СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по обществознанию»

Администрация города Улан-Удэ

К омитет по образованию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32 г. Улан-Удэ»







ПРОГРАММА


на 2016/2017 учебный год





ФИО учителя Новолодская Татьяна Павловна


Учебный предмет «Обществознание». Подготовка к ОГЭ


Класс 9





















2016 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа предметного курса по обществознанию направлена, в первую очередь, на подготовку учащихся старшей ступени к государственной (итоговой) аттестации в форме ОГЭ. Задачами курса являются: знакомство учащихся с обновленным содержанием материалов ОГЭ по разным разделам и темам обществоведческого курса, а также оказание методической помощи выпускникам по подготовке к ОГЭ и решению основных затруднений при выполнении заданий каждого раздела, основанного на анализе результатов экзамена прошлых лет. Данный курс дает возможность организовать не только предэкзаменационную подготовку, но и работу по повторению отдельных тем курса.

Для того, чтобы ОГЭ по обществознанию написать на максимально возможный балл, необходимы комплексные знания по восьми содержательным линиям курса и целый ряд специальных умений. Среди них умение сравнивать отдельные социальные объекты, решать проблемные задачи, анализировать и интерпретировать оригинальные тексты, выражать и аргументировать собственные оценки и суждения, писать обществоведческое эссе. При этом результаты выполнения заданий на все эти виды деятельности находятся в прямой зависимости от уровня освоения того или иного предметного содержания. Самые сложные задания ОГЭ предполагают как глубокие знания отдельных составляющих курса, так и установление интегральных связей между его отдельными разделами. Данный курс будет способствовать более широкому ознакомлению всех заинтересованных лиц с предъявляемыми на экзамене моделями оценки обществоведческой подготовки школьников, содействовать повышению качества подготовки к единому государственному экзамену.


Планируемые результаты освоения курса

«Обществознание», учащимися 9 класса.

Личностными результатами выпускников полной средней школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в об­щественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреп­лению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия наро­дов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семей­ных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками полной средней школы проявляются:

  • в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки дели до получения и оценки результата);

  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально- философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и воз­можных перспектив;

  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (произво­дитель, потребитель и др.);

  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискус­сия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из визуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками полной средней школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

- познавательной

относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском общества социальных ценностей;

- ценностно-мотивационной

понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

- трудовой

знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих труд деятельность несовершеннолетних;

понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

- эстетической

понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

- коммуникативной

знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознан­но воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценоч­ные суждения;

понимание значения коммуникации в межличностном общении;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.



Календарно-тематическое планирование курса



Название раздела, темы

Количество часов

1

Задания по теме «Общество»

2

2

Задания по теме «Человек»

2

3

Задания по теме «Познание»

2

4

Задания по теме «Культура. Духовная жизнь»

2

5

Задания по теме «Экономическая сфера общества»

2

6

Задания по теме «Социальная сфера общества»

2

7

Задания по теме «Политическая сфера общества»

3

8

Задания по теме «Право»

2

9

Тренировочный экзамен

3

10

Анализ типичных ошибок

2


Резерв

2


ВСЕГО ПО КУРСУ



КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата проведения

Тема занятия

Отрабатываемые элементы

Проблемные моменты, требующие особого внимания

  1. Общество

1


Терминология темы «Общество». Сферы общества и их составляющие

Умение выделять основные элементы темы, взаимосвязь элементов и их взаимодействие;

Решение заданий на подтверждение или опровержение суждений по теме;

Знание терминов темы.

Решение заданий на соответствие между сферами общества и их составляющими, оформление ответа в бланке №1;

Умение идентифицировать сферу общества жизни по проявлениям;

Анализ ряда проявлений и выбор нескольких из них, относящихся к определенной подсистеме общества;

Выявление взаимосвязи подсистем общества.

Выявление признаков системности общества и проявлений динамич-ности общественного развития. Выделение характеристик общества как динамичной системы: наличие и взаимосвязь структури-рованных элементов, характеризующих общество как систему, способность к измене-ниям, саморазвитию. Взаимосвязь сфер общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Сущность, направления и основные проявления процесса глобализации. Умение анализировать позитивные и негативные последствия данного процесса.

2


Работа с оригинальными текстами по теме. Ответ с открытой формулировкой, приведением примеров, обоснования.

Отработка навыков выполнения задания по ОГЭ 2015-2016 гг..

Отработка заданий по анализу текста, составление плана ответа, текста ответа, текста возможных примеров, аргументов, обоснований.

2.Человек

3


Терминология темы «Человек»

Человек как продукт биологической, социальной и культурной революции. Потребности и способности человека.

Деятельность человека, ее основные виды.

Личность, ее социализация и воспитание

Умение выделять основные элементы темы, взаимосвязь элементов и их взаимодействие;

Решение заданий на подтверждение или опровержение суждений по теме;

Знание терминов темы.

Решение заданий базового уровня на сравнение, выделение общих черт человека и животного;

Распознавание групп потребностей или их проявлений (примеров); знакомство с классификациями потребностей разных авторов.

Знание элементов структуры деятельности, распознавание их на конкретных примерах;

Распознавание отдельных видов деятельности применительно к той или иной классификации;

Умение классифицировать социальную информацию.

Умение применять знания о деятельности человека, ее основных видах при решении задач. Решение задач на определение субъекта и объекта деятельности. Игра как вид челове-ческой деятельности. Классификация, основания для выделения тех или иных групп социальных объектов с привлечением различных источников. Написание эссе по разделу «Потребности и способности человека», «человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции»

4


Самопознание.

Поведение. Свобода и ответственность личности.

Решение заданий с краткими и развернутыми ответами с применением теоретических знаний по теме в конкретной познавательной или практической ситуации.

Отработка заданий по анализу текста, составление плана ответа, текста ответа, текста возможных примеров, аргументов, обоснований.

3. Познание

5


Терминология темы «Познание». Познание мира.

Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.

Умение выделять основные элементы темы, взаимосвязь элементов и их взаимодействие;

Решение заданий на подтверждение или опровержение суждений по теме;

Знание терминов темы.

Решение заданий с применением социального опыта и исторических фактов;

Знание материала по теме; установление связей, интеграция предметов и тем курса.

Задания, требующие применения знаний об истине на преобразующем уровне. Особенность социального познания -совпадение субъекта и объекта познания. Уровни и методы научного познания. Применение знания курса в процессе собств. познавательной деятельности. Умения анализировать истинность различных суждений относительно тех или иных социальных объектов или процессов, различать в социальной информации факты и мнения и оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук.

6


Истина и ее критерии.

Многообразие форм человеческого знания.

Определение истины в учебниках разных авторов;

Умение применять знания об истине как на воспроизводящем, так и на преобразующем уровне

Решение задач с выбором ответа, в том числе - на анализ двух суждений.



Научное познание.

Науки о человеке и обществе.

Знание уровней научного познания: эмпирического и теоретического;

Решение заданий, требующих применения полученных знаний в ситуации анализа конкретных оценочных суждений;

Решение заданий на дифференциацию фактов и оценочных суждений

4. Культура и духовная жизнь

7


Терминология темы «Культура и духовная жизнь»

Культура и ее разновидность.

Умение выделять основные элементы темы, взаимосвязь элементов и их взаимодействие;

Решение заданий на подтверждение или опровержение суждений по теме;

Знание терминов темы.

Знание видовых признаков понятий «массовая культура», «элитарная культура», «народная культура», умение их различать в конкретных ситуациях;

Умение оперировать знаниями о проявлениях, продуктах различных форм культуры.

Понятие термина «культура». Различение нескольких значений данного понятия, выбор наиболее общего из них. Ступени системы образования в РФ. Система дополнительного образования. Мораль – как феномен человеческого сознания, один из видов социальных норм. Специфика норм морали.

8


Искусство. Наука.

Образование..

Религия

Мораль.

Решение заданий с применением социального опыта и исторических фактов;

Знание социальных функций системы образования, основных принципов развития современной системы образования, организации системы образования в РФ

Знание критериев типологий религии (политеистические и монотеистические) и (родо-племенные, национально-государственные и мировые).

Умение сравнивать мораль с др. видами социальных норм

5. Экономическая сфера общества

9


«Экономическая сфера общества»

Основные проявления экономической жизни общества.

Формы собственности и их экономические признаки.

Экономические системы.

Механизмы функционирования рынка.

Умение выделять основные элементы темы, взаимосвязь элементов и их взаимодействие;

Решение заданий на подтверждение или опровержение суждений по теме;

Знание терминов темы.

Оперировать понятиями «производство», «распределение», «обмен», «потребление»;

Умение различать основные ресурсы и факторы производства.

Умение различать формы собственности, раскрывать их экономические признаки;

Решение познавательных задач по теме.

Умение сравнивать (находить общее и различное) и характеризовать различные типы экономических систем;

Решение задач со статистическими таблицами и графическими объектами.

Знание механизмов функционирования основных видов рынка; умение различать основные виды рынка.

Распознавание различных проявлений экономической жизни общества. Отработка конкретных ситуаций, примеров на виды экономической деятельности. Распознавание, перечисление и характеристика основных измерителей экономической деятельности (вопрос представлен не во всех учебниках!). Знание характеристик юридического права собственности, признаков предприятий различных форм собственности, классификация получаемых доходов. Решение практических ситуаций, иллюстрирующих роль государства в современной экономике.

Знакомство с подборками таблиц и схем по экономике, регулярное чтение материалов СМИ по экономическим проблемам.

10


Государственный бюджет.

Потребитель. Производитель.

Знание признаков понятия «государственный бюджет», источников государственных доходов и направлений расходов, целей и направлений налоговой политики государства.

Умение выявлять признаки и типичные черты рационального потребительского поведения;

Знание способов рационального поведения производителя в экономике, основных показателей процесса производства;

Решение задач по определению формы собственности предприятия

6. Социальная сфера общества

11


Терминология темы «Социальные отношения»

Социальные отно-шения и взаимодействия. Многообразие соц. групп. Соц. статус и социальные роли. Неравенство и социальная стратификация.

Соц. мобильность.

Соц. нормы и отклоняющееся поведение. Соц. контроль и самоконтроль.

Умение выделять основные элементы темы, взаимосвязь элементов и их взаимодействие;

Решение заданий на подтверждение или опровержение суждений по теме;

Знание терминов темы.

Знание особенностей социальных групп;

Умение выделять социальную группу по значимым критериям (профессиональным, демографическим и др.); Умение определять социальный статус по представленным характеристикам;

Решение познавательных задач по теме.

Знание сущности социальной мобильности;

Решение задач с самостоятельной формулировкой развернутого ответа, в котором необходимо раскрыть признаки; работа с текстами с пропусками;

Знание различных форм социальных санкций; умение различать их на примере конкретной ситуации

Уметь различать понятия «авторитет» и «престиж». Иерархия статусов в обществе. Основа стратификации общества. Направления деятельности семьи. Семья – социальная группа и социальный институт. Типологии санкций. Умение читать схему, таблицу, график со статистическими данными.

12


Семья и тенденции ее развития.

Молодежь как соц. группа.

Этнич.общности. Межнацион. отношения. Национальная политика. Соц. конфликт и пути его разрешения. Соц. процессы в соврем. России.

Знание характеристики семьи как социального института:

Решение заданий на подтверждение или опровержение суждений по теме;

Решение познавательных задач по теме;

Решение задач с самостоятельной формулировкой развернутого ответа, в котором необходимо раскрыть признаки;

Решение задач со статистическими таблицами и графическими объектами;

Решение заданий на подтверждение или опровержение суждений по теме

Политика

13


Терминология темы «Политика»

Политический режим.

Политическая идеология.

Умение выделять основные элементы темы, взаимосвязь элементов и их взаимодействие;

Знание существенных признаков ведущего понятия политологии «политическая система», ее основных элементов;

Умение распознавать специф. черты политической власти; использовать понятие «демократия», «тоталитаризм» для оценки событий и явлений общественной жизни, реалий политического развития;

Умение на основании приведенных характеристик распознавать важнейшие идейно-политические течения современности;

Знание основных характеристик четырех базовых идеологий (интеграция истории);

Решение заданий на раскрытие положений партий в обществе, их типологии; заданий-суждений о роли партий, в т.ч. на конкретном примере.

Политические институты: государство, политические партии, средства массовой информации. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Признаки, функции, формы государства, умение их определять. Избирательные системы. Политические партии и движения. Политическая идеология. Правовое государство. Гражданское общество, его характерные черты. Субъекты политических властных отношений. Разные подходы к определению понятия «политическая система». Суверенитет.

14


Правовое государство.

Гражданское общество.

Умение использовать понятие «правовое государство» для оценки событий и явлений общественной жизни, реалий политического развития;

Знание важнейших политических институтов, их отличительных признаков и свойств;

Решение заданий на выделение характерных черт и признаков правового государства.

Умение выявлять и распознавать на приведенных примерах черты и признаки гражданского общества

15


Избирательные системы.

Политическое участие.

Умение распознавать основные типы избирательных систем, определять наиболее существенные признаки выборов в демократическом обществе;

Решение задач со статистическими таблицами и графическими объектами;

Умение правильно использовать в различном контексте понятие «политическое участие».

Право

16


Терминология темы «Право»

Правовые нормы.

Система права.

Правовые акты.

Законодательная, исполнительная и судебная власти в РФ.

Конституция.

Умение выделять основные элементы темы, взаимосвязь элементов и их взаимодействие;

Знание терминов и умение выявлять их в контексте.

Решение задач с анализом источника;

Решение заданий на подтверждение или опровержение суждений по теме;

Знание отличий отраслей права, их специфики;

Решение задач с самостоятельной формулировкой развернутого ответа, в котором необходимо раскрыть признаки;

Умение работать с оригинальными текстами, правовыми документами;

Использование нормативного документа в заданиях с развернутым ответом

Сущность правоотношений, явлений, порождающих правоотношения. Отличия различных отраслей права, их специфика. Гарантия прав. Отличия декларированных прав от прав гарантированных.

Владение правовыми знаниями на уровне понимания.

Работа с правовыми документами, источниками.

24


Правоотношения. Правонарушения.

Юридическая ответственность, ее виды.

Система судебной защиты прав человека.

Решение задач – проблемных ситуаций, оперируя понятиями темы на теоретическом уровне;

Решение заданий на подтверждение или опровержение суждений по теме;

Решение задач с самостоятельной формулировкой развернутого ответа, в котором необходимо раскрыть признаки;

Решение заданий на подтверждение или опровержение суждений по теме;

9.Тренировочный экзамен и анализ типичных ошибок

ё


Тренировочное тестирование

Выполнение заданий по КИМам (РЦОИ);

Знание критерий оценивания данных заданий;

Знание процедуры проведения ОГЭ;

Знание правил и порядка заполнения бланков ответов в ОГЭ.



Анализ типичных ошибок



Предэкзаменационная консультация


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ и ИСТОЧНИКОВ.


  1. Обществознание. 6-9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова. - М. : Просвещение, 2013-2016.

  2. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. - М.:ООО «Русское слово», 2010.-192с.

  3. Обществознание в таблицах и схемах. Издание 2-е, испр. и доп. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2014.-80с.

  4. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в ВУЗы. Духовная жизнь общества. Политика и власть. – М.: «Уникум-центр», 1998.-151с.

  5. Практикум по обществознанию/ под ред. В.Н.Князева, Л.Ш.Лозовского, Б.А.Райзберга, Д.Н.Землякова.-2-е изд.- Айрис-пресс, 2003.-320с.

  6. Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.- М.: АСТ: Астель, 2009.-158с.

  7. Шапалов В.Н. Основы современного обществознания в тезисах, таблицах и комментариях. Учебное пособие. - Тюмень: ООО «Лаконика», ИЦ А.Алалыкина, 2002.

  8. Материалы "Открытого банка заданий" ФИПИ.

  9. Повторение и контроль знаний. Обществознание, интерактивные дидактические материалы. М. "Планета", 2015 г.