической и геометрической прогрессии | | |
24 | Промежуточный тест. | | |
III Геометрия (7 ч) |
25 | Основные понятия и утверждения геометрии. | | |
26 | Вычисление длин. Вычисление углов. | | |
27 | Вычисление площадей. | | |
28 | Тригонометрия. | | |
29 | Векторы на плоскости. | | |
30 | Задачи на доказательство. | | |
31 | Итоговый тест | | |
| | | |
32-33 | Диагностическая работа (2 ч) | | |
| | | |
| | | |
34 | Анализ итогового теста и диагностической работы (1 ч) | | |
| Итого: 34 ч | | |