СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Противодействие коррупции" 10 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

элективный курс 

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Противодействие коррупции" 10 класс»

Кагальницкий район станица Хомутовская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хомутовская средняя общеобразовательная школа № 12

РАССМОТРЕНО

На педагогическом совете

Протокол №1 от 31.08.2023

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

_____________Я.С.Ковалевская

Приказ №80 от 31.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ Хомутовской СОШ №12

_____________Т.И.Крикунова

Приказ №80 от 31.08.2023г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

по обществознанию «Противодействие коррупции»

Уровень: среднее общее образование

Класс: 10

На 2023-2024 учебный год.

Сроки реализации программы: 1 год

Количество часов: 15

Учитель: Ковалевская Яна Сергеевна





Программа разработана на основе авторской программы «Противодействие коррупции через образование» Качкина Т.Б., Качкин А.Ф. г. Ульяновск, 2020 г.




Содержание

стр.

Пояснительная записка_________________________________________________________________________________________________3


Нормативно-правовая база для составления рабочей программы________________________________________________________3-4

Общаяхарактеристикаучебногопредмета_________________________________________________________________________________4-6


Местоучебногопредметавучебномплане________________________________________________________________________________6


Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса _____________________________________________6-10


Содержаниеучебногопредмета__________________________________________________________________________________________10-12


Тематическоепланирование__________________________________________________________________________________________ 13


Календарно-тематическоепланирование__________________________________________________________________________________14-34


Учебно –методическое иматериально–техническоеобеспечениеобразовательногопроцесса______________________________________34-37


Лист корректировки рабочей программы_____________________________________________________________________________38-41














Пояснительная записка

Программа разработана на основе авторской программы «Противодействие коррупции через образование» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы Качкина Т.Б., Качкин А.Ф.Ульяновск, 2020 г.Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, разработана в соответствии с учебным планом МБОУ Хомутовской СОШ №12 для 10классапри шестидневной учебнойнеделеврамкахреализациифедеральногогосударственногообразовательного стандарта среднего общего образования на 2023-2024 учебныйгод, основной образовательнойпрограммойсреднегообщегообразованиявконтекстеФГОССООМБОУХомутовскойСОШ№12на2023-2024 учебныйгод.

Цель курса– повышение правовой грамотности учащихся в сфере антикоррупционного законодательства, формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционного стандарта поведения, нетерпимого отношения к любому проявлению коррупции.

Задачиизучениякурса:

Усвоение содержания проблемы коррупции в российском и международном контексте;

- об особенностях ее проявления в различных сферах жизни общества;

- о ее причинах и последствиях;

- об исторических формах коррупции и их реализации в России и в других странах;

- о теоретических и практических подходах к противодействию коррупции, способах и методах разработки стратегии противодействия коррупции и путях её применения.    

- Формирование адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

- комплекс знаний, обеспечивающих в коррупциогенных ситуациях поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

- создать условия для воспитания у молодых людей негативного отношения к любому проявлению коррупции;

- стимулировать мотивацию активного антикоррупционного поведения.

-сформировать практические навыки: умение распознавать коррупцию как элемент социально-политической жизни общества в международном и национальном контексте, анализировать деятельность органов государственной власти, политических и общественных организаций в сфере противодействия коррупции и принимать в ней участие, выявлять конструктивные и неэффективные подходы к решению проблемы коррупции на национальном, региональном и местном уровне и формулировать обоснованную точку зрения по проблеме разработки и реализации антикоррупционной политики. 

Нормативно-правовая база для составления рабочей программы:

Рабочая программа по элективному курсу «Основы антикоррупции»на 2021/22 учебный год для обучающихся 10-го класса МБОУ Хомутовской СОШ № 12 разработана в соответствии с требованиями:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12. 2012 № 273- ФЗ;

2. Областной закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

3.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

4.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ № 413 от 17.05.2012 г. в действующей редакции;

5. Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,основногообщего,среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» в действующей редакции;

6. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28 сентября 2020 г. №28

7. Учебный план МБОУ Хомутовской СОШ № 12 для 10 класса при шестидневной учебной неделе в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования на 2023-2024 учебный год.

8. Образовательная программа среднегообщего образования в контексте ФГОС СОО МБОУ Хомутовской СОШ № 12 на 2023-2024 учебный год.

9. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ Хомутовской СОШ № 12.

10.Программы элективного курса «Основы потребительских знаний», 10 класс, В.Д.Симоненко, Т.А. СтепанченкоМ.: Вита-Пресс, 2016г..


УМК


Качкина Т.Б., Качкин А.Ф. «Противодействие коррупции через образование» г. Ульяновск, 2020 г.

Общая характеристика учебного предмета.

Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры учащихся

В основе подхода лежит представление о том, что возможности для проявления коррупции связаны с наличием в нашем обществе следующих проблем:

1) отсутствие в общественной морали активного осуждения и даже простого неприятия действий чиновника, присваивающего общественное достояние, или извлекающего выгоду из служебного положения;

2) отчуждение граждан от принятия властных решений, связанных с жизненно важными для них вопросами;

3) непрозрачность расходования средств, предназначенных для решения социальных проблем общества;

4) слабая правовая грамотность и правовой нигилизм.


Принципы антикоррупционного образования:

1. Преемственность

2. Системный подход. Антикоррупционное образование должно рассматриваться как комплексная система, интегрированная по вертикали и горизонтали.

3. Комплексность, направленность как на формирование антикоррупционного мировоззрения, так и формирование антикоррупционного стандарта поведения и активной гражданской позиции.

4. Учет возрастных особенностей.

5. Интегрированность в образовательный процесс.

6. Связь с компетентностным подходом в образовании:

- способность к критическому восприятию действительности;

- способность адекватно оценить ситуацию;

- способность выработать свою независимую оценку ситуации;

- способность занять позицию, исходя из выработанной оценки;

- способность аргументировано отстоять эту позицию;

- способность эффективно действовать в соответствии со своими убеждениями;

- способность брать на себя ответственность за свои действия.

7. Партнерство. Реализация задач антикоррупционного образования возможна при участии в данном процессе всех заинтересованных сторон: молодежных организаций, родительской общественности, социально-ответственных предпринимателей, представителей властных структур и правоохранительных органов, представителей религиозных конфессий.

8. Превентивность. Антикоррупционное образование должно быть направлено на предупреждение любого проявления коррупционного поведения и мышления.


Направления антикоррупционного образования.

1. Преодоление правового нигилизма. Уважение к закону должно стать определяющим принципом жизни каждого гражданина. В преодолении правового нигилизма особую роль играют правовое просвещение и формирование основ правовой культуры учащихся, в частности и в сфере антикоррупционного законодательства.

2. Информирование учащихся о многоликости коррупции: о сути коррупции как социального явления, противозаконного деяния, экономического феномена, политического феномена, элемента культуры данного общества, нравственной болезни общества. Четкое представление о целях, субъектах, формах и видах, сфере реализации, содержании коррупции.

3. Формирование осознанного восприятия/отношения к коррупции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали и этики. Не только карающий закон, но и нравственный выбор охраняет власть и общество от коррупции. В обществе, оправдывающем коррупцию, закон не сможет ее предотвратить. Поэтому сегодня надо закладывать основу будущего России - воспитывать в подрастающем поколении нетерпимость к проявлениям коррупции, формировать в обществе устойчивую отрицательную оценку коррупции.

3. Освоение навыков, необходимых для борьбы с коррупцией. Создание антикоррупционного стандарта поведения. У учащихся должно не только доминировать мнение о коррупционном поведении, как о поведении, неприемлемом не при каких условиях, но и должны быть практические деятельностные навыки такого поведения в конкретных жизненных ситуациях. Причем противодействие коррупции должно носить не только пассивный характер - не приемлю и не участвую в коррупционных деяниях, но и активный - борюсь с любыми проявлениями коррупции в нашем обществе.

4. Антикоррупционная пропаганда и распространение идей законности и уважения к закону - это важное направление реализации Национального плана противодействия коррупции.

5. Деятельность, направленная на понимание природы коррупции, осознание социальных потерь от ее проявлений, умение аргументированно защищать свою позицию, умение искать пути преодоления проявлений коррупции.



Описание места учебного предмета в учебном плане:

Согласно календарному учебному графику МБОУ Хомутовской СОШ №12 на 2023-2024 уч. год для 10 класса по программе предусмотрено 18часов для обязательного изучения учебного предмета на уровне основного общего образования, т.е. 1 час в неделю.

Требования к результатам обучения и освоения содержания элективного курса.

Личностные результаты обучения:

  • формирование субъектной позиции у обучающихся, понимание необходимости быть самостоятельными в принятии решений;

  • формирование у обучающихся ценностей ответственного поведения в области личных финансов и потребления различных ресурсов семьи, школы, общества и государства;

  • формирование элементарных финансовых знаний современного человека;

  • готовность и способность обучающихся к самообразованию в области финансовой грамотности на всех жизненных этапах;

  • формирование уважительного отношения к труду и трудовым и финансовым правам;

  • готовность обладать правами потребителей финансовых услуг и защищать эти права в случае их нарушения;

  • готовность осваивать правила поведения при взаимодействии с финансовыми организации и государственными органами, роли и формы финансовой жизни семьи.

Метапредметные результаты обучения, включающие:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности через понимание необходимости инвестирования в свой человеческий капитал. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы, которые можно решить с использованием услуг финансовых организаций;

  • разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов;

  • ставить финансовые цели свойственной деятельности;

  • формулировать учебные задачи как шаги для достижения поставленной цели практической финансовой деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и практических финансовых задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и практических финансовых задач;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать способы решения задач в области личных финансов;

  • составлять план решения финансовой проблемы (выполнение проекта, проведение исследования);

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию в связи с пониманием инвестирования в человеческий капитал.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Обучающийся сможет:

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта.

Познавательные универсальные учебные действия:

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • критически оценивать содержание и форму текста.

3. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.

  2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные клишированные и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его;

Предметным результаты обучения:

освоение базовых понятийи знаний, отражающих устройство финансового сектора и принципов его функционирования в современном обществе, в частности: деньги, финансы, банк, инфляция, валюта, финансовый риск и его виды, способы минимизации, семейный бюджет, правила ведения семейного бюджета, трудовая дееспособность, трудовые права подростка, гражданско-правовые и трудовые отношения, финансовые услуги и продукты, инвестиционные компании, страховые компании, банковский вклад и счёт, банковская карта, финансовая безопасность, финансовая цель, страхование и его виды, минимизация финансовых затрат при планировании путешествий, накопления и правила их формирования, защита прав потребителя финансовых услуг, финансовое мошенничество, финансовая система государства, государственный бюджет, налоги и их виды и способы уплаты, налоговые вычеты и способы их оформления, человеческий капитал и способы инвестирования в него для увеличения благосостояния в будущем.

освоение предметных умений, включающих умения вести элементарные финансовые расчёты и использовать финансовую информацию для принятия решений.

Освоение компетенции финансовой грамотности:

  • оценивать выгоды и издержки, сопряжённые с использованием разных видов денег;

  • выбирать вид денег для использования в конкретной жизненной ситуации;

  • оценивать риски, связанные с использованием различных видов денег, учитывать их при осуществлении различных финансовых операций;

  • оптимизировать расходы семейного бюджета;

  • оценивать семейные и личные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей семьи;

  • совершать «умные» покупки на основе анализа, сравнения и оценки различных вариантов;

  • определять ресурсы, которые могут приносить доход и находить способы увеличения доходов семьи;

  • грамотно составлять семейный бюджет с учётом возможных рисков и финансовых потерь;

  • находить (подбирать) варианты личного заработка в конкретных жизненных условиях;

  • оценивать предлагаемые условия найма на работу с позиции соблюдения трудовых прав несовершеннолетнего;

  • защищать свои права работника в случае их нарушения;

  • выбирать наиболее подходящий вклад для конкретной жизненной ситуации;

  • грамотно выбирать банковскую карту и безопасно её использовать;

  • формировать план накоплений на финансовую цель;

  • выбирать страховой продукт для конкретных жизненных ситуаций;

  • находить наиболее выгодные способы организации путешествий;

  • защищать свои права потребителя финансовых услуг;

  • определять налоги и сроки их выплаты в разных жизненных ситуациях;

  • оценивать имущество и доходы с точки зрения расходов на налоги, планирования своевременной уплаты налогов и оформления налогового вычета;

  • определять способы инвестиций в свой человеческий капитал;

  • формировать свою траекторию накопления человеческого капитала.


Формы и методы обучения:

  • уроки – деловые игры, практикумы;

  • уроки – защиты тематических заданий, творческих работ;

  • самостоятельная работа;

  • решение тестов, задач, проблемных ситуаций;

  • выполнение творческих проектов.

Формы контроля:

  • при текущем контроле: фронтальный опрос, индивидуальные задания, самостоятельные и практические работы;

  • при итоговом контроле: защита творческих проектов.









Содержание программы

Раздел 1. Правовые основы противодействия коррупции.8 ч.

Подходы к определению понятия «коррупция». Причины актуализации на современном этапе проблему коррупции в России осознания обществом необходимости ограничения ее негативных последствий.

Понятие «коррупция» как сложное, многоаспектное. Многообразие проявлений коррупции в обществе. Коррупция как системное явление. Экономическая коррупция, политическая коррупция, коррупционная мораль. Коррупционное мировоззрении в чем его опасность для общества.

Юридическое понимание коррупции. Коррупция как преступление и как проступок. Структура коррупции. Виды и формы коррупции. Бытовая коррупция, ее виды.

Причины распространения коррупции в современной России и в мире.

Сущность коррупции. Негативные последствия коррупции для общества и государства. Можно ли обуздать коррупцию. Миф о коррупции как о безальтернативной части культуры. Подходы к вопросу о направлениях борьбы с коррупцией. Системный подход к борьбе с коррупцией.

Основные термины и понятия в рамках темы: коррупция; чиновник; государственный служащий; фаворитизм; взятка; подкуп; вымогательство; злоупотребление служебным положением; криминальный лоббизм; клептократия.

В результате изучения темы учащийся 10 класса должен:

Знать/ понимать:

- чем отличаются подходы к определению права;

- объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона, и какие существуют между ними различия;

- общее в морали и праве;

- роль системы права в регулировании общественных отношений;

- что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие;

- разъяснять сущность права, различные его значения;

Уметь:

- правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах;

- пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права;

- уметь определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений;

- разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура» личности;

- раскрывать важнейшие признаки правоотношений;

- определять особенности правонарушений;

- объяснять различие между проступком и преступлением;

- называть главные черты юридической ответственности;

- объяснять предпосылки правомерного поведения;

- объяснять каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры;

- называть основные глобальные проблемы современности.


Раздел 2.Финансовые организации и их услуги 10 ч.


Взаимосвязь финансовых потребностей и деятельности финансовых организаций. Финансовые услуги и их виды. Финансовые продукты. Финансовые организации (банк, микрофинансовые организации, инвестиционные компании, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании). Цели деятельности финансовых организаций. Платёжная система, финансовый инструмент, финансовый продукт. Коммерческий банк, Банк России и его деятельность. Банковский счёт, банковский вклад, договор банковского вклада, сумма вклада, система страхования вкладов, параметры вкладов, капитализация, доходность вклада. Выбор вида вклада и финансовые задачи вкладчика. Банковская карта, виды банковских карт (дебетовая, кредитная), кредитная история, правила пользования банковскими картами, аутентификация, PIN-код, мобильный банк, интернет-банк. Издержки и выгоды пользования банковскими картами. Риски мошенничества при пользовании банковской картой. Правила безопасного использования банковских карт. Взаимные обязанности банка и держателя банковских карт. Накопление, эмоциональная и финансовая цель, грамотное составление плана накоплений, источники накоплений подростка. Постановка финансовых целей и планирование их достижения. Страхование. Страховые и нестраховые риски. Минимизация рисков с помощью страхования. Самострахование, взаимное страхование, страховой фонд, страховой случай, страховщик, страхователь, застрахованное лицо, выгодоприобретатель, страховой полис, страховая сумма, страховая выплата, страховая премия, страховые взносы, имущественное страхование, ОСАГО, личное страхование, медицинское страхование, пенсионное страхование, социальное страхование. Финансово грамотное путешествие и минимизация затрат. Базовые права потребителя финансовых услуг, моральный вред, способы возмещения потерь потребителю, способы защиты прав потребителя финансовых услуг, Роспотребнадзор, финансовый омбудсмен, мошенничество, финансовые пирамиды.

Способы деятельности:

  • расчет доходности вклада, в том числе с капитализацией процентов;

  • пользование калькулятора страхования;

  • формирование плана накоплений на финансовую цель;

  • использование сайтов для получения финансовой информации;

  • поиск информации по защите прав потребителей на сайтах Роспотребнадзора и Банка России;

  • выбор вклада для конкретной жизненной ситуации;

  • выбор банковской карты;

  • выбор страхового продукта под конкретные жизненные ситуации;

  • поиск выгодных способов организации путешествий;

  • защита своих права потребителя финансовых услуг.




В результате изучения темы учащийся 10 класса должен:

Знать/ понимать:

- чем отличаются подходы к определению права;

- объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона, и какие существуют между ними различия;

- общее в морали и праве;

- роль системы права в регулировании общественных отношений;

- что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие;

- разъяснять сущность права, различные его значения;

Уметь:

- правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах;

- пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права;

- уметь определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений;

- разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура» личности;

- раскрывать важнейшие признаки правоотношений;

- определять особенности правонарушений;

- объяснять различие между проступком и преступлением;

- называть главные черты юридической ответственности;

- объяснять предпосылки правомерного поведения;

- объяснять каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры;

- называть основные глобальные проблемы современности.

Формы и средства контроля планируемых результатов:

Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:

- тестирование;

- самоконтроль (тестирование в электронном учебном пособии);

- результаты практическая работа – таблица, схема, заключение экспертизы, анализ;

- участие в круглом столе;

- защита проектов;

- устный контроль;

- презентации результатов анализа и исследования.

Текущий контроль – посещение занятий, заслушивание, обсуждение и оценка устных выступлений, участие в дискуссиях, проектах.

Итоговый контроль – зачет в форме защиты исследовательских проектов




Учебно-тематический план


п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Раздел 1. Правовые основы противодействия коррупции.

8

2

Раздел 2.Финансовые организации и их услуги

10


Итого:

18



Календарно-тематическое планирование

элективного курса по обществознанию «Противодействие коррупции» 10 класс



п/п



Тема урока

Колич.

часов



Тип урока

Планируемые результаты


Виды учебной деятельности


Виды контроля


Оборудование


Домашнее

задание

Дата проведен.

по плану

Предметные результаты

Метапредметные УУД

Личностные результаты




Раздел 1 « Правовые основы противодействия коррупции» 8 ч.

1

Понятие и признаки коррупции.

2

Урок первичного изучения учебного материала-

.

Познакомиться с основным содержанием курса 10 класса.


Познавательные: давать определения понятиям.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать основы противодействия коррупции

Формирование мотивации к изучению элективного курса

Работа над доку­ментами, составле­ние табли­цы Виды деятельности учителя: Организация работы в группе, помощь в составлении алгоритма выполнения задания

Текущий.

Схемы Презентация

Документы

Записи в тетрад.

02.09


2

Содержание коррупции как социально-правового явления.

2

Урок первичного изучения учебного материала-

Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание.

Познавательные:

осуществляют поиск не­обходимой информации для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о коррупции как социально-правового явления.

Понимают значение знаний для человека и принимают его.


Работа над доку­ментами, составле­ние табли­цы Виды деятельности учителя: Организация работы в группе, помощь в составлении алгоритма выполнения задания

Текущий.

Схемы Презентация

Документы

Записи в тетрад.

09.09


3

Историко-правовой анализ борьбы с коррупцией.

2

Урок первичного изучения учебного материала-

Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание.

Познавательные:

ориентируются в словаре; осуществляют поиск не­обходимой информации для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления Историко-правовой анализ борьбы с коррупцией..


Понимают значение знаний для человека и принимают его.


Работа над доку­ментами, составле­ние табли­цы Виды деятельности учителя: Организация работы в группе, помощь в составлении алгоритма выполнения задания

Текущий.

Схемы

Презентация

Документы

Записи в тетрад.

16.09


4

Национальная стратегия противодействия коррупции и национальный план противодействия коррупции



2

Урок первичного изучения учебного материала-

Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание.

Познавательные:

ориентируются в словаре; осуществляют поиск не­обходимой информации для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о стратегии противодействия коррупции и национальный план противодействия коррупции.


Понимают значение знаний для человека и принимают его.


Работа над доку­ментами, составле­ние табли­цы Виды деятельности учителя: Организация работы в группе, помощь в составлении алгоритма выполнения задания

Текущий.

Схемы Презентация

Документы

Записи в тетрад.

23.09


5

Классификации правовых средств и способов противодействия коррупции.




2

Урок первичного изучения учебного материала-

Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание.

Познавательные:

ориентируются в словаре; осуществляют поиск не­обходимой информации для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о Классификации правовых средств и способов противодействия коррупции.

.


Понимают значение знаний для человека и принимают его.


Работа над доку­ментами, составле­ние табли­цы Виды деятельности учителя: Организация работы в группе, помощь в составлении алгоритма выполнения задания


Текущий.

Схемы

Презентация

Документы

Записи в тетрад.

30.09


6

Трудовое законодательство и преодоление коррупции.


2

Урок обобщения и систематизации знаний

Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание.

Познавательные:

ориентируются в словаре; осуществляют поиск не­обходимой информации для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о Трудовом законодательство и преодоление коррупции..


Понимают значение знаний для человека и принимают его.


Работа над доку­ментами, составле­ние табли­цы Виды деятельности учителя: Организация работы в группе, помощь в составлении алгоритма выполнения задания


Текущий.

Схемы Презентация

Документы

Записи в тетрад.

07.10



7

Гражданское и административное законодательство в борьбе с коррупцией

2

Урок первичного изучения учебного материала-

Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание.

Познавательные:

ориентируются в словаре; осуществляют поиск не­обходимой информации для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления

Понимают значение знаний для человека и принимают его.


Защита исследовательских проектов.



Текущий.

Схемы

Презентация

Документы

Записи в тетрад.

14.10


8

Уголовное законодательство и борьба с коррупцией.


2

Урок первичного изучения учебного материала-

Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание.

Познавательные:

ориентируются в словаре; осуществляют поиск не­обходимой информации для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о борьбе с коррупцией.

Понимают значение знаний для человека и принимают его.


Работа над доку­ментами, составле­ние табли­цы Виды деятельности учителя: Организация работы в группе, помощь в составлении алгоритма выполнения задания


Текущий.

Схемы Презентация

Документ

Записи в тетрад.

21.10


Раздел 2.Финансовые организации и их услуги 7 ч.

9

Финансовые организации и их виды



2

Урок первичного изучения учебного материала

Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание.

Познавательные:

ориентируются в словаре; осуществляют поиск не­обходимой информации для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о борьбе с коррупцией.

Понимают значение знаний для человека и принимают его.


Работа над доку­ментами, составле­ние табли­цы Виды деятельности учителя: Организация работы в группе, помощь в составлении алгоритма выполнения задания


Текущий.

Схемы Презентация

Документ

Записи в тетрад.

11.11


10

Банковские услуги: выбор вклада



2

Урок первичного изучения учебного материала

Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание.

Познавательные:

ориентируются в словаре; осуществляют поиск не­обходимой информации для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о борьбе с коррупцией.

Понимают значение знаний для человека и принимают его.


Работа над доку­ментами, составле­ние табли­цы Виды деятельности учителя: Организация работы в группе, помощь в составлении алгоритма выполнения задания


Текущий.

Схемы Презентация

Документ

Записи в тетрад.

18.11


11

Банковские услуги: выбор банковской карты


2

Урок первичного изучения учебного материала

Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание.

Познавательные:

ориентируются в словаре; осуществляют поиск не­обходимой информации для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о борьбе с коррупцией.

Понимают значение знаний для человека и принимают его.


Работа над доку­ментами, составле­ние табли­цы Виды деятельности учителя: Организация работы в группе, помощь в составлении алгоритма выполнения задания


Текущий.

Схемы Презентация

Документ

Записи в тетрад.

25.11


12


Формирование накоплений


2

Урок первичного изучения учебного материала-

Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание.

Познавательные:

ориентируются в словаре; осуществляют поиск не­обходимой информации для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о борьбе с коррупцией.

Понимают значение знаний для человека и принимают его.


Работа над доку­ментами, составле­ние табли­цы Виды деятельности учителя: Организация работы в группе, помощь в составлении алгоритма выполнения задания


Текущий.

Схемы Презентация

Документ

Записи в тетрад.

02.12


13

Страхование и выбор страхового продукта


2

Урок первичного изучения учебного материала-

Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание.

Познавательные:

ориентируются в словаре; осуществляют поиск не­обходимой информации для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о борьбес коррупцией.

Понимают значение знаний для человека и принимают его.


Работа над доку­ментами, составле­ние табли­цы Виды деятельности учителя: Организация работы в группе, помощь в составлении алгоритма выполнения задания


Текущий.

Схемы Презентация

Документ

Записи в тетрад.

09.12


14

Финансово грамотное путешествие

2

Урок первичного изучения учебного материала-

Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание.

Познавательные:

ориентируются в словаре; осуществляют поиск не­обходимой информации для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о борьбе с коррупцией.

Понимают значение знаний для человека и принимают его.


Работа над доку­ментами, составле­ние табли­цы Виды деятельности учителя: Организация работы в группе, помощь в составлении алгоритма выполнения задания


Текущий.

Схемы Презентация

Документ

Записи в тетрад.

16.12


15

Защита своих прав потребителя финансовых услуг


2

Урок первичного изучения учебного материала-

Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый пошаговый контроль; приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание.

Познавательные:

ориентируются в словаре; осуществляют поиск не­обходимой информации для выполнения заданий;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о борьбе с коррупцией.

Понимают значение знаний для человека и принимают его.


Работа над доку­ментами, составле­ние табли­цы Виды деятельности учителя: Организация работы в группе, помощь в составлении алгоритма выполнения задания


Текущий.

Схемы Презентация

Документ

Записи в тетрад.

23.12



За 1 полугодие: по плану – 15 часов, фактически - часа.






Учебно - методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса


ТСО:

  • Компьютер;

  • Экран.

  • Проектор Optoma DS317e

  • Проектор HIPER Cinema A2

  • Интерактивная панель

  • [LMP6502ELRU] Lumien

  • Интерактивная панель 65" [INF6500]

  • МФУлазерный HP Color LaserJet Pro

  • МФУлазерный BROTHERDCP-L2500DR

  • Цветной копир-принтер-сканер-факс KyoceraM5521cdn


Электронные ресурсы

http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml - официальный сайт Президента Российской Федерации (актикоррупционный раздел)

www.polit.ru/news/- ПОЛИТ.РУ.

http://law.edu.ru- юридическая Россия Федеральный правовой портал

http://forum.help.su – Общероссийское общественное движение : Жилье, Земля, Люди

http://www.anti-corr.ru/коррупция в России и в мире

http://www.stopcorruption.ru/ - Общественный антикоррупционный комитет

Интернет-ресурсы

  1. URL: https://вашифинансы.рф — совместный проект Министерства финансов и Роспотребнадзора, огромная коллекция материалов по финансовой грамотности для населения России. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы «Детям и молодёжи о финансах» и «Финансовые калькуляторы».

  2. URL: https://fincult.info — портал о финансовой культуре, созданный Банком России. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы «Всё о финансах» и «Сервисы».

  3. URL: https://хочумогузнаю.рф — коллекция материалов по финансовой грамотности. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы «Финансовые услуги» и «Интерактив».

  4. URL: https://fingram.oc3.ru — интерактивный практикум «Понимаю финансовый договор» от компании ОС3 поможет понять свои риски перед приобретением различных финансовых услуг.

  5. URL: http://www.financialfootball.ru — онлайн-игра «Финансовый футбол» от компании VISA и Российской экономической школы.

  6. URL: http://happy-finance.ru — настольная игра по финансовой грамотности.

//www.korrup.ru/ - Национальный Антикоррупционный Совет Российской Федерации


Нормативные правовые акты:

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // 26.06.2006. № 26. Ст. 2780.

  2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 31.12.2012, №53 (ч. 1). Ст. 7598.

  3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О противодействии коррупции» // СЗ РФ 29.12.2008, № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

  4. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 20.07.2009, № 29. Ст. 3609.

  5. Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы» // СЗ РФ. 14.04.2014, № 15, ст. 1729.

  6. Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 (ред. от 13.03.2012) «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» // СЗ РФ. 19.04.2010, № 16. Ст. 1875.

  7. Распоряжение Правительства РФ от 14.05.2014 № 816-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы» // 26.05.2014, № 21. Ст. 2721.

Литература для учащихся:

  1. 4.Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. – М., 2018.

  2. 5. Музалевская Е.А. Проявления коррупции в системе образования // Официальный сайт Московского гуманитарного университета. URL:

  3. Сатаров Г.А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции // Общественные науки и современность. – 2017. – № 6

Литература для учителя:

1. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2019.

2. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.

3. Клюковская И.Н. Современное состояние коррупции в России и проблемы ее предупреждения. – Ставрополь, 2018






















17