Администрация города Улан-Удэ
К
омитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32 г. Улан-Удэ»
ПРОГРАММА
на 2016/2017 учебный год
ФИО учителя Новолодская Татьяна Павловна
Учебный предмет «Обществознание». Подготовка к ОГЭ
Класс 9
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предметного курса по обществознанию направлена, в первую очередь, на подготовку учащихся старшей ступени к государственной (итоговой) аттестации в форме ОГЭ. Задачами курса являются: знакомство учащихся с обновленным содержанием материалов ОГЭ по разным разделам и темам обществоведческого курса, а также оказание методической помощи выпускникам по подготовке к ОГЭ и решению основных затруднений при выполнении заданий каждого раздела, основанного на анализе результатов экзамена прошлых лет. Данный курс дает возможность организовать не только предэкзаменационную подготовку, но и работу по повторению отдельных тем курса.
Для того, чтобы ОГЭ по обществознанию написать на максимально возможный балл, необходимы комплексные знания по восьми содержательным линиям курса и целый ряд специальных умений. Среди них умение сравнивать отдельные социальные объекты, решать проблемные задачи, анализировать и интерпретировать оригинальные тексты, выражать и аргументировать собственные оценки и суждения, писать обществоведческое эссе. При этом результаты выполнения заданий на все эти виды деятельности находятся в прямой зависимости от уровня освоения того или иного предметного содержания. Самые сложные задания ОГЭ предполагают как глубокие знания отдельных составляющих курса, так и установление интегральных связей между его отдельными разделами. Данный курс будет способствовать более широкому ознакомлению всех заинтересованных лиц с предъявляемыми на экзамене моделями оценки обществоведческой подготовки школьников, содействовать повышению качества подготовки к единому государственному экзамену.
Планируемые результаты освоения курса
«Обществознание», учащимися 9 класса.
Личностными результатами выпускников полной средней школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками полной средней школы проявляются:
в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки дели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально- философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
овладении различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из визуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками полной средней школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
- познавательной
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском общества социальных ценностей;
- ценностно-мотивационной
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- трудовой
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих труд деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
- эстетической
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- коммуникативной
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Календарно-тематическое планирование курса
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | Задания по теме «Общество» | 2 |
2 | Задания по теме «Человек» | 2 |
3 | Задания по теме «Познание» | 2 |
4 | Задания по теме «Культура. Духовная жизнь» | 2 |
5 | Задания по теме «Экономическая сфера общества» | 2 |
6 | Задания по теме «Социальная сфера общества» | 2 |
7 | Задания по теме «Политическая сфера общества» | 3 |
8 | Задания по теме «Право» | 2 |
9 | Тренировочный экзамен | 3 |
10 | Анализ типичных ошибок | 2 |
| Резерв | 2 |
| ВСЕГО ПО КУРСУ | |
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата проведения | Тема занятия | Отрабатываемые элементы | Проблемные моменты, требующие особого внимания |
Общество |
1 | | Терминология темы «Общество». Сферы общества и их составляющие | Умение выделять основные элементы темы, взаимосвязь элементов и их взаимодействие; Решение заданий на подтверждение или опровержение суждений по теме; Знание терминов темы. Решение заданий на соответствие между сферами общества и их составляющими, оформление ответа в бланке №1; Умение идентифицировать сферу общества жизни по проявлениям; Анализ ряда проявлений и выбор нескольких из них, относящихся к определенной подсистеме общества; Выявление взаимосвязи подсистем общества. | Выявление признаков системности общества и проявлений динамич-ности общественного развития. Выделение характеристик общества как динамичной системы: наличие и взаимосвязь структури-рованных элементов, характеризующих общество как систему, способность к измене-ниям, саморазвитию. Взаимосвязь сфер общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Сущность, направления и основные проявления процесса глобализации. Умение анализировать позитивные и негативные последствия данного процесса. |
2 | | Работа с оригинальными текстами по теме. Ответ с открытой формулировкой, приведением примеров, обоснования. | Отработка навыков выполнения задания по ОГЭ 2015-2016 гг.. Отработка заданий по анализу текста, составление плана ответа, текста ответа, текста возможных примеров, аргументов, обоснований. |
2.Человек |
3 | | Терминология темы «Человек» Человек как продукт биологической, социальной и культурной революции. Потребности и способности человека. Деятельность человека, ее основные виды. Личность, ее социализация и воспитание | Умение выделять основные элементы темы, взаимосвязь элементов и их взаимодействие; Решение заданий на подтверждение или опровержение суждений по теме; Знание терминов темы. Решение заданий базового уровня на сравнение, выделение общих черт человека и животного; Распознавание групп потребностей или их проявлений (примеров); знакомство с классификациями потребностей разных авторов. Знание элементов структуры деятельности, распознавание их на конкретных примерах; Распознавание отдельных видов деятельности применительно к той или иной классификации; Умение классифицировать социальную информацию. | Умение применять знания о деятельности человека, ее основных видах при решении задач. Решение задач на определение субъекта и объекта деятельности. Игра как вид челове-ческой деятельности. Классификация, основания для выделения тех или иных групп социальных объектов с привлечением различных источников. Написание эссе по разделу «Потребности и способности человека», «человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции» |
4 | | Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности. | Решение заданий с краткими и развернутыми ответами с применением теоретических знаний по теме в конкретной познавательной или практической ситуации. Отработка заданий по анализу текста, составление плана ответа, текста ответа, текста возможных примеров, аргументов, обоснований. |
3. Познание |
5 | | Терминология темы «Познание». Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное. | Умение выделять основные элементы темы, взаимосвязь элементов и их взаимодействие; Решение заданий на подтверждение или опровержение суждений по теме; Знание терминов темы. Решение заданий с применением социального опыта и исторических фактов; Знание материала по теме; установление связей, интеграция предметов и тем курса. | Задания, требующие применения знаний об истине на преобразующем уровне. Особенность социального познания -совпадение субъекта и объекта познания. Уровни и методы научного познания. Применение знания курса в процессе собств. познавательной деятельности. Умения анализировать истинность различных суждений относительно тех или иных социальных объектов или процессов, различать в социальной информации факты и мнения и оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук. |
6 | | Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. | Определение истины в учебниках разных авторов; Умение применять знания об истине как на воспроизводящем, так и на преобразующем уровне Решение задач с выбором ответа, в том числе - на анализ двух суждений. |
| | Научное познание. Науки о человеке и обществе. | Знание уровней научного познания: эмпирического и теоретического; Решение заданий, требующих применения полученных знаний в ситуации анализа конкретных оценочных суждений; Решение заданий на дифференциацию фактов и оценочных суждений |
4. Культура и духовная жизнь |
7 | | Терминология темы «Культура и духовная жизнь» Культура и ее разновидность. | Умение выделять основные элементы темы, взаимосвязь элементов и их взаимодействие; Решение заданий на подтверждение или опровержение суждений по теме; Знание терминов темы. Знание видовых признаков понятий «массовая культура», «элитарная культура», «народная культура», умение их различать в конкретных ситуациях; Умение оперировать знаниями о проявлениях, продуктах различных форм культуры. | Понятие термина «культура». Различение нескольких значений данного понятия, выбор наиболее общего из них. Ступени системы образования в РФ. Система дополнительного образования. Мораль – как феномен человеческого сознания, один из видов социальных норм. Специфика норм морали. |
8 | | Искусство. Наука. Образование.. Религия Мораль. | Решение заданий с применением социального опыта и исторических фактов; Знание социальных функций системы образования, основных принципов развития современной системы образования, организации системы образования в РФ Знание критериев типологий религии (политеистические и монотеистические) и (родо-племенные, национально-государственные и мировые). Умение сравнивать мораль с др. видами социальных норм |
5. Экономическая сфера общества |
9 | | «Экономическая сфера общества» Основные проявления экономической жизни общества. Формы собственности и их экономические признаки. Экономические системы. Механизмы функционирования рынка. | Умение выделять основные элементы темы, взаимосвязь элементов и их взаимодействие; Решение заданий на подтверждение или опровержение суждений по теме; Знание терминов темы. Оперировать понятиями «производство», «распределение», «обмен», «потребление»; Умение различать основные ресурсы и факторы производства. Умение различать формы собственности, раскрывать их экономические признаки; Решение познавательных задач по теме. Умение сравнивать (находить общее и различное) и характеризовать различные типы экономических систем; Решение задач со статистическими таблицами и графическими объектами. Знание механизмов функционирования основных видов рынка; умение различать основные виды рынка. | Распознавание различных проявлений экономической жизни общества. Отработка конкретных ситуаций, примеров на виды экономической деятельности. Распознавание, перечисление и характеристика основных измерителей экономической деятельности (вопрос представлен не во всех учебниках!). Знание характеристик юридического права собственности, признаков предприятий различных форм собственности, классификация получаемых доходов. Решение практических ситуаций, иллюстрирующих роль государства в современной экономике. Знакомство с подборками таблиц и схем по экономике, регулярное чтение материалов СМИ по экономическим проблемам. |
10 | | Государственный бюджет. Потребитель. Производитель. | Знание признаков понятия «государственный бюджет», источников государственных доходов и направлений расходов, целей и направлений налоговой политики государства. Умение выявлять признаки и типичные черты рационального потребительского поведения; Знание способов рационального поведения производителя в экономике, основных показателей процесса производства; Решение задач по определению формы собственности предприятия |
6. Социальная сфера общества |
11 | | Терминология темы «Социальные отношения» Социальные отно-шения и взаимодействия. Многообразие соц. групп. Соц. статус и социальные роли. Неравенство и социальная стратификация. Соц. мобильность. Соц. нормы и отклоняющееся поведение. Соц. контроль и самоконтроль. | Умение выделять основные элементы темы, взаимосвязь элементов и их взаимодействие; Решение заданий на подтверждение или опровержение суждений по теме; Знание терминов темы. Знание особенностей социальных групп; Умение выделять социальную группу по значимым критериям (профессиональным, демографическим и др.); Умение определять социальный статус по представленным характеристикам; Решение познавательных задач по теме. Знание сущности социальной мобильности; Решение задач с самостоятельной формулировкой развернутого ответа, в котором необходимо раскрыть признаки; работа с текстами с пропусками; Знание различных форм социальных санкций; умение различать их на примере конкретной ситуации | Уметь различать понятия «авторитет» и «престиж». Иерархия статусов в обществе. Основа стратификации общества. Направления деятельности семьи. Семья – социальная группа и социальный институт. Типологии санкций. Умение читать схему, таблицу, график со статистическими данными. |
12 | | Семья и тенденции ее развития. Молодежь как соц. группа. Этнич.общности. Межнацион. отношения. Национальная политика. Соц. конфликт и пути его разрешения. Соц. процессы в соврем. России. | Знание характеристики семьи как социального института: Решение заданий на подтверждение или опровержение суждений по теме; Решение познавательных задач по теме; Решение задач с самостоятельной формулировкой развернутого ответа, в котором необходимо раскрыть признаки; Решение задач со статистическими таблицами и графическими объектами; Решение заданий на подтверждение или опровержение суждений по теме |
Политика |
13 | | Терминология темы «Политика» Политический режим. Политическая идеология. | Умение выделять основные элементы темы, взаимосвязь элементов и их взаимодействие; Знание существенных признаков ведущего понятия политологии «политическая система», ее основных элементов; Умение распознавать специф. черты политической власти; использовать понятие «демократия», «тоталитаризм» для оценки событий и явлений общественной жизни, реалий политического развития; Умение на основании приведенных характеристик распознавать важнейшие идейно-политические течения современности; Знание основных характеристик четырех базовых идеологий (интеграция истории); Решение заданий на раскрытие положений партий в обществе, их типологии; заданий-суждений о роли партий, в т.ч. на конкретном примере. | Политические институты: государство, политические партии, средства массовой информации. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Признаки, функции, формы государства, умение их определять. Избирательные системы. Политические партии и движения. Политическая идеология. Правовое государство. Гражданское общество, его характерные черты. Субъекты политических властных отношений. Разные подходы к определению понятия «политическая система». Суверенитет. |
14 | | Правовое государство. Гражданское общество. | Умение использовать понятие «правовое государство» для оценки событий и явлений общественной жизни, реалий политического развития; Знание важнейших политических институтов, их отличительных признаков и свойств; Решение заданий на выделение характерных черт и признаков правового государства. Умение выявлять и распознавать на приведенных примерах черты и признаки гражданского общества |
15 | | Избирательные системы. Политическое участие. | Умение распознавать основные типы избирательных систем, определять наиболее существенные признаки выборов в демократическом обществе; Решение задач со статистическими таблицами и графическими объектами; Умение правильно использовать в различном контексте понятие «политическое участие». |
Право |
16 | | Терминология темы «Право» Правовые нормы. Система права. Правовые акты. Законодательная, исполнительная и судебная власти в РФ. Конституция. | Умение выделять основные элементы темы, взаимосвязь элементов и их взаимодействие; Знание терминов и умение выявлять их в контексте. Решение задач с анализом источника; Решение заданий на подтверждение или опровержение суждений по теме; Знание отличий отраслей права, их специфики; Решение задач с самостоятельной формулировкой развернутого ответа, в котором необходимо раскрыть признаки; Умение работать с оригинальными текстами, правовыми документами; Использование нормативного документа в заданиях с развернутым ответом | Сущность правоотношений, явлений, порождающих правоотношения. Отличия различных отраслей права, их специфика. Гарантия прав. Отличия декларированных прав от прав гарантированных. Владение правовыми знаниями на уровне понимания. Работа с правовыми документами, источниками. |
24 | | Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность, ее виды. Система судебной защиты прав человека. | Решение задач – проблемных ситуаций, оперируя понятиями темы на теоретическом уровне; Решение заданий на подтверждение или опровержение суждений по теме; Решение задач с самостоятельной формулировкой развернутого ответа, в котором необходимо раскрыть признаки; Решение заданий на подтверждение или опровержение суждений по теме; |
9.Тренировочный экзамен и анализ типичных ошибок |
ё | | Тренировочное тестирование | Выполнение заданий по КИМам (РЦОИ); Знание критерий оценивания данных заданий; Знание процедуры проведения ОГЭ; Знание правил и порядка заполнения бланков ответов в ОГЭ. |
| | Анализ типичных ошибок |
| | Предэкзаменационная консультация |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ и ИСТОЧНИКОВ.
Обществознание. 6-9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова. - М. : Просвещение, 2013-2016.
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. - М.:ООО «Русское слово», 2010.-192с.
Обществознание в таблицах и схемах. Издание 2-е, испр. и доп. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2014.-80с.
Гречко П.К. Обществознание для поступающих в ВУЗы. Духовная жизнь общества. Политика и власть. – М.: «Уникум-центр», 1998.-151с.
Практикум по обществознанию/ под ред. В.Н.Князева, Л.Ш.Лозовского, Б.А.Райзберга, Д.Н.Землякова.-2-е изд.- Айрис-пресс, 2003.-320с.
Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.- М.: АСТ: Астель, 2009.-158с.
Шапалов В.Н. Основы современного обществознания в тезисах, таблицах и комментариях. Учебное пособие. - Тюмень: ООО «Лаконика», ИЦ А.Алалыкина, 2002.
Материалы "Открытого банка заданий" ФИПИ.
Повторение и контроль знаний. Обществознание, интерактивные дидактические материалы. М. "Планета", 2015 г.