СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

планирование элективного курса по математики для подготовки к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ»

Пояснительная записка

Программа элективного курса “Избранные вопросы математики” рассчитана на весь учебный год, предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы, является предметно-ориентированной.

Курс состоит из следующих тем:

  • Проценты” - 8 часов

  • Квадратный трехчлен и его приложения” - 8 часов

  • Модуль” - 8 часов

  • Функция” - 8часов


Цели изучения курса:

  • Создание базы для развития способностей обучающихся;

  • Восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса;

  • Подготовка к государственной итоговой аттестации в форме ГИА.

Такой подбор материала преследует две цели. С одной стороны, это создание базы для развития способности учащихся, с другой – восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса. Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии, профиля в старшей школе.


Цели курса:

- сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;

- создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций;

- восполнить некоторые нестандартные приемы решения задач на основе курса квадратного трехчлена, графических соображений, процентных вычислений;

- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;

- формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для жизни в современном обществе;

- помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как: а) преобразование выражений, содержащих модуль; б) решение уравнений и неравенств, содержащих модуль; в) построение графиков элементарных функций, содержащих модуль;

- создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся;

- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.


Задачи курса:

- сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;

- решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

- решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

- закрепление основ знаний о функциях и их свойствах;

- расширение представлений о свойствах функций;

- формирование умение “читать” графики и называть свойства по формулам;

- научить решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем сложности;

- овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;

- приобрести определенную математическую культуру;

- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

- научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;

- научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;

- научить строить графики, содержащие модуль;

- помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;

- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.


Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы “Проценты” на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, но в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочные навыки обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.


Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

- понимать содержательный смысл термина”процент” как специального способа выражения доли величины;

- алгоритм решения задач на проценты составлением уравнения;

- формулы начисления “сложных процентов” и простого роста;

- что такое концентрация, процентная концентрация.

Учащиеся должны уметь:

- решать типовые задачи на проценты;

- применять алгоритм решения задач составлением уравнений к решению более сложных задач;

- использовать формулы начисления “сложных процентов” и простого процентного роста при решении задач;

- решать задачи на сплавы, смеси, растворы;

- производить прикидку и оценку результатов вычислений;

- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления;

- уметь соотносить процент с соответствующей дробью.


Тема “Квадратный трехчлен и его приложения” поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики. Данная программа курса по выбору своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и ее предложения, и которым захочется глубже познакомиться с ее методами и идеями. Предлагаемый курс освещает намеченные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы. Стоит отметить, что навыки в применении квадратного трехчлена совершенно необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи конкурсных экзаменов, а также будет хорошим подспорьем для успешных выступлений на математических олимпиадах. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

- некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических соображений;

- исследование корней квадратного трехчлена

Учащиеся должны уметь:

- уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения;

- преобразовывать квадратный трехчлен (разложение на линейные множители, выделение квадрата двучлена);

- уверенно владеть системой определений, теорем, алгоритмов;

- проводить самостоятельное исследование корней квадратного трехчлена;

- решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена.


Тема “Модуль” направлена на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Стоит отметить, что навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций, содержащих модуль, совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовиться к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Материал данного курса содержит “нестандартные” методы, которые позволяют более эффективно решать широкий класс заданий, содержащих модуль. Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

- определение модуля числа;

- решение уравнений и неравенств, содержащих модель;

- преобразование выражений, содержащих модуль.

Учащиеся должны уметь:

- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;

- применять изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий;

- преобразовывать выражения, содержащие модуль;

- строить графики элементарных функций, содержащих модуль.


Тема “Функция” позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знания об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций, выходящие за рамки школьной программы.

Ожидаемы результаты

Учащиеся должны знать:

методы построения графиков функций;

- математически определенные функции могут описывать реальные зависимости и процессы;

- об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций.

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры зависимостей и процессов;

- строить и читать графики;

- переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;

- приводить примеры использования функций в физике и экономике.




Учебно-тематический план

№ п.п.

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

 

лекция

практика

семинар

 

1

Проценты. Основные задачи на проценты

2

О,5

0,5

1

 

2

Процентные вычисления в жизненных ситуациях

2

 

1

1

 

3

Задачи на сплавы, смеси, растворы

2

0,5

0,5

1

 

4

Решение задач по всему курсу

2

 

 

1

К.р.

5

Квадратный трехчлен

2

1

1

 

Сам.раб 15 мин.

6

Исследование корней квадратного трехчлена

4

1

2

1

Сам. раб. 15 мин.

7

Решение разнообразных задач по курсу

2

 

1

1

Провер. работа 30 мин.

8

Модуль: общие сведения. Преобразование выражений, содержащих модуль

1

0,5

0,5

 

 

9

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль

3

1

2

1

Сам.раб.

10

Графики функций, содержащих модуль

2

1

1

 

 

11

Проверочная работа

1

 

 

 

Пров. раб.

12

Модуль в заданиях ЕГЭ

1

 

1

 

 

13.

Историко-генетический подход к понятию “функция”

1

1

 

 

 

14

Способы задания функции

1

1

 

 

 

15

Четные и нечетные функции

2

 

1

 

 

16

Ограниченные и неограниченные функции

2

 

 

1

 

17

Построение графиков функций

2

 

1

 

 












Календарно – тематическое планирование элективного курса в 9 классе.

Всего за год 34 часа, в неделю 1 час.


п/п

Тема занятия

Дата проведения

лекция

Семинар, практикум

мониторинг


Глава 1. Проценты, как инструмент статистики.





1

Основные задачи на проценты

07.09

+

+


2

Алгоритм решения основных задач на проценты

14.09


+


3

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

21.09


+


4

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

28.09


+


5

Задачи на сплавы, смеси, растворы

05.09

+



6

Задачи на сплавы, смеси, растворы

12.09


+


7

Основные методы решения задач на сплавы, смеси, растворы

19.10


+


8

Решение задач по всему курсу

26.10


+

СР


Глава 2. Квадратный трехчлен и его исследование





9

Квадратный трехчлен

09.11

+



10

Квадратный трехчлен

16.11


+

СР

11

Исследование корней квадратного трехчлена

23.11

+



12

Исследование корней квадратного трехчлена

30.11


+


13

Алгоритм решения основных задач на исследование корней квадратного трехчлена

07.12


+


14

Примеры исследования и решения различных задач по курсу

14.12.

+

+


15

Решение разнообразных задач по всему курсу

21.12.


+

СР

16

Решение задач повышенной сложности

28.12.


+



Глава 3. Модуль, решение задач с модулями





18

Общие сведения по теме: «Модуль»

11.01.

+



19

Преобразование выражений, содержащих модуль

18.01.


+


20

Алгоритм решения уравнений и неравенств, содержащих модуль.

25.01.


+


21

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль.

01.02.


+

СР

22

Графики функций, содержащих модуль

08.02.


+


23

Графики функций, содержащих модуль

15.02.


+

СР

24

Модуль в заданиях ОГЭ и ЕГЭ

22.02.


+


25

Модуль в заданиях ОГЭ и ЕГЭ

29.02.




26

Систематизация задач с модулем.

07.03.


+



Глава 4. Исследование функций





27

Историко-генетический подход к понятию «функция»

14.03

+



28

Способы задания функции

28.03

+

+


29

Четные и нечетные функции

04.04


+


30

Ограниченные и неограниченные функции

11.04.


+


31

Построение графиков функций

18.04


+

СР

32

Решение экзаменационных задач повышенной сложности

25.04


+


33

Презентация творческих, самостоятельных работ по данному курсу

16.05


+


34

Подведение итогов изучения курса

23.05


+

ЗЧ

Литература

  1. Водингар М.И., Лайкова Г.А. Решение задач на смеси, растворы, сплавы (“Математика в школе” № 4, 2001г.)

  2. Глезер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. М. Просвещение, 1981 г.

  3. Качашева Н.А. О решении задач на проценты (“Математика в школе” № 4, 1991 г. с.39)

  4. Астров К. Квадратичная функция и ее применение.

  5. Гусев В.Р. Внеклассная работа по математике 6-8 классах.

  6. Цыганов Ш. Квадратный трехчлен и параметры (“Математика в школе” № 5, 1999г.)

  7. Егерман Е. Задачи с модулями (“Математика в школе” № 3, 2004г.)

  8. Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов.

  9. Сборник элективных курсов “Математика 8-9 классы”, составитель В. Н . Студенецкая. Волгоград. “Учитель”. 2006.