Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Татарская школа
имени В. А. Матросова
Монастырщинского района
Смоленской области
РАССМОТРЕНО на педсовете ________________________ Веренич В. А. [Протокол №1] от «29» августа 2024 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Евсеенкова Л. В. [Приказ №41] от «02» сентября 2024 г. |
Рабочая программа
элективного курса
«Актуальные вопросы истории»
9 класс
Количество часов по программе – 17
Срок реализации программы – 2-е полугодие
Учитель: Т. М. Довыденкова
д. Татарск
2024
«Актуальные вопросы изучения истории»
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) религиозных верований людей в древности
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
Содержание рабочей программы «Избранные вопросы истории» (17 часов)
Древняя Русь
От племенных союзов к Древнерусскому государству. Основные направления политики древнерусских князей – точки зрения историков на их правление. Влияние Византии на Русь и проблему выбора единой религии для страны. Принятие христианства: как это было? Ярослав Мудрый и его политика: тиран или гений? Международные связи Руси в династических браках и завоевательных походах. «Русская правда» и ее влияние на развитие общества. Культура Древней Руси: успехи и влияние на соседей.
Феодальная раздробленность
Время усобиц. Значение Любечского съезда князей для истории. Основные центры политической раздробленности на Руси: как оценивать распад Руси? Завоевания монголов: правда и вымысел. Было ли ордынское иго на Руси? Удары духовно-рыцарских орденов на Восток. Роль Александра Ярославича в сохранении северо-запада Руси. Почему Московское княжество стало политическим центром: точки зрения историков. Роль московских князей в объединении Руси. Куликовская битва: точки зрения историков. Дмитрий Донской и его роль в истории.
Образование и укрепление Российского единого государства
Образование централизованного государства. Иван Грозный - мучитель или реформатор? Избранная Рада и ее роль в истории. Оценка опричнины современными историками. Ливонская война – причина возникновения опасного для России соседа – Речи Посполитой. Закрепощение крестьян в сравнении со средневековой Европой. Точки зрения историков на закрепощение крестьян.
Смутное время
Точки зрения на Смутное время в России. Самозванцы и причины их появления. Польско-шведская интервенция: правда и вымысел. К. Минин и князь Д. Пожарский и их роль в освобождении Москвы. Точки зрения историков на время окончания Смуты.
Россия в 17 – 19 веках
Роль Филарета в истории. Точки зрения историков на правление первых Романовых. Юридическое оформление крепостного права и его влияние на развитие экономики. Соборное уложение 1649г. Церковный раскол. Никон и Аввакум: религиозное противостояние. Социальные движения и их роль в истории страны: можно ли было их избежать? Явление дворцовых переворотов в истории России.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы (раздела) | Кол-во часов |
1 | Глава 1. Древняя Русь | 3 |
2 | Глава 2. Феодальная раздробленность | 3 |
3 | Глава 3. Образование и укрепление Российского единого государства | 2 |
4 | Глава 4. Смутное время | 2 |
5 | Глава 5. Россия в 17 – 19 веках | 3 |
6 | Глава 6. Россия в 20 – 21 веках | 2 |
7 | Глава 7. Итоговое повторение. Контрольный урок по курсу | 2 |
| Всего часов: | 17 |
Календарно тематическое планирование по элективному курсу «Актуальные вопросы истории» 10 класс на 2021 – 2022 учебный год
№ п/п | № урока | Тема | Дата проведения |
План | Факт |
Древняя Русь (3 часа) |
1 | 1 | Образование Древнерусского государства- 882 год Крещение Руси- 988 год | | |
2 | 2 | Княжение Ярослава Мудрого 1019-1054 гг Свод законов Древнеруского государства: «Русская правда», «Русская правда Ярославичей»-11 век | | |
| |
3 | 3 | Русские земли и княжества в XIIв. Причины распада Древнерусского государства. Съезд русских князей в Любиче-1097 год | | |
Феодальная раздробленность (3 часа) |
4 | 1 | Завоевания монголов. Взаимоотношения Руси и Орды а XIIIв. | | |
5 | 2 | Предпосылки объединения русских земель. Причины возвышения Москвы. Политика московских князей. | | |
6 | 3 | Куликовская битва. Восстановление экономики русских земель. | | |
Образование и укрепление Российского единого государства (2 часа) |
7 | 1 | Образование Российского централизованного государства. | | |
8 | 2 | Правление Ивана Грозного. Реформы середины XVI в. Опричнина 1565-1572 гг Внешняя политика Ивана IV. | | |
Смутное время (2 часа) |
9 | 1 | Смутное время конца XVI – начала XVII вв. Этапы Смутного времени. Социальные движения в начале XVII в. | | |
10 | 2 | Последствия Смуты Ликвидация последствий Смуты Избрание Романовых. 1613 год | | |
Россия в 17 – 19 веках (3 часа) |
11 | 1 | Российское государство в 17 веке. Внешняя и внутренняя политика государства. Социальные движения. | | |
12 | 2 | Российское государство в 18 веке. Внешняя и внутренняя политика государства. Реформы и преобразования. | | |
13 | 3 | Российское государство в 19 веке. Внешняя и внутренняя политика государства. | | |
Россия в 20 – 21 веках (2 часа) |
14 | 1 | Российское государство в 20 веке. | | |
15 | 2 | Российское государство в 21 веке. | | |
Итоговое повторение (1 час) |
16 | 1 | Итоговое повторение. | | |
17 | 2 | Урок контроля знаний по курсу. | | |