СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по информатике для 5 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе Примерной учебной программы факультативного курса "Решение занимательных задач по информатике" для учащихся 5-6 классов автора Босовой Л.Л. размещенной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3–6 классы/ Составители:  Цветкова М. С.Богомолова О. Б. .  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.»

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по информатике для 5 класса»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 г. Пестово»


Рассмотрено

Согласовано

Утверждено

Педагогическим советом

Заместитель директора по УР

Приказом по МАОУ СОШ №2

Протокол от №

Ф.И.О.

от №


Дата согласования

Ф.И.О.








Элективный курс «Решение занимательных задач по информатике»


(название учебного курса в точном соответствии с учебным планом)


5 классы


(класс, параллель в которых изучается программа)

Составитель программы:

Жгарева Елена Геннадьевна


учитель математики и информатики


(фамилия, имя, отчество учителя полностью; должность; квалификационная категория)









г. Пестово

2016

год.



Пояснительная записка.

Программа составлена на основе Примерной учебной программы факультативного курса "Решение занимательных задач по информатике" для учащихся 5-6 классов автора Босовой Л.Л. размещенной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3–6 классы/ Составители:  Цветкова М. С., Богомолова О. Б. . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.»

Программа направлена на всестороннее развитие личности учащихся, освоение знаний, овладение необходимыми умениями, развитие познавательных интересов, творческих способностей, воспитание черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом. В программе также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Программа элективного курса предназначена для обучающихся 5 классов и нацелена на развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их образного, алгоритмического и логического мышления.

Для достижения цели в процессе изучения курса «Решение занимательных задач» необходимо решить следующие задачи:

  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у обучающихся основных общеучебных умений информационно-логического характера;

  • создать условия для овладения основными универсальными учебными действиями;

  • сформировать у обучающихся умения организации собственной учебной деятельности;

  • сформировать у обучающихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности,

получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

• создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

2. Учебно-тематическое планирование (2 ч. в неделю, 70 ч. в год)

Название темы

Количество часов



общее

теория

практика

1

Решение логических задач в графическом редакторе

14

8

6

2

Табличный способ решения логических задач

12

8

4

3

Решение логических и алгоритмических задач путем рассуждений

20

10

10

4

Выявление закономерностей и решение комбинаторных задач. Разработка выигрышных стратегий.

16

9

7

5

Подготовка итогового проекта и его защита

6

2

4

6

Повторение и систематизация знаний по курсу

2


2


Итого:

70

37

33






Краткое содержание занятий курса «Решение занимательных задач»

    1. Решение логических задач в графическом редакторе

Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора. Анализ и синтез объектов. Планирование последовательности действий. Проведение мини-исследований в графическом редакторе.

    1. Табличный способ решения логических задач

Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты-объекты- один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.

    1. Решение логических и алгоритмических задач

Индукция. Дедукция.

Задачи о лжецах. Логические выводы.

Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях.

Решение задач в виртуальных лабораториях.

Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др.

    1. Выявление закономерностей. Решение комбинаторных задач.

Разработка выигрышных стратегий

Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков». Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.

Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в 5 классе, являются:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Методы и формы решения поставленных задач

В обучении школьников наиболее приемлемы комбинированные занятия, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых. С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания обучающихся на занятии, рекомендуется выделять следующие основные его этапы:

  1. организационный момент;

  2. активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу);

  3. объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией. На этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия. Учитель в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию. В беседе с обучающимися подробно обсуждается решение ключевой задачи; обучающимся предлагаются одна или несколько задач, решение которых предполагает применение полученных знаний и умений в стандартной ситуации. Широко применяются разнообразные формы записи решений алгоритмических задач: описание на естественном языке; списки; таблицы; схемы; презентации; файлы с решением, полученным в виртуальной лаборатории. В зависимости от уровня подготовленности обучающихся им могут быть предложены задачи разного уровня сложности;

  4. на заключительном этапе обучающимся предлагается задача, решение которой предполагает применение полученных знаний и умений в новой ситуации. Правильность полученного обучающимся решения может быть организована в форме его публичного обсуждения;

  5. подведение итогов занятия.

Обязательным условием организации курса «Решение занимательных задач по информатике» является использование ИКТ на этапе решения задач и для представления полученных решений, что способствует развитию соответствующих навыков информационной деятельности. Предполагается широкое использование виртуальных лабораторий «Переправы», «Разъезды», «Переливания», «Черные ящики», «Перекладывания» и «Взвешивания»1, обеспечивающих обучающимся возможность манипулировать экранными объектами, наблюдать динамику решения, повторять найденное решение, осмысливать его и пытаться найти ошибки или более рациональное решение и т.д. Кроме того, предполагается использование графического редактора Paint для организации мини-исследований и редактора презентаций PowerPoint для создания анимированный решений задач и представления полученных результатов.

Разработка анимированных решений задач может быть организована в форме мини-проектов (индивидуальных, парных, групповых).

Формы контроля и возможные варианты его проведения

В рамках занятий целесообразен перенос акцента с оценки на самооценку, смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по изучаемой теме. Это обеспечивает личностно-ориентированный подход к обучению..

По завершении изучения крупных тем или в конце учебного года целесообразно проведение нескольких занятий в форме конференции, где бы каждый ученик или группа учеников могли представить оригинальное решение задачи, по заинтересовавшей их тематике.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Основные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области информатики и ИКТ:

  • владение основными общеучебными умениями информационно- логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений;

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, диаграммы, схемы и т.д., умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи;

  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Перечень разделов, тем и последовательность их изучения

Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Тема урока

Практическая часть программы

Универсальные учебные действия (к разделу)

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

Решение логических задач в графическом редакторе

14

Введение. Правила поведения в компьютерном классе, техника безопасности и организация рабочего места.



Ответственность за свое поведение.

Умение организовать свое рабочее место за компьютером.




Решение головоломок.


личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение заданий в тетради, выполнение практической работы


Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора. Теория



Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора. Практика

Пр. р. «Решение головоомок»


Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора. Практика



Анализ объектов


личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: владение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности предметные: иметь представление об объектах, их анализе и синтезе

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в тетради


Синтез объектов



Последовательность действий.

Пр.р. «Рисуем аквариум»

личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию

метапредметные: владение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности предметные: иметь представление об информационном процессе передачи информации

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы


Планирование последовательности действий



Проведение мини- исследований в графическом редакторе. Теория


личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Эвристическая беседа, написание конспекта, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради, выполнение практической работы


Проведение мини- исследований в графическом редакторе. Теория



Проведение мини- исследований в графическом редакторе. Практика

Пр. р. «Конструируем из кубиков»


Конструирование из кубиков

Создание рисунков в графическом редакторе..

Табличный способ решения логических задач

12

Объект.


личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

предметные: иметь представление о формах представления информации

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


Класс объектов.



Отношение между объектами


личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

предметные: знать достоинства и недостатки текстовой формы представления информации, иметь представление о табличной форме представления информации

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение заданий в тетради


Решение задач на отношение между объектами.



Понятие взаимно –однозначного соответствия

Пр. р. «Решение типовых задач»

личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

предметные:

знать роль наглядных форм представления информации

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы


Решение типовых задач.



Таблицы типа «объекты- объекты-один» (ООО)


личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


Решение типовых задач.



Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО

Пр. р. « Решение задач с составлением одной таблицы типа ООО»

личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы


Решение задач с составлением одной таблицы типа ООО



Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО

Пр. р. « Решение задач с составлением двух таблиц типа ООО»

личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать способ решения задачи

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы


Решение задач с составлением двух таблиц типа ООО

Решение алгоритмических задач

20

Задачи о переправах

личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


Решение задач о переправах.



Решение задач о переправах в виртуальной лаборатории

Пр.р. «Задачи о переправах в виртуальной лаборатории»

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы




Задачи о разъездах.


Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы


Решение задач о разьездах.

Задачи о разъездах в виртуальной лаборатории

Пр.р. «Задачи о разъездах в виртуальной лаборатории»



Задачи о переливаниях


Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


Решение задач о переливаниях.



Решение задач о переливаниях в виртуальной лаборатории

Пр.р. «Задачи о переливаниях в виртуальной лаборатории»

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы




Задачи о перекладываниях.


Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


Решение задач о перекладываниях.

Задачи о перекладываниях в виртуальной лаборатории

Пр.р. «Задачи о перекладываниях в виртуальной лаборатории»



Задачи о взвешиваниях


Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


Решение задач о взвешиваниях.



Решение задач о взвешивании в виртуальной лаборатории

Пр.р. «Задачи о взвешиваниях в виртуальной лаборатории»

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы




Разные способы представления решения задач.


Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


Решение задач



Анимированное решение в редакторе презентаций.


Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы


Создание анимации в редакторе презентаций.

Пр. р «Создание анимации»

Создание анимации.

Выявление закономерностей

16

Выявление «лишнего» элемента множества


личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


Решение задач на выявление «лишнего».



Аналогии.



личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


Ассоциации.

Решение задач на аналогии и ассоциации.



Продолжение числовых и других рядов.


личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради


Поиск недостающего элемента



Разгадывание «чёрных ящиков».


личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений

учителя, физ.минутка,

выполнение практической работы


Решение задач на разгадывание «черных ящиков»



Черные ящики. Работа в виртуальной лаборатории

Пр.р. « Работа в виртуальной лаборатории»




Игра Баше.

Пр.р. «Игра Баше»

личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений

учителя, физ.минутка,

выполнение практической работы




Стратегия игры.

Пр.р. «Разработка стратегии игры»

личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Фронтальный опрос, слушание объяснений

учителя, физ.минутка,

выполнение практической работы


Подготовка итогового проекта и его защита

6




Фронтальный опрос, слушание объяснений

учителя, физ.минутка,

выполнение практической работы


Повторение и систематизация знаний по курсу

2




Выполнение итоговой проверочной работы





Методическое обеспечение

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л. Развивающие задачи по информатике (задачник). — М: Образование и информатика, 2000. - 98 с.

  3. Цветкова М.С., Курис Г.Э. Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 355 с.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Погребняк Л.А. Практикум по компьютерной графике для младших школьников // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 5­2009. - М.: Образование и Информатика, 2009.

  5. Босова Л.Л. Графический редактор Paint как инструмент развития логического мышления // М.: ИКТ в образовании (приложение к Учительской газете). 2009. № 12.

  6. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  7. Материалыавторской мастерской Босовой Л.Л.

  8. Операционная система Windows XP

  9. Пакет офисных приложений ОpenOffice.

1Речь идет о виртуальных лабораториях «Переправы», «Разъезды», «Переливания» и «Взвешивания», размещенных в ЕК ЦОР (http://school-collection.edu.ru).



26