СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по истории 9 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по истории 9 класс»

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Татарская школа

имени В. А. Матросова

Монастырщинского района

Смоленской области


РАССМОТРЕНО

на педсовете

________________________

Веренич В. А.

[Протокол №1] от «29» августа 2024 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Евсеенкова Л. В.

[Приказ №41] от «02» сентября 2024 г.






Рабочая программа

элективного курса

«Актуальные вопросы истории»

9 класс






Количество часов по программе – 17

Срок реализации программы – 2-е полугодие

Учитель: Т. М. Довыденкова








д. Татарск

2024

«Актуальные вопросы изучения истории»


Выпускник научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) религиозных верований людей в древности

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

Выпускник получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;


Содержание рабочей программы «Избранные вопросы истории» (17 часов)


Древняя Русь

От племенных союзов к Древнерусскому государству. Основные направления политики древнерусских князей – точки зрения историков на их правление. Влияние Византии на Русь и проблему выбора единой религии для страны. Принятие христианства: как это было? Ярослав Мудрый и его политика: тиран или гений? Международные связи Руси в династических браках и завоевательных походах. «Русская правда» и ее влияние на развитие общества. Культура Древней Руси: успехи и влияние на соседей.

Феодальная раздробленность

Время усобиц. Значение Любечского съезда князей для истории. Основные центры политической раздробленности на Руси: как оценивать распад Руси? Завоевания монголов: правда и вымысел. Было ли ордынское иго на Руси? Удары духовно-рыцарских орденов на Восток. Роль Александра Ярославича в сохранении северо-запада Руси. Почему Московское княжество стало политическим центром: точки зрения историков. Роль московских князей в объединении Руси. Куликовская битва: точки зрения историков. Дмитрий Донской и его роль в истории.


Образование и укрепление Российского единого государства


Образование централизованного государства. Иван Грозный - мучитель или реформатор? Избранная Рада и ее роль в истории. Оценка опричнины современными историками. Ливонская война – причина возникновения опасного для России соседа – Речи Посполитой. Закрепощение крестьян в сравнении со средневековой Европой. Точки зрения историков на закрепощение крестьян.

Смутное время

Точки зрения на Смутное время в России. Самозванцы и причины их появления. Польско-шведская интервенция: правда и вымысел. К. Минин и князь Д. Пожарский и их роль в освобождении Москвы. Точки зрения историков на время окончания Смуты.

Россия в 17 – 19 веках

Роль Филарета в истории. Точки зрения историков на правление первых Романовых. Юридическое оформление крепостного права и его влияние на развитие экономики. Соборное уложение 1649г. Церковный раскол. Никон и Аввакум: религиозное противостояние. Социальные движения и их роль в истории страны: можно ли было их избежать? Явление дворцовых переворотов в истории России.



Тематическое планирование



п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов

1

Глава 1. Древняя Русь

3

2

Глава 2. Феодальная раздробленность

3

3

Глава 3. Образование и укрепление Российского единого государства

2

4

Глава 4. Смутное время

2

5

Глава 5. Россия в 17 – 19 веках

3

6

Глава 6. Россия в 20 – 21 веках

2

7

Глава 7. Итоговое повторение. Контрольный урок по курсу

2


Всего часов:

17





Календарно тематическое планирование по элективному курсу «Актуальные вопросы истории» 10 класс на 2021 – 2022 учебный год


п/п

урока

Тема

Дата проведения

План

Факт

Древняя Русь (3 часа)

1

1

Образование Древнерусского государства- 882 год

Крещение Руси- 988 год



2

2

Княжение Ярослава Мудрого 1019-1054 гг

Свод законов Древнеруского государства: «Русская правда», «Русская правда Ярославичей»-11 век





3

3

Русские земли  и княжества в XIIв. Причины распада Древнерусского государства. Съезд русских князей в Любиче-1097 год



Феодальная раздробленность (3 часа)

4

1

Завоевания монголов. Взаимоотношения  Руси и Орды а XIIIв.



5

2

Предпосылки объединения русских земель. Причины возвышения Москвы. Политика московских князей.



6

3

Куликовская битва. Восстановление экономики русских земель.



Образование и укрепление Российского единого государства (2 часа)

7

1

Образование Российского централизованного государства.



8

2

Правление Ивана Грозного. Реформы середины XVI в.

Опричнина 1565-1572 гг

Внешняя политика Ивана IV.



Смутное время (2 часа)

9

1

Смутное время конца XVI – начала  XVII вв.

Этапы Смутного времени.

Социальные движения в начале XVII в.



10

2

Последствия Смуты

Ликвидация последствий Смуты

Избрание Романовых. 1613 год



Россия в 17 – 19 веках (3 часа)

11

1

Российское государство в 17 веке. Внешняя и внутренняя политика государства. Социальные движения.



12

2

Российское государство в 18 веке. Внешняя и внутренняя политика государства. Реформы и преобразования.



13

3

Российское государство в 19 веке. Внешняя и внутренняя политика государства.



Россия в 20 – 21 веках (2 часа)

14

1

Российское государство в 20 веке.



15

2

Российское государство в 21 веке.



Итоговое повторение (1 час)

16

1

Итоговое повторение.



17

2

Урок контроля знаний по курсу.