г. Пестово
год.
Программа составлена на основе Примерной учебной программы факультативного курса "Решение занимательных задач по информатике" для учащихся 5-6 классов автора Босовой Л.Л. размещенной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3–6 классы/ Составители: Цветкова М. С., Богомолова О. Б. . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.»
Программа направлена на всестороннее развитие личности учащихся, освоение знаний, овладение необходимыми умениями, развитие познавательных интересов, творческих способностей, воспитание черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом. В программе также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Программа элективного курса предназначена для обучающихся 5 классов и нацелена на развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их образного, алгоритмического и логического мышления.
Для достижения цели в процессе изучения курса «Решение занимательных задач» необходимо решить следующие задачи:
получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
• создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора. Анализ и синтез объектов. Планирование последовательности действий. Проведение мини-исследований в графическом редакторе.
Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты-объекты- один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.
Индукция. Дедукция.
Задачи о лжецах. Логические выводы.
Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях.
Решение задач в виртуальных лабораториях.
Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др.
Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков». Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.
Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.
Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в 5 классе, являются:
В обучении школьников наиболее приемлемы комбинированные занятия, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых. С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания обучающихся на занятии, рекомендуется выделять следующие основные его этапы:
Обязательным условием организации курса «Решение занимательных задач по информатике» является использование ИКТ на этапе решения задач и для представления полученных решений, что способствует развитию соответствующих навыков информационной деятельности. Предполагается широкое использование виртуальных лабораторий «Переправы», «Разъезды», «Переливания», «Черные ящики», «Перекладывания» и «Взвешивания»1, обеспечивающих обучающимся возможность манипулировать экранными объектами, наблюдать динамику решения, повторять найденное решение, осмысливать его и пытаться найти ошибки или более рациональное решение и т.д. Кроме того, предполагается использование графического редактора Paint для организации мини-исследований и редактора презентаций PowerPoint для создания анимированный решений задач и представления полученных результатов.
Разработка анимированных решений задач может быть организована в форме мини-проектов (индивидуальных, парных, групповых).
В рамках занятий целесообразен перенос акцента с оценки на самооценку, смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по изучаемой теме. Это обеспечивает личностно-ориентированный подход к обучению..
По завершении изучения крупных тем или в конце учебного года целесообразно проведение нескольких занятий в форме конференции, где бы каждый ученик или группа учеников могли представить оригинальное решение задачи, по заинтересовавшей их тематике.
Перечень разделов, тем и последовательность их изучения | Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы | Тема урока | Практическая часть программы | Универсальные учебные действия (к разделу) | Основные виды деятельности обучающихся | Дата проведения |
Решение логических задач в графическом редакторе | 14 | Введение. Правила поведения в компьютерном классе, техника безопасности и организация рабочего места. | | | Ответственность за свое поведение. Умение организовать свое рабочее место за компьютером. | |
| | Решение головоломок. | | личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | Слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение заданий в тетради, выполнение практической работы | |
Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора. Теория |
| | Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора. Практика | Пр. р. «Решение головоомок» | |
Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора. Практика |
| | Анализ объектов | | личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: владение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности предметные: иметь представление об объектах, их анализе и синтезе | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в тетради | |
Синтез объектов |
| | Последовательность действий. | Пр.р. «Рисуем аквариум» | личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: владение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности предметные: иметь представление об информационном процессе передачи информации | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы | |
Планирование последовательности действий |
| | Проведение мини- исследований в графическом редакторе. Теория | | личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Эвристическая беседа, написание конспекта, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради, выполнение практической работы | |
Проведение мини- исследований в графическом редакторе. Теория |
| | Проведение мини- исследований в графическом редакторе. Практика | Пр. р. «Конструируем из кубиков» | |
Конструирование из кубиков |
Создание рисунков в графическом редакторе.. |
Табличный способ решения логических задач | 12 | Объект. | | личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач предметные: иметь представление о формах представления информации | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради | |
Класс объектов. |
| | Отношение между объектами | | личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач предметные: знать достоинства и недостатки текстовой формы представления информации, иметь представление о табличной форме представления информации | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, написание конспекта, физ.минутка, выполнение заданий в тетради | |
Решение задач на отношение между объектами. |
| | Понятие взаимно –однозначного соответствия | Пр. р. «Решение типовых задач» | личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач предметные: знать роль наглядных форм представления информации | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы | |
Решение типовых задач. |
| | Таблицы типа «объекты- объекты-один» (ООО) | | личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради | |
Решение типовых задач. |
| | Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО | Пр. р. « Решение задач с составлением одной таблицы типа ООО» | личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы | |
Решение задач с составлением одной таблицы типа ООО |
| | Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО | Пр. р. « Решение задач с составлением двух таблиц типа ООО» | личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: умение устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать способ решения задачи | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы | |
Решение задач с составлением двух таблиц типа ООО |
Решение алгоритмических задач | 20 | Задачи о переправах | | личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради | |
Решение задач о переправах. |
| | Решение задач о переправах в виртуальной лаборатории | Пр.р. «Задачи о переправах в виртуальной лаборатории» | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы | |
| | Задачи о разъездах. | | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы | |
Решение задач о разьездах. |
Задачи о разъездах в виртуальной лаборатории | Пр.р. «Задачи о разъездах в виртуальной лаборатории» |
| | Задачи о переливаниях | | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради | |
Решение задач о переливаниях. |
| | Решение задач о переливаниях в виртуальной лаборатории | Пр.р. «Задачи о переливаниях в виртуальной лаборатории» | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы | |
| | Задачи о перекладываниях. | | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради | |
Решение задач о перекладываниях. |
Задачи о перекладываниях в виртуальной лаборатории | Пр.р. «Задачи о перекладываниях в виртуальной лаборатории» |
| | Задачи о взвешиваниях | | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради | |
Решение задач о взвешиваниях. |
| | Решение задач о взвешивании в виртуальной лаборатории | Пр.р. «Задачи о взвешиваниях в виртуальной лаборатории» | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы | |
| | Разные способы представления решения задач. | | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради | |
Решение задач |
| | Анимированное решение в редакторе презентаций. | | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы | |
Создание анимации в редакторе презентаций. | Пр. р «Создание анимации» |
Создание анимации. |
Выявление закономерностей | 16 | Выявление «лишнего» элемента множества | | личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради | |
Решение задач на выявление «лишнего». |
| | Аналогии. | | личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради | |
Ассоциации. |
Решение задач на аналогии и ассоциации. |
| | Продолжение числовых и других рядов. | | личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение заданий в рабочей тетради | |
Поиск недостающего элемента |
| | Разгадывание «чёрных ящиков». | | личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы | |
Решение задач на разгадывание «черных ящиков» |
| | Черные ящики. Работа в виртуальной лаборатории | Пр.р. « Работа в виртуальной лаборатории» | |
| | Игра Баше. | Пр.р. «Игра Баше» | личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы | |
| | Стратегия игры. | Пр.р. «Разработка стратегии игры» | личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию метапредметные: умение устанавливать аналогии, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы | |
Подготовка итогового проекта и его защита | 6 | | | | Фронтальный опрос, слушание объяснений учителя, физ.минутка, выполнение практической работы | |
Повторение и систематизация знаний по курсу | 2 | | | | Выполнение итоговой проверочной работы | |
1Речь идет о виртуальных лабораториях «Переправы», «Разъезды», «Переливания» и «Взвешивания», размещенных в ЕК ЦОР (http://school-collection.edu.ru).